Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Путешествие в Випассану

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Медитация | Cамадхи | Сон > МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ > Путешествие в Випассану

Путешествие в Випассану

Андрей Росин, Санни Айлс. Путешествие в Випассану, или 10 дней, которые потрясли мой внутренний мир.

 

А началось все с моей знакомой, которая купила в Бордерсе книжку очерков. Книжка эта рассказывала о заключенных колонии строгого режима, расположенной в столичном городе Вашингтон Ди Си. Если верить содержимому этой книжки, посредством медитации многие из недавно закоренелых уголовников превращаются в послушных граждан. Знакомая моя – абсолютно законопослушный человек, - тем не менее заинтересовалась сведениями почерпнутыми из книжки относительно мощного воздействия медитационных упражнений и решила ехать в центр всего этого дела по адресу, указанному в книжке. Попробовала уговорить меня составить компанию. Но, ясное дело, вырвать из жизни ради какой-то медитации аж целых 10 дней я не рискнул и отказался под предлогом занятости, что, в общем-то, было абсолютной правдой. И приятельница уехала в Джорджию сама. Надо сказать, пока ее не было, я поискал кое-что на эту тему на интернете и заинтересовался. Вернувшись через 10 дней, приятельница, толком ничего не рассказав, сказала лишь, что я просто oбязан туда поехать,чем невероятно заинтриговала меня еще больше.

 

 

Не прошло и двух недель, а я уже записываю на автоответчик телефона, чтобы по всем рабочим и личным вопросам мои клиенты и друзья, звонили через десять дней, пока буду в отъезде, поскольку там доступа ни к телефону, ни к интернету у меня не будет. И ранним августовским утром забираюсь на станции в флоридском Голливуде в купе Амтраковского состава на Джорджию. В поезде дальнего следования в Америке я ехал впервые, а потому, должен признаться, некоторые вещи произвели на меня впечатление. Например, невероятно внушительные унитаз и умывальник, стерео система, абсолютная чистота, отличное обслуживание и хороший чай в вагоне-ресторане.

К вечеру я высаживаюсь в маленьком городке Джесуп в Джорджии на станции, напоминающей плохо сохранившийся после бомбежки сарай, и за шесть долларов добираюсь на такси в ближайшую гостиницу. Утром последние звонки и прощальный выход на интернет. И вновь такси, 11 миль до медитационного центра.

Первое впечатление: лес с гулом дальней железки, пруд, два-три почти новых домика... Во всем этом видится нечто отстраненное от суеты мирских дел и техногенных процессов. Я сдаю телефон и всю литературу(«Автобиография йоги» и журнал «Успех») дядьке с татуировкой сансары(буддистское колесо жизни и смерти) на руке. Он - учитель местной школы - уже не один месяц добровольно участвует в принятии новых студентов. Меня отправляют в домик и дают второй ярус, койку под номером А1. Одеяло, подушка, матрас есть – белье свое я предусмотрительно привез по списку, предоставленному по электронной почте заранее. Разложившись, встречаю поступающих соседей, с которыми буду коротать ближайшие 10 дней. Двое из пятнадцати приехавших, уже не новички. Накидываюсь с распросами. Они многозначительно улыбаются и в один голос утверждают, что не понравится это не может. Мы все подписываем условие, что обязуемся при любых условиях отбыть здесь все 10 дней.  После чего нас ведут в отдельный домик-столовую, кормят фруктами и чаем и, рассадив, ещё раз напоминают, что 10 дней мы должны выполнять инструкции мужского менеджера( есть ещё женская половина, но любой контакт запрещeн).

В 8 вечера первые медитации: большой, тёмный, хорошо кондиционированный зал с подушками, слева - мужчины, справа - женщины. Перед нами два больших экрана и сидящие на небольших возвышениях в позе лотоса инструкторы. Это - Фрэнк Метлер и Анна Глазерманн. Они  нам объявляют, что с этого момента наступает процесс полной изоляции в тишине. Нам не полагается ни с кем общаться ни знаками, ни словами, ни глазами и во всем следовать строго по расписанию, используя воду в специально отведенное время и очень регламентированно. В 9 вечера - отбой, все, избегая взглядов, молча расходятся по своим домикам. Я побыструхе забиваю душ на 9 вечера - его можно принимать только раз в день.

Первый день.

4 утра. Я просыпаюсь в ожидании гонга который должен раздаться в 4:30. Это медный индийский топорик с молоточком. Звук гонга поднимает нас, приглашают на еду и медитации… Иду в зал, занимаю своё место на подушке, рядом пристраиваются соседи – полная тишина, только дыхание и сверчки на улице…

5:30 утра. Дверь открывается и появляются инструкторы, они усаживаются на свои подушки–пьедесталы. Включается завывающий голос мастера Гоенки(уроженец Бирмы, он говорит на ужасном английском с довольно смешным акцентом и называет подсознательное бессознательным). Он дает инструкции по медитации, учит концентрироваться на дыхании…

6:30 – завтрак.

Овсянка, хлопья, чай, фрукты.

После завтрака возвращаюсь в свой домик и сплю до 8, пока не звучит гонг.

8-9 утра. Мастер Гоенка говорит о концентрации всего внимания на дыхании и потоке воздуха из ноздрей.

9:30. Инструктор уходит, заблаговременно объявив, что можно оставаться в зале или же идти продолжать медитировать в свою комнату. Почти все остались. Хоть и запрещено открывать глаза, я не выдерживаю и незаметно подглядываю. Сидеть на одном месте тяжело и муторно, ворочаюсь, потом надоело, взял вторую подушку…

11 утра – ланч.

Овощной суп, белый и коричневый рис, салат, горох, пита( её в меню называют итальянский хлеб), чай, фрукты.

До 1 дня перерыв, иду прогуляться – вся территория размечена знаками, куда можно и куда нельзя. У мужчин своя тропа в лесу со значками-пометками. Я раскладываю на них шишки и ветки…

1 дня. Самостоятельная ( без инструкторов) медитация до 2:30. Я пытаюсь ловить дыхание, но все чаще ловлю себя(пардон за невольный каламбур!) на том, что смущает отсутствие телефона, звонков и обычной рабочей суеты.

2:30 – новые инструкции от мастера Гоенки: концентрация на дыхании, стараться ловить тончайшие колебания воздуха.

5 – чай и фрукты.

6-7  медитация.

7-8:30 вечера. Дискурс-видео мастера Гоенки, выводы по прошедшему дню и его содержанию. Нам вновь напоминают, что мы давали обещание пробыть весь курс, все десять дней, и данное слово должны сдержать все, даже если у кого-то появилось желание уехать. У меня пока такого желания нет, но и воспринимать всерьез происходящее я тоже не могу. Все больше думаю об оставленной работе, о том, как клиенты разрывают мой телефон, да и вообще, как весь мир рушится в мое отсутствие.

9 – отбой. И я моментально вырубаюсь.

 Второй день

Вскочил в 4 утра весь на подъeме( вот сегодня уж точно высижу!). Сел и просидел до гонга на завтрак до 6: 30 утра, не меняя позы. Поднялся с трудом, по дороге на завтрак чуть не вытошнило, мутило, шел еле-еле, шатало, но гордость и чувство совершенного подвига воодушевляли.

С 12:00 до 12:30 - интервью по записи с учителем. Он попросил называть его просто Фрэнком и сказал, что если очень тяжко, позу менять можно, что инструкции даются не для того, чтобы себя мучить, а главное - концентрироваться на технике.

   Вечером мастер Гоенка с экранов опять повторил нам завет, данный в первый вечер:

Нельзя:

1. Убивать

2. Лгать

3. Прелюбодействовать

4 Красть

5. Употреблять алкоголь и наркотики.

Третий день

Я все чаще ловлю себя на мыслях, что Майами очень далеко, и никакие звонки и имейлы клиентов меня тут не достанут. Все больше картинками проходит перед глазами мое детство в Минске при СССР и юность в Сочи при развале страны… Вспоминаются моменты, которые всплывают детально, как-будто все это происходило вчера…

Вечером настер Гоенка говорил о том, что все здесь, кто готовит пищу, инструктируют и всячески помогают, делают это исключительно добровольно и бесплатно. Точно так же, как и мы, – все участники ничего не должны платить за получение инструкций Випассаны.

   Пожертвования принимаются исключительно от тех студентов-учеников, которые провели минимум 10 дней.

Четвертый день

С сегодняшнего дня мы сидим по три раза в сутки не меняя поз по часу: с 8 до 9 утра, с 1:30 до 2:30 дня и с 6 до 7 вечера. Кто-то обкладывается подушками, кто-то пристраивается на маленьких деревянных скамеечках, кто-то приносит тюфячок…

Вдруг осознал, что корю себя, поскольку не уверен, выполняю ли все, «как надо».

Вечером мастер Гоенка рассказывает, что озарение Будды – это просветление за счeт углубления в себя. Мастер Гоенка говорит нам, как Будда, углубившись и познав себя, начал нести людям путь избавления от житейских невзгод, не религиозный, не идолопоклоннеческий, не фанатичный – путь доступный всем и каждому.

Пятый день.

В перерывах между медитациями мы составляем довольно забавную и необычную картину: молчаливые дядьки в трико, внимательно обозревающие пруд, небо и местных паучков… Хотя о каком перерыве в медитации вообще может идти речь, ведь мы все больше становимся еe неотъемлемой частью, и медитируем, кажется, даже во сне.

Странно, но организм быстро приспособился к отсутствию еды после полудня и чаю с фруктами в 5 часов.

Вечером  мастер Гоенка говорит о человеческих пристрастиях к чувствам – основным к боли – отвращению, на которое мы неизменно резко реагируем с отторганием и к удовольствию, которое неизменно приносит с собой немедленное наркотическое привыкание…

 Шестой день

Сегодня всe наперекосяк!

Не могу усидеть на месте. Считаю секунды. В обед бегу к Фрэнку, говорю: не могу больше, надоело, хочу уехать, начал считать минуты, часы и дни до отьезда. Он очень спокойно разъясняет, что второй и шестой дни самые сумбурные традиционно, в связи с изменениями проходящими внутри меня. Но, как говорил великий Экклезиаст, «И это тоже пройдёт»…

   И вправду, часам к 5 дня я уже был, что называется, в своей тарелке, и вечером с удовольствием слушал,как мастер Гоенка делился историей создания медiтационной техники Випассана. Более 2500 лет назад Сидхарта Гаутама сидел под деревом после многих лет занятий техникой медитации и был в результате просветлен… С этого момента он стал Буддой и начал нести Випассану людям. Как и все великое, техника проста, но требует каждодневной практики. В те времена на севере Индии лютовал царь Асок по кличке Зверский. И вот этот тиран и злодей после ознакомления с Откровением полностью исправился и превратился в Асока Випассану. Он стал нести людям благую весть и отказался от насилия и жестокости. Миллионы людей в Индии практиковали Випассану, и гонцы с напутствием инструкций разбежались по всему миру. Но со смертью Будды техника, переходя от учителя к ученику, стала видоизменяться, учителя часто подстраивались под учеников, чтобы завладеть большим числом последователей. И только на Бирме техника была оставлена в еe первозданном виде.

 Седьмой день.

Замечаю, что сижу час без движений и уже не умираю от ожидания, хотя время все равно вязко тянется…

Голод практически не ощущается, что даже удивляет, чувствуется легкость и прозрение, как в движениях, так и в мыслях…

Вечером мастер Гоенка говорит об обозрении со стороны и все приходящем изменчивом мире. Смотреть на вещи без реакций, не зависимо оттого, что они вызывают – удовольствие или негатив, - за счет этого наши эмоции и наши действия будут менее импульсивные. Это не значит, что мы будем смотреть на мир бессмысленно, точно жвачные животные, нет, это значит, что мы изучаем мир таким, какой он есть.

 Восьмой день.

Начинаю все больше понимать, что с освоением медитации необходимость теперь в Гималаях и ухода в дебри Непала отпадают, т.к. за счет той же практики на ежедневном расписании начинаешь чувствовать себя и тончайшие перемены в собственном теле, осознавая, что всe окружающее тебя находится в постоянном движении и изменении.

Мастер Гоенка делится собственной биографией успешного бизнесмена. Он годами страдал мучительной мигренью, и пришeл в Випассану, чтобы избавиться от болей. Но инструктор его прогнал, сказав, что цель Випассаны не меркантильная головная боль, а открытие себя. И лишь спустя время, глубоко обдумав слова инструктора, он вернулся, чтобы познать откровение.

 Девятый день

Последний день молчания и медитаций. Завтра будет возможность наконец то познакомится с окружающими телами…

Мастер Гоенка говорит о ежедневной практике дома и о соответствии тем же принципам.

 

Десятый день

Знакомимся. Вот пара молодых ребят, только закончивших колледж и сколотивших группу «Болеро» в Нешвилле, штат Теннесси. Мой сосед Мехир Шах работает программистом–наладчиком в аэропорту Атланты, три парня не открылись,может, какая-то тайна? Впрочем, их никто не пытал, не хотят говорить, - не надо. Индус Сачин – бизнес-консультант крупных компаний(кстати, учился пять лет в минском политехе), Суреш – крупный строитель из Орландо, Кевин – врач из Бойнтона…

Все пришли сюда разными, порой извилистыми, путями, но это путь к истине и самопознанию, а потому – правильный.

Стал ли я лучше, чище, порядочней? Не знаю, хочется верить, что - да. Но главное – стремление к идеалу, не так ли?

Випассана нигде не рекламируется, и сведения о ней передается из уст в уста. Учеба бесплатна. Но кто хочет, может сделать пожертвования.

Вот и все. Если моя история кого-то заинтересовала, загляните на сайт www.ru.dhamma.org

 


Советуем посмотреть

Комплекс для начинающих В.Бойко

Комплекс хатха-йоги для начинающих Виктора Бойко. Подробное описание правильного выполнения асан. Интересные инструкции и комментарии.


Старо-славянская азбука - послание к славянам

Прочитав эту статью невольно начинаешь сопоставлять древне-славянскую азбуку с Деванагари - азбукой санскрита

Мясо и аюрведа

В самых ранних текстах по Ᾱюрведе используются рецепты и лекарства, на основе мяса, причём как что-то само собой разумеющееся. Например, когда автор Чарака Самхиты описывает образ жизни во время осени, он приводит целый список видов мяса, которые благоприятны (здоровью) в данное время:

Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки, антилопы, овцы, серау, оленя, зайца; рис, а также ячмень и пшеница – могут быть использованы в этот сезон (осенью) (Ча Су.6.43).