Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Общие замечания к асанам

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Общие замечания к асанам

alt=

Теперь необходимые общие замечания. Дилетантов почти всегда интересует достаточно смешной и глупый вопрос: что в йоге труднее всего? Когда Айенгар гостил у меня, удалось задать ему множество вопросов, благо была такая возможность, и, кроме того, я очень внимательно слушал ответы Гуруджи на вопросы окружающих во время совместных занятий. Он всегда повторял с абсолютно серьёзным видом: «Самое трудное в йоге — это расстелить коврик и сесть».  И это чистая правда, которая известна любому занимающемуся.

Действия, обеспечивающие поддержание жизни человека, цикличны, они повторяются через определённые промежутки времени. С философской точки зрения неизменным сегодняшним компонентом их результата является создание условий для того, чтобы они были воспроизводимы и завтра. Мы отдыхаем для того, чтобы получить возможность осмысленно и результативно действовать. Мы двигаемся, чтобы получить возможность как следует отдохнуть после результативной (во всех смыслах) деятельности.

Есть жизненные потребности первого ранга, без которых существование невозможно: дыхание, наличие пищи и воды, сон, одновременно эти потребности считаются как бы животными, низшими, хотя без них жизнь тела, а значит и разума, невозможна. Кроме того, человек есть не что иное, как «клубок» различных взаимосвязанных процессов, конгломерата биоритмов, и видно невооружённым глазом, что продолжает существование только то, что постоянно возобновляет себя. Почему женщины в среднем живут дольше мужчин? При всех прочих факторах у них есть дополнительный биоритм — месячные, лишняя ниточка, которой природа привязала их к вечности. И если мы практикуем йогу ежедневно и каждый раз заново, как дыхание, это такая же ниточка, посредством которой тормозится личное время. Поэтому регулярность воздействия посредством йоги должна быть соразмерной порядку цикличности основных жизненных процессов, не говорю же я себе: вчера ведь уже дышал, можно и отдохнуть, пожалуй...

В этом суть и кардинальное противоречие практики йоги: её необходимо выполнять каждый день, поскольку существует только то, что способно систематически воспроизводить себя, возобновляя усилия по продолжению существования. Поэтому типовой западный подход «хочу делаю, хочу — нет» здесь несостоятелен, в этой игре всё имеет другую цену. Хочешь жить с переносимой величиной скорби душевной и телесной — изволь отдавать этому какую то часть своего ежедневного времени.

За одним из эпизодов фильма «Жертвоприношение» слышен голос Андрея Тарковского: «Мне кажется, что если каждый день делать что то одно, этим можно изменить мир».

На самом деле есть два способа коммуникации с окружающим. Первый — мы воздействуем на него, вкладывая время и энергию, личным усилием изменяем что то в нём, чтобы его ответная реакция нас устроилa. Но существует и второй путь: приложить это усилие к себе самому, и когда ты изменишься, мир начнёт по иному реагировать на твоё присутствие, так, как на самом деле тебе необходимо. Это путь йоги.

Итак, первый признак истинности (важный, но недостаточный, ибо фанатизм — одно из наиболее пагубных заблуждений этого мира) йоги, которую вы избрали в качестве универсального адаптера к бытию — регулярная практика. Помните фильм «Индийские йоги: кто они?» Они те, кто делает это всегда.

Не следует понимать буквально, всегда — это не означает отсутствия исключений, они как раз неотвратимы и непременно должны быть! Хотя бы однажды в году случается такое состояние, когда я просыпаюсь утром, и по неясным причинам тело и всё моё существо не желают приступать к асанам, пранаяме, либо медитации. Как в одной из миниатюр Жванецкого: «...Сидеть, лежать, ходить — невозможно. Организм любую позу отвергает. Конфликтует тело с организмом. Не на кого рассчитывать...»

Так вот, ощущая подобное состояние, я в этот день йогой не занимаюсь, но чувствую при этом себя абсолютно правым. Ровно ничего сегодня не предпринимаю по отношению к себе, но живу с ощущением исполненного долга. Такие дни бывают нечасто. Если в это время заставить себя выполнить йогу — это будет ошибка, подобная той, которую делает японец, второй раз в жизни взобравшийся на гору Фудзи.

Конечно, если приступы подобного отвращения к занятиям появляются слишком регулярно, следует хорошенько задуваться, что происходит и стоит ли вообще делать это?

Итак, «железная» систематичность практики должна сочетаться со столь же тщательным и верным её процессом, главным признаком которого является не что иное, как избавление на это время от всех шаблонов, повседневных стереотипов поведения, и даже памяти о них — иными словами, от самого себя. О деталях и способах реализации этого подхода достаточно подробно говорится во множестве мест этой книги. Если вы вникли в то, о чём идёт речь, и сумели это осуществить, то получите главный и самый важный результат — уравновешение, согласие с миром и собой, как говаривал М.С. Горбачев — консенсус. Практика Хатха йоги превращается тогда в моторный шаблон, её эффект становится максимальным, и самосовершенствование продолжается уже на другом уровне, связанном с психикой и душой.

Сказано в «Мокшадхарме»: «Как рыбу поток уносит, так ранее совершённые дела уносят человека»  (гл.201, 26.).

Асаны — это только начало. Но если вы хотите узнать, понять и почувствовать что такое йога — без этой ступеньки никуда не подняться, ибо качество начала пути определяет всё, что случится в дальнейшем.


Советуем посмотреть

НЕО ЙОГА: ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРУТИЗНЫ

Хатха-йога - отличная штука. Но то, что началось последние годы у нас тут на западе – это, извините, не йога. Классическая йога Патанджали не подразумевает таких предельных и бездумных (одинаковых на весь класс из 15 человек!) нагрузок на физическое тело, какие сейчас дают многие «звездные» преподаватели! Только раздутое Эго подталкивает людей практиковать в поте лица своего, отнюдь не истинное рвение к самопознанию.

Осваиваем прогибы - часть 1

Прогибы назад обычно остаются крепким орешком даже для тех, кто занимается йогой уже не первый год. Да что скрывать: многие серьезно опасаются прогибов, отдавая предпочтение другим асанам. Причины могут быть разными: кто-то считает себя негибким, у кого-то — ревматизм в начальном стадии или ушиб поясницы.  А ведь вытяжения назад обладают великолепным тонизирующим эффектом, позволяя растягивать фронтальную поверхность позвоночника и раскрывать грудную клетку. Эти позы заряжают энергией, и поэтому хорошо подходят для утренней практики.

Ваджроли Мудра

Ваджроли мудра является самым мощным оружием йогина для сохранения семени. Среди всего множества тантрических и йоговских техник Ваджроли держалась в секрете тысячи лет. В текстах Тантры вы не найдете точного и детального описания инструкции по ее выполнению и применению. Техника Ваджроли никогда раньше не передавалась на Запад. Ее трудно найти даже в Индии. Здесь представлено описание Ваджроли из американского издания книги Ван Лизебет “Тантра — женский культ”. Ван Лизебет — наиболее известный учитель Тантры в Европе, много лет проведший в Индии.

6-8 мая. Катманду

 

6-8 мая Катманду.