Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Враджана-пранаяма - дыхательное упражнение при ходьбе

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > Враджана-пранаяма - дыхательное упражнение при ходьбе

Враджана-пранаяма - дыхательное упражнение при ходьбе

"Эта пранаяма является разработкой Шри Свами Шивананды и носит название «Враджана-пранаяма». Упражнение выполняется исключительно при ходьбе. Его эффективность для улучшения здоровья без преувеличений поразительна!

Способ выполнения

Во время ходьбы тело необходимо держать прямо. Вдох должен быть медленным, ровным и глубоким, в ритме с шагами. Нужно сделать вдох на четыре счета, не задерживая дыхания, – выдохнуть, считая до шести. Выдох должен быть полным, иначе добиться полноты вдоха и также выдоха не удастся. По мере освоения ритмичного дыхания при ходьбе следует постепенно удлинить вдох до 6 шагов и выдох – до 8. В течение нескольких недель тренироваться, практикуя такой ритм дыхания. Затем вдох должен быть удлинен до 8 шагов, выдох – до 12. Постепенно следует достичь соотношения, при котором вдох выполняется в течение 18 шагов, выдох – в течение 36. Для обычного человека это – предел, выходить за который не рекомендуется. Дальнейшее удлинение может дать неожиданные и не всегда подконтрольные бодрствующему сознанию психотехнические эффекты, справиться с которыми будет не так просто.

 

 

 

Примечания к выполнению пранаямы:

 

  • Враджнана-пранаяму следует практиковать во время ежедневных утренних и вечерних пешеходных прогулок по местам, свободным от пыли и дыма, там, где воздух свеж и окружение располагает к приятным размышлениям. 
  • Начинающие, в особенности слабые и больные люди, при необходимости могут вдыхать и выдыхать за равное количество шагов. Через неделю тренировки все трудности и ощущение неудобства исчезнут.
  • Дыхание должно быть равномерным и плавным, – никаких толчков и рывков. Из вдоха плавно вытекает выдох, в выдох плавно вливается вдох. Вдох и выдох – полные.
  • Критерий корректности в оценке своих возможностей – ощущение комфортности дыхания. Оно должно течь легко и удобно – ни малейшего ощущения удушья, никакого желания вдохнуть до того, как наступит соответствующий ритму момент начала вдоха. Это очень важно, пренебрежение принципом комфортности влечет за собой сердечные и легочные расстройства. 
  • При подсчете шагов за единицу принимается один полный шаг, то есть два полушуга. Полушаг – шаг одной ногой. Полный шаг – два обычных шага – шаг правой – шаг левой. В течение несколько первых недель тренироваться в выполнении враджана-пранаямы следует в течение 2 минут в начале прогулки, 2 минут в середине и 2 минут в конце, что в сумме составит 6 минут за одну прогулку. Затем длительность практики увеличивается еще на одну минуту, потом – еще на одну... Постепенно вся прогулка окажется «охваченной» практикой враджана-пранаямы. 
  • Если при выполнении враджана-пранаямы возникло ощущение хотя бы незначительного неудобства означает, что индивидуальные возможности превышены. Следует прекратить ритмичное дыхание, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и вернуться к практике в несколько менее напряженном ритме. 
  • Тот, кто религиозен, может отсчитывать шаги, повторяя про себя мантру или молитву.  

 

После двух-трех лет практики человек достигает способности дышать таким образом в течение сколь угодно длительного пешего перехода, уже не обращая внимания на подсчет шагов – ритм дыхания поддерживается автоматически.

Практика враджана-пранаямы при ходьбе позволяет с легкостью преодолевать нагрузки, сопряженные с переноской грузов на большие расстояния. Единственное условие – никакой поспешности с усвоении. Ни в коем случае нельзя пытаться превзойти самого себя. 

Все благотворное влияние на здоровье пранаямы вообще сконцентрировано в действии Враджана-пранаямы. Считается, что она настолько эффективна, что всех ее достоинств не перечислить. Тот, кто овладел искусством Враджана-пранаямы, может не опасаться туберкулеза и других тяжелых инфекционных заболеваний. Одна 70-летняя женщина излечилась от эмфиземы легких фактически только благодаря регулярной практике этого упражнения.


Советуем посмотреть

«Ты есть То», или Чего боится призрачный страус

Есть такие настырные люди, раньше их звали Джняна-йогами, а теперь никак не зовут, потому что кому они нужны.  Они давно еще разузнали, что конечной истиной Веданты - т.е. итогом всего Ведического знания, которое является единственным истинным сокровищем человечества - является знаменитое изречение «Я есть То», или «Я есть Бог». Любопытно, что эта истина общедоступна, и в то же время ей уделяется ничтожное внимание в русле классической йоги...

Осваиваем Маюрасану

В этой статье речь пойдет о асане с гордым именем маюрасана (павлин). Массивная птица с противным, очень громким голосом. Действительно, красивая и гордая – отливает всеми цветами радуги, но тяжеловата. Оказалось, что павлины неплохо летают – с легкостью взлетают на крыши и так же легко преодолевают довольно большие расстояния. На самом деле, при освоении позы происходит то же самое. Вначале кажется, что тоненькие ручки ну никак не способны удержать всю массу тела, не такого уж и легкого и маленького. Зато потом взмываешь вверх с поразительной легкостью.

Адхо Мукха Шванасана (собака мордой вниз)


Методика выполнения по Б.К.С. Айенгару

Священный звук ОМ

аумСвященный слог ОМ ( он же АУМ, он же СОХАМ ) означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания.
Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную. Символ бесконечности духа, Священного в мире и человеке. Знаменует победу над Хаосом. Помогает установить связь со своей глубинной сущностью.