Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

А.Сидерский. Ты пришел, чтобы осознавать. Всё остальное — средства.

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и жизнь > ЙОГА И НЕ-ЙОГА > А.Сидерский. Ты пришел, чтобы осознавать. Всё остальное — средства.

А.Сидерский. Ты пришел, чтобы осознавать. Всё остальное — средства.

ЙОГА
Йогой называют обуздание ума посредством подчинения его деятельности осознанному волевому управлению. Йога есть устранение неконтролируемых флуктуаций состояния сознания. (Патанджали, «Йога Сутра», II ст. до Р. Х.) Или, говоря проще, йога есть устранение хаотической суеты ума.

Приведенное выше определение йоги считается классическим. Результирующее состояние сознания, которое имеется в виду, характеризуется полным отсутствие в нем каких бы то ни было неконтролируемых проявлений . неуправляемых и неосознаваемых мыслей, эмоций, побуждений… Фактически речь идет об (1) устранении помех восприятию и обработке информации мозгом, и (2) обретении контроля над восприятием во всем его диапазоне с возможным расширением самого диапазона за счет перераспределения энергии, высвободившейся в результате устранения помех. Устойчивое состояние йоги труднодостижимо и встречается крайне редко, поскольку предполагает высочайшую степень самоосознания и отрешенного самоконтроля. А это, в свою очередь, требует очень точной и глубокой коррекции и перенастройки множества физиологически тончайшим образом организованных и взаимосвязанных биохимических и биофизических системных процессов, определяющих базовые психофизиологические реакции человека и управляющих поведением индивида на уровне глубинных неосознаваемых мотиваций. 

Реально достижение состояния йоги возможно только в том случае, когда человеческому существу удается не только полноценно осознать обусловленные генотипом и воспитанием «встроенные» и «автоматические» свойства своего сознания, но и до нужного уровня целенаправленно компенсировать в осознанно выбранном направлении определяющие их системные биохимические, биофизические и, по мере возможности, даже органические факторы. Фактически достигнутое и закрепленное состояние йоги — состояние сознания, в котором отсутствуют неконтролируемые флуктуации — ментально-эмоциональный «белый шум». 

Перманентная перегруженность сферы сознания интенсивным ментально-эмоциональным «белым шумом» является наиболее характерным состоянием для подавляющего большинства среднестатистических представителей вида Homo sapiens. Существующий в уме каждого человеческого существа непрекращающийся спонтанный «внутренний диалог» с самим собой, вернее, со множеством разных «самих себя» в разнообразных переменчивых эмоциональных состояниях, не поддается никакому осознанному контролю. Он не управляется нашим намерением, но при этом очень успешно «заслоняет» собою в нашем восприятии объективную картину мира, подменяя ее некоторой условной иллюзорной видимостью. Мы воспринимаем вещи и явления не такими, каковыми они в действительности являются, а такими, какими они нам кажутся при взгляде сквозь призму нашего желания видеть их так, как нам удобно. А то, каково наше желание, в свою очередь, определяется некоторым множеством вполне конкретных достаточно жестко обусловленных факторов, в основе действия которых — специфика нашего социального воспитания как принципиальной основы построения алгоритмов обработки информации нашим умом и особенности нашей индивидуальной генетической предрасположенности как определяющего аспекта физиологической реализации этих алгоритмов. 

В результате наличие в мозге постоянно существующего неуправляемого процесса спонтанного некреативного и неконструктивного мышления и спонтанного же еще более неконструктивного «эмоционирования» оказывается критической помехой восприятию и обработке информации. Помехой, которая искажает — порою до полной неузнаваемости — доступную восприятию картину мира, потенциально более-менее объективную в терминах физиологии восприятия физических процессов — настолько, насколько это вообще возможно в условиях перманентно само-реорганизующегося информационного квантового мира, каковым, судя по всему, является поле нашего бытия в самоосознании. 

Вряд ли особым откровением может стать заявление, что все процессы пластического и энергетического обмена в системе человеческого организма в конечном итоге имеют своей целью оптимальное обеспечение энергией и пластическим материалом мозга — центрального биопроцессора. Фактически, во мгновенном временном срезе бытия мы живем, чтобы осознавать, то есть воспринимать, обрабатывать и в той или иной форме «усваивать» информацию. Все наши действия «по жизни» являются проявлением и выражением этого процесса. Наличие интенсивного «белого шума» (*1) как доминирующего процесса в сознании приводит к тому, что львиная доля вырабатываемой в организме энергии расходуется впустую. Кроме того, для того, чтобы иметь возможность произвести хоть какую-то более-менее контролируемую операцию по обработке информации, мозгу приходится «искусственно» расширять динамический диапазон, усиливая «полезный» сигнал, чтобы выделить его на фоне «внутренне-диалоговой» помехи. В итоге так называемый «умственный труд» оказывается крайне изнурительным и при этом — не менее крайне малоэффективным. Некий условный коэффициент полезного действия всей системы человеческого организма, приведенный к эффективности процесса обработки мозгом информации, оказывается ничтожно малым. Фактически, он стремится к нулю. По сути, в основной своей массе мы, почему-то почитающие себя разумными, просто вяло и тупо «белошумим» и действуем автоматически — этакие биороботы, управляемые примитивными встроенными программами, которые запускаются в действие тремя основополагающими первичными инстинктами — инстинктом самосохранения, инстинктом продолжения рода и инстинктом сохранения вида. «Внутренний диалог» и существующие на его фоне отчаянные спорадические попытки хоть как-то что-то изредка творчески измыслить настолько истощают наши энергетические ресурсы, что львиная часть потенциальных возможностей мозга никогда не задействуется в процессе мышления. У нас просто не хватает на это сил. Мы как бы спим по жизни и, если и просыпаемся на миг, то лишь в критической ситуации, когда инстинкты говорят нам, что, мол, «совсем тебе труба, друг». В большинстве подобных случаев мы успеваем только понять, что жизнь прошла, и смерть берет свое. 

Придушив врага №1 — «внутренний диалог» — мы сразу же решаем проблему собственной эффективности за счет высвобождения огромных энергетических ресурсов из-под гнета пожирающих их спонтанных процессов в мозге. Ведь для того, чтобы обеспечить существование этих процессов, клеткам мозга приходится «пахать в поте лица своего денно и нощно». А тут вдруг бац — наступила йога и процессов-энергопожирателей больше нет. Мы мгновенно получаем возможность снизить уровень эксплуатации органов и систем(*2), поскольку органам и системам больше нет надобности кормить дикие орды «виртуальных дармоедов». Мы получаем также возможность перераспределить наличную энергию и «включить» в осознанную работу «спящие зоны». И, наконец, больше нет необходимости усиливать «полезный сигнал» до уровня дикого вопля, поскольку в безмолвии даже шепот хорошо слышен. То есть, на несколько порядков повышается эффективность энергообеспечения «полезных» мозговых процессов. 

Таким образом, приведение человеком своего сознания в состояние йоги(*4) является, безусловно, весьма перспективным шагом в направлении обретения им осознанного контроля над «низшими» аспектами собственной природы, равно как и в направлении оптимизации иерархической структуры своего существа в целом, ибо позволяет в максимальной степени раскрыть все творческие способности и научиться осознанно и системно применять их. В каком направлении и для чего — каждый для себя решает сам. Тот, кому действительно удалось достичь состояния йоги, как правило, вполне способен самостоятельно и достаточно адекватно разобраться в наиболее существенных с точки зрения эволюции сознания вопросах: «кто я?», «зачем я здесь?»… Более того, йогину, или йогу (так принято именовать достигшего состояния йоги) в некоторых случаях даже удается вполне кардинально разрешить для себя обычно в наименьшей степени поддающийся разрешению и наиболее сакраментальный из всех сакраментальных вопросов человеческой истории: «что делать?». И еще. Внемля многопремудрым ветвистым разглагольствованиям не слушающих и не слышащих ничего и никого, кроме себя, «достигших» и «реализованных», а также «просветленных» и просто «я-единственных-гуру», равно как и их ревностных адептов, имеет смысл поверять изрекаемые ими истины древней, как мир, более чем банальной, однако неоднократно доказавшей свою непреходящую эффективность тестовой формулой «знающий не говорит, говорящий не знает». Ибо «пока Сила не вступит на серединный путь, и пока непокорное семя не будет обуздано силой остановленного ума, естественным состоянием которого стало знание истинной природы вещей, до тех пор любые разглагольствования о знании и мудрости останутся пустопорожним трепом досужего болтуна» (Сватмарама «Хатха-йога прадипика»). 

МЕТОДЫ

Достижение состояния йоги предполагает целенаправленное последовательное изменение исходного состояния сознания. Посредством специальной практики системного психофизиологического контроля вырабатывается и делается устойчиво присущей индивиду способность осознанного управления режимами работы собственного мозга. В результате осознанный волевой самоконтроль распространяется на те аспекты психоэмоциональной деятельности индивида, которые в исходном состоянии сознания среднестатистического представителя вида Homo sapiens нетолько не поддаются волевому управлению, но зачастую в большинстве своем вообще не осознаются. Фактически речь идет об эволюционно значимых изменениях характера работы всей биологической системы человеческого существа. Принципиальная потенциальная возможность или невозможность осуществления подобных изменений в случае каждого конкретного человеческого существа определяется его генетическим статусом и уровнем общего развития, который, в свою очередь, обусловлен социальным статусом, общим уровнем культуры, уровнем образования, а также качеством и характером жизненного опыта. Сам по себе каждый в отдельности из вышеперечисленных факторов ничего не решает. Предрасположенность к получению от практики ожидаемого положительного результата определяется только их совокупностью в некотором оптимальном сочетании.

Концептуально будучи причиной формирования собственного органического носителя, физически сознание как таковое является продуктом его физиологического функционирования. В зависимости от генетически предопределенной организации взаимоотношений между органическим носителем и виртуальным продуктом его жизнедеятельности — между телом и сознанием — для каждого конкретного индивида предпочтительным является вполне определенный практический метод системного психофизиологического контроля, направленного на осознанную стабилизацию управления нервно-психической деятельностью. Адекватный выбор метода и корректное его применение развивает способность к тотальному волевому самоконтролю, известную также как способность управления намерением.

Фактически все сводится к осознанному целенаправленному управлению процессами, протекающими в центральной нервной системе. Разумеется, с учетом процессов, протекающих в системе организма в целом. Ибо происходящее в центральной нервной системе всегда есть некая функция комплексного взаимодействия всех органов и систем на всех уровнях. Существует три метода непосредственного управ-ления, различающихся по уровню опорных объектов приложения внимания и восприятия — (1) виртуальный (раджа-йога, или «йога ума»), (2) энергетический (лайя-йога, или «йога пространства»), (3) органический (тантра-йога, или «йога Силы»), и два опосредованных метода — (1) основанный на применении в качестве посредника логического интеллекта (джняна-йога или «йога знания») и (2) основанный на применении в качестве посредника инстинктивного разума (бхакти-йога или «йога любви»). Фактически опосредованные методы являются не столько практикой достижения собственно состояния йоги, сколько практикой наработки некоторого исходного состояния, позволяющего осуществить попытку продвижения в направлении устранения неконтролируемых флуктуаций состояния сознания. 

В практике непосредственных методов в полном объеме используется специфическая йогическая гимнастическая тренировочная техника. Без нее практика непосредственных методов в большинстве случаев чревата серьезными нарушениями функционального равновесия и преждевременным разрушением организма практикующего. Дело в том, что устойчивые изменения состояния сознания всегда имеют в своей основе серьезные изменения режима работы мозга. Изменение режима работы мозга неизбежно сопряжено с изменением режимов работы всех физиологических органов и систем, поскольку его работоспособность обеспечивается за счет их функционирования. Более того, обеспечение работоспособности центрального биопроцессора — мозга — основной смысл существования и функционирования всей биологической системы организма. Естественно, любое изменение состояния, затрагивающее всю систему, сопряжено с интенсивными переходными процессами в системе в целом. Любой переходный процесс в любой системе всегда предъявляет повышенные — зачастую до критического уровня — требования к ее работоспособности. Переходные процессы, сопровождающие перестройку психической деятельности в ходе практики, направленной на достижение состояния йоги, приводят к сверхвысокими психоэнергетическими нагрузками и могут стать причиной тяжелых системных психофизиологических стрессов. Специальная гимнастическая практика позволяет подготовить организм к перегрузкам и на уровне физиологических органов и систем компенсировать воздействие стрессогенных факторов. При практике непосредственных методов психофизиологического контроля гимнастическая тренировочная техника должна применяться жестко и в максимально доступном практикующему объеме, причем непременно — в соответствии с принципом прогрессивной тренировки. Это особенно важно на начальных этапах практики, когда существенные сдвиги психофизиологических функций в «не знакомой» с подобными явлениями системе в случае отсутствия надлежащей компенсации приводят к чрезвычайно серьезным системным нарушениям. 

Практика опосредованных методов позволяет постепенно подготовить систему организма к практике непосредственных методов и более чем весьма существенно растянуть во времени процесс подготовки к нагрузкам, с которыми сопряжена практика непосредственных методов. Поэтому йогическая гимнастическая практика в случае опосредованных методов может применяться в ограниченном объеме, а на начальных этапах практики — не применяться вовсе. Цель «Основного курса» — изложение информации о гимнастике йогов в базовом объеме, минимально достаточном для применения ее в практике непосредственных методов. Поэтому на характеристиках опосредованных методов здесь мы останавливаться не будем. 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ МЕТОДОВ

Виртуальный метод управления режимами работы центральной нервной системы опирается на прямое комплексное управление поведением итоговых продуктов ее деятельности — мыслями, чувствами, эмоциями. Соответствующая техника известна как раджа-йога. Алгоритмический принцип метода — созерцание ума как такового и управление его поведением. По точности, скорости доступа и качеству контроля результатов деятельности центральной нервной системы метод раджа-йоги является наиболее эффективным. По сложности реализации он является самым труднодоступным, поскольку предполагает исключительно высокую степень исходной самоорганизации системы и полную гармоничную сбалансированность всех ее внутренних и внешних функций. 

Энергетический метод управления режимами работы центральной нервной системы опирается на управление вибрационными процессами, являющимися физической основой виртуальных результатов деятельности центральной нервной системы. Соответствующая техника известна как лайя-йога. Алгоритмический принцип метода — созерцание волновых процессов, соответствующих деятельности ума и управление ими. В практике лайя-йоги волновые процессы в системе человеческого организма интерпретируются восприятием как некий «внутренний звук». Субъективное исследование «внутреннего звука» и управление им в итоге позволяет выйти на уровень управления его «виртуальной сущностью». Без намерения осуществить такой переход практика исследования «внутреннего звука» и управления им лишена смысла. Если же намерением практикующего является установление осознанного контроля над поведением ума, практика созерцания «внутреннего звука», несомненно, приносит положительный результат. Ибо, как указывает в своей «Хатха-йога прадипике» Сватмарама, «искусному стрелку несложно поразить оленя, который замер на мгновение в неподвижности, чтобы прислушаться, ибо главное здесь — правильно прицелиться». 

Под «волновыми процессами» в данном случае понимаются не только механические, нейрохимические и электромагнитные процессы, обеспечивающие передачу и обработку информации в системе, но также волновые процессы иной природы, пока что регистрируемые лишь на уровне приборно не подтвержденной субъективной чувствительности, но, тем не менее, являющиеся основой целого ряда объективно существующих информационных взаимодействий. Практика лайя-йоги так же, как и практика раджа-йоги, требует очень точной комплексной настройки и функциональной уравновешенности всей системы человеческого организма, хотя, в отличие от раджа-йоги, и допускает незначительные отклонения от оптимума в отдельных ее звеньях. Эти отклонения могут быть компенсированы в процессе практики путем «уточнения настройки». 

Практика лайя-йоги имеет смысл только как способ выхода на уровень практики раджа-йоги. Органический метод (Тантра-йога)  управления режимами работы центральной нервной системы опирается на управление ощущениями, возникающими в периферийной и центральной нервной системе при протекании в организме упомянутых выше волновых процессов. Эти ощущения условно именуют «психоэнергетическими ощущениями». Потоки ощущений подобного рода являются объектами управления в системах практики, относящихся к категории тантра-йоги и цигун. Они традиционно интерпретируются как потоки «Силы» — «праны» или «ци» («ки», «чи», «кхи» и т.п. — в зависимости от географической принадлежности системы практики). Само по себе управление «потоками Силы» — занятие достаточно бессмысленное, если за ним не стоит намерение выйти на управление волновыми процессами, отражением которых в органическом теле эти потоки являются. 

Практика органического метода допускает несколько более существенные исходные отклонения от функционального оптимума, чем практика лайя-йоги. Само по себе построение практики систем тантра-йоги учитывает необходимость компенсации возможных функциональных отклонений и включает в себя алгоритмы системной оптимизации состояния организма практикующего. 


(1) Он же — подлый «внутренний диалог» — враг №1 для всякого истинного воина в битве за свободу cамоосознания.
(2) Меньше есть, меньше переваривать и меньше, гм. ну, в общем, понятно. И, разумеется, меньше тратить на еду, что немаловажно. Или тратить столько же, но питаться более качественными продуктами — в полном соответствии с бессмертной заповедью вождя «лучше меньше, да лучше».
(3) Там ведь все не просто так, шум-то в децибелах меряют, а логарифмическая шкала — это, знаете ли, ого-го!
(4) Говоря иначе, устранение неконтролируемых флуктуаций состояния сознания, или просто «выключение» «внутреннего диалога».

см. А. Сидерский - о нем.,  


Советуем посмотреть

Законы любви

Люди часто предполагают, что если любишь кого-то, то это уже все — впереди жизнь, полная счастья. Но на самом деле любовь не бывает неподвижной, она похожа на растение, которое либо растет и цветет, либо вянет и умирает.

Йога в разном возрасте

Даже в девяносто можно начать заниматься йогой. Многие позы с терапевтической целью выполнять лежа, используя пропсы для достижения удобства в позе и мягкости дыхания. Практика полного йоговского дыхания раскроет верхушки легких, послужит профилактикой бронхо-легочных заболеваний. Дыхание золотой нити отлично обезболивает во время спазмов, мышечных и сердечных болей. Пение мантр снижает кровеносное давление. А крийя джала нети помогает справиться с бессонницей.