Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Тантра Махамудры

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и Религия > Буддизм и тантра > Тантра Махамудры

Тантра и Махамудра Тантра очень популярна, но мало кто понимает ее настоящее значение. Некоторые люди отрицают существование тантрических наставлений Будды, в то время как другие злоупотребляют ими ради достижения мирских удовольствий. Кроме того, существуют люди, заблуждающиеся относительно союза Сутры и Тантры, ошибочно полагая, что эти два учения противоречат друг другу. В «Краткой Коренной Тантре Херуки» Будда говорит:

 Вам не следует пренебрегать практикой Высшей Йога-Тантры,
 Вместо этого вам следует понять, что она имеет глубочайшее значение
 И является самой сутью Буддадхармы.

Когда мы поймем истинный смысл Тантры, у нас не будет повода использовать ее не по назначению, и мы увидим также, что нет никаких противоречий между учениями Сутры и Тантры. Практика Сутры закладывает фундамент для практики Тантры, а практика Тантры является быстрым методом достижения конечной цели, определяемой в учениях Сутры. Например, в своих наставлениях Сутры Будда призывает нас освободиться от привязанности, а в наставлениях Тантры он призывает нас трансформировать нашу привязанность в путь привязанность в путь духовного развития, являются быстрым методом освобождения от привязанности! Поэтому они представляют собой метод выполнения задач, поставленных в учении Сутры. Как говорилось выше, всеобъемлющее сострадание, развиваемое с помощью практики учений Сутры, и мудрость Тантры Махамудры, достигаемая с помощью практики учений Тантры, подобны двум крыльям птицы. Для птицы в равной степени важны оба крыла. Точно так же, и Сутра, и Тантра в равной степени важны для тех, кто стремится к просветлению.

Тантра – это вид внутренней реализации, функцией которой является предотвращение появления обычных видéний и концепций и развитие четырех видов абсолютной чистоты. Тантрические тексты Будды тоже называют Тантрой, потому что в них изложены тантрические практики. Но Тантра, как таковая, это внутренняя реализация, которая защищает живых существ от обычных видéний и концепций, представляющих собой корень самсарического страдания. Тантра, Тайная Мантра и Ваджраяна – это синонимы. Четыре абсолютные чистоты это: чистое окружение, чистое тело, чистые наслаждения и чистые деяния Будды.

Для живых существ мирские наслаждения – это главная причина усиления привязанности, и поэтому они являются главной причиной умножения и усложнения проблем. Для того чтобы можно было предотвратить развитие привязанности в результате переживания мирских наслаждений, Будда преподал Тантру как метод, позволяющий трансформировать мирские наслаждения в духовный путь, ведущий к просветлению. В соответствии с различными уровнями этой трансформации, Будда преподал четыре уровня, или класса, Тантры: Тантра Действия, Тантра Осуществления, Йога-Тантра и Высшая Йога-Тантра. Первые три называются «нижние Тантры». В Высшей Йога-Тантре Будда преподал самые глубокие наставления о том, как трансформировать сексуальное блаженство в быстрый путь к просветлению. Поскольку эффективность этой практики зависит от умения с помощью медитации направлять и растворять в центральном канале внутренние ветры, Будда не давал этих наставлений в нижних Тантрах. В нижних Тантрах Будда учил, как с помощью воображения трансформировать в путь к просветлению все другие мирские наслаждения, что является более простым вариантом практики Тантры.

Вратами в практику Тантры является тантрическое посвящение. В процессе посвящения мы получаем особые благословения, которые оказывают целебное действие на наш ментальный континуум и пробуждают в нас природу Будды. Получая тантрическое посвящение, мы закладываем в свой ментальный континуум семена четырех тел Будды. Это Тело Истины Природы Будды, Тело Истины Мудрости Будды, Тело Наслаждения и Тело Эманации. Обычные существа имеют только одно тело. Будды же имеют одновременно четыре тела. Тело Эманации Будды - это их грубое тело, которое могут видеть обычные существа; Тело Наслаждения - это их тонкое тело, которое могут видеть только практикующие с высокими реализациями; Тело Истины Природы и Тело Истины Мудрости - это очень тонкие тела, которые могут видеть только сами Будды.

В соответствии с учением Тантры, главные объекты, которые нужно устранить – это обычные видéния и обычные концепции. Что означают «обычные видéния» и «обычные концепции», лучше всего объяснить на следующем примере. Предположим, некто по имени Джон практикует Херуку. Обычно он видит себя человеком по имени Джон, а свои окружение, наслаждения, тело и сознание он видит принадлежащими человеку по имени Джон. Эти видéния являются обычными видéниями. Сознание, которое соглашается с этими обычными видéниями и считает их истинными, является обычной концепцией. Видéния имманентно существующих «Я», «мое» и других феноменов также являются обычными видéниями; хватание за самость и все другие омрачения – это обычные концепции. Обычные концепции являются препятствиями к освобождению, а обычные видéния – это препятствия к всеведению. В целом, все живые существа, за исключением Бодхисаттв, которые достигли ваджра-подобной концентрации на пути медитации, имеют обычные видéния.

Теперь предположим, что Джон медитирует на стадии воссоздания Херуки. При этом он глубоко убежден в том, что он Херука, и свои окружение, наслаждения, тело и сознание он считает принадлежащими Херуке. В это время он должен переживать божественную гордость, и это переживание будет препятствовать развитию обычных концепций. Если он при этом будет воспринимать ясное видéние себя в качестве Херуки, а также видéния своих окружения, наслаждений, тела и сознания, принадлежащих Херуке, то эти чистые видéния воспрепятствуют развитию его обычных видéний.
Поначалу обычные концепции наносят больший ущерб, чем обычные видéния. Это можно понять, используя следующую аналогию. Предположим, что факир создает для публики иллюзию тигра. Тигр является и публике, и факиру, но, в отличие от публики, которая верит в действительность существования тигра и, как следствие, пугается его, сам факир не верит этому видéнию и остается спокоен. Проблема публики состоит не столько в том, что перед ней появился тигр, сколько в самой концепции, их убежденности в том, что тигр действительно существует. Именно эта концепция, а не просто видéние тигра, вызывает в зрителях чувство страха. Если бы они, подобно факиру, не придерживались концепции действительного существования тигра, то, несмотря на присутствие видéния тигра, они бы не испугались. Аналогично, то, что вещи кажутся нам обычными, еще не настолько пагубно, как то, что мы концептуально хватаемся за них как за обычные. Сходным образом, если наш Духовный Мастер кажется нам обычным человеком, но мы при этом считаем его по сути своей Буддой, это не настолько разрушительно для нашей духовной практики, чем если бы он казался нам обычным человеком и мы считали бы его таковым. Убежденность в том, что наш Духовный Мастер является Буддой, хотя и кажется нам обычным человеком, помогает быстрому прогрессу нашей духовной практики.

Для того чтобы ослабить обычные видéния и концепции, Будда преподал Тантру стадии воссоздания, а для того чтобы полностью избавиться от них, Будда преподал Тантру стадии завершения и, в особенности, Тантру Махамудры. Полностью осуществив практику этих Тантр, мы станем просветленным тантрическим существом, например, Херукой, которому присуща абсолютная чистота окружения, тела, наслаждений и деяний Будды. (Геше Келсанг Гьятцо. "Тантра Махамудры")

 


Советуем посмотреть

Даяты - картины для медитаций

Даяты (Dayata) — картины, используемые в йогической практике — для медитации и углублённого познания себя, в медицинской практике — для оздоровления и улучшения состояния при многих заболеваниях, в спортивной практике — для большего контроля за психическим состоянием перед соревнованиями и восстановлением после них. Насчитывается всего 108 Даят. Каждая из них имеет своё значение, область применения и несёт определённый для неё эффект при использовании. При использовании в качестве картин, для медитации, практикующий читает характерную только для этой Даяты мантру и концентрируется на определённых Познаваемых понятиях. В период с 1981 по 1989 год в процессе практики все 108 даят открылись Сергею Николаевичу Громову  После чего были созданы их эскизы и описаны правила изображения фигур и совмещения цветов, а также индивидуальные мантры для каждой картины.

Наталья Фролова - лингвист, переводчик

Наталья Фролова – лингвист, переводчик (английский язык)

Суп с кабачком и рисом

Рис Басмати - 100 г,  Кабачок - 1 шт, Картофель - 3 шт, Морковь - 1 шт, Асафетида - 1/4 ч.л., Перец пири-пири - 2 стручок, Соль - по вкусу, Оливковое масло - для обжарки, Гарам масала - по вкусу

Механизм блокировки чувств

Если взрослый человек блокирует переживание чувств единожды – то, вероятно, это не оставит никакого следа на его внешности. Психика человека способна к самовосстановлению, и даже если сознательно он ничего не будет делать для переживания заблокированного чувства – есть ещё сны, они помогают переработке дневных впечатлений. Но если делать такое с самого детства, раз за разом, если какое-то из напряжений оказывается привычным для психики… тогда во взрослом возрасте его можно будет увидеть буквально невооруженным взглядом.