Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Тип конституции человека

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йогатерапия и Аюрведа > ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ > Тип конституции человека

alt=

В каждом человеке присутствует все три доши. От того, какая доша представлена в большем количестве, и зависит тип конституции каждого человека. Если, например, в человеке преобладает Вата-доша, то о нем говорят, что он - Вата. Это значит, что в нем в большей степени присутствуют первоэлементы эфира и воздуха. Такой человек будет очень резкий, быстрый, порывистый, ветреный (свойства воздуха). Но, в то же время, у него может быть слабое пищеварения (недостаток огня), и он, как правило, будет худым, с тонкой костью (недостаток земли).

Это был пример человека с моноконституцией (существенное преобладание одной доши). То есть количество Ваты в нем на много превышает количество других дош. Но часто бывает, у человека сильно выражены две доши, а третья - гораздо меньше. В таком случае человек имеет двойную конституцию. Например, если у человека выражены Вата-доша и Питта-доша, то он принадлежит либо к типу Вата-Питта, либо к типу Питта-Вата. На первое место в названии типа ставится та доша, которая выражена пусть не много, но больше. Такой человек будет обладать как качествами Ваты (быстрота, высокая скорость мышления и физических движений, ветреность), так и качествами Питы (хорошее пищеварение, умение принять решение и нести ответственность за него, лидерство). Какая доша стоит на первом месте, та и проявляется в большей степени.

Гораздо реже встречаются люди, у которых значительно выражены все три доши. О таких людях говорят, что они «трехдошные», или имеют «тройную конституцию». Это самые гармоничные люди, так все качества личности и физические качества у них выражены одинаково хорошо.

Таким образом, мы выделим семь основных комбинаций. Теоретически возможных комбинаций больше, но остальные встречаются несравненно реже.
Это:

  1. Вата
  2. Питта
  3. Капха
  4. Вата-Питта
  5. Вата-Капха
  6. Питта-Капха
  7. Вата-Питта-Капха.

Пракрити. Каждый человек рождается с определенным количеством дош, то есть имеет определенную конституцию, данную ему от рождения. Вот эта конституция, с которой человек родился, называется на санскрите Пракрити. Это изначальная природа каждого человека. (Мы пока не рассматриваем случаи кармических врожденных заболеваний). см. Определение Пракрити

Врикрити. В процессе жизни человек испытывает неблагоприятные факторы внешней среды, допускает нарушения в образе жизни, и в его организме начинается движение дош. Не даром в Аюрведе иногда говорится, что Доша - это то, что выходит из равновесия. Так вот, доши - это подвижные энергии, и их соотношение по отношению друг к другу постоянно меняется. Когда такие изменения незначительны, то человек может этого и не замечать. Когда же одна, или даже две доши серьезно увеличили свое присутствие в конкретном человеке (по отношению с его Пракрити), то уже можно говорить о
болезни.

Ещё раз хочу обратить ваше внимание. Важно не само соотношение дош в человеке в настоящий момент, а то, насколько это соотношение отличается от первоначального Пракрити данного человека. Например, соотношение Ватта 10%, Питта 72%, Капха 18% будет приводить к серьезным заболеваниям у человека, Пракрити которого Ватта 30%, Питта 50%, Капха 20%, хотя такое же состояние будет практически идеальным и абсолютно здоровым для человека с Пракрити Ватта 11%, Питта 70%, Капха 19%.

Соотношение дош человека в каждый конкретный момент его жизни может отличаться, и иногда сильно отличаться, от того баланса дош, которое дано ему от рождения. Баланс дош, или тип конституции, определяемый у человека на конкретно данный
момент, называется Викрити.

Еще раз. Пракрити - это соотношение дош, данное человеку при рождении. Викрити - это соотношение дош, который имеется у человека на конкретный момент времени. На математическом языке, если обозначить через V(t) - соотношение дош человека в момент времени t, то Пракрити - это V(t рождения).

Когда Викрити человека совпадает с его Пракрити, то человек идеально здоров. На практике такое встречается редко. Современный человек живет, как правило, так, что его Викрити отличается от его Пракрити. И чем больше это различие, тем больше выраженность болезни в конкретном человеке. Следовательно, Чтобы быть здоровым, необходимо свое Викрити привести к Пракрити. То есть сделать так, чтобы соотношение дош в вашем организме стал таким же, каким он и был дан от рождения.


Советуем посмотреть

Ольга Буланова

В настоящее время проводит группы для начинающих в Центре Йоги "Прана", участвует в проведение тичерз-тренинга инструкторов йоги в Центре Йоги "Прана"

А.Раев. Тратака.

Отрывок из лекции Свами Сатьянанда Сарасвати, прочитанной  31 июля1967 года  на тренинге для учителей йоги. В этом учении рассказывается о истинной цели практики тратаки, говориться о ее стадиях и дается детальное описание тратаки на пламени свечи. Термин тратака значит – пристально смотреть. Но, тратака не значит просто смотреть куда попало, а значит полное сосредоточение  на одном объекте или точке. Тратака -  это часть хатха-йоги, а так же и раджа-йоги. 

НАРУШЕНИЯ СНА С ПОЗИЦИЙ АЮРВЕДЫ

Перед сном полезно принимать теплый душ, а также произносить мантру СО-ХАМ, концентрируясь на дыхании (на вдохе – СО, на выдохе – ХАМ) и сосредоточивая внимание на межбровье. Мантру ОМ перед сном читать не рекомендуется, поскольку она заряжает энергией. Не используйте будильник с резким звонком – это настоящий удар по нервной системе. Замените его на спокойную классическую музыку с плавно нарастающей громкостью. Не ешьте за два часа до сна. На ночь лучше выпивать стакан теплого молока с куркумой – это избавит от чувства голода и обеспечит хороший цвет лица утром. Сразу после пробуждения выпивайте стакан теплой воды, чтобы очистить организм.

Свами Шивананда (1887–1963)

Один из наиболее известных современных философов йоги, святой и мудрец. Рано выявившееся намерение изучать основы и традиции веданты, а также сострадание и желание служить всем людям привело его к получению медицинский образования. После непродолжительной работы в Малайзии он возвращается в 1924 г. в Индию и остается в Ришикеше. Шивананда (букв. «блаженство всевышнего») осознает свою миссию, как служение человеку, полную самоотречения и аскетизма. В 1932г. он основывает Ашрам, в 1936 — Общество Божественной Жизни, а в 1948 г. — Лесную академию йоги и веданты. После предпринятого в 1950г. блистательного путешествия по Индии и Шри-Ланке, Шивананда созывает «Всемирный парламент религий». 14 июля 1963 г. Свами Шивананда вошел в махасамадхи, оставив после себя более 300 книг и сотни учеников самых разных национальностей, принадлежащих к разным религиям и исповедующим самые разные убеждениям. Его Ашрамом сейчас руководят Свами Чидананда и Свами Кришнананда.