Опрос

Результаты опроса

Как Вы объясняете то, что многие известные йоги, в частности Рамакришна, умерли от рака?

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Паттабхи Джойс (1915 - 2009)

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > История, Школы, Учителя > Авторитеты и персоналии > Паттабхи Джойс (1915 - 2009)

alt=

Шри Кришна Паттабхи Джойс (Гуруджи) родился в июле 1915г. в полнолуние , на Гуру Пурниму.

Когда Гуруджи было 12 лет, он посетил показательное выступление по йоге в своей средней школе в Хасане. На следующий день он отправился на встречу с великим йогом, выполнявшим демонстрацию, человеком по имени Шри Т. Кришнамачарья, который изучал йогу на протяжении восьми лет у своего Гуру, Рамы Мохана Брахмачари в пещере в Тибете. Следующие два года Гуруджи проводил каждый день, обучаясь у своего Гуру. Когда Гуруджи исполнилось 14, он прошел через обряд получения браминского шнура. Кришнамачарья покинул Хассан, чтобы путешествовать и учить, а Гуруджи отправился из своей деревни в Майсор.

Гуруджи хотел учиться в Университете Санскрита в Майсоре. Он уехал с двумя своим друзьями, имея в кармане всего две рупии. Они проехали больше 100 километров на велосипедах, по пыльным дорогам. В первые год-два жизнь была чрезвычайно сложной. Так как у него почти совсем не было денег, ему подавали еду в некоторых домах браминов. Гуруджи посещал занятия и занимался своей учебой. Затем, приблизительно в 1930г. он отправился на показательное выступление по йоге и встретил там своего Гуру. Он подошел и распростерся перед ним. Так они продолжили свои отношения, а Гуруджи снова стал учиться йоге.

Однажды тяжело заболел Махараджа Майсора, Кришна Раджендра Водеяр. Узнав, что в Майсор приехал великий йог. Он послал за  Кришнамачарьей и тот вылечил его должным образом. Махараджа стал его высоким покровителем и построил ему йогашалу (школу йоги) на территории Дворцовой Галереи Искусств. Гуруджи вместе со своим учителем тоже обучал Махараджу время от времени, и несколько раз его вызывали продемонстрировать возможности йоги. Махараджа, который к тому времени полюбил Гуруджи, сказал ему: "Я хочу, чтобы ты обучал йоге в Санскритском Колледже. Ты будешь учить, а я обеспечу тебе стипендию для посещения школы, бесплатное питание при казарме и жалованье". Гуруджи, весьма этим обрадованный, спросил позволения у своего Гуру. Кришнамачарья дал свое одобрение, и первого марта 1937 года образовался Факультет Йоги Санскритского Колледжа. Он продолжал оставаться его главой вплоть до ухода на пенсию в 1973г. Преподавая в Университете с 1937 по 1973 Гуруджи заслужил звание профессора, и получил титул Видван.

Паттабхи Джойс  женился по любви на Савитрамме, которая происходила из древнего рода санскритских ученых. Ее дед был преподавателем санскрита и философии у последнего Шанкарачарьи из Канчи, Шри Чандрашекхарендры Сарасвати. У Гуруджи было трое детей: Манджу, Рамеш и Сарасвати. Сарасвати - мать Шарата, который родился в 1971г. и сейчас является соуправляющим их школы в Майсоре.

В 1964 среди учеников Паттабхи Джойса появился первый человек с запада. Им стал  Андре Ван Лисбет. В 1972г. приехали первые американцы, после чего аштанга йога стала распространяться по Америке:в Калифорнии и чуть позже,  на Гавайях. В 1975г. Гуруджи и Манджу совершили свое первое путешествие в Америку. В последующие 25 лет практика стала известна по всей Америке, а также во Франции, Германии, России, Японии, Израиле, Чили, Англии, Италии, Испании, Швейцарии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и многих других странах.

В настоящее время Шри Паттабхи Джойс возглавляет школу йоги в Майсоре, Южная Индия, и  является хранителем традиции Аштанга-Виньясы Йоги.

Аштанга-Виньяса - это динамическая практика, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).

Термин "виньяса" переводится как "дыхательно - двигательная система упражнений". При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

Традиционно такой подход называется "Йога - Мала" ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок"). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов – эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия.

 

В каждом комплексе Аштанга-Виньяса Йоги Шри Паттабхи Джойса обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и преодолевать собственную слабость быстро укрепляет Силу Духа, придает человеку уверенность и реально преображает его тело и сознание.

Многие из современных школ йоги изменяют традиционную методику и упрощают практику, подгоняя ее под весьма ограниченные возможности занимающихся. Так возникают выхолощенные и профанированные "игрушечные" стили йоги. Занятие ими - дань моде, экзотике или престижу. Именно такие стили обычно становятся популярными и массовыми, потому что их основатели ориентируются на доступность и легкость, из экономических соображений стремясь привлечь как можно больше людей. Хранитель традиции Аштанга-Виньяса Йоги Шри Паттабхи Джойс бескомпромиссно отстаивает прямо противоположный подход, утверждая, что не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции. Ориентация на несовершенство и слабость людей, искалеченных комфортом цивилизации, может привести к угасанию самой Традиции Йоги. А это недопустимо, поскольку истинная практика Йоги в современных условиях дает нам шанс преодолеть прогрессирующую физическую и духовную деградацию.

Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга-Виньяса Йоги состоит из шести базовых уровней восходящей степени сложности (возможно существует седьмой, но информация о нем не разглашается). Информация по первым пяти уровням доступна - выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Шри Паттабхи Джойса - Дэвид Свенсон (смотрите на фото справа), Ричард Фриман, Тим Миллер и другие выполняют подготовительные и базовые комплексы.

 

В СНГ учителей, уполномоченных непосредственно Шри Паттабхи Джойсом, нет. У Шри Паттабхи Джойса в Майсоре обучался Андрей Лаппа, но он Мастером не уполномочен (тот вообще очень строг в отборе кандидатов) и преподает свой стиль, отличающийся от классических последовательностей Шри Кришнамачарьи - Шри Паттабхи Джойса, хотя и основанный на принципах Аштанга-Виньясы. Но все же Аштанга-Виньяса Йога весьма популярна в СНГ, и существует множество групп практикующих (смотрите ниже в разделе "Ресурсы в сети".), которые ведут более-менее продвинутые инструктора-практики, хотя и, как упоминалось выше, не уполномоченные Шри Паттабхи Джойсом.

 

Вообще, динамические практики свойственны более холодным регионам, нежели Индия. Тот же Лаппа отмечал, что в Майсоре после 9 утра заниматься уже тяжело - слишком жарко. При таком климате достаточно просто принять статическую позу - и уже десять потов сойдет - А если динамику днем "откатывать" - вообще можно сорвать сердце. Зато динамическая йога издавна практиковалась в Гималаях и Тибете. Автор книги "Йогическая традиция Майсорского дворца" Н.Е. Шьоман упоминает, как он лично слышал от Шри Б.К.С. Айенгара, что у Шри Кришнамачарьи был тибетский учитель, у которого тот обучался в Гималаях, вблизи горы Кайлас. (Правда сам Шьоман склоняется к мысли, что аштанга сложилась как синтез хатхи и индийских боевых искусств.) Скорее всего речь идет об основном учителе Шри Кришнамачарьи - Шри Рамамохане Брахмачари, который жил в Гималаях, вблизи озера Манасаровар. Впрочем Шри Кришнамачарья изучал Йогу у многих мастеров.

Неизвестно, знал ли Шьоман о тибетской йоге. А ведь очень интересный факт, что похожая на аштангу практика - динамика с асанами, дыханием и концентрацией имеется в тибетском буддизме ваджраяны - это "rTsa rLung" (йога ветра) , практикуемая в линии преемственности Longchen Nyingthig традиции Nyingma. Иногда ее называют "янтра-йога" - это обозначение ввел Намкхай Норбу Ринпоче для западных учеников. (Некоторые утверждают, что янтра - йога, как ее предлагают на западе, это максимально упрощенный вариант ца лунга). Оле Нидал, лама другой линии тибетского буддизма - Карма Кагью, так ответил на вопросы учеников: "Вопрос: Существует ли буддийская Йога для упражнений с телом, подобная Хатха-Йоге? Ответ: Есть буддийская йога для тела, но она для того времени, когда вы уже способны представлять собственное тело как тело йидама, тело из энергии и света. Это всевозможные виды тряски и подпрыгивания для открытия внутренних каналов. Это не те медленные вещи, которые делают индуисты, а больше напоминает каратэ. Быстрые, сильные движения, а не медленные и лёгкие. Но используется только после того, как у вас выработалось полное ощущение своих внутренних энергетических каналов и колёс."

 

Правда в отличие от тибетских практик, в Аштанге хоть и желательно наличие авторитетного гуру, но никаких особых посвящений не требуется, вход в систему свободный - приходишь и занимаешься. Начинать практику последовательностей первого уровня вы можете сразу, независимо от наличия медитативного опыта. В этом смысле Хатха-Йога вообще довольно доступна - считается что практика сама изменяет человека, что практика - лучший учитель. Если человек усердно практикует - он все равно изменится, независимо от своей изначальной мотивации. К тому же Йогу могут практиковать все, независимо от конфессии и религиозных (или иных) убеждений.

Книги:

 

На русском языке выходили две книги Шри Паттабхи Джойса - это: "Йога-Мала" и "Динамические практики в классической Йоге".

 

Сайты:

 

http://www.ayri.org/ - официальный сайт Шри Паттабхи Джойса

http://www.ashtanga.com/ - сайт по Аштанга-Виньяса Йоге Шри Паттабхи Джойса

http://yoga108.com/ - сайт Центров Аштанга Йоги в Москве и Санкт Петербурге


Нравится

Советуем посмотреть

Капалабхати

Сила и слабость чакры

Чакра — явление очень сложное и многопараметрическое. Обычно пытаются описать чакры с точки зрения одного параметра. Например, сильная чакра или слабая. На самом деле, для того, чтобы описать чакру, необходимо, по крайней мере, десять разных параметров. Некоторые из этих параметров будут описаны в этом и следующем разделе.

Быть необычным — это очень обычное желание. Советы Ошо.

Бывают моменты, когда Бог приходит и стучится в вашу дверь. Это и есть любовь – Бог, стучащийся в вашу дверь. Через женщину, через мужчину, через ребёнка, через любовь, через цветок, через закат или рассвет… Бог может стучаться миллионами разных способов.

МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Уроки медитации для начинающих. Практические методы, техники и практики медитации.
Игорь Берхин. 28 видео-уроков медитации   |   КОНЦЕНТРАЦИЯ. Техники медитации подготовительного уровня     |   Техники остановки внутреннего диалога   |   Три практики работы с вниманием