Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Враджана-пранаяма - дыхательное упражнение при ходьбе

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > Враджана-пранаяма - дыхательное упражнение при ходьбе

alt=

"Эта пранаяма является разработкой Шри Свами Шивананды и носит название «Враджана-пранаяма». Упражнение выполняется исключительно при ходьбе. Его эффективность для улучшения здоровья без преувеличений поразительна!

Способ выполнения

Во время ходьбы тело необходимо держать прямо. Вдох должен быть медленным, ровным и глубоким, в ритме с шагами. Нужно сделать вдох на четыре счета, не задерживая дыхания, – выдохнуть, считая до шести. Выдох должен быть полным, иначе добиться полноты вдоха и также выдоха не удастся. По мере освоения ритмичного дыхания при ходьбе следует постепенно удлинить вдох до 6 шагов и выдох – до 8. В течение нескольких недель тренироваться, практикуя такой ритм дыхания. Затем вдох должен быть удлинен до 8 шагов, выдох – до 12. Постепенно следует достичь соотношения, при котором вдох выполняется в течение 18 шагов, выдох – в течение 36. Для обычного человека это – предел, выходить за который не рекомендуется. Дальнейшее удлинение может дать неожиданные и не всегда подконтрольные бодрствующему сознанию психотехнические эффекты, справиться с которыми будет не так просто.

 

Примечания к выполнению пранаямы:

 

  • Враджнана-пранаяму следует практиковать во время ежедневных утренних и вечерних пешеходных прогулок по местам, свободным от пыли и дыма, там, где воздух свеж и окружение располагает к приятным размышлениям. 
  • Начинающие, в особенности слабые и больные люди, при необходимости могут вдыхать и выдыхать за равное количество шагов. Через неделю тренировки все трудности и ощущение неудобства исчезнут.
  • Дыхание должно быть равномерным и плавным, – никаких толчков и рывков. Из вдоха плавно вытекает выдох, в выдох плавно вливается вдох. Вдох и выдох – полные.
  • Критерий корректности в оценке своих возможностей – ощущение комфортности дыхания. Оно должно течь легко и удобно – ни малейшего ощущения удушья, никакого желания вдохнуть до того, как наступит соответствующий ритму момент начала вдоха. Это очень важно, пренебрежение принципом комфортности влечет за собой сердечные и легочные расстройства. 
  • При подсчете шагов за единицу принимается один полный шаг, то есть два полушуга. Полушаг – шаг одной ногой. Полный шаг – два обычных шага – шаг правой – шаг левой. В течение несколько первых недель тренироваться в выполнении враджана-пранаямы следует в течение 2 минут в начале прогулки, 2 минут в середине и 2 минут в конце, что в сумме составит 6 минут за одну прогулку. Затем длительность практики увеличивается еще на одну минуту, потом – еще на одну... Постепенно вся прогулка окажется «охваченной» практикой враджана-пранаямы. 
  • Если при выполнении враджана-пранаямы возникло ощущение хотя бы незначительного неудобства означает, что индивидуальные возможности превышены. Следует прекратить ритмичное дыхание, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и вернуться к практике в несколько менее напряженном ритме. 
  • Тот, кто религиозен, может отсчитывать шаги, повторяя про себя мантру или молитву.  

 

После двух-трех лет практики человек достигает способности дышать таким образом в течение сколь угодно длительного пешего перехода, уже не обращая внимания на подсчет шагов – ритм дыхания поддерживается автоматически.

Практика враджана-пранаямы при ходьбе позволяет с легкостью преодолевать нагрузки, сопряженные с переноской грузов на большие расстояния. Единственное условие – никакой поспешности с усвоении. Ни в коем случае нельзя пытаться превзойти самого себя. 

Все благотворное влияние на здоровье пранаямы вообще сконцентрировано в действии Враджана-пранаямы. Считается, что она настолько эффективна, что всех ее достоинств не перечислить. Тот, кто овладел искусством Враджана-пранаямы, может не опасаться туберкулеза и других тяжелых инфекционных заболеваний. Одна 70-летняя женщина излечилась от эмфиземы легких фактически только благодаря регулярной практике этого упражнения.


Советуем посмотреть

Осваиваем прогибы - часть 1

Прогибы назад обычно остаются крепким орешком даже для тех, кто занимается йогой уже не первый год. Да что скрывать: многие серьезно опасаются прогибов, отдавая предпочтение другим асанам. Причины могут быть разными: кто-то считает себя негибким, у кого-то — ревматизм в начальном стадии или ушиб поясницы.  А ведь вытяжения назад обладают великолепным тонизирующим эффектом, позволяя растягивать фронтальную поверхность позвоночника и раскрывать грудную клетку. Эти позы заряжают энергией, и поэтому хорошо подходят для утренней практики.

Существует ли женская йога?

Женская йогаТак сложилось, что большинство посетителей йога-залов – это женщины. В связи с этим часто возникают вопросы типа: 
- Существует ли женская практика?
- И следует ли женщине тренироваться наравне с мужчинами?
Мнения самих практикующих женщин и женщин-инструкторов, на сей счет отличаются полярностью. Одни говорят, что нет никакой женской практики и «перед йогой все равны», другие же говорят, что женская практика должна весьма сильно отличаться от мужской. 

 

Буддизм

В VI-V вв. до н.э., во времена, непосредственно предшествовавшие возникновению буддизма, Индия была охвачена философскими исканиями. Множество воззрений и систем возникало и активно пропагандировалось среди различных классов ее населения. Широко были распространены материалистические учения, отрицавшие какое-либо существование индивида после смерти и любое воздаяние за нравственные и безнравственные поступки. Ортодоксальная брахманская община также была разделена. Часть ее придерживалась старой жертвенной религии, которая обещала своим приверженцам вознаграждение в виде блаженного существования в небесном раю. Другая ее часть оказывала с давних пор предпочтение монистическому воззрению на мир и истолковывала награду высшего блаженства как растворение личности в безличном, всепоглощающем абсолюте. Позднее некоторые брахманские круги выдвинули идею вечной индивидуальной души, которая, после того как она была связанной во многих существованиях, должна наконец вернуться к своему истинному состоянию чистого духа, как к награде за накопленные заслуги.

Между материалистами, отвергавшими воздаяние, и этерналистами, которые представляли себе возврат к чисто духовному состоянию, Будда избрал среднюю позицию. От этерналистов он заимствовал учение о постепенном накоплении духовных заслуг через ряд прогрессирующих существований, но он питал отвращение к их учению о вечном духовном принципе.