Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Ведическая традиция питания

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Питание и голодание > Ведическая традиция питания

alt=

В ведической традиции всю пищу принято делить на три вида:
• саттвическая
• раджасическая
• тамасическая.
Данное разделение соответствует трём "гунам материальной природы": сатва, раджас и тамас. Эти гуны, по мнению индусов, управляют жизненной энергией всех живых существ в нашем материальном мире.

Саттвическая пища

Сатва обозначает гармонию, мудрость, святость. Пища, обладающая саттвической энергией, облагораживает человека, дарует ему трезвость ума и здоровье тела. Эта пища для тех людей, которые желают идти по пути совершенствования духа и достичь просветления. Это пища монахов, мудрецов и праведных людей. К саттвическим продуктам принадлежат фрукты, овощи, орехи, мёд, злаки. 

В индийской традиции нет строгого разделения еды на сырую и переработанную, но все сырые натуральные продукты (за редким исключением) являются саттвическими. Главные два критерия, по которым определяется принадлежность пищи к сатве, это её растительное происхождение и свежесть. Овощи и фрукты непременно должны быть свежими. Рис, хлеб, каши и другие блюда тоже являются саттвическими, но обязательно должны быть свежими, только снятыми с огня и не содержать в своём составе мяса, рыбы и пряностей.

Второй критерий саттвической пищи она должна быть простой (постной) и не вызывать сильных вкусовых ощущений. Вкусовые ощущения, по мнению индусов, воздействуя на органы чувств, вызывают в теле человека огонь страстей. Страсти же и сильные ощущения главный враг человека, стремящегося к умиротворению, святости и духовному росту. Поэтому, пища с сильным вкусом (горьким, сладким, острым) уже не принадлежит к саттвической. В этом плане, лук и чеснок, хоть и являются натуральными сырыми продуктами, но, благодаря своему острому вкусу, не относятся к саттвическим.  

К категории саттвической пищи относят ещё и молоко(коровы) и продукты из него. Корова в ведическом обществе священное животное и продукты её жизнедеятельности : молоко и даже навоз несут в себе очищающие свойства (очищает ауру жилья от тонких сущностей, является также антисептиком как и коровья моча) чем и служит в качестве вспомогательных средств в изготовлении многих аюрведических (медицинских) препаратов и лекарств.

Раджасическая пища 

Раджас олицетворяет энергию, страсть, воинственность. Раджасическая пища наполняет тело человека множеством желаний и страстей. Это еда раджи, правителя, воина. Эта пища для людей, стремящихся к телесным утехам: обжор, пьяниц, любовников.

Критерий раджасической пищи сильный вкус. Слишком пряная и пересолёная , пережареная, копчёная и искусно приготовленная еда принадлежит к раджасической. Все блюда животного происхождения из мяса, рыбы, птицы тоже являются раджасическими. Сюда же относятся все спиртные напитки, наркотики и лекарства. 

Раджасическая пища изменяет состояние сознания человека, наполняет его энергией, но, вместе с ней, и страстью. Её рекомендуют употреблять воинам перед боем, любовникам перед любовными утехами. Но желания, проникшие в организм человека вместе с едой, разрушают тело и затуманивают разум. Чтобы удовлетворить аппетит, человек убивает животное, но, съедая его, он наполняет своё тело желаниями и безрассудством, а потом, в порыве страсти, он развязывает войны и убивает людей. Поэтому, все убийства, будь то животных или людей, происходят по вине раджасической пищи. Желания и страсти никогда не покидают человека питающегося раджасической едой. Стремясь к удовлетворению желаний, человек садится за изысканно накрытый стол, но съеденные им блюда только распаляют страсть. Так человек оказывается в круговороте желаний, в замкнутом кругу, когда стремление удовлетворить телесную страсть приводит только к её усилению. Бушующие страсти истощают организм человека, что приводит к болезням тела и скорой смерти. Но и после смерти, желания не покидают человека, а невозможность их удовлетворения приводит к "адским страданиям" в загробном мире.

Тамасическая пища

Тамас символизирует упадок, разложение, смерть. Тамасическая пища, по мнению индусов, это еда, которая вообще не пригодна к употреблению.

Сюда относится вся мясная пища (мясо,рыба,яйца), а также гнилая и несвежая пища, которая дурно пахнет и неприятна на вкус. Саттвическая и раджасическая пища, со временем, когда начинает портиться, превращается в тамасическую. Гнилые овощи и фрукты, заплесневевший хлеб, прокисшие молоко, забродивший суп, всё это примеры тамасической пищи. Иногда к тамасической пище относят даже остывшие после приготовления блюда, через 3 часа после приготовления пища теряет свою свежесть и жизненную энергию (прану).

Еда, приготовленная и поставленная в холодильник или другое холодное место, однозначно относится к тамасической. Повторный разогрев не изменит её состояния. Тамасическая пища наполняет организм человека низменными энергиями, разрушает тело и сознание. Апатия, уныние, слабость, невежественность, глупость всё это характеристики человека, употребляющего тамасическую пищу. Это еда низших слоёв общества рабов, а в наше время бомжей. 

Питание тамасической едой приводит к множеству язв, как снаружи, так и внутри человека. Организм начинает болеть, разлагаться, выпадают зубы, зловонный запах исходит, как изо рта, так и от всего тела. Люди питающиеся мясом имеют дурной запах тела , сами того не замечая. Умственная деятельность людей питающихся тамасичной пищей чаще всего заходит в тупик, сознание человека погружается в беспросветную тьму. Душа человека развившего в себе тамасичные невежественные привычки в характере, во многом через питание невежественной пищей которая очень сильно оказывает своё влияние на сознание ,такие люди в следующей жизни воплощается в образе животного. Люди перевоплощаются согласно кармическим законам эволюции в такие тела, к которым они подготовили себя развив те или иные качества природы (гуны).

Благодаря пище, человек имеет простой способ изменения своей судьбы. Всего лишь изменив свой пищевой рацион, можно из бомжа превратиться в святого, из убийцы в мудреца, из раба страстей в хозяина своей судьбы. Скольких ссор, войн и вооружённых конфликтов можно было бы избежать, если бы люди правильно питались. Пища способна превратить стадо баранов в полк воинов, а полк воинов в сонм мудрецов. Саттвическая пища чиста от Природы и обладает очищающей способностью. Её священная энергия очищает организм человека, очищает сознание, очищает чакры и тонкую структуру человеческого тела каналы « нади» . У человека, питающегося саттвической пищей, исчезают низменные желания, становится трезвым ум, промываются духовные каналы, раскрываются чакры. "Космические глаза" становятся способными к восприятию света истины, излучаемого Абсолютом. На человека снисходит просветление, он становится святым.

Раджасическая пища к светлой святой энергии человека подмешивает разноцветные краски страстей. Свет истины, через призму разноцветных желаний, искажается, и человек захваченный ими , вместо устремления к Богу, начинает стремиться к больше к телесным удовольствиям которые по своей сути на могут наполнить и удовлетворить саму его суть , душу. Его "космические глаза" закрываются, человек теряет путь, ведущий к Абсолютному благу , из-за чего начинает городить огород всевозможных философий, каждая из которых является лишь смутным отражением истины. Тамасическая пища и вовсе погружает человека во тьму. Придя в храм, такой человек вместо просьбы о свете и истине начинает просить подаяние. Вместо возвышения до уровня святого, человек нисходит на уровень животного, и ему начинает казаться, что жизнь хаотична и полна случайностей. В море жизни такому человеку легче всего оказаться в роли утопленника, опустившегося на самое дно.


Советуем посмотреть

Лахири Махасайя (1828—1895)

Лахири Махасайя (1828—1895) был учеником Махаватара Бабаджи и учителем Свами Шри Юктешвара (учителя Парамахансы Йогананды). Его семейное имя Шьям Чаран Лахири. Религиозный титул Махасайя означает на санскрите «обладатель обширного ума». Будучи Божественным мастером-чудотворцем, он был также семьянином и деловым человеком. Своей миссией считал ознакомление обычных современных людей с доступной им йогой, в которой медитация уравновешена правильным исполнением мирских обязанностей. Его также называли Йогаватар, что означает «воплощение йоги». Махаватар Бабаджи открыл ему древнюю, почти утерянную науку крийя йоги и дал указание посвящать в нее искренних ищущих. О жизни Лахири Махасайи рассказано в книге «Автобиография йогина» Парамахансы Йогананды

Бхуджангасана

В данной позе очень важно задействовать для разгибания позвоночни­ка глубокие мышцы спины. Использование в этих целях широчайшей и дру­гих поверхностных мышц приведет к тому, что взаимное расположение ло­паток и грудной клетки будет препятствовать движениям ребер в процессе дыхания.

Влияние сознания на ДНК.

Исследования биофизиков, изучающих ДНК, подтвердили такие известные утверждения йоги: 1) Человек обладает энергетическим двойником, 2) мысли и эмоции человека способны менять его гены и вызывать или излечивать болезни, социальный статус человека связан с его физической структурой.

Шри Ауробиндо Гхош (1872—1950)

Шри Ауробиндо (Гхош). (род.1872 году) в свои молодые годы сочетал усиленные занятия иогой с революционной борьбой за освобождение Индии от колониальной зависимости. Получивший юридическое образование в Кембриджском колледже, Ауробиндо применил к различным системам йоги аналитические методы западной философии и создал учение, которое впоследствии было названо Интегральной Йогой. Пытаясь связно обьяснить и классифицировать пережитые им во время медитативных практик духовные озарения он изложил свое учение наукообразным языком в многотомных, многостраничных трудах, содержащих сложные метафизические построения.