Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Ведическая традиция питания

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Питание и голодание > Ведическая традиция питания

alt=

В ведической традиции всю пищу принято делить на три вида:
• саттвическая
• раджасическая
• тамасическая.
Данное разделение соответствует трём "гунам материальной природы": сатва, раджас и тамас. Эти гуны, по мнению индусов, управляют жизненной энергией всех живых существ в нашем материальном мире.

Саттвическая пища

Сатва обозначает гармонию, мудрость, святость. Пища, обладающая саттвической энергией, облагораживает человека, дарует ему трезвость ума и здоровье тела. Эта пища для тех людей, которые желают идти по пути совершенствования духа и достичь просветления. Это пища монахов, мудрецов и праведных людей. К саттвическим продуктам принадлежат фрукты, овощи, орехи, мёд, злаки. 

В индийской традиции нет строгого разделения еды на сырую и переработанную, но все сырые натуральные продукты (за редким исключением) являются саттвическими. Главные два критерия, по которым определяется принадлежность пищи к сатве, это её растительное происхождение и свежесть. Овощи и фрукты непременно должны быть свежими. Рис, хлеб, каши и другие блюда тоже являются саттвическими, но обязательно должны быть свежими, только снятыми с огня и не содержать в своём составе мяса, рыбы и пряностей.

Второй критерий саттвической пищи она должна быть простой (постной) и не вызывать сильных вкусовых ощущений. Вкусовые ощущения, по мнению индусов, воздействуя на органы чувств, вызывают в теле человека огонь страстей. Страсти же и сильные ощущения главный враг человека, стремящегося к умиротворению, святости и духовному росту. Поэтому, пища с сильным вкусом (горьким, сладким, острым) уже не принадлежит к саттвической. В этом плане, лук и чеснок, хоть и являются натуральными сырыми продуктами, но, благодаря своему острому вкусу, не относятся к саттвическим.  

К категории саттвической пищи относят ещё и молоко(коровы) и продукты из него. Корова в ведическом обществе священное животное и продукты её жизнедеятельности : молоко и даже навоз несут в себе очищающие свойства (очищает ауру жилья от тонких сущностей, является также антисептиком как и коровья моча) чем и служит в качестве вспомогательных средств в изготовлении многих аюрведических (медицинских) препаратов и лекарств.

Раджасическая пища 

Раджас олицетворяет энергию, страсть, воинственность. Раджасическая пища наполняет тело человека множеством желаний и страстей. Это еда раджи, правителя, воина. Эта пища для людей, стремящихся к телесным утехам: обжор, пьяниц, любовников.

Критерий раджасической пищи сильный вкус. Слишком пряная и пересолёная , пережареная, копчёная и искусно приготовленная еда принадлежит к раджасической. Все блюда животного происхождения из мяса, рыбы, птицы тоже являются раджасическими. Сюда же относятся все спиртные напитки, наркотики и лекарства. 

Раджасическая пища изменяет состояние сознания человека, наполняет его энергией, но, вместе с ней, и страстью. Её рекомендуют употреблять воинам перед боем, любовникам перед любовными утехами. Но желания, проникшие в организм человека вместе с едой, разрушают тело и затуманивают разум. Чтобы удовлетворить аппетит, человек убивает животное, но, съедая его, он наполняет своё тело желаниями и безрассудством, а потом, в порыве страсти, он развязывает войны и убивает людей. Поэтому, все убийства, будь то животных или людей, происходят по вине раджасической пищи. Желания и страсти никогда не покидают человека питающегося раджасической едой. Стремясь к удовлетворению желаний, человек садится за изысканно накрытый стол, но съеденные им блюда только распаляют страсть. Так человек оказывается в круговороте желаний, в замкнутом кругу, когда стремление удовлетворить телесную страсть приводит только к её усилению. Бушующие страсти истощают организм человека, что приводит к болезням тела и скорой смерти. Но и после смерти, желания не покидают человека, а невозможность их удовлетворения приводит к "адским страданиям" в загробном мире.

Тамасическая пища

Тамас символизирует упадок, разложение, смерть. Тамасическая пища, по мнению индусов, это еда, которая вообще не пригодна к употреблению.

Сюда относится вся мясная пища (мясо,рыба,яйца), а также гнилая и несвежая пища, которая дурно пахнет и неприятна на вкус. Саттвическая и раджасическая пища, со временем, когда начинает портиться, превращается в тамасическую. Гнилые овощи и фрукты, заплесневевший хлеб, прокисшие молоко, забродивший суп, всё это примеры тамасической пищи. Иногда к тамасической пище относят даже остывшие после приготовления блюда, через 3 часа после приготовления пища теряет свою свежесть и жизненную энергию (прану).

Еда, приготовленная и поставленная в холодильник или другое холодное место, однозначно относится к тамасической. Повторный разогрев не изменит её состояния. Тамасическая пища наполняет организм человека низменными энергиями, разрушает тело и сознание. Апатия, уныние, слабость, невежественность, глупость всё это характеристики человека, употребляющего тамасическую пищу. Это еда низших слоёв общества рабов, а в наше время бомжей. 

Питание тамасической едой приводит к множеству язв, как снаружи, так и внутри человека. Организм начинает болеть, разлагаться, выпадают зубы, зловонный запах исходит, как изо рта, так и от всего тела. Люди питающиеся мясом имеют дурной запах тела , сами того не замечая. Умственная деятельность людей питающихся тамасичной пищей чаще всего заходит в тупик, сознание человека погружается в беспросветную тьму. Душа человека развившего в себе тамасичные невежественные привычки в характере, во многом через питание невежественной пищей которая очень сильно оказывает своё влияние на сознание ,такие люди в следующей жизни воплощается в образе животного. Люди перевоплощаются согласно кармическим законам эволюции в такие тела, к которым они подготовили себя развив те или иные качества природы (гуны).

Благодаря пище, человек имеет простой способ изменения своей судьбы. Всего лишь изменив свой пищевой рацион, можно из бомжа превратиться в святого, из убийцы в мудреца, из раба страстей в хозяина своей судьбы. Скольких ссор, войн и вооружённых конфликтов можно было бы избежать, если бы люди правильно питались. Пища способна превратить стадо баранов в полк воинов, а полк воинов в сонм мудрецов. Саттвическая пища чиста от Природы и обладает очищающей способностью. Её священная энергия очищает организм человека, очищает сознание, очищает чакры и тонкую структуру человеческого тела каналы « нади» . У человека, питающегося саттвической пищей, исчезают низменные желания, становится трезвым ум, промываются духовные каналы, раскрываются чакры. "Космические глаза" становятся способными к восприятию света истины, излучаемого Абсолютом. На человека снисходит просветление, он становится святым.

Раджасическая пища к светлой святой энергии человека подмешивает разноцветные краски страстей. Свет истины, через призму разноцветных желаний, искажается, и человек захваченный ими , вместо устремления к Богу, начинает стремиться к больше к телесным удовольствиям которые по своей сути на могут наполнить и удовлетворить саму его суть , душу. Его "космические глаза" закрываются, человек теряет путь, ведущий к Абсолютному благу , из-за чего начинает городить огород всевозможных философий, каждая из которых является лишь смутным отражением истины. Тамасическая пища и вовсе погружает человека во тьму. Придя в храм, такой человек вместо просьбы о свете и истине начинает просить подаяние. Вместо возвышения до уровня святого, человек нисходит на уровень животного, и ему начинает казаться, что жизнь хаотична и полна случайностей. В море жизни такому человеку легче всего оказаться в роли утопленника, опустившегося на самое дно.


Советуем посмотреть

Методология Кришнамачарьи. Инструменты, история, идеология. Часть 2

Аутентичная хатха в руках буржуазного фитнеса..вспомогательный этап в йоге – физическое упражнение-позиция «асана»- из средства будет превращена в цель. И такое революционное смещение акцентов станет концом древней «мистической» йоги, с ее основной идеей «победы над смертью»(Мирча Элиаде), и началом эры современной телесно-ориентированной, для которой главным станет «адаптация к жизни»(Дитрих Эберт).

Осваиваем Маюрасану

В этой статье речь пойдет о асане с гордым именем маюрасана (павлин). Массивная птица с противным, очень громким голосом. Действительно, красивая и гордая – отливает всеми цветами радуги, но тяжеловата. Оказалось, что павлины неплохо летают – с легкостью взлетают на крыши и так же легко преодолевают довольно большие расстояния. На самом деле, при освоении позы происходит то же самое. Вначале кажется, что тоненькие ручки ну никак не способны удержать всю массу тела, не такого уж и легкого и маленького. Зато потом взмываешь вверх с поразительной легкостью.

О. Буланова. Практика Хатха-Йоги в критические дни

Очень часто мне задают вопросы о занятиях Йогой в дни менструального периода. Какие асаны можно делать, от выполнения каких  поз следует воздержаться.

КАТАЛОГ ПРАНАЯМ

В каталоге приводятся техники нескольких десятков пранаям.