Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Пранаяма №9 (укрепление голосовых связок)

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > КАТАЛОГ ПРАНАЯМ > Пранаяма №9 (укрепление голосовых связок)

 Информация:

  • Номерная пранаяма, выданная Учителем.
  • Называется «Дыхание для укрепления голосовых связок (голоса)».

Назначение:

  • Расслабляет голосовые связки.
  • За счёт резкого потока воздуха изнутри наружу оказывает чистящее воздействие на энергетическом уровне.

Противопоказания:

отсутствуют.

Исходное положение:

сидя на пятках или по-турецки, пальцы рук - в Джнани-мудре, кисти тыльными сторонами лежат на коленях.

Правила выполнения:

  • Выполнить медленный полный вдох.
  • На короткой задержке дыхания после вдоха растянуть рот уголками губ к ушам. произвести резкий однократный выдох максимально возможным объемом воздуха, чтобы отда­лось в задней стенке глотки (если требуется довыдох, выполнить и его).
  • Выполнить 4 раза.

Усложнённый вариант выполнения упражнения.

  • Аналогично описанному выше, но из положения Лотоса (Падмасана).

Полная форма выполнения.

См. усложнённый вариант.

Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.

  • У некоторых не получается выполнить однократный мощный выдох, поэтому до­пускается выполнить довыдох, т.е. так же резко вытолкнуть из лёгких оставшийся воздух.
  • После выполнения упражнения можно выполнить очистительное дыхание.
  • Для усиления эффекта необходимо знать и хорошо представлять строение своих голосовых связок, а также то, что с ними происходит на физическом и энергетическом уровне в момент выполнения резкого выдоха.
  • Можно выполнять вне комплекса.
  • Детям - с любого возраста.

Концентрация внимания при выполнении упражнения:

  • На правилах выполнения пранаямы.
  • На внутренних ощущениях.
  • В момент вдоха сознание концентрировать на ОЩЖ, на короткой задержке дыха­ния после вдоха сознание перевести на голосовые связки.

Физический эффект:

Физиологический эффект:

  • Создаёт ударное воздействие выбрасываемого воздуха на голосовые связки.
  • Тренирует диафрагму.
  • Улучшает иннервацию мышц брюшного пресса.

Энергетический эффект:

  • Удаляет ненужные энергии.
  • Заряжает солнечное сплетение.

Психический эффект:

  • Даёт чувство уверенности и силы.

Терапевтический эффект:

  • Выполнение пранаямы рекомендуется для укрепления голосовых связок.
  • Данная пранаяма увеличивает силу голоса, улучшает его качество и тембр.
  • Помогает при лечении бронхиальной астмы.

Выполнение упражнения для совершенствования.

  • Прокачка.
  • Работа с энергиями: чакровыми, природными, авезиловскими, от старшего капсулы.
  • Работа с мудрами и стихиями.
  • Получение состояния и работа с ним.

Вопросы для самоконтроля:

Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:

  • Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
  • Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
  • Опишите выход из асаны.
  • Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выпол­нения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
  • Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосре­дотачивать на правилах выполнения асаны (пранаямы) и собственных ощущениях?
  • Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (пранаямы) вам известны?

Вопросы для размышления:

  • Каково назначение Пранаямы №9 - «Дыхание для укрепления голосовых связок (голоса)»?
  • Где, по вашему представлению, находятся голосовые связки?
  • Каким образом деятельность голосовых связок связана с органами слуха, дыхания, диафрагмой и мышцами брюшного пресса? Как Пранаяма №9 влияет на все эти органы?
  • Что происходит с голосовыми связками во время обычного дыхания? Свободного разговора? Пения? При резком выдохе?
  • С какими эмоциями, чувствами, состояниями связана работа голосовых связок?
  • Как Пранаяма №9 влияет на уши? Другие органы головы и шеи?
  • Опишите изменения, происшедшие с вашим голосом после выполнения Пранаямы №9.

Приведена методология выполнения Школы Йоги Гуру Ар Сантэма


Советуем посмотреть

Медитация и сознание

Любое определение ума неизбежно оказывается очень ограниченным и произвольным. Например, современная психология ориентировочно подразделяет ум на три части: сознательную, подсознательную и бессознательную. Их очень легко посчитать фиксированными частями или конкретными областями ума. Кроме того, как правило, складывается впечатление, что подсознательная и бессознательная области (лежащие, соответственно, ниже ума и за пределами ума) строго и постоянно недоступны сознательному восприятию. Это распространённое убеждение совершенно неверно. Нашему осознанию доступны все области ума. То есть, так называемый бессознательный ум бессознателен лишь в силу серьёзных ограничений свободы и диапазона нашего осознания. Точно так же, подсознательный ум лежит ниже порога нашего сознательного восприятия только из‑за недостатка осознания. Если мы разовьём своё осознание, то бессознательный ум и подсознательный ум более не будут недостижимыми и недоступными восприятию. Так бывает с человеком, достигшим самореализации: его осознание способно достигать всех областей ума. Для него ни одна часть ума не будет по настоящему бессознательной или подсознательной. Это чрезвычайно важно и справедливо для всех; мы не осознаем различные части ума только потому, что наше осознание сковано и заключено в ограниченном поле.

Тантра Махамудры

Тантра и МахамудраТантра очень популярна, но мало кто понимает ее настоящее значение. Некоторые люди отрицают существование тантрических наставлений Будды, в то время как другие злоупотребляют ими ради достижения мирских удовольствий. Кроме того, существуют люди, заблуждающиеся относительно союза Сутры и Тантры, ошибочно полагая, что эти два учения противоречат друг другу. В «Краткой Коренной Тантре Херуки» Будда говорит:

 Вам не следует пренебрегать практикой Высшей Йога-Тантры,
 Вместо этого вам следует понять, что она имеет глубочайшее значение
 И является самой сутью Буддадхармы.

Когда мы поймем истинный смысл Тантры, у нас не будет повода использовать ее не по назначению, и мы увидим также, что нет никаких противоречий между учениями Сутры и Тантры. Практика Сутры закладывает фундамент для практики Тантры, а практика Тантры является быстрым методом достижения конечной цели, определяемой в учениях Сутры. Например, в своих наставлениях Сутры Будда призывает нас освободиться от привязанности, а в наставлениях Тантры он призывает нас трансформировать нашу привязанность в путь привязанность в путь духовного развития, являются быстрым методом освобождения от привязанности! Поэтому они представляют собой метод выполнения задач, поставленных в учении Сутры.

Как говорилось выше, всеобъемлющее сострадание, развиваемое с помощью практики учений Сутры, и мудрость Тантры Махамудры, достигаемая с помощью практики учений Тантры, подобны двум крыльям птицы. Для птицы в равной степени важны оба крыла. Точно так же, и Сутра, и Тантра в равной степени важны для тех, кто стремится к просветлению.

Тантра – это вид внутренней реализации, функцией которой является предотвращение появления обычных видéний и концепций и развитие четырех видов абсолютной чистоты. Тантрические тексты Будды тоже называют Тантрой, потому что в них изложены тантрические практики. Но Тантра, как таковая, это внутренняя реализация, которая защищает живых существ от обычных видéний и концепций, представляющих собой корень самсарического страдания. Тантра, Тайная Мантра и Ваджраяна – это синонимы. Четыре абсолютные чистоты это: чистое окружение, чистое тело, чистые наслаждения и чистые деяния Будды. 

Нада-йога. Звучание тонкой Вселенной.

Согласно индийской философии, первоначальная материя Вселенной – это звук. Всё окружающее наполнено звуком, каждое движение создает его. Но не все звуки доступны обычному человеческому уху, - звуки высших сфер можно услышать только трансцендентным слухом. Помочь в этом может Нада-йога, –духовная практика, в основе которой лежит концентрация на внутренних звуках. Ведь звуки тонкого мира звучат и внутри нас, услышав их, беспокойный человеческий ум сможет расслабиться и личное я постепенно растворится в бесконечном блаженстве. Само слово «Нада» одновременно означает и звук и цветение. Таким образом, Нада-йога – это «расцветание сознания» с помощью звука