Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Шандор Ремете, йога теней

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > История, Школы, Учителя > Авторитеты и персоналии > Шандор Ремете, йога теней

Шандор Ремете, йога теней

Шандор Ремете (NAGA-SENA ZHANDER) – один из самых интересных, толковых и знающих практикующих учителей йоги. Иными словами, он знает предмет изнутри (то есть, понимает природу и может показать). Он проводит регулярные семинары по всему миру, в том числе и в Москве. В Киеве Шандор проводил семинар только один раз.

Йога в жизни Шандора Ремете присутствовала практически всегда. В начале 50-х, когда ему было 6 лет и семья жила в Сербии, к йоге его приобщал отец. Когда ему было 17, семья эмигрировала в Австралию. В конце 60-х он занимался восточными единоборствами у мастеров с острова Окинава. Затем был призыв в австралийскую армию и война во Вьетнаме. Затем, уже после Вьетнама, ему попалась под руку книжка

Б.К.С. Айенгара “Пояснение Йоги”. Тут-то все и началось “по-взрослому”! После того, как он выяснил, что Учитель (то есть, господин Айенгар) живет и здравствует в Пуне, он отправился в Индию.
Шандор Ремете долгое время учился у Б.К.С. Айенгара и был одним из лучших его учеников. Многие месяцы, проведенные в Пуне, привели к неоднозначным результатам. После того, как отношения с господином Айенгаром себя исчерпали, а практика перестала приносить те плоды, о которых говорится в текстах хатха йоги, их пути разошлись, и Шандор продолжил изучать и исследовать йогу самостоятельно. Его интересы и исследования распространялись на сидда медицину, систему мармастаана, основы аюрведы и ее связь с йогой, цигун, системы подготовки танцоров бараттанатья и каттакали, натья йогу, то есть, те системы ре-интеграции, которые происходят из одного с йогой источника. На основании своих исследований он разработал, и уже не первый год успешно применяет, подход к изучению хатха-йоги, который назвал Shadow Yoga, Йога Теней.

По окончании тренировочного интенсива для инструкторов, посвященного изучению системы мармастаана, который проходил в августе в живописном сербском селении Доньи Милановац, мы обратились к Шандору с некоторыми вопросами и просьбой прокомментировать некоторые аспекты его статьи, перевод которой мы публикуем под названием “Освоение Шакти” в рубрике “технология просветления”.

Вы долгое время учились у господина Айенгара. Почему вы решили отойти от его “стиля” и заняться дальнейшим исследованием йоги самостоятельно, что, собственно, и привело к “йоге теней” как к системе?

Все очень просто. Я учился не только у Айенгара. Я занимался и аштангой, и прочими вещами, которым меня обучили странствующие садду. Кое-чему меня обучил еще отец. А из ассоциации г-на Айенгара я вышел, когда осознал, что определенные вещи не проявляются. Вот я и решил продолжить поиск самостоятельно. Основная причина в том, что определенные аспекты подготовительной работы в современной йоге не имеют соответствий ни в воинских искусствах, ни в народных танцах, ни в иных подобных искусствах. Тем не менее, эти практики заимствовались из вышеописанных искусств, что очевидно. Однако они не используются в соответствии с предназначением и, естественно, не приводят к тому, к чему должны приводить. Именно внутренняя необходимость заставила меня более тщательно исследовать те области, которые, как правило, не исследуются. Из этих исследований и развилась “йога теней” как система.

В последнее время много говорят об индивидуальном подходе к практике йоги. Говорят, что одно нужно делать для питты, другое – для капхи, третье – для ваты. В определенной мере такие рекомендации могут привести ученика в замешательство, как Вы думаете?

Ну, просто разделять практику на “это – для питты, а это – для капхи или ваты” неразумно. В первую очередь, нужно понимать, что учитель обязан уметь видеть конкретного человека, а затем уже составлять для него практику. И не только относительно того, что с человеком происходит в данный момент, а и принимая во внимание его природу, базовый темперамент. И лишь затем пытаться устранить проявляющиеся расстройства. А не так, что “вот это упражнение исправит это расстройство, а вот это – другое”. Так ничего толкового не получится. Нужно принимать во внимание и то, и другое. Если же не принимать во внимание природу человека, тогда можно получить то, что теперь называют питта-практикой или вата-практикой. Так они еще больше нанесут себе вреда.

Так в этом-то и проблема…

Самое важное – это природа человека. Если базовая природа человека, его основной ритм не принимается во внимание, то так называемая питта- или вата- практика не поможет. Я бы даже сказал так: если у вас человек по природе своей подвижен, а вы “завязываете” его в какую-либо навороченную позу и не даете ему двигаться, так его питта обострится еще больше (смеется). Получается, что вы просто меняете его природный ритм движения. Вместо того, чтобы позволить ему двигаться быстро, вы его затормозите. Как правило, обнаруживается, что такие люди не любят делать то, что их тормозит, замедляет. К примеру, они не любят наклоны вперед. Тогда нужно комбинировать. Позвольте им делать то, что им нравится, а затем дайте им то, что им не нравится! И постепенно они с этим справятся. А просто сесть и написать рецепт “это – для питты, а это – для ваты” — не получится. Чепуха это! Не будет это работать, не будет и все тут. Как и в любом другом деле. Нужно знать, когда переключаться с одного ритма на другой. А ритм постоянно изменяется. Ты же видел, сегодня, например, или как вчера вечером. А вчера утром? Совсем другой ритм. Каждый день не похож на другой! Это тоже нужно принимать во внимание.

А как Вы думаете, почему современная “общедоступная” йога отошла от использования простых движений и форм?

Потому, что людям слишком быстро показывают сложные вещи.

Я потому спрашиваю, что и в статье Вы пишите о простых формах, и даже если открыть, к примеру, базовую книжку по балету, то там все начинается с картинки, на которой ребенок делает одно упражнение в первый год обучения…

Конечно (смеется).

А во второй год обучения ему добавляют еще одно, а через год – еще одно, и так далее.

Конечно! Раньше так все и было…

Да и легче оно получается, когда постепенно, от простого к сложному…

Я тоже считаю, что так легче. Проблема в том, что, с одной стороны, йога стала популярной, а с другой — люди настолько разрушены, что думают, что если они делают “классную” позу, то становятся умнее, разумнее, просветленнее. Понимаешь, о чем я? Отсюда ноги и растут. Такова цена популяризации.

Я по себе знаю. Когда я изучал воинские искусства в Австралии, я учился у мастеров с Окинавы. Это было в шестидесятые, точнее, в конце шестидесятых. Так вот первые три года мы делали самые, самые, самые простые вещи, базу. Нас и близко не подпускали к чему-либо сложному. Нам позволяли делать только очень простые движения. И до тех пор, пока они не становились частью тебя. И только затем нам позволяли двигаться дальше.

Такая же ситуация и в некоммерческих школах йоги. Они постепенно работают над изменением структуры, а уже затем переходят к сложным вещам. Таким образом они не наносят вреда. В Шаолине – такая же система. Там внутренний храм совсем не такой, как внешний. Все так называемое “у-шу” (смеется) преподают снаружи, там, куда приходят люди с ощущением собственной важности. Иначе – невозможно…

Я думаю, что большая часть безобразий в современной йоге происходят от чувства собственной важности и от заблуждений. Слишком уж много мистификаций вокруг йоги. Понимаешь, если нужно ввести человека в заблуждение, используются всякого рода мистификации. Больше за этим ничего нет.

А учителям, которые действительно серьезно относятся к йоге, следует избавиться от желания прославиться. Дело не в известности или неизвестности. Дело в том, чтобы готовить людей таким образом, чтобы они были здоровы и не подвергались опасности, понимаешь? При выполнении простых и мелких движений ты – в безопасности. К тому же, какая разница?! Дело не в так называемой “практике”. Речь идет об умении адаптироваться к различным ситуациям, об умении адаптировать те или иные вещи для себя. А это уже совсем другое дело.

Я думаю, что дело еще и в нетерпении. Люди, особенно в наши дни, не отличаются терпением и просят больше того, с чем могут справиться. Как книжка господина Айенгара http://yoga-market.ru/product/b-k-s-ajengar-avtobiografija-objasnenie-jogi-1/   …

Которая из них?

Первая, “Пояснение Йоги”. Если читатель внимателен, то он не обнаружит там введения Кришнамачарьи.

Точно, нет там такого.

А знаешь, почему?

Почему?

Старик сказал, что в книжке раскрыто слишком многое. Но книжка, сама по себе, хороша. Он согласился, что книжка даже очень хороша, но, еще он сказал, что раскрыто слишком многое и это приведет к проблемам в йоге. Почему? Потому что некоторых людей природа наделила способностями, и они начинают “с конца книжки”. Я и сам начал с конца книжки. Я подумал, да ну их, эти простые позы; займусь-ка я тем, что в конце. А со временем стало еще хуже… Получается, что, поначалу, человек думает, что он кое-что может, а затем, чуть позднее, оказывается, что – ни фига он не может. Но если дать уму пищу, он ее с удовольствием поглощает. Так и произошло.

Вот поэтому вступления и нет. Он написал очень хорошее вступление к “Пояснению пранаямы”, а к “Пояснению Йоги” – нет. Поэтому пришлось писать Иегуди.

Очень интересный и поучительный факт. А теперь, несколько слов об очистительных упражнениях и процедурах, которые становятся все популярнее и популярнее в наши дни. Очистительные процедуры – важная часть йоги, это несомненно. Однако в настоящее время столько всего развелось! И диеты по группам крови, и двухнедельные “панчакармы” (совсем не похожие на те, что в Южной Индии), и чаевые диеты, и диеты на основе риса и так далее, и тому подобное.

Ну да, фобии всякие. Конечно! Понимаешь, есть нужно ту пищу, к которой у тебя есть склонность. Вот и вся диета! Дело тут не в группе крови. Позвольте телу решать, что хорошо для его крови! Слюна, как правило, — хороший советчик.

Если практика построена корректно, то приходит осознание того, что пищи нужно совсем немного. Как правило, двух горстей достаточно.

Привычки следует преодолевать, потому что митахара значит “контролируемый прием правильной, то есть нужной, пищи”. Дело тут не в ограничениях. Просто не нужно переедать, и все. Я уже говорил, я много езжу и знаю людей в Австралии, да и не только в Австралии, по всему миру. Так вот, некоторые едят только сырые продукты. Проросшие зерна или бобы. Они берут здоровенную миску (показывает руками размеры приличного чана для плова) проросших зерен, перемешивают их с 6-7 авокадо и все это съедают за раз. Как это называется? Это разве можно назвать “контролируемым приемом правильной, то есть нужной, пищи”? Да от такого количества еды даже свинья с ума сойдет!

Я бы сказал, что это просто еще одно проявление жадности. Чрезмерная практика – еще одна форма жадности. Контролируемый прием нужной пищи в нужных количествах приводит ум в надлежащее состояние. Контролируемое количество нужной практики приносит хорошие плоды. И тогда нет ни питты, ни ваты, ни капхи. От этого нужно отталкиваться с самого начала.

Чрезмерные очистительные практики лишь ослабят систему. Продолжительное время стоит делать лишь каппалабхати и наули. Они способствуют продвижению к пранаяме. Они же удерживают доши в равновесии. К остальным следует прибегать лишь приналичии тех или иных ограничений. Если у человека проблемы с сердцем, то глотание ткани или проталкивание палки вовнутрь – это нормально. Но лишь до тех пор, пока он не освоит технику полностью. Затем практику следует прекратить, и пользоваться ею лишь при возникновении крайней необходимости.

И мне представляется, что, поначалу, процессы эти должны проходить под наблюдением.

А как же! Сначала нужно научиться! А для тех, у кого проблемы с фронтальными пазухами, лучшее средство – сутра нэти, потому что джала нэти и тому подобное со временем приводит к расстройству каппа доши. Сутра нэти – лучшее средство. Эта процедура расширяет проходы, уменьшает внутричерепное давление и таким образом уменьшает количество капха доши. А после достижения нужного результата процедуру следует прекратить.

Следующий вопрос – об источниках информации. О том, что в наши дни читают о йоге. Как Вы думаете, есть ли доступ к оригинальным текстам или же к их толковым переводам, то есть к тем, что действительно доносят содержание текста? Ведь в переводе многое утрачивается, как ни крути. И нужно ли ученику изучать санскрит для того, чтобы, в конце концов, добраться до нужной информации?

Думаю, что хорошее знание санскрита не вредит. А если есть знакомые, которые владеют санскритом, то имеет смысл консультироваться у них. Я так и поступаю. Рави2, его брат, да оба они хороши. Их отец пандит. Брат Рави – тоже пандит. Так вот, я беру текст и отправляюсь к ним и прошу проверить перевод. И они исправляют неточности. Вот так я и добираюсь до качественной информации.

Это гораздо лучше, чем современные книги. Многие из них излагают на 300-400 страницах предмет, который раньше излагали в очень коротком стихе. Причина, по которой стих писался коротко, проста – это заставляет “читателя” обдумывать прочитанное. А когда пишется книга о том, что изложено в стихе, это значит, что пищу за тебя пережевывают и лишают тебя возможности ощутить ее на вкус! Тебя лишают возможности даже жевать! Так, читатель превращается скорее в заключенного, чем в того, кто обретает свободу!

Получается, что читатель превращается в “овощ”, которого кормят через капельницу?

Совершенно верно. А оригинальные тексты – очень хороши! Тексты хатха йоги очень хороши. Особенно тексты Горака, Матсьендры… Институт в Лонавле делает хорошие переводы текстов.

А где это?

В Индии, конечно. Километрах в двадцати от Пуны. Их можно найти через Google. Большинство из их публикаций очень хороши. И они проводят очень много исследований в этой области… У них есть доступ к хранилищам Махарадж… Они выкупили десятую главу Хатха Прадипики. А ведь широко известны лишь первые четыре главы… Совершенно другая информация! Так вот, некоторые тексты тихонько себе лежат и ждут, когда придет время, чтобы их “нашли” и “открыли”. Говорят, что Натта Сутры утрачены. Не утрачены они! Просто лежат где-то и ждут своего времени, когда кто-нибудь ими заинтересуется. Как только это произойдет, они сразу “всплывут”, как говорится. Поэтому, безусловно, лучше читать тексты, чем книжки о них. Но, при прочтении нужна помощь, потому что, если переводчик — просто переводчик-интеллектуал, он может использовать неверную терминологию. Даже самые известные… Например, в Хатха Прадипике, он говорит об “отличных каранах”. Карана – не асана, правильно? Однако, он говорит о таких “каранах” как джануширсасана, и так далее. Получается, что это – не асана, потому что это – отличная карана. А это подразумевает необходимость движения. Поэтому они – динамичны, а не статичны. Получается, что многое – не переведено. Значит, с человеком, который владеет санскритом, можно сесть и поговорить. А он тебе уже предоставит несколько возможных вариантов толкования. И уже в результате такого обсуждения можно найти нужное толкование, потому что ты погружен в практику.

Многие современные книжки основаны на эмоциях. Таким образом, в них упущена суть. Ну и, конечно же, книжка – хороший источник дохода. Да и издатели на них неплохо зарабатывают. Можно, к примеру, взять статью, которую ты перевел3. Практически, все известные журналы по йоге отказались ее публиковать!

Как Вы думаете, почему они отказались?

Потому, что она не пропагандирует то, что пропагандируют они. Они продвигают тот или иной продукт питания и так далее. А в статье говорится о том, что этого делать не следует, потому что иначе утрачивается суть предмета. Даже журнал под названием Намарупа, из Нью-Йорка. Они взяли статью, почитали ее, воспользовались информацией, а затем связались со мной и говорят: “да, все работает, качественная информация, но мы бы хотели вот сюда вставить вот это, а вот сюда – вот это”! Я им в ответ написал, что если вы хотите написать статью, так напишите сами. Я написал статью, вы говорите мне, что уже пользуетесь этой информацией, и вы же начинаете мне указывать, что и куда вставить!..

А затем мне позвонили из журнала, который издается одним курортом в Юго-восточной Азии. Я и не знал, что их главный редактор – моя ученица. Они захотели опубликовать статью без изменений, и я не возражал. Им статья понравилась.

Это говорит о том, что интерес к описанному подходу существует.

Конечно. С одной стороны, я получил очень много хороших отзывов от тех, кто читал статью. С другой стороны, я просто разослал ее по школам, которые преподают описанный подход. И от них я получил очень много позитивных отзывов.

Большое Вам спасибо за комментарии.

 

Беседа и перевод текста © 2005 Андрей Рожнов

См. Йога теней - комплексы упражнений: 
Йога теней (Shadow Yoga) Шандора Ремете Йога теней (Shadow Yoga) Шандора Ремете

 


Советуем посмотреть

Комплекс 2

  1. Полное дыхание йогов сидя
  2. Кумбхака
  3. Уджайи, первая разновидность
  4. Вакрасана, первая разновидность
  5. Йога-мудра
  6. Матсиасана, первая разновидность
  7. Пранаяма № 6, большая
  8. Випарита Карани
  9. Матсиасана
  10. Созерцание
  11. Шавасана

Путь к йоге: интервью с Борисом Гребенщиковым

Я просто жалею о том, что не начал заниматься йогой 20 лет назад. Это сильно сэкономило бы мне время. Потому что реально я начал заниматься йогой в конце февраля 2002 года. Так или иначе, по причинам, которые я вряд ли смогу сформулировать, я начал заниматься. И с тех пор занимаюсь практически каждое утро, за вычетом, может быть 10-12 дней, когда я где-нибудь в поезде, и просто нет возможности заниматься. Есть набор асан, которые я делаю в той мере, в которой у меня есть время. У меня нет и никогда не было ни своего учителя, ни своего инструктора. В основном все, что я делаю, я почерпнул на занятиях у Доктора Рао (два или три занятия) и потом - по книгам Айенгара.

Калории

Как рассчитать расход энергии, таблица калорийности продуктов, от чего зависит вес