1

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Общие замечания к асанам

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Общие замечания к асанам

alt=

Теперь необходимые общие замечания. Дилетантов почти всегда интересует достаточно смешной и глупый вопрос: что в йоге труднее всего? Когда Айенгар гостил у меня, удалось задать ему множество вопросов, благо была такая возможность, и, кроме того, я очень внимательно слушал ответы Гуруджи на вопросы окружающих во время совместных занятий. Он всегда повторял с абсолютно серьёзным видом: «Самое трудное в йоге — это расстелить коврик и сесть».  И это чистая правда, которая известна любому занимающемуся.

Действия, обеспечивающие поддержание жизни человека, цикличны, они повторяются через определённые промежутки времени. С философской точки зрения неизменным сегодняшним компонентом их результата является создание условий для того, чтобы они были воспроизводимы и завтра. Мы отдыхаем для того, чтобы получить возможность осмысленно и результативно действовать. Мы двигаемся, чтобы получить возможность как следует отдохнуть после результативной (во всех смыслах) деятельности.

3 Есть жизненные потребности первого ранга, без которых существование невозможно: дыхание, наличие пищи и воды, сон, одновременно эти потребности считаются как бы животными, низшими, хотя без них жизнь тела, а значит и разума, невозможна. Кроме того, человек есть не что иное, как «клубок» различных взаимосвязанных процессов, конгломерата биоритмов, и видно невооружённым глазом, что продолжает существование только то, что постоянно возобновляет себя. Почему женщины в среднем живут дольше мужчин? При всех прочих факторах у них есть дополнительный биоритм — месячные, лишняя ниточка, которой природа привязала их к вечности. И если мы практикуем йогу ежедневно и каждый раз заново, как дыхание, это такая же ниточка, посредством которой тормозится личное время. Поэтому регулярность воздействия посредством йоги должна быть соразмерной порядку цикличности основных жизненных процессов, не говорю же я себе: вчера ведь уже дышал, можно и отдохнуть, пожалуй...

В этом суть и кардинальное противоречие практики йоги: её необходимо выполнять каждый день, поскольку существует только то, что способно систематически воспроизводить себя, возобновляя усилия по продолжению существования. Поэтому типовой западный подход «хочу делаю, хочу — нет» здесь несостоятелен, в этой игре всё имеет другую цену. Хочешь жить с переносимой величиной скорби душевной и телесной — изволь отдавать этому какую то часть своего ежедневного времени.

За одним из эпизодов фильма «Жертвоприношение» слышен голос Андрея Тарковского: «Мне кажется, что если каждый день делать что то одно, этим можно изменить мир».

На самом деле есть два способа коммуникации с окружающим. Первый — мы воздействуем на него, вкладывая время и энергию, личным усилием изменяем что то в нём, чтобы его ответная реакция нас устроилa. Но существует и второй путь: приложить это усилие к себе самому, и когда ты изменишься, мир начнёт по иному реагировать на твоё присутствие, так, как на самом деле тебе необходимо. Это путь йоги.

Итак, первый признак истинности (важный, но недостаточный, ибо фанатизм — одно из наиболее пагубных заблуждений этого мира) йоги, которую вы избрали в качестве универсального адаптера к бытию — регулярная практика. Помните фильм «Индийские йоги: кто они?» Они те, кто делает это всегда.

Не следует понимать буквально, всегда — это не означает отсутствия исключений, они как раз неотвратимы и непременно должны быть! Хотя бы однажды в году случается такое состояние, когда я просыпаюсь утром, и по неясным причинам тело и всё моё существо не желают приступать к асанам, пранаяме, либо медитации. Как в одной из миниатюр Жванецкого: «...Сидеть, лежать, ходить — невозможно. Организм любую позу отвергает. Конфликтует тело с организмом. Не на кого рассчитывать...»

Так вот, ощущая подобное состояние, я в этот день йогой не занимаюсь, но чувствую при этом себя абсолютно правым. Ровно ничего сегодня не предпринимаю по отношению к себе, но живу с ощущением исполненного долга. Такие дни бывают нечасто. Если в это время заставить себя выполнить йогу — это будет ошибка, подобная той, которую делает японец, второй раз в жизни взобравшийся на гору Фудзи.

Конечно, если приступы подобного отвращения к занятиям появляются слишком регулярно, следует хорошенько задуваться, что происходит и стоит ли вообще делать это?

Итак, «железная» систематичность практики должна сочетаться со столь же тщательным и верным её процессом, главным признаком которого является не что иное, как избавление на это время от всех шаблонов, повседневных стереотипов поведения, и даже памяти о них — иными словами, от самого себя. О деталях и способах реализации этого подхода достаточно подробно говорится во множестве мест этой книги. Если вы вникли в то, о чём идёт речь, и сумели это осуществить, то получите главный и самый важный результат — уравновешение, согласие с миром и собой, как говаривал М.С. Горбачев — консенсус. Практика Хатха йоги превращается тогда в моторный шаблон, её эффект становится максимальным, и самосовершенствование продолжается уже на другом уровне, связанном с психикой и душой.

Сказано в «Мокшадхарме»: «Как рыбу поток уносит, так ранее совершённые дела уносят человека»  (гл.201, 26.).

Асаны — это только начало. Но если вы хотите узнать, понять и почувствовать что такое йога — без этой ступеньки никуда не подняться, ибо качество начала пути определяет всё, что случится в дальнейшем.


Советуем посмотреть

Марина Семёнова

Марина Семенова с 1989 года практиковала эзотерические практики под руководством Алексея Кондратьева, который в данное время практикует буддизм. В 1993 году вошла в хатха йогу и агни йогу под руководством Александра Григорьева, который обучался у Индры Деви. В 2004 обучалась в Шивананда-ашраме (Нейяр Дам, Керала, Индия), в Морарджи Десаи Йога Институте (Дели, Индия), прошла личный тренинг с Гуру Б.М.Сингх (Дели Йога Институт, Индия). В 2007 году закончила НГУ им. Лесгафта (бывш. СПбГУФК)

Бихарская Школа Йоги

Основателем Бихарской школы является Сатьянанда Сарасвати (род. 1923), ученик Свами Шивананды. После десятилетнего обучения у своего гуру он оставляет ашрам с целью дальнейшего совершенствования практики и долгое время путешестествует по Индии, Бирме, Афганистану, Непалу и Цейлону, обучаясь у разных мастеров тантры. В 1963 году он основывает Бихарскую школу йоги. В 1983 году Сатьянанда отходит от управления школы и других социальных институтов, созданных за время его деятельности и, передав управление своему ученику Свами Ниранджананде, удаляется в отшельничество. Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики. Особый интерес представляет практика, описанная Сатьянандой под названием «Йога нидра». Она представляет собой последовательное направление внимания на различные части тела по определенной схеме с целью обретения целостного осознаниия своего тела.

Наталья Чистякова

Йога для меня – поток бесконечной Силы и Знаний, дающий понимание энергетической и духовной структуры человеческого организма. А ещё радость от ощущения божественного присутствия во всём окружающем меня пространстве, радость, которой хочется делиться с другими.

Как очистить кишечник


Как очистить кишечник - 21 дневная процедура очищения.

2