Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Ошо о Випассане Гоенка

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Литература > Статьи > Ошо о Випассане Гоенка

alt=

Мир все больше и больше интересуется медитацией. Не за горами тот день, когда медитация станет вашим окончательным образованием. Ваше обычное образование посвящено внешнему. Медитация будет образованием о внутреннем, о вашей внутренней сущности.

Конечно, это займет некоторое время, потому что будет много обманов; будет много притворщиков, фальшивых пророков, техников. Вам нужно понять разницу между медитирующим и человеком, знающим технику медитации; он сам не медитирует - он техник.

Например, я не видел здесь Дулари; она - одна из моих старых попутчиц. Сегодня я поинтересовался, что случилось с Дулари, и услышал, что она была в медитационном лагере одного человека. Этот человек крайне глуп. Но он знает технику, в этом нет сомнений. Он был в Бирме... а в Бирме... он был просто бизнесменом, но он научился бирманской технике випассаны.

У випассаны есть много форм: бирманская, цейлонская, тибетская, китайская, корейская, японская. Японская лучше всех. Но все эти техники пришли от Гаутамы Будды; должно быть, он никогда не думал, что будет возможно выучить технику и не делать медитацию. Техника - это просто как ее делать.

Этот человек, Гоенка... я никогда не думал, что стоит что-нибудь о нем говорить. Должно быть, многие из вас были в его медитационных лагерях... Всего за несколько дней до того, как я покинул Америку, я получил рекламку, в которой он упоминал обо мне. Это меня удивило - это было начало. Я начал вглядываться в возможности, потенциал, реализацию этого человека. Он заявил, что виделся со мной и разговаривал со мной часами в Мадрасе. Но я был в Мадрасе в Индии только один раз. Это было двадцать пять лет назад, и я совершенно уверен, что ни с кем не встречался и ни с кем не разговаривал часами о випассане. Даже слово "випассана" не упоминалось в течение трех дней, пока я был в Мадрасе.

Глядя на это заявление, я понял, что этот человек не может быть медитирующим. Если он может врать так легко... Вокруг есть много идиотов. И из-за того, что человечество дошло до кризиса, когда требуется новое измерение сознания, естественно, что появится много людей с фальшивыми идеями. Или, возможно, идеи правильные, но неправилен человек, несущий их; тогда идея также причинит вред человечеству.

Медитация - это не что-то механическое; поэтому не может быть техников медитации. Гоенка - это техник: он четко знает, что делается в бирманском стиле випассаны, но он не человек медитации - он не человек просветления.

А теперь он сделал обучение випассане своей профессией; теперь это бизнес. Он все еще бизнесмен. Он был бизнесменом в Бирме - просто изменился товар. Вероятно, он продавал что-то другое; теперь он продает технику випассаны. А люди доверчивы. Когда они видят, что едет столько народу, они начинают думать, что им, вероятно, тоже надо поехать.

Разрыв поколений, который создало образование, - это ничто по сравнению с разрывом, который может создать медитация. Первый разрыв количественный, второй разрыв будет качественным. Человек медитации не имеет возраста: он ни ребенок, ни молодой человек, ни старик. Он - сама вечность. Как можно ожидать от него, что он будет уважать старых идиотов, ослов и всех остальных животных вокруг?Но в то же время нужно быть очень осознанными и бдительными: не слишком впечатляйтесь тем, что говорит человек. Смотрите глубже в человека и его индивидуальность. Смотрите, есть ли экстаз в его глазах, наблюдайте, есть ли в его жестах грация Гаутамы Будды, глядите очень внимательно, излучает ли его внутреннее существо свет и аромат. Человек ли он любви, сострадания и истины? Смотрите на человека, а не на его знания, потому что знание так легко доступно в книгах - любой может набраться его. Но ваша сущность недоступна в священных писаниях.

Вашу сущность вы должны найти. Вы должны заострить ваш разум и вы должны обходиться с высшим внутри вас как с гостем. И когда высшее становится гостем внутри вас, вы становитесь пламенем, вы становитесь огнем. Конечно, ваш огонь никого не сжигает, а исцеляет. Ваш огонь прохладный, не теплый. Ваш огонь - просто цветок лотоса.

Искатель должен сначала смотреть на мастера - не на то, что он говорит, а на то, чем он является. Является ли он чем-то трансцендентным? Является ли его жизнь смехом, песней, танцем, радостью, блаженством? Или он просто притворщик, бизнесмен, выполняющий ваши ожидания - конечно, изображающий скромность, смирение... просто тактика бизнеса.

Человеку настоящей истины не нужно быть скромным. Он ни эгоист, ни скромник, потому что это одно и то же в разных количествах. Только эгоист может стать скромным. Я не могу сказать, что я скромный человек. Я не могу сказать, что я простой человек, потому что простота - это только меньшая форма сложности, а скромность - это, на низшем уровне, то же самое, что и эго. Это не разные вещи, разные только степени. Я ни скромник, ни эгоист. Я просто такой, какой я есть.

Эти люди будут изображать все, что угодно. Они будут вести себя так, как вы от них ожидаете. В этом вся их стратегия ловли людей. Но их намерение - эксплуатация.

Випассана - одна из величайших медитаций, но только в руках мастера. В руках техника это величайшая опасность. Человек может или стать просветленным, или сойти с ума; существуют обе вероятности - все зависит от того, под чьим руководством она делается.... Все мое усилие здесь состоит в том, чтобы вы были как можно более несерьезными, по той простой причине, что медитация, все виды медитации, могут сделать вас слишком серьезными, а эта серьезность создаст душевное расстройство, ничего более.

Пока медитация не приносит вам больше смеха, больше радости, больше игривости, избегайте ее. Это не для вас.

09/09/1987

Ошо и Гоенка
В мире есть много людей, заинтересовавшихся медитацией, но девяносто девять процентов находятся в неправильных руках, а если вы скажете это, их это ранит.

Сегодня я получил письмо. В письме написано: "Недавно Вы говорили о випассане Гоенки. Вы осуждали Гоенку за то, что он бизнесмен и сделал випассану своей профессией. Бхагван, я делал випассану здесь, в ашраме Пуны, а также в Дхампитхе у Гоенки в Игатпури. Я думаю, что Ваш комментарий неправилен".

И это от человека по имени Ананд Пийюш, который стал саньясином два дня назад! В другом письме до этого он писал: "Из-за неуверенности и нерешительности ума я принял саньясу через двенадцать лет. Из-за этой моей нерешительности я так много страдал. Как я могу освободиться от нее навсегда? - Ананд Пийюш".

Ему понадобилось двенадцать лет, чтобы решиться принять саньясу, и понадобилось всего двенадцать часов, чтобы решить, что я неправ в том, что я сказал о Гоенке - никакой нерешительности об этом. Но если Гоенка прав, тогда зачем приезжать сюда? Если Гоенка может научить тебя медитации, тогда зачем ты тратишь здесь свое время, мое время и время моих людей? И если ты просто можешь сказать, что я неправ, тогда это место не для тебя. Что ты понимаешь в медитации?

Разница между медитацией Гоенки и медитацией, которая происходит здесь, бесконечна, и тебе понадобится как минимум двенадцать жизней, чтобы понять эту разницу!

Гоенка - только техник. Я не техник. Я никогда не был ничьим последователем, я просто искал сам. Это было трудно, это было опасно, но я продолжал искать свой путь в одиночестве, находить свои собственные способы достичь своей сущности.

Гоенка просто бедный последователь 25-вековой традиции Гаутамы Будды. За 25 столетий - копии, копии, копии, копии, копии! Ты хочешь сравнить меня с этими копиями?

И если бы Гоенка понял медитацию, он бы приехал сюда. Его медитация показала бы ему, что существует что-то намного выше Гаутамы Будды. Игатпури недалеко отсюда, но у труса не хватит смелости.И если ты так уверен, что мое утверждение неправильно, значит, ты не понимаешь ничего, что происходит здесь ...Здесь все медитации просто подготавливают почву, просто убирают сорняки, траву, бурьян, камни, - просто расчищают сад, чтобы я мог посеять семена. Люди, учащие здесь медитации, разным видам медитации, просто готовят почву. Садовник - я.

Гоенка может подготовить почву, но где он возьмет розовые кусты? У него нет опыта: он не просветленный или пробужденный даже в древнем значении Гаутамы Будды. А я говорю вам, что я оставил Гаутаму Будду двадцать пять столетий назад.

Мои терапевты, мои люди, готовящие медитации для вас, просто обрабатывают землю. Они просто готовят почву. Последний и окончательный штрих должен нанести я.

У меня есть свои способы посеять в вас семена: через мои слова, через мои молчания, через мои глаза, через мои жесты, - просто через мое молчание, просто через мое присутствие; в нем есть живое поле энергии. И пока среди вас нет живого пробужденного существа, все ваши терапии и все ваши медитации - просто тщетные упражнения, они не сильно помогут.

Для Пийюша я хочу сказать: "Отправляйся обратно к Гоенке. Это место не для тебя. И отправляйся прямо сейчас. Я устал от идиотов всех мастей. Тридцать лет я страдал от идиотов и я терпел их, но теперь я решил, что ни один идиот не будет допущен сюда.

Тебе понадобилось двенадцать лет, чтобы решиться принять саньясу; мне не нужно даже двенадцати секунд, чтобы отобрать ее. Ты больше не саньясин. Верни свои саньясинские бумаги, а где дверь, ты прекрасно знаешь. Убирайся сегодня же и никогда не возвращайся сюда. Отправляйся к черту - с кем угодно, с Гоенкой, или найди какого-нибудь другого идиота. В Индии их много.

Я существую только для тех, кто может понять меня и кто может быть со мной тотально. Человеку, ничего не знающему обо мне, который за двенадцать часов свой саньясы начинает обнаруживать, что я говорю неправильные вещи, определенно нельзя позволять быть здесь. Одна гнилая рыба может испортить целое озеро. Так что ты проявишь большое сострадание ко всем этим людям, навсегда покинув это место. И я всегда удивляюсь, если ты считаешь, что Гоенка прав, тогда зачем ты здесь? Если кто-то находит что-то, помогающее его росту, он остается там.

И если ты считаешь, что Гоенка прав, и все равно ты не остался с ним, как ты собираешься остаться со мной, которого ты счел неправым в течение всего двенадцати часов?

Нет, не трать время. Я не заинтересован в том, чтобы собирать толпы  отсталых людей. Просто отправляйся к Гоенке и расскажи ему все, что я сказал. И если у него хватит смелости, привези его сюда, чтобы я смог показать тебе, что он ничего не знает о медитации в том, что касается опыта, что он понятия не имеет о том, что такое просветление. Все, что он знает, - это жалкая техника. Но техник - это совершенно другое.Техник может работать с электричеством, но это не значит, что он Эдисон, что он открыл электричество. Не спрашивайте бедного техника об электричестве - не задавайте вопросов о его свойствах, не спрашивайте, из чего оно состоит - он не Эдисон. Но он может замечательно работать: вам не нужен Эдисон, если перегорела лампочка, любой идиот справится с этим.

Такова же ситуация с медитацией. Есть техники и есть реализованные люди. Пока вы не найдете реализованную сущность, все ваши усилия тщетны"

см. также 
Ошо о випассане
Путешествие в Випассану - Випассана по Гоенке - отчет участника (Флорида) 
Випассана- Випассана по Гоенке - отчет участника (Флорида) 
Випассана - суть и техника
Как можно поседеть на випассане


Советуем посмотреть

Боль в спине - не спешите к врачу

Если вас беспокоят боли в области спины — не торопитесь идти на КТ , МРТ , пугаться грыж Шморля и диагнозов " остеохондроз".

Бихарская Школа Йоги

Основателем Бихарской школы является Сатьянанда Сарасвати (род. 1923), ученик Свами Шивананды. После десятилетнего обучения у своего гуру он оставляет ашрам с целью дальнейшего совершенствования практики и долгое время путешестествует по Индии, Бирме, Афганистану, Непалу и Цейлону, обучаясь у разных мастеров тантры. В 1963 году он основывает Бихарскую школу йоги. В 1983 году Сатьянанда отходит от управления школы и других социальных институтов, созданных за время его деятельности и, передав управление своему ученику Свами Ниранджананде, удаляется в отшельничество. Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики. Особый интерес представляет практика, описанная Сатьянандой под названием «Йога нидра». Она представляет собой последовательное направление внимания на различные части тела по определенной схеме с целью обретения целостного осознаниия своего тела.

Сахарный диабет

Диабет довольно часто встречается у людей, достигших среднего возраста. Он имеет свойство передаваться по наследству и проявляться в определённом возрасте. У большинства людей из семей с наследственным диабетом он проявляется уже в раннем возрасте. До тех пор, пока не стало возможно получать инсулин, диабет был смертельно опасной болезнью. Затем для сохранения жизни больным необходимо было делать ежедневные инъекции инсулина. Теперь же это неудобство частично устранено благодаря новым оральным антидиабетическим препаратам. Но даже после приёма таких лекарств больной диабетом должен жить в соответствии с предписанной диетой и физическим нагрузками. Необходимо потреблять пищу с пониженным содержанием углеводов для того, чтобы уровень глюкозы в крови резко не возрастал, и выполнять различные физические упражнения, чтобы “сжигалась” лишняя глюкоза.

Могут ли йогические асаны и другие техники быть полезны для больных диабетом? Это очень привлекательная мысль, тем более, что таким больным рекомендованы физические нагрузки.