Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Сиддхасана

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Сиддхасана

СидхасанаСиддхасана  — «совершенная поза». Это асана чисто медитативная и, несмотря на кажущуюся простоту, пройдёт много времени, прежде чем голени в ней непринуждённо развёрнутся у вас пятками вверх, как это выглядит у Айенгара. При долгой и упорной практике данная поза прежде всего воздействует на суставы коленей и бёдер. Конечно, не стоит пытаться сразу сесть «как на картинке», лучше вначале делать как получается, по возможности укладывая одну ногу сверху другой, — это будет нечто среднее между «Сукхасаной» (облегчённой позой) и «Падмасаной» — «позой лотоса». Устраивать ноги в подобие «Сиддхасаны» нужно таким образом, чтобы возникал минимум дискомфорта, не говоря уже о боли или явных неудобствах. Если колени позволяют сидеть таким образом, но туловище отклоняет назад поясница либо суставы бёдер, можно устроиться у стены или какой нибудь вертикальной плоскости, чтоб разгрузить спинные мышцы и пресс от лишней работы. Для пранаям и психотехник необходимо свободно находиться в «Сиддхасане» до получаса или более. Чтобы набирать время привыкания к этой позе, можно сидеть со скрещенными ногами в повседневности, например во время чтения, перед телевизором, компьютером, музыкальным инструментом либо даже за письменным столом. Чрезмерное усердие, однако, всегда содержит в себе риск перегрузить суставы коленей, что выражается в непривычных ощущениях при движениях повседневности. Отсюда закон таков: какие бы и сколько асан накануне вами не выполнялись, сегодня в теле не должно быть новых и непривычных ощущений, о боли или неприятности даже речи не может быть! Возникновение в повседневности ощущений, которых раньше не было, — чёткий признак перегрузки (подробней см. главу «Работа с ощущениями»).

В «Гхеранда самхите» сказано: «Начинающий в йоге не должен спать мало, не должен спать много, не должен работать мало, не должен работать много...»
Процитирую также «Бхагавадгиту»: «Для умеренного в еде и воздержании, умеренного в деятельности и делах, умеренного во сне и бодрствовании бывает йога, уносящая горе»  (VI, 17).
Иными словами, на период адаптации к асанам следует устранить из своей жизни экстремальные нагрузки, что очень важно. Для более чёткого понимания приведём пример: пусть у человека давние проблемы с поясницей, и он начал заниматься Хатха йогой именно по этой причине, где нибудь с осени. К следующему лету поясница перестала напоминать о своём существовании, и с началом дачного сезона человек, влившись в поток жаждущих, бодро ринулся на дачный участок, ощущая себя непривычно здоровым и нацеленным на трудовые подвиги. Недели через три он находит меня в Москве с вопросом: «Как же так, вот спина снова начала болеть, и асаны не помогают?...»

«Давайте разбираться, — сказал я. — Вы сколько лет мучались со спиной? Десять как минимум? Хорошо. Сколько времени приводите её в порядок с помощью асан? Восемь месяцев. Когда спина была ещё здоровой, как долго вам надо было вскапывать землю на участке, чтобы поясница начала болеть? Понятно, часов шесть, а сколько вы сейчас работаете? Не меньше. Теперь давайте прикинем: вы хотите за несколько месяцев полностью исправить всё то, что сделали со своим позвоночником за последние десять лет, при этом нагружаете его теперь так, что и здоровая ваша спина этому бы не обрадовалась. А между тем необходимое восстановление происходит, вы это знаете и чувствуете, потому были заранее предупреждены, что в этот период следует избегать чрезмерных воздействий на те области тела, где была патология. Вопросы есть? Как говорил товарищ Сухов — вопросов нет...»


Советуем посмотреть

Учимся стоять на руках

осваиваем стойку на рукахСтойка на руках — это легко. Необходимо только научиться "слушать" собственное тело. Об отклонениях от равновесия в первую очередь нужно узнавать по ощущениям в мышцах. Эти мелкие отклонения нужно отлавливать в момент их зарождения и устранять такими же мелкими напряжениями.

Нияма

“Нияма” - это не контроль, а пути; это наши качества, которые следует развивать и в которые следует направлять энергию. С освоением Ямы сознание освобождается от неправильных состояний, делается более пустым, и на место "пороков" приходят добродетели "Ниямы"

Пять основных принципов “Ниямы”:

  1. Шауча - чистоплотность
  2. Сантоша - довольство
  3. Тапасья - самоограничение
  4. Свадхъяя - самоизучение
  5. Ишвара пранидхана - поклонение Богу (набожность)

Некоторые источники приводят также и семь дополнительных принципов Ниямы (см. сайт иснтитута Йоги и Ушу):

  1. Сауманасья (saumanasya) - принцип Благожелательности
  2. Ман-дхатар (man-dhatar) - принцип Вдумчивости
  3. Нирага (niraga) - принцип Бесстрастности
  4. Аваща (avasa) - принцип Независимости
  5. Мантра-вид (mantra-vid) - принцип Знания заклинаний
  6. Дамсанавант (damsanavant) - принцип Обладания необыкновенной силой
  7. Нишпратидвандва (nispratidvamdva) – принцип Неимения противников

О.Буланова. Освоение Базовых Пранаям - 1

В первой части описываются предварительные техники: сидячие асаны, шаткармы, бандхи. Прежде чем приступить к занятиям Пранаямой имеет смысл практиковать асаны хатха йоги хотя бы около полугода, чтобы, по крайней мере, была возможность находиться достаточное время в какой-нибудь позе, сидя с прямой спиной. Перед тем как приступить к Пранаяме, желательно уделить какое-то время выполнению йогических чисток или Шаткарм. В данном случае самыми полезными оказываются Джала Нети и Сутра Нети.