Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Паттабхи Джойс (1915 - 2009)

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > История, Школы, Учителя > Авторитеты и персоналии > Паттабхи Джойс (1915 - 2009)

alt=

Шри Кришна Паттабхи Джойс (Гуруджи) родился в июле 1915г. в полнолуние , на Гуру Пурниму.

Когда Гуруджи было 12 лет, он посетил показательное выступление по йоге в своей средней школе в Хасане. На следующий день он отправился на встречу с великим йогом, выполнявшим демонстрацию, человеком по имени Шри Т. Кришнамачарья, который изучал йогу на протяжении восьми лет у своего Гуру, Рамы Мохана Брахмачари в пещере в Тибете. Следующие два года Гуруджи проводил каждый день, обучаясь у своего Гуру. Когда Гуруджи исполнилось 14, он прошел через обряд получения браминского шнура. Кришнамачарья покинул Хассан, чтобы путешествовать и учить, а Гуруджи отправился из своей деревни в Майсор.

Гуруджи хотел учиться в Университете Санскрита в Майсоре. Он уехал с двумя своим друзьями, имея в кармане всего две рупии. Они проехали больше 100 километров на велосипедах, по пыльным дорогам. В первые год-два жизнь была чрезвычайно сложной. Так как у него почти совсем не было денег, ему подавали еду в некоторых домах браминов. Гуруджи посещал занятия и занимался своей учебой. Затем, приблизительно в 1930г. он отправился на показательное выступление по йоге и встретил там своего Гуру. Он подошел и распростерся перед ним. Так они продолжили свои отношения, а Гуруджи снова стал учиться йоге.

Однажды тяжело заболел Махараджа Майсора, Кришна Раджендра Водеяр. Узнав, что в Майсор приехал великий йог. Он послал за  Кришнамачарьей и тот вылечил его должным образом. Махараджа стал его высоким покровителем и построил ему йогашалу (школу йоги) на территории Дворцовой Галереи Искусств. Гуруджи вместе со своим учителем тоже обучал Махараджу время от времени, и несколько раз его вызывали продемонстрировать возможности йоги. Махараджа, который к тому времени полюбил Гуруджи, сказал ему: "Я хочу, чтобы ты обучал йоге в Санскритском Колледже. Ты будешь учить, а я обеспечу тебе стипендию для посещения школы, бесплатное питание при казарме и жалованье". Гуруджи, весьма этим обрадованный, спросил позволения у своего Гуру. Кришнамачарья дал свое одобрение, и первого марта 1937 года образовался Факультет Йоги Санскритского Колледжа. Он продолжал оставаться его главой вплоть до ухода на пенсию в 1973г. Преподавая в Университете с 1937 по 1973 Гуруджи заслужил звание профессора, и получил титул Видван.

Паттабхи Джойс  женился по любви на Савитрамме, которая происходила из древнего рода санскритских ученых. Ее дед был преподавателем санскрита и философии у последнего Шанкарачарьи из Канчи, Шри Чандрашекхарендры Сарасвати. У Гуруджи было трое детей: Манджу, Рамеш и Сарасвати. Сарасвати - мать Шарата, который родился в 1971г. и сейчас является соуправляющим их школы в Майсоре.

В 1964 среди учеников Паттабхи Джойса появился первый человек с запада. Им стал  Андре Ван Лисбет. В 1972г. приехали первые американцы, после чего аштанга йога стала распространяться по Америке:в Калифорнии и чуть позже,  на Гавайях. В 1975г. Гуруджи и Манджу совершили свое первое путешествие в Америку. В последующие 25 лет практика стала известна по всей Америке, а также во Франции, Германии, России, Японии, Израиле, Чили, Англии, Италии, Испании, Швейцарии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и многих других странах.

В настоящее время Шри Паттабхи Джойс возглавляет школу йоги в Майсоре, Южная Индия, и  является хранителем традиции Аштанга-Виньясы Йоги.

Аштанга-Виньяса - это динамическая практика, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).

Термин "виньяса" переводится как "дыхательно - двигательная система упражнений". При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

Традиционно такой подход называется "Йога - Мала" ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок"). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов – эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия.

 

В каждом комплексе Аштанга-Виньяса Йоги Шри Паттабхи Джойса обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и преодолевать собственную слабость быстро укрепляет Силу Духа, придает человеку уверенность и реально преображает его тело и сознание.

Многие из современных школ йоги изменяют традиционную методику и упрощают практику, подгоняя ее под весьма ограниченные возможности занимающихся. Так возникают выхолощенные и профанированные "игрушечные" стили йоги. Занятие ими - дань моде, экзотике или престижу. Именно такие стили обычно становятся популярными и массовыми, потому что их основатели ориентируются на доступность и легкость, из экономических соображений стремясь привлечь как можно больше людей. Хранитель традиции Аштанга-Виньяса Йоги Шри Паттабхи Джойс бескомпромиссно отстаивает прямо противоположный подход, утверждая, что не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции. Ориентация на несовершенство и слабость людей, искалеченных комфортом цивилизации, может привести к угасанию самой Традиции Йоги. А это недопустимо, поскольку истинная практика Йоги в современных условиях дает нам шанс преодолеть прогрессирующую физическую и духовную деградацию.

Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга-Виньяса Йоги состоит из шести базовых уровней восходящей степени сложности (возможно существует седьмой, но информация о нем не разглашается). Информация по первым пяти уровням доступна - выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Шри Паттабхи Джойса - Дэвид Свенсон (смотрите на фото справа), Ричард Фриман, Тим Миллер и другие выполняют подготовительные и базовые комплексы.

 

В СНГ учителей, уполномоченных непосредственно Шри Паттабхи Джойсом, нет. У Шри Паттабхи Джойса в Майсоре обучался Андрей Лаппа, но он Мастером не уполномочен (тот вообще очень строг в отборе кандидатов) и преподает свой стиль, отличающийся от классических последовательностей Шри Кришнамачарьи - Шри Паттабхи Джойса, хотя и основанный на принципах Аштанга-Виньясы. Но все же Аштанга-Виньяса Йога весьма популярна в СНГ, и существует множество групп практикующих (смотрите ниже в разделе "Ресурсы в сети".), которые ведут более-менее продвинутые инструктора-практики, хотя и, как упоминалось выше, не уполномоченные Шри Паттабхи Джойсом.

 

Вообще, динамические практики свойственны более холодным регионам, нежели Индия. Тот же Лаппа отмечал, что в Майсоре после 9 утра заниматься уже тяжело - слишком жарко. При таком климате достаточно просто принять статическую позу - и уже десять потов сойдет - А если динамику днем "откатывать" - вообще можно сорвать сердце. Зато динамическая йога издавна практиковалась в Гималаях и Тибете. Автор книги "Йогическая традиция Майсорского дворца" Н.Е. Шьоман упоминает, как он лично слышал от Шри Б.К.С. Айенгара, что у Шри Кришнамачарьи был тибетский учитель, у которого тот обучался в Гималаях, вблизи горы Кайлас. (Правда сам Шьоман склоняется к мысли, что аштанга сложилась как синтез хатхи и индийских боевых искусств.) Скорее всего речь идет об основном учителе Шри Кришнамачарьи - Шри Рамамохане Брахмачари, который жил в Гималаях, вблизи озера Манасаровар. Впрочем Шри Кришнамачарья изучал Йогу у многих мастеров.

Неизвестно, знал ли Шьоман о тибетской йоге. А ведь очень интересный факт, что похожая на аштангу практика - динамика с асанами, дыханием и концентрацией имеется в тибетском буддизме ваджраяны - это "rTsa rLung" (йога ветра) , практикуемая в линии преемственности Longchen Nyingthig традиции Nyingma. Иногда ее называют "янтра-йога" - это обозначение ввел Намкхай Норбу Ринпоче для западных учеников. (Некоторые утверждают, что янтра - йога, как ее предлагают на западе, это максимально упрощенный вариант ца лунга). Оле Нидал, лама другой линии тибетского буддизма - Карма Кагью, так ответил на вопросы учеников: "Вопрос: Существует ли буддийская Йога для упражнений с телом, подобная Хатха-Йоге? Ответ: Есть буддийская йога для тела, но она для того времени, когда вы уже способны представлять собственное тело как тело йидама, тело из энергии и света. Это всевозможные виды тряски и подпрыгивания для открытия внутренних каналов. Это не те медленные вещи, которые делают индуисты, а больше напоминает каратэ. Быстрые, сильные движения, а не медленные и лёгкие. Но используется только после того, как у вас выработалось полное ощущение своих внутренних энергетических каналов и колёс."

 

Правда в отличие от тибетских практик, в Аштанге хоть и желательно наличие авторитетного гуру, но никаких особых посвящений не требуется, вход в систему свободный - приходишь и занимаешься. Начинать практику последовательностей первого уровня вы можете сразу, независимо от наличия медитативного опыта. В этом смысле Хатха-Йога вообще довольно доступна - считается что практика сама изменяет человека, что практика - лучший учитель. Если человек усердно практикует - он все равно изменится, независимо от своей изначальной мотивации. К тому же Йогу могут практиковать все, независимо от конфессии и религиозных (или иных) убеждений.

Книги:

 

На русском языке выходили две книги Шри Паттабхи Джойса - это: "Йога-Мала" и "Динамические практики в классической Йоге".

 

Сайты:

 

http://www.ayri.org/ - официальный сайт Шри Паттабхи Джойса

http://www.ashtanga.com/ - сайт по Аштанга-Виньяса Йоге Шри Паттабхи Джойса

http://yoga108.com/ - сайт Центров Аштанга Йоги в Москве и Санкт Петербурге


Советуем посмотреть

Духовный онанизм. Божественный секс и смысл жизни

К Богу человека ведет не какая-то конкретная особенная игра, а увлеченность игрой — участие, проживание и переживание жизни во всем ее многообразии. И если есть желание попасть куда-то «туда», то ни в коем случае нельзя противопоставлять игру в духовность всем остальным играм. Как только духовной практике придается особый смысл, так сразу же она превращается в «метод», и на этом крест — путь «туда» заказан.

Когда не работает йога (фрагмент статьи)

- Почему ты так не любишь йогу? – спрашивает меня, лёжа на кушетке, моя клиентка Т, красивая крупная девушка с крепким мышечным корсетом. У Т походка солдата, поджата диафрагма, а одно плечо на пару сантиметров выше другого. Только что я в очередной раз посоветовал ей заняться танцами живота и уменьшить частоту занятий йогой.

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание - самая эффективна из трех применяющихся в современной психологии и психотерапии дыхательных техник («большая четвёрка» - холотропное дыхание, вайвейшн, ребёфинг, Свободное Дыхание). Изменённые (или холотропные) состояния сознания, возникающие при холотропном дыхании, обладают чрезвычайно мощным целительным и преобразующим действием. Холотропные сеансы во многих случаях выводят на поверхность трудные эмоции и всевозможные неприятные физические ощущения. Их полное проявление дает возможность освободиться от их беспокоящего влияния