Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Вирабхадрасана II

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Вирабхадрасана II

ВирабхадрасанаВирабхадрасана II  — вариант той же «позы героя». По форме это, если можно так выразиться, самая тупая своей простотой «стоячая» поза. Единственное, что здесь необходимо — сделать правильный выпад, соблюсти «хинч» и тщательно «глядеть» на дыхание, расслабляя живот и диафрагму. Тело — в данном случае туловище — расположено в плоскости ног, позвоночник в целом перпендикулярен полу, нет наклона вперёд, назад или в какую либо из сторон. Очень активно работают мышцы бедра той ноги, которая находится в выпаде. В этой асане при передержке экспозиции можно ощутить сбой дыхания или появление в нём затруднённости уже после выхода из позы и пребывания в исходном положении. Наличие подобного эффекта должно побудить занимающегося чётко скорректировать время экспозиции.Казалось бы, что могут дать такие простейшие положения, как «Вирабхадрасана II»? Человеку в повседневности часто приходится садиться и вставать, поэтому ноги постоянно проходят через положение «Вирабхадрасаны II», но оно, как промежуточная фаза, длится доли секунды. Если же выдерживать эту позу полминуты или больше, нагрузка на мышцы, связки и суставы усугубляется в десятки раз. Временной коэффициент усиления обуславливает сильнейшее воздействие всех асан йоги (и «стоячих» в частности) на тело, ЦНС и ВНС.

Однажды ко мне обратилась женщина средних лет, которая чуть ли не полжизни самостоятельно занималась практикой асан. Когда то эта дама прочла или услышала, что цель Хатха йоги — развитие гибкости. Этому она и посвятила долгие годы самостоятельной практики, сполна прочувствовав в опыте и последствия одной только постоянной релаксации тела и сознания. Гибкость дама развила очень высокую, это был поразительный результат для индивидуальных занятий без учителя. Тем не менее она упустила существеннейшие моменты, практикуя асаны исключительно в релаксационном ключе. Выработав потрясающую мобильность позвоночника и суставов, она незаметно сформировала у себя сильнейший гипотонус, совершенно дискомфортное, астеническое состояние с пониженным кровяным давлением, не проходящей вялостью, быстрой утомляемостью при высоком уровне нервной возбудимости, бессоннице, выраженной физической слабости. И вся эта «прелесть» — несмотря на регулярную многолетнюю практику Хатха йоги, упорядоченную жизнь, вегетарианское питание, — печальный парадокс.

Упомянутая дама совершенно не признавала силовых асан — снобизм, сродни свойственному юным представителям киевской «садханы». Я сразу сказал ей: «Гибкости у вас уже на троих, удивительно как вы этого добились, но живётся от этого не легче, правда? Вам необходима на самом деле ежедневная практика „стоячих“ поз по Айенгару, тогда почувствуете себя человеком. Она возмутилась: „Это же безобразный примитив, зачем они мне?!“

Первый же месяц практики «стоячих» асан в корне подорвал скептицизм упомянутой сверхгибкой дамы. Для начала она начала розоветь, исчез землистый, астенический оттенок лица. Раньше она буквально приползала с работы, теперь передвижения по Москве её не трогали. Произошедшей переменой Т. была страшно поражена, что выразила с присущей экспрессией: «Чёрт возьми, и надо же! Такие тупые позы, но какой эффект!»

В данном случае она сполна ощутила разницу между односторонним и сбалансированным подходами к асанам, на протяжении многих лет имея дело с плодами только одного из них. Ей недоставало обыкновенной силы и асан в ежедневных занятиях, которые бы влияли не только на парасимпатическую, но и на симпатическую часть ВНС.

Каждый человек занимает определённый участок широкого психофизического спектра возможностей. У кого то мы видим преобладание активности, избытка силы, энергии, движения, но недостаёт гибкости во всех смыслах, такие люди почти не способны к восстановлению и качественному отдыху. Они великолепные работники, но плохо расслабляются, что ведёт, как правило, к преждевременному изнашиванию телесной оболочки и выработке жизненного ресурса. Практика Хатха йоги для таких людей должна быть ориентированной исключительно на развитие гибкости и способности релаксироваться, а силовые асаны — содержаться в практике без акцента на них, в качестве средства сохранения свойственного мышечного тонуса.

Людям с пониженной энергетикой — это чаще относится к женщинам — необходимым является преобладание в практике именно силовых поз йоги. Это позволяет поднять жизненный тонус до необходимого состояния или, как говорят тексты, установить необходимый баланс между интенсивностью Иды и Пингалы, симпатической и парасимпатической частями вегетативной нервной системы (ВНС). Грамотно построенная и полностью соответствующая исходному состоянию практика Хатха йоги даёт каждому именно то, чего ему не достаёт для сбалансированности на всех уровнях организации. Но мало иметь представление о том что следует делать, надо ещё знать — как? И кроме того — делать это. Если что то из этой триады выпадает, самые благие намерения остаются бессмысленными.


Советуем посмотреть

Причины кожных болезней

Кожа – визитная карточка нашего организма. По ней можно смело судить о состоянии здоровья человека. Кожные высыпания, шелушения и жировики говорят не только о нарушенном обмене веществ в организме, но также о переутомлении или нервном напряжении, неправильном питании и образе жизни. Внешний вид кожи и ее состояние – цвет, упругость, эластичность – изменчивы и связаны с состоянием организма.

Йогатерапия плоскостопия

При статическом плоскостопии в результате постепенного ослабления мышц, поддерживающих нормальную конструкцию стоп, происходит проседание сводов, растяжение связочного аппарата и в конечном итоге изменение конфигурации суставов.

Марина Семёнова

Марина Семенова с 1989 года практиковала эзотерические практики под руководством Алексея Кондратьева, который в данное время практикует буддизм. В 1993 году вошла в хатха йогу и агни йогу под руководством Александра Григорьева, который обучался у Индры Деви. В 2004 обучалась в Шивананда-ашраме (Нейяр Дам, Керала, Индия), в Морарджи Десаи Йога Институте (Дели, Индия), прошла личный тренинг с Гуру Б.М.Сингх (Дели Йога Институт, Индия). В 2007 году закончила НГУ им. Лесгафта (бывш. СПбГУФК)

Как достичь самадхи. Часть 2.

Обнаружение мысли как чего-то отдельного от «себя» ведет к разотождествлению с наполнением ума (умом) — мыслями. Многим сложно ухватить эту идею, особенно если интеллект не является преобладающим, но действительно, наш ум — вовсе на «наш», а просто ум; «Я» (как свидетель всего в вашей жизни) и ум — это разные инструменты, которыми вполне можно и пользоваться раздельно. Ум — это синоним мысли, ум не отличен от мыслей, и если мысль прекращается — ум тоже, вместе с ней. Возникает состояние не-ума («Читта Вритти Ниродха»), которое наблюдается Наблюдателем (разумом), который еще называют Сакши («Свидетель»), или наблюдателем*.