Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Сиддхасана

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Сиддхасана

СидхасанаСиддхасана  — «совершенная поза». Это асана чисто медитативная и, несмотря на кажущуюся простоту, пройдёт много времени, прежде чем голени в ней непринуждённо развёрнутся у вас пятками вверх, как это выглядит у Айенгара. При долгой и упорной практике данная поза прежде всего воздействует на суставы коленей и бёдер. Конечно, не стоит пытаться сразу сесть «как на картинке», лучше вначале делать как получается, по возможности укладывая одну ногу сверху другой, — это будет нечто среднее между «Сукхасаной» (облегчённой позой) и «Падмасаной» — «позой лотоса». Устраивать ноги в подобие «Сиддхасаны» нужно таким образом, чтобы возникал минимум дискомфорта, не говоря уже о боли или явных неудобствах. Если колени позволяют сидеть таким образом, но туловище отклоняет назад поясница либо суставы бёдер, можно устроиться у стены или какой нибудь вертикальной плоскости, чтоб разгрузить спинные мышцы и пресс от лишней работы. Для пранаям и психотехник необходимо свободно находиться в «Сиддхасане» до получаса или более. Чтобы набирать время привыкания к этой позе, можно сидеть со скрещенными ногами в повседневности, например во время чтения, перед телевизором, компьютером, музыкальным инструментом либо даже за письменным столом.

 

 

Чрезмерное усердие, однако, всегда содержит в себе риск перегрузить суставы коленей, что выражается в непривычных ощущениях при движениях повседневности. Отсюда закон таков: какие бы и сколько асан накануне вами не выполнялись, сегодня в теле не должно быть новых и непривычных ощущений, о боли или неприятности даже речи не может быть! Возникновение в повседневности ощущений, которых раньше не было, — чёткий признак перегрузки (подробней см. главу «Работа с ощущениями»).

В «Гхеранда самхите» сказано: «Начинающий в йоге не должен спать мало, не должен спать много, не должен работать мало, не должен работать много...»
Процитирую также «Бхагавадгиту»: «Для умеренного в еде и воздержании, умеренного в деятельности и делах, умеренного во сне и бодрствовании бывает йога, уносящая горе»  (VI, 17).
Иными словами, на период адаптации к асанам следует устранить из своей жизни экстремальные нагрузки, что очень важно. Для более чёткого понимания приведём пример: пусть у человека давние проблемы с поясницей, и он начал заниматься Хатха йогой именно по этой причине, где нибудь с осени. К следующему лету поясница перестала напоминать о своём существовании, и с началом дачного сезона человек, влившись в поток жаждущих, бодро ринулся на дачный участок, ощущая себя непривычно здоровым и нацеленным на трудовые подвиги. Недели через три он находит меня в Москве с вопросом: «Как же так, вот спина снова начала болеть, и асаны не помогают?...»

«Давайте разбираться, — сказал я. — Вы сколько лет мучались со спиной? Десять как минимум? Хорошо. Сколько времени приводите её в порядок с помощью асан? Восемь месяцев. Когда спина была ещё здоровой, как долго вам надо было вскапывать землю на участке, чтобы поясница начала болеть? Понятно, часов шесть, а сколько вы сейчас работаете? Не меньше. Теперь давайте прикинем: вы хотите за несколько месяцев полностью исправить всё то, что сделали со своим позвоночником за последние десять лет, при этом нагружаете его теперь так, что и здоровая ваша спина этому бы не обрадовалась. А между тем необходимое восстановление происходит, вы это знаете и чувствуете, потому были заранее предупреждены, что в этот период следует избегать чрезмерных воздействий на те области тела, где была патология. Вопросы есть? Как говорил товарищ Сухов — вопросов нет...»


Советуем посмотреть

Йогорадж Борис Сахаров (1899 - 1959)

Борис Сахаров родился 12.12.1899, был вторым ребенком в семье владельца судоходства в Одессе. Там провёл детство и юношество. После эспроприации собственности и казни родителей Сахаров попал в Берлин (так понимать во времена после 1917). Был учеником Св. Шивананды Сарасвати в 1947 году получил диплом Divine Life Society и титул Yogiraj. Он выступал против искажений в науке йоге и против сектанских подделок. В западном мире до сих пор используются переведённые Сахаровым названия йогаасан. Собрал в подобие "Альманаха асан" из своих 12 пособий для преподавания. Издал три книги "Великая тайна", "Открытие третьего глаза" и "Йога из первоисточника". Погиб 6. Октября 1959 года в автокатастрофе. Его могила находится в Байройте (Bayreuth, это город в Баварии) на городском кладбище.

Вирабхадрасана I - ролик

Вирабхадрасана - роликВ результате практики Вирабхадрасаны I грудная полностью раскрыта и, приобретает эластичность. Поза устраняет тугоподвижность в плечах и укрепляет ноги. Стимулирует мышцы тазового дна, бёдер, а также колени и голеностопный сустав.Убирает ощущение зажатости в плечах и пояснице. Благодаря отведению головы назад, растягивается шея и массируются щитовидная и паращитовидная железы. Вирабхадрасана I также уменьшает отложения жира в области таза.

Аштавакрасана - подготовительный комплекс

Аштавакрасана (поза Восьми углов) отпугивает многих учеников. Только представьте: таз приподнят, ноги оплетают руку, корпус параллелен полу, а вся эта конструкция удерживается одними ладонями. Мысль о том, что, балансируя в таком положении, вы можете выглядеть изящно и чувствовать себя легко, кажется невероятной. Однако пугаться не стоит: если обрести силу рук и мышц, которые поддерживают корпус в вертикальном положении (центральные мышцы корпуса), со временем вы прочувствуете на себе укрепляющее и бодрящее воздействие Аштавакрасаны.

Медитация. Кайя стхаирьям

Для практики медитации очень важно быть способным неподвижно сидеть в одной позе, не отвлекаясь на физическое тело. Первая цель медитативной практики состоит в том, чтобы забыть о своём теле. Однако, описанная ниже практика — кайя стхаирьям  — как будто бы противоречит этому основному правилу. В ней человек старается осознавать своё тело, исключив всё остальное. То есть, вместо того, чтобы забыть о теле, человек должен стараться обострять осознание тела. На первый взгляд, это может показаться слегка парадоксальным. Однако эта практика основана на хорошем понимании работы ума.