Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Веды и мантры: для чего и как работают санскритские тексты

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Мантры и Янтры > Веды и мантры: для чего и как работают санскритские тексты

Веды и мантры: для чего и как работают санскритские тексты

автор: Денис Заенчковский

Задача  мантр  и священных текстов  заключается в том,  чтобы вывести  сознание  человека за пределы временных физических и эмоциональных тел. Изначальный смысл знания  и применения санскритских священных  текстов -   изменить  ум таким образом , чтобы человек  увидел и осознал высшую реальность,   присутствующую за пределами видимых и  воспринимаемых им внешних форм.

Из разнообразной  санскритской литературы, я хотел рассмотреть прежде всего то, что и как  работает как духовный метод   в настоящее время.   Применение текста, как метода  духовной практики, отличается от исследования религиоведов, индологов, лингвистов,  хотя вне всякого сомнения, их работа  заслуживает  внимания.  

 

 

Признание  авторитета  Вед означает, что  духовное знание,  низошло в материальный мир. Это знание существует  вечно,  и  проявляется  для людей  в зависимости от времени, места и обстоятельств  в   разных формах.  Шрути – услышанное, означает,  что  тексты мантр были услышаны.  Агамы – это учения,  которые  «спустились» в мир людей.  Шрути были услышаны провидцами риши, а Агамы были открыты Богами как  учения о том,  как люди могут понять себя и окружающий мир.

Не просто проследить возникновение текста, так как письменная традиция появилась относительно недавно, а передача  знаний обычно происходит устно. Учение нельзя ограничить  рамками  текста. Не учение строится "по тексту", а текст —  вспомогательный инструмент учения.   

 Тексты  отличаются по характеру, одни содержат гимны Богам, другие метафизику, философию и поучения, третьи  -  инструкции по йоге и  проведению  ритуалов, четвертые описывают  хроники событий божественной и человеческой  истории, мифы.

Одни тексты  нужно просто озвучивать и заучивать наизусть, другие требуют размышления и медитации. А некоторые можно читать как художественную  литературу. 

Существует и  многочисленная комментаторская литература, где одна школа отстаивает свой взгляд, оспаривая позиции других. Бывает,  что при таком комментировании   значение оригинала искажается  или не принимается  во внимание вообще.   

Последняя редакция 4-х  Вед была …творением махариши Вьясы, согласно  легенде,  специально  для Кали – юги,   запись 18  Махапуран и Махабхараты, упанишад, Смрити.

Легенда гласит,  что по окончанию известных событий на Курукшетре, Маха риши Вьяса удалился в Бадринатх, но он не смог обрести покой и в один из дней к нему явился Нарада и передал задние от Вишну, что он (Вьяса)  должен создать редакцию Вед для Кали юги и записать Махабхарату и Пураны. И разбить Единую Веду на 4 части.  Пока задание не будет завершено,  Вьяса не получит желаемое успокоение.

Ради исполнения задания, Вьясой  был вызван Ганеша, но он поставил условие:  что прекратит  записывать, если прекратится диктовка. Тогда Вьяса вызвал Сарасвати и позвал своих учеников Шуку  и Суту. Сарасвати должна была оставаться активной, пребывая в устах рассказчика, Ганеш  продолжал  запись, а Вьяса и ученики продолжали  повесть. Диктант, продолжался около 20 лет. За это время были  воссозданы тексты Пуран, Упанишад, Вед, Смрити:  Шива, Линга, Сканда, Маркандея, Калика, Деви Бхагавата, Ваю, Агни, Падма,  Брахманда,   Брахмавайварта, Бхавишья, Бхагавата, Вараха, Вамана,Вишну, Матсья, Курма.

Но это всего лишь легенда.

Вернемся к цели текста…

 Сат- истина единственная и неизменна реальность.  Сат – так же, душа – атма,  вечное существо, асат — временное, так как постоянно меняется. Это джива  — душа заключенная в физическую облочку тела и в ментальные и  витальные оболочки тел. Проблема в том, чтобы джива – душа в теле,  осознала себя как атму – вечное существо.   

Смысл  знания  в том,  чтобы сознание перешло от временного к вечному –….от нереальности к реальности от тьмы к свету…  Мистическая роль санскритского текста  заключается в том,  чтобы от чувств и ума перейти к духовной сути. Создать контакт,  который и есть  -  йога.

Существует 5 уровней творения …Физическое тело и эмоции чувства были созданы творцом для внешнего действия и восприятия, но есть  орган,  который тоньше чувствует , это  более тонкая субстанция чем ум: это  разум и буддхи, а  самая тонкая  часть нас  это атма. Задача очистить  атму от чувственных и ментальных  наслоений и пройти внутрь к душе. В этом  назначение  мантр как инструмента.

Принцип работы  мантр связан с  тем, что мантра особым образом модифицирует танматры индрий  -  ощущения вкуса, осязания, обоняния, зрения, слуха  и ума  -  манаса  как генератора всех мысли форм и ощущений которые приецируются через ум в эмоции. 

Мантры являются звуковыми  вибрациями,  которые блокируют  поток  впечатлений  воздействующих на ум.  

Обычно  5 чувств собирают информацию и предоставляют образы уму. Ум автоматические вырабатывает на  мысли- образы соответствующие реакции. Мантра представляет собой звук выражаенный как в мысленной,  так и в тонкой форме. За внешним звуком стоит определенный набор энергетических кодов, вызывающих из пространства определенные состояния.

 Мантры во  время громкого и тихого произнощения  связаны  с  элементом акаша: эфира. Но фактически за мантрами стоит более тонкий элемент махат – изначальный разум . Материя проявлена в трех видах вибраций – тамас раджас и саттва. При этом тамас –грубые оболочки, раджас –чувства, ум и эго, саттва причинное тело. В отличие от 24 татв классической санкхьи в шиваитской существует еще несколько элементов.  ишвара, садашива, шуддха видья (шакти) пуруша и  джива таттвы.

Практический смысл этой разницы в том,  что в шиваитской  санкхъе  мантры являются проекцией Шуддха видьи – истинного знания на авидью – те,  самые три гуны пракрити составляющие раджас, тамас и саттву.

Человеческую душу от Шивы  — запредельного Абсолютного Сознания отличает .

Связанность тремя гунами — качествами материи, и отсюда ограничения временем (кала), способностью выражения (кАла), пространством, размерами  и знанием (видья).  Проще  - атма, Божественная  частица, входя в тело, утрачивает способность все видения, всезнания, подпадает под ограничения местом временем и обстоятельствами, замыкается в своих переживаниях и  важности своего маленького "я".

Чувства и желания обладания объектами наслаждений  замыкают  ум  на материи и он утрачивает свою безграничную природу.  

Мантра это средство   воспоминания и раскрытия  неограниченного сознания в ограниченном  теле.

Своего рода компьютерный вирус,  но не разрушающий ПО, а перепрограмирующий его работу.     

 Мантры являются определенными символическкими образами, выраженные в определенных грамматичческих формах языка.

Проекция на зрительные органы,делает возможным   видение   графической  формы  Божества  –  янтры. Мантра может быть усилена ритуалами, йогой, а также количтвом повторений..    

 Звук  является способом передачи — инструментом. Он нужен для  трансляции состояний из неграниченной Видья -  Шакти в  проекцию на физический план. Существуют разные виды мантр,   проводящих   разные состояния ,  - они чем — то напоминают програмные коды или программмы компьтера.

 Какие то активны, некоторые уже не работают,  некоторые  есть,  но не могут применяться, для каждой из мантр есть свои условия по ее «активизации».

Наиболее важным принципом Гуру мантры являются мантра сиддхи. Передающий Гуру- мантру,  должен реализовать ее мантра сиддхи  - совершенство, то есть полностью войти ментальным телом в тело мантры и «стать» формой мантра- Деваты (Божества мантры). Без такой реализации,   практика мантры будет бесполезна, это все равно,  что набирать номер неактивированной симкарты.

То же относится и к мантрам прочитанным в книгах или услышанных в фильмах. 

В то же время мантра является тайным знанием,  даже если  она обще известна, ее практика будет  индивидуальным процессом. 

 Вместе с тем, Гуру является каналом передачи лишь тех мантр,  которые он представляет по своей учительской  преемственности.   Условиями для включения   — мантры составляет ямы-ниямы  (предписания –запреты)  для данной мантры, пурашчарану, —  определенное количество повторений, хому, марджану, тарпану, бходжану.

С одной стороны эти ритуалы   могут существенно увеличить  силу мантр, их влияние на сознание,  но в то же время могут способствовать подъему «старой кармы» — непроработанных  карм . Это  "багаж  из  прежних ситуаций и реакций ментального тела, который   по прежнему влияет на нас  в настоящий момент.  Смрити – память один из удерживающих механизмов, а так же постоянно повотрящийся опыт переживаний одних и тех же, обусловленных неведением состояний. Термины асмита, рага, двеша  — эго, влечение и отвращение. Как бы и рад освободиться от некоторого груза,  но  инерция  старых  привычек  мешает. Абхинивеша – жажда продолжения себя, сохранения текущего опыта.

 В виде разных  состояний и переживаний прошлого. Понятие кармы  является одним из самых важных,  так как это главный инструмент решения всех проблем .  Если вы чего то не видите, не понимаете  либо не в состоянии сделать ответ прост:  мы не создали причины для этого.

Многие тексты по йоге не рассматривают детали кармы, так как часто ее концепция используется неверно. Вместо трансформации людям свойственно органичивать себя используя слово «карма». 

Науки  и методы используемые в  формах  Видьи ( Знания) – это способы создания причин. Видья передается как состояние от Учителя к ученикам, вопрос, какой метод учителя и его сиддхи, такой будет и передаваемая форма знания ученикам.

Одна из причин,  по которой ученик должен оставаться рядом с Гуру какое то время — невербальная передача знания. 

Знание не только информация,  это поток трансформирующей энергии. Не всегда  хватает  своих сил, чтоб его сгенерировать

 Значительная часть  мантра  видьи  была посвящена изучению отдельных дисцплин, так как без них,  нет возможности войти и работать в  этой системе «по полной пограмме» . Поэтому специализация-  один из важных отправных пунктов поиска. В любой из форм  видьи нам придется двигаться по  пути накопления навыков и знаний. Это способ «увидеть»  Бога,  точнее:  способ   создания  карм, которые со временем  позволят нам его увидеть.

Мы можем полагаться на милость Бога,  но важно понимать,  что Его милость приходит в материальной форме  -   практики.

На  санскрите существут множество терминов, для обозначения разных методов. Но,  ключи к их пониманию находятся в самой системе обучения и передачи. Воспользоваться «плодами можно,  когда определенная  работа уже проделана.

Тоже самое относится к йоге – ваш запрос и готовность  определяет какой  форме йоги,  кто и  как вас будут учить.  А так же то,  насколько вы сможете добится   в этом успеха. — Создать причины и  завершить изменения. Аутентичная  дисциплина  знания,    не   особо считается с нашими личными предпочтениями, эмоциями и амбициями,  так как   большая их часть — неведение.. Понять чему и зачем   учат,   можно после завершения  очищающего этапа. На это может понадобиться либо несколько лет, либо жизней…  

ТЕКСТОВАЯ ТРАДИЦИЯ                                                                             

Основные 4 веды содержат разные части 1. Мантра самхиты –гимны и формы призыва Богов

2. Брахманы – описания ритуалов  3. Араньяки и 4. упанишады философию и метафизику. Эти части схожи между собой по языку и стилю и представляют собой единое учение.

Мантра самхиты наиболее ранняя часть вед   Яджур, Риг, Атхарва и Сама веды представлены разными  школами.  В процессе  изучения вед,  необходимо усвоение нескольких сопутствующих дисциплин. Чхандас- размер, нирукта- лексика и значение слов, вьякарана – грамматика. Уникальность веды состоит в том,  что веда-патха: ритуальное чтение вед  и  ритуальных формул ( яджусов)  может не сопровождаться осознанием смысла  слов и  их  грамматической структуры.

Для  ритуальной озвучки  любого ведического текста  необходим чхандас – размер. Выдержка   долгот и  оригинального ритма текста  производят нужные   звуковые  вибрации  —  это работает. Сложность в том, что  необходима передача со слуха  и  правка  произношения.  Это составляет часть передачи.  У Вед главной особенностью  является сангит – фиксированный  мотив и характер исполнения . Нирукта и вьякарана —  не менее важные дисциплины, так как знание смысла и значение текста усиливает эффект его применения. Но полное раскрытие Шрути, это когда состояние риши- открывателя текста напрямую передается тому,  кто его повторяет.    Значительная часть прежнего канона шрути в данное время утратили  своих носителей, либо  «перестали»  работать. Тексты  Шурти  повторяются браминами  постоянно  это часть Брахма-яджни, в то же время есть много примеров, когда  принципиально не браминские традиции, используют в своих практиках части Вед.  

Постоянное исчезновение одних  и возникновение других  форм знания, вполне соответствует принципу места, времени и обстоятельств. Изменяется не только жизнь людей, но иметоды передачи.

На настоящий момент  из 21 школы Риг веды сохранилось только три из 15 школ  яджур веды только 2 остались. И из 9 направлений Атхарва веды сохранились лишь две. Особенностью Сама веды – из 1000 разновидностей осталось только 3.

Основой ритуальной практики по прежнему остается Яджур веда. Существуют две школы. Адитья сампрадая  — Шукла- белая  Яджурведа распоространенная на севере Индии  и Брахма сампрадая Кришна (Черная) Яджурведа на юге.

Основным способом  работы текста является ануштхана – в которую включены, пуджа, огненный ритуал, пурашчарана мантры Ишта деваты ( избранного божества).

Конеченым достижением бхакти и мантра йоги,  является полное слияние с сознанием Божества,и если не физическая,  то полная ментальная трансформация. Когда  джива  реализуя атма- вечную часть себя,  затем погружается в Шиву.  Это нирвикальпа самдхи из которого нет возврата.      

В более поздний период Веды заменили Агамы или Тантры, Пураны, Итихасы. Они содержали в себе частично ведическое знание, но в изменной форме. Во многих  современных традициях  читают вслух Шива-пурану, Махабхарату, Рамаяну, Бхагавад гиту и др. тексты, и это работает. 

 Смена эпох поизошла около 5 тысяч лет назад, но основные изменения  произошли позже.  Объектами  поклонения в ведическом пантеоне считались Агни, Индра, Сома, Митра-Варуна, Яма, Кубера, Ваю, Праджапати, Сурья, Чандра, Брахма. Если открыть  оригинальное издание Риг веды  раздел  гимнов, то вы не найдете там имена Кали, Шивы, Кришны. Так как их храмовые  культы оформились  позднее. Основным объектом ведического поклонения были не  скульптуры и иконы, а священный огонь.   

Агамы  посвящены Вишну, Шиве, Шакти в разных формах. Если в Ведах  они и упоминаются, то всего лишь в нескольких гимнах. В то же время в Агамах они представлены как основные.

 В  Агамической традиции  формой почитания является божества в храмах. Существовала еще одна традиция,  из которой вышли современные ордена садху и йоги. В ведические времена их называли вратья. Это аскеты отшельники, которые жили в лесах в Риг веде есть гимн «косматым аскетам».  Представителей древних   шиваитов — Капаликов, Каламукхов и Пашупатов  не просто найти в современной Индии, так как древние ордена интегрировлись в своременные  ордена садху.

 Поклонение Божествам является формой контакта физического, ментального, астрального, и трансцендентного мира. Но какая часть тонкого мира контактирует с вами, вы не узнаете, если не видете эти сферы непосредственно. При этом работа над собой – обучения практика и наработка  усилия,  которые мы можем предложить Богу. Соразмерно им приходит и ответ. В пуранах часто боги приходят в теле  и  даруют  желаемое непосрественно. Современный механизм немного иной: успешная практика поклонения усиливает все содержание сознания и на какое то время, вы получаете то, что действительно хотите. Обычно на пуджах присутствуют высшие духи и ганы, так как Божества действуют в меру наших ограничений. Присутствия  сильного Духа или Божества тело  человека  может не выдержать.  

Одна и целей йоги создать в физическом теле более мощную нервную систему,  способную выдержать более высокую концентрацию энергий и развить свой собственный дух  до  уровня Божеств. Этим  йога отличается от  формального поклонения, так как настоящий Бог будет помогать нам  раскрывать силу своего духа, а не держать у себя  в рабстве.  Чтобы поклоняться Шиве, нужно стать Шивой…   

Обычные  желания ума и  мотив духовной реализации сильно отличаются. Потому часто эффект одних и тех же  практик у разных людей может быть абсолютно разный.  Это нормально, так как  каждый в этом мире идет своим путем.

Каждый из Верховных богов представлен как сам по себе,  так и окруженным свитой аварана деват и ганов- богов и духов помощников. Ведические божества  почитаются  как можества посредники в огенных ритуалах.  Они представляют Божеств  – сторон света (дигпал)  и демиургов (адхи –девата)  - Божеств повелителей стихий: земля, пространство между  землей  и  Солнцем ( антарикша)  вода, океан, созвездия, мир предков и мир неба.  А так же  9  планет  джетиша. В то же  время,  главное Божество представляет собой как имманентный,  так и трансцендентый аспект одновременно,  а   божества повелевающие стихиями  действуют в ритуале как его проводники. Каждый из них получает свою долю в ритуале.    «Увидеть»  формы божеств  возможно через традиционную иконографию, но  почувствовать их   «явное»   присутствие можно  с помощью ритуалов и мантр,  а так же  различных форм тапаса.  Особую роль играет форма открытия «третьего» глаза, но пробуждение таких способностей блокировано у современных людей, так как  видение тонких форм без возможности контроля,  создаст стрессовую нагрузку на психику.  

 Ведическое  знание  в действии  проявляется как   рецитация  мантр и ритуалы призыва и почитания  Божеств. В современных  традициях  применяется  малая часть  собственно  ведических гимнов. Главным в Шиваитской традиции является гимн Яджурведы  Рудрам — произношение в традициях черной и белой яджурведы может сильно отличаться, в вайшнавской – Нараяна, Пуруша- сукта, Вишну сахасранама, Шри сукта. В шактистской :  Деви, Сарасвати и Дурга сукта.  Это небольшие по объему тексты.  При этом видимая часть  это  ритуалы,  котрые можно наблюдать в основном по праздникам. 

Однако общий объем рецитируемых текстов  может быть  весьма значительным,  чаще всего это относится не к ежедневным,  а  к  праздничным ритуалам.  Однако всеми  действующим традициями почитается тройной канон: веды, пураны, смрити, агамы. Согласно  этому канону авторитетным считаются : пашупата, панчартна, дакшина, вама, сиддханта агамы.   

Агамическая  и Пураническая традиция  является более объемной по использованию, нежели Ведическая. Агамы  заменили  традицию брахман и араньяк. Но в тоже время,  большое количество  агам  и  других текстов  не рассматриваются как  «инструкция к применению». Так как устная часть   передаваемая от Гуру является  самым важным ключем к  знанию. Академические традиции изучения текстов существуют повсеместно, но изучение содержания текста еще не гарантирует вам знание, которое в нем есть .   Вы можете  перевести санскритский текст, но чтобы понять  то,  что нем содержится требуется нечто большее…

 как работают мантры как работают мантры как работают мантры как работают мантры

Используемые материалы:

1.       Лекция Вагиша шастри в Идийском посольстве в Москве 2013.

2.       Сиддханта шикхамани предисловие и избранные места.

3.       Агни махапурана — предисловие.

4.       «Веда» . История ведической традиции буклет к комплекту фильмов DVD (Ришикеш)  

5.       Риг веда (оригинал),  Риг веда –перевод Елизаренковой.

6.       Шивайя Субрамуния Свами. Погружение в Шиву.  

Источник - сайт Дениса Заенчковского http://yogadinesh.com/?page_id=1194


Советуем посмотреть

Жизнь без еды - Зинаида Баранова

...С тех пор мой организм обходится без пищи и жидкости. Это не «сухое» голодание – это мой образ жизни. Мой организм питается, но из других источников», – говорит Зинаида Баранова, – «Разве это голодание? Это не преодоление чувства голода, когда я хочу есть, но не ем. Я с удовольствием готовлю для гостей, не испытывая при этом желания попробовать пищу

ИНТЕРВЬЮ С ИЗВЕСТНЫМИ ЙОГАМИ

Интервью известных Гуру

Советы умирающего

Просьба не читать тем, кто уверен, что будет молодым, здоровым и счастливым до самой смерти

интервью Тима Олмстеда - приближенного ученика Тулку Ургьена Ринпоче

Еще в июле я внезапно перевела интервью Тима Олмстеда, приближенного ученика Тулку Ургьена Ринпоче, выложенное на сайте tricycle.com. О том, что из открытого доступа его через несколько дней спрячут и платную подписку попросят, я не знала, и оригинальный текст потому не сохранила. Но перевести весь текст целиком в принципе успела. Чем и решила поделиться наконец-таки.