Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Уддияна-бандха Крийа

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Каталог Асан > Уддияна-бандха Крийа

Уддияна-бандха Крийа   (uddiyanabandhakriya), выполнение фиксации поднятия (праны вверх).

Информация:

  • Термин составной: [uddiyanabandhakriya] = [uddlyana] + [bandha] + [kriya];
  • [uddlyana] п. взлёт; (глагол [dl] v. летать; префикс [ud] - вверх);
  • [bandha] m. узел; привязывание; заковывание в кандалы; ловля (беглеца); путы, узы;
  • [kriya] f. действие, труд; деятельность; исполнение; жертвоприношение.

Назначение:

  • Для тренировки подвески внутренних органов, силы диафрагмальных мышц и мышц брюшного пресса.
  • Для глубокого массажа органов брюшины.
  • «Как конденсаторы, предохранители и выключатели регулируют электрический ток, так и бандхи управляют током праны (энергии). В этой бандхе прана, или энергия, направля­ется из нижней части брюшной области к голове6» (Б.К.С. Айенгар).
  • Противопоказания:

    • Не практиковать:
      • при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
      • в дни месячных;
      • при беременности.
    • Осваивать осторожно при любых формах:
      • патологии лёгких;
      • сердечно-сосудистых заболеваний;
      • заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
      • при грыжах в брюшной полости;
      • при слабых мышцах брюшного пресса7 или больших размерах живота.

    Исходное положение:

    • Поза рыбака:
      • ноги поставить на ширине или немного шире плеч, чуть согнуть в коленях;
      • ладони рук упереть в бедра чуть выше коленей, пальцами внутрь;
      • максимально расслабить спину, вес всего туловища перенести на руки, упирающиеся в колени.

    Правила выполнения:

    • Выполнить спокойный выдох, полный йоговский вдох и энергичный выдох.
    • На задержке дыхания после выдоха перекрыть дыхательное горло (сделать горло­вой «замок») и втянуть живот.
    • Расслабленные мышцы брюшного пресса и внутренние органы легко последуют вверх за сократившейся диафрагмой, втягивая переднюю стенку живота.
    • Подбородок прижать к груди и сократить анальный сфинктер, подтянув мышцы промежности.
    • Расслабив мышцы передней стенки живота, не делая вдоха и не расслабляя мышц промежности и шеи, вытолкнуть переднюю стенку живота вперёд.
    • Без задержки резко сократить мышцы передней стенки, максимально втянув живот.
    • Выполнять описанные выбросы передней стенки живота вперёд-назад на задерж­ке дыхания после выдоха максимальное количество раз до признаков усталости.
    • Расслабить мышцы живота, промежности и шеи.
    • Выполнить полный вдох и занять И.П.
    • Выполнять 200-500 выбросов передней стенки живота (если такое количество не удается сделать за одну задержку дыхания, можно выполнить их за несколько раз выполнения упражнения).

    Усложнённый вариант выполнения уприменения.

    Довести количество выбросов до 1000 раз.

    Полная форма выполнения.

    Описана выше.

    Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.

    • При выполнении обязательно держать бандхи (Джаландхару и Муладхару).
    • После выполнения можно выполнить очистительное дыхание и массаж живота по часовой стрелке вокруг пупа. Мужчины выполняют массаж правой рукой, женщины - левой.

    Концентрация внимания при выполнении упражнения:

    • На правилах выполнения упражнения.
    • На внутренних ощущениях.
    • На растянутых, сжатых (напряжённых) и расслабленных мышцах, а также на мышцах, которые можно расслабить, не меняя ключа (энергоформы) асаны.
    • Сознание (энергию) направить в ОПчСС.

    Физический эффект:

    Физиологический эффект:

    • Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.
    • Усиливает перистальтику.
    • Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки.
    • Делает самый лучший массаж внутренних органов.
    • Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции (эндокринная система) брюшной полости.
    • Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины.
    • Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.

    Энергетический эффект:

    • Заряжает энергией пупочный энергетический центр (Манипуру).
    • Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.

    Психический эффект:

    Даёт бодрость и лёгкость всему телу.

    Терапевтический эффект:

    • Устраняет и предупреждает появление грыж.
    • Устраняет смещение внутренних органов.
    • Лечит заболевания внутренних органов и желудка.

    Выполнение упражнения для совершенствования.

    • Прокачка.
    • Работа с энергиями: чакровыми, природными, авезиловскими, от старшего капсулы.
    • Работа с мудрами и стихиями.
    • Получение состояния и работа с ним.

    Вопросы для самоконтроля:

    Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:

    • Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
    • Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
    • Опишите выход из асаны.
    • Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выпол­нения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
    • Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосре­дотачивать на правилах выполнения асаны (пранаямы) и собственных ощущениях?
    • Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (пранаямы) вам известны?

    Вопросы для размышления:

    • Что происходит с диафрагмой во время выполнения Уддияны-бандхи Крийа? Долж­на ли она двигаться вместе с брюшной стенкой или оставаться неподвижной?
    • Для чего необходимо держать верхний и нижний энергетические замки? Что при этом происходит?
    • Как выполнение УБК сказывается на состоянии нижнего поясничного отдела и всего позвоночника в целом?
    • Какие свойства мышцам живота сообщает постоянная практика УБК?

    _____________________

    6  Анатомически, при сокращении диафрагмы после полного выдоха с перекрытым доступом воздуха через гортань она, сокращая свою длину, подтягивает внутренние органы немного вверх и к спине. Никакого движения энергии вверх при этом не происходит. Реальный подъём энергии возможен лишь при правильном выполнении асаны со взя­тыми другими бандхами (Муладхарой и Джаландхарой), а также ментальным образом самого подъёма энергии вверх.
    7  В брюшной пресс входят: мышцы передней стенки живота (прямая, наружные косые, внутренние косые и попереч­ная мышца живота), верхней (диафрагма), нижней (мышцы тазового дна и мочеполовая диафрагма) и задней (квад­ратная мышца поясницы, большая поясничная и подвздошно-поясничная мышцы).

    Приведена методология выполнения Школы Йоги Гуру Ар Сантэма


Советуем посмотреть

Йога Нидра


Йога Нидра - это сумеречное состояние ума между бодрствованием и засыпанием.
Постигая науку Йога Нидры, вы постепенно проникаете в сокровенную природу вашего сознания и освобождаетесь от многих ментальных напластований, ущемляющих ваше подлинное Я.

Психоделические средства и духовная практика

Психоделические средства - это вещества, индуцирующие галлюцинации и связанные с ними переживания нередко мистического, трансцендентного характера. Характерным для этой группы веществ является то, что сами по себе они явились «фактором культуры», положив начало целому направлению современной философии, живописи, музыки, психологии, образа жизни. Сейчас уже можно говорить о «психоделической культуре», как значимом факторе в молодежной среде. Некоторые виды современной музыки, стиля одежды, манеры поведения имеют сленговое название «кислотных», что обусловлено потреблением психоделических веществ.

Бихарская Школа Йоги

Основателем Бихарской школы является Сатьянанда Сарасвати (род. 1923), ученик Свами Шивананды. После десятилетнего обучения у своего гуру он оставляет ашрам с целью дальнейшего совершенствования практики и долгое время путешестествует по Индии, Бирме, Афганистану, Непалу и Цейлону, обучаясь у разных мастеров тантры. В 1963 году он основывает Бихарскую школу йоги. В 1983 году Сатьянанда отходит от управления школы и других социальных институтов, созданных за время его деятельности и, передав управление своему ученику Свами Ниранджананде, удаляется в отшельничество. Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики. Особый интерес представляет практика, описанная Сатьянандой под названием «Йога нидра». Она представляет собой последовательное направление внимания на различные части тела по определенной схеме с целью обретения целостного осознаниия своего тела.