Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Вирасана

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Вирасана

ВирасанаВирасанаВирасана

Вирасана  — «поза героя». Основным противопоказанием для долгой фиксации этой позы является варикозное расширение вен на ногах, особенно в нижней их части. В этом случае максимальное время выдержки может составить не более сорока секунд, но допускается два три повторения.

Спина в «Вирасане» должна быть полностью выпрямленной как на участке от крестца до начала ребер, так и в шейно лопаточном отделе, грудная клетка развёрнута. Раньше уже говорилось о том, что в любой классически исполненной асане на развитие гибкости возникает предмедитативное состояние сознания, промежуточное между сном и бодрствованием, отчасти напоминающее «Шавасану». «Вирасана» весьма показательна в этом отношении, а также по эффекту соблюдения вертикали позвоночника. Если суставы голеностопов и коленей позволяют сохранять эту позу достаточно долгое время без ощущений, то к исходу восьмой десятой минуты, — если положение позвоночника неверное, — словно ниоткуда, без всякой видимой причины возникают одышка и сердцебиение. Если с осанкой всё в порядке, но не соблюдена вертикаль, расслабившись, вы начнёте падать вперёд или назад.

Если голеностопные суставы не растянуты, то вначале следует какое то время просто сидеть на пятках. Как бы сразу не удалось сесть — на пятки или на пол между раздвинутыми стопами, нужно глядеть на ощущения.

Если они существуют, — неважно где и как, исключая неприятность и боль, — следует выпрямить спину и расслабиться так, чтобы они исчезли, растаяли, чтобы не осталось ничего кроме пустотности сознания и удобства пребывания в позе. Затем, когда из этой пустоты начнёт проявляться нечто — всё равно где — следует, опираясь руками о пол, медленно наклониться вперёд, приподымая «пятую точку», и таким образом снять нагрузку с коленей и выйти из позы. Затем вытянуть ноги вперёд, и расслабить их. Если ощущения при исполнении позы не уходят, но и не усиливаются, можно оставаться в «Вирасане» до тех пор, пока вы не заметите усиления их интенсивности либо появится неприятный оттенок в ощущении. Если колени или голеностопы совсем плохи, то при исполнении этой асаны вначале следует подкладывать под «пятую точку» пару тройку книг или не слишком мягкую подушку. Идея остаётся той же: обеспечить допустимую на сегодня форму позы с минимальными ощущениями, которые затем через какое то время пропадают из поля зрения в результате сознательной релаксации тела и сознания.

Устроиться таким образом, чтоб голеностопы лежали точно на подъёмах, не разворачиваясь ни внутрь, ни наружу, пятками строго вверх, и каждая стопа должна быть вертикальна, подобно опирающейся на ребро ладони. «Пятая точка» при этом свободно располагается на полу между стопами.

Тем, кто не в состоянии сесть даже на пятки, следует делать «Ардха Вирасана», то есть половинную позу, с одной ногой, вытянутой вперёд. Если пробыть в «Вирасане» достаточно долго (конечно, без неприятных ощущений, в пустотности близкой к «Шавасане»), то возникают любопытные ощущения и эффекты. Скажем, минут после десяти появляются непонятные движения в теле, оно продолжает как то проседать в бёдрах и коленях, хотя, кажется, никакого резерва формы уже нет.

Если выдерживать позу ещё дольше, то частный терапевтический эффект её воздействия при выдержке от двадцати минут до получаса (без какого либо напряжения и неприятных ощущений) заключается в том, что снимаются так называемые кластерные (пучковые) головные боли типа мигрени, от которой вас не избавят никакие лекарства, так как их происхождение связано, по видимому, с сосудистой системой мозга.

Причина данного эффекта «Вирасаны» достаточно проста: при долгой выдержке позы кровоток в голенях существенно ограничивается, возникают и начинают нарастать застойные явления. Поскольку кровообращение полностью не остановлено, бедная кислородом кровь, постепенно попадая в кровяное русло, добирается до хеморецепторов мозга, которые «дают команду» на выброс сосудорасширяющих веществ для ликвидации будто бы возникшего на периферии острого стеноза (сужения) сосудов. Упомянутый механизм, запущенный с помощью искусственного ограничения кровотока, срабатывает автоматически, и головная боль исчезает.

Вообще время выдержки, как уже отмечалось, является громадным коэффициентом усиления эффекта асан йоги, пренебрегать которым нельзя. Можно привести несколько любопытных случаев потери контроля времени в асанах с ощутимыми последствиями.

Однажды некая дама (назовём её И.), регулярно практикующая Хатха йогу, обнаружила у себя симптомы предгриппозного состояния, что весьма её огорчило, поскольку при температуре более 37°С делать асаны не рекомендуется. С горя она решила посидеть подольше хотя бы в одной «Вирасане», чтобы хорошо расслабиться, временно не чувствуя противного щекотания в носу и царапанья в горле. Отмечу сразу, что И. обладала от природы выраженной гипермобильностью суставов. Итак, она удобно села в «Вирасану» и вскоре «выключилась», расслабившись. Придя в себя минут через сорок И. с удивлением обнаружила, что субфебрильная температура и все прочие симптомы заболевания благополучно исчезли — маленький хэппи энд.

Когда то мой знакомый аналогичным образом по настоящему заснул в «Падмасане», правда, при вполне нормальном самочувствии. Проснувшись примерно через час, он был сильно озадачен начавшейся сердечной аритмией, которая затем не отпускала его целый месяц.

Маньяк Хатха йоги из Озерска, о котором я уже упоминал, путём самозабвенного многочасового стояния на голове успешно достиг микроинсульта, после чего немедленно прекратил дурацкие эксперименты. Резюме простое: обращаться со временем экспозиции асан следует крайне аккуратно, особенно в процессе йогатерапии.

Тем, кому развитые мышцы икр мешают нормально сесть в «Вирасану», следует взять их руками и отвести наружу в стороны с тем, чтобы потом без помех опуститься на пол «пятой точкой».

Эта поза даёт великолепную растяжку суставам голеностопов, устраняет (в совокупности со «стоячими» асанами) тенденцию к их хроническим подвывихам, спровоцированным плохим качеством связочного аппарата этих суставов.

 


Советуем посмотреть

Овсянка с бананом

Овсяные хлопья,  Молоко, Банан, Свежие ягоды (например, черника), Орехи (по желанию) - по вкусу
Время приготовления - 10 мин

Большие и малые сиддхи

Большие и малые сиддхиСложившийся Пурна йог на пути Кундалини Йоги обладает восемью большими Сиддхи: Анима, Махима, Лягхима, Гарима, Прапти, Пракамья, Вашитвам и Ишитвам.

1. Анима: Йог может стать таким маленьким, как это ему заблагорассудится.

2. Махима: это противоположность Анимы. Он может стать таким большим, каким пожелает. Он может придать телу огромные размеры. Он может заполнить всю вселенную. Он может принять Вират Сварупу.

3. Лягхима: он может сделать своё тело лёгким, как вата или перо. Ваюстамбханам выполняется с помощью этой Сиддхи. В Джалястамбханам эта сила также развивается, но в очень малой степени. Тело становится лёгким с помощью Плявини Пранаямы. Йог вызывает уменьшение своей тяжести, совершая большие глотки воздуха. Йог путешествует в небесах с помощью этой Сиддхи. Он может преодолевать тысячи миль в минуту.
4. Гарима: Это противоположность Лягхимы. При этом йог приобретает способность увеличивать свой вес. Он может сделать тело тяжёлым, как гора, проглатывая воздух.

5. Прапти: Йог, стоя на земле, может достать высоко расположенные вещи. Он может коснуться Солнца, Луны или неба. С помощью этой Сиддхи йог приобретает желанные объекты и сверхъестественные силы. Он получает силу предсказания будущих событий, силу ясновидения, яснослышания, телепатию, чтение мыслей и т.д. Он может понимать язык зверей и птиц. Он может понимать также неизвестные языки. Он может лечить все болезни.

6. Пракамья: он может нырнуть в воду и выйти из неё, когда захочет. Последний Трилинга Свами из Бенареса, бывало, находился под водами Ганги около шести месяцев. Это процесс, с помощью которого йог иногда делает себя невидимым. Некоторые авторы описывают это, как способность проникать в тело другого человека (Паракая Правеш). Шри Шанкара входил в тело Раджа Амаруки из Бенареса. Тирумуляр из Южной Индии входил в тело пастуха. Раджа Викрамадитья также делал это. Это является также силой, которая позволяет обладать юношеской внешностью сколько угодно долгое время. Раджа Яяти обладал такой способностью.

7. Вашитвам: это сила приручения диких животных и осуществления контроля над ними. Это сила гипнотизирования людей воздействием воли и делающая их послушными чьим-то желаниям и приказам. Это обуздание страстей и эмоций. Это сила, подчиняющая мужчин, женщин и элементы стихий.

8. Ишитвам: это достижение божественной силы. Йог становится Богом вселенной. Йог, обладающий этой силой, может воскресить жизнь мёртвого. Кабир, Тулси Дас, Свами Акалькот и другие обладали этой силой и возвращали жизнь мёртвым. 

Тип конституции человека

Когда Викрити человека совпадает с его Пракрити, то человек идеально здоров. На практике такое встречается редко. Современный человек живет, как правило, так, что его Викрити отличается от его Пракрити. И чем больше это различие, тем больше выраженность болезни в конкретном человеке. Следовательно, Чтобы быть здоровым, необходимо свое Викрити привести к Пракрити. То есть сделать так, чтобы соотношение дош в вашем организме стал таким же, каким он и был дан от рождения.

Индра Дэви о питании йогов

Многие люди считают, что йог обязательно худ и голоден, кожа да кости. Это ошибка. Йоги очень заботятся о своем теле. Они, конечно, не дотрагиваются до мяса (как большинство индийцев, особенно брамины). Они не едят мясо спокон века и никто их не заставит делать это. Их организм должен быть чист, так как их упражнения делают организм слишком чувствительным к грубой пище.