Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
Есть теория, согласно которой, человеческий ум — род галлюцинации, возникающий из-за голодания мозга вследствие прямохождения. Последователи этой теории считают, что стоя вверх ногами, человек освежает ум и избавляется от иллюзий, которые заставляли его страдать. Вы попробуйте, и поймете сами.
Физиологи полагают, что стойки вверх ногами возвращают на места внутренние органы, опустившиеся из-за земного притяжения и отсутствия крепких поддерживающих мышц.
Веды на этот счет говорят следующее: человек бессмертен, ибо у него есть источник Сомы, нектара бессмертия. Он истекает из точки бинду (в затылке). Но если человек не потребляет Сому, то он стекает через горло вниз и превращается в страшный яд, убивающий даже бессмертного. Вот почему йоги выполняют Кхечари Мудру («проглатывание языка», задерживающего Сому) и стоят вверх ногами.
Как видите, поводов постоять вверх-тормашками немало:) Подробности о том, как это делать правильно и безопасно — в статье Алексея Соколовского
Статья Алексея Соколовского Источник
Известно, что асаны Хатха-йоги лучшего всего делать в комплексе, системно — включая позы, активизирующие все семь основных чакр снизу вверх. Однако есть такие важные асаны, которые можно делать и отдельно: либо как целевое дополнение к регулярной практике (для йогов) либо как самостоятельное упражнение йога-терапии (для людей, которые йогу не практикуют). В их числе Випарита Карани Асана (-мудра), Маха-мудра, Сарвангасана, Дханурасана. Эти позы достаточно просты и не требуют специальной подготовки. Сегодня мы расскажем об одной из важнейших и наиболее мощных асан Хатха-йоги: Випарита Карани Асане — «перевернутой позе». Это эффективная поза йоги для повышения жизнеспособности организма, доступная практически каждому.
«Есть чудодейственное средство, которое не дает (лунному) нектару сгореть в огне солнца».
Хатха-йога Прадипика о Випарита-Карани мудре
Випарита Карани Асана («перевернутая поза») — стоит как бы на стыке практик Хатха-йоги и Крия-йоги, поэтому имеются варианты ее выполнения от банального удержания формы до глубокой медитации, которая способна очистить тело на всех уровнях и даже привести к подъему Кундалини (однако для этого ее удерживают по 2-3 часа). Для целей оздоровления достаточно по несколько минут в день выполнять базовую форму упражнения, которая очень проста. Эта практика приносит множество плодов: очищение организма, оздоровление внутренних органов тела, улучшение мозгового кровоснабжения и несомненно — увеличение продолжительности здоровой жизни (активное долголетие), омоложение на клеточном уровне.
Эту практику лучшего всего выполнять утром, натощак, или вечером после 10-минутной предварительной Шавасаны (на пустой желудок: не менее 3 часов после еды).
Вхождение в асану: из положения лежа на спине (на йога-мате или сложенном пледе), руки вдоль тела ладонями вниз (для поддержки), с вдохом нужно поднять обе ноги вверх, с выдохом закинуть чуть за голову. Затем, поддерживая таз или поясницу руками, с вдохом выровнять ноги по вертикали. Важно: корпус не нужно держать вертикально, как в Сарвангасане, спина должна составлять угол примерно 45 градусов к полу. Тянуть носочки не надо, следует расслабить ступни, ноги, шею, лицо, живот и вообще все мышцы, какие возможно, не теряя позиции так, чтобы поза стала по возможности удобной. Подбородок специально прижимать к грудине тоже не нужно. Локти не должны расходиться в стороны, чтобы сохранить устойчивость.
В асане дыхание нормальное (строго через нос), глаза закрыты. На первых порах внимание нужно концентрировать на удержании позиции, а когда поза станет привычной — на области щитовидной железы (горловой центр — Вишуддхи чакра). Внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям! Следует удерживать позицию столько, сколько это удобно (начиная с нескольких циклов дыхания и по возможности постепенно увеличивая время), не допуская появления усталости. При появлении малейшего дискомфорта: постепенное учащение дыхания, тяжесть в голове, головокружение, дурнота, напряжение в спине, плечах, шее или пояснице и др. — нужно аккуратно и не спеша выйти из позы.
Выход из позиции: слегка опираясь на ладони, с выдохом медленно опустите прямые ноги на пол. Если это тяжело или есть проблемы с поясницей, облегченный выход такой: согните колени к груди, опустите ступни на пол, затем выпрямите ноги на полу.
Расслабление: после выполнения половину времени выдержки позы нужно полежать в Шавасане («Позе расслабления»): например, если вы держали позу 5 минут, то 2-3 минуты нужно отдохнуть. Делается всего один подход!
Без непосредственного руководства специалиста эту практику нельзя делать людям, страдающим от повышенного давления, болезней сердца, мозга, глаз или внутреннего уха, увеличения щитовидной железы и лицам с повышенной интоксикацией организма (если тело сильно зашлакован, или во время приема сильных лекарств, антибиотиков), после 3 месяца беременности. Асана не выполняется при наличии в крови алкоголя, никотина, непосредственно после употребления кофе, а также при запоре. В целом, при всей простоте это очень мощное упражнение, и его не стоит практиковать во время болезни.
Для выполнения более продвинутой практики (через 2-3 недели освоения базовой формы) можно практиковать Уджайи пранаяму (Свистящее дыхание йогов) в основной позиции. Продвинутая практика 2 уровня: при удержании асаны выполнять Кхечари мудру («проглатывание языка») и Уджайи пранаяму («психическое дыхание»). Такое выполнение вызывает более глубокую релаксацию, способно привести к медитации (йогическому сосредоточению), выравнивающей эмоциональный фон и повышающей умственные способности. Долгое удержание позиции — более получаса — является продвинутой практикой. Если нет неприятных ощущений, это не вредно (йоги практикуют до 3 часов), а наоборот, очень полезно для всего организма, однако требует контроля специалиста (преподавателя йоги).
Каждое упражнение должно являться актом творчества, не вызывающего сомнения ни в момент выполнения упражнений, ни потом. Должно возникнут созвучие, резонанс с пространством. Должны исчезнуть границы и условности. Это все.
Слово мула на санскрите означает «корень» или «основа», а слово адхара — «фундамент» или «опора». Таким образом, слово муладхара означает «основной фундамент»; эта чакра представляет собой первооснову индивидуального человеческого бытия. Это исходная позиция, с которой каждый человек может выражать себя как индивидуальный центр бытия. Это трамплин для достижения более высоких уровней понимания. Этот центр также широко известен как адхара чакра — «центр опоры».