Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

О медитации и духовной практике

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Медитация | Cамадхи | Сон > О медитации и духовной практике

alt=

Когда я впервые приехала к мастеру, у которого учусь медитации, он сказал: «Единственная подлинная медитация — это 24-часовая внимательность. Когда ты полностью вернешь все свое внимание в настоящее и перестанешь отвлекаться даже на сон, ты станешь просветленной. Все остальные практики — игрушки для эго, способ занять его чем-то, что ему кажется духовным и важным. Ты не должна быть духовной. Ты должна быть внимательной».

Незадолго до этой встречи я как раз бросила медитировать. Больше десяти лет я ездила по индийским ашрамам и буддийским ретритам. Мое эго было занято духовным самосовершенствованием — оно добралось до Тибета и Кайлаша, принимало обеты молчания, не ело мяса и не пило алкоголя, изучало практики мексиканских шаманов и буддийских лам, переносило сознание в чистые земли Будды Амитабхи и много читало. Я говорю об этом без малейшей иронии и с большой признательностью за ту работу, которую оно для меня проделало. Но тем не менее что-то ускользало.

Все учителя, которым я доверяла, не уставали повторять, что наше ощущение собственной отдельности иллюзорно. Я же на глубинном уровне понимала, что все равно остаюсь разделенной: «я» — тут, усердно работаю над собой и медитирую по часу перед работой, а мир по прежнему — «там». Я чувствовала, что в моей практике есть какой-то подвох, что она неполна. И тогда я решила прекратить любую формальную практику и попробовать просто жить настоящим. А спустя полгода я встретила мастера. 

Тибетское слово «гом» и санскритское слово “дхьяна”, обозначающие медитацию, дословно переводятся как «привыкание, ознакомление». Медитируя, мы привыкаем  находиться в самом естественном состоянии нашего ума, в состоянии, когда мы обнаруживаем, что мы — не только наши тело, эмоции и ум, но нечто большее: безграничное, чистое сознавание, никогда не рождающееся и не умирающее. Буддийские учителя описывают это как “отдых в обнаженной осознанности”.

Заметьте — отдых, а не практику.

И именно поэтому подлинная медитация начинается в тот момент, когда заканчивается духовная практика — просто потому, что исчезает практикующий. Исчезает не физически, а на уровне отождествления с отдельным организмом тела-ума.

Но вот в чем парадокс: большинство из нас поначалу обращается к медитации именно как к духовной практике. Мы начинаем медитировать, потому что у нас есть цель как-то улучшить свою жизнь — сделать тело здоровее и гибче, ум спокойнее и радостнее, сознание — чище и восприимчивее. Принести пользу всем живым существам, наконец.

Мы надеемся, что этот тюнинг сделает наше существование более комфортным — мы будем меньше болеть, разовьем интуицию, наши отношения с близкими и на работе станут гармоничнее, мы обретем бога и просветление. И не отдаем себе отчета, что на тонком уровне такой подход всегда предполагает разделение — есть “я”, которое обретает “нечто”. Пусть даже это такая прекрасная вещь, как “просветление”. 

И тогда, если у вас нет постоянного контакта с опытным мастером медитации, незаметно может произойти подмена — вы будете уверены, что медитируете, но на деле будете лишь укреплять свое духовное эго. Чогьям Трунгпа назвал это “духовным материализмом”.

На самом деле, когда мы только начинаем медитировать, выбора у нас нет. Мы все начинаем с духовных практик просто потому, что наш активный ум не готов так просто сдать позиции и остаться не у дел, пока мы будем “отдыхать”. Практики помогают нам приручить его и успокоить, отвлекая на себя внимание — как мы отвлекаем внимание ребенка, когда он слишком перевозбужден. “Игрушки для эго” — это не оскорбление, а констатация факта: детям нужны игрушки, они помогают им расти и развиваться.

Но если мы хотим стать взрослыми в полном смысле этого слова, мы должны двигаться дальше — в мир медитации. И тут нас порой подстерегает множество неожиданностей. Первая связана с тем, что многие духовные практики могут подарить нам удивительные, невероятные переживания и даже мистический опыт, который несомненно придает обычной жизни дополнительное измерение. И многие духовные практики специально направлены на то, чтобы вызвать в человеке этот экстатический опыт — блаженства, единения с богом, воспоминания прошлых жизней и много чего еще. Опять же — чтобы помочь ему чуть-чуть вырасти из привязанности к эго.

На этом фоне медитация внимательности может показаться поначалу очень скучной — вы просто снова и снова возвращаете внимание в настоящее. Как говорится в одной шутке, дзен — это чертовски скучно до тех пор, пока не перестанет быть таким. 

Кроме того, духовные практики могут сделать вас сильнее и поддержать в трудную минуту, а подлинная медитация, наоборот, создаст для вас множество трудных минут, потому что разрушит любую иллюзию силы. Духовные практики могут дать вам ощущение, что теперь вы отличаетесь от других — от тех, кто не способен сделать стойку на голове, ощутить свои чакры или найти нижний дан-тянь. А подлинная медитация не сделает вас особенным — наоборот, она выявит со всей очевидностью, что ваша изначальная природа ничем не отличается от изначальной природы комара, будды и этого ужасного коллеги по работе.

Духовные практики могут развить у вас ясновидение или способности к исцелению, они действительно могут сделать вашу жизнь комфортнее, а подлинная медитация смиренна и тиха — чудеса происходят, но вы к ним больше не привязываетесь, и нечем похвастаться перед друзьями или учениками.

Духовные практики подарят вам немало восхитительных, экстатических мгновений,  а подлинная медитация часто начинается с разочарования — с тотальной сдачи и признания своего полного поражения на духовном пути.

Актер Робин Уилльямс как-то пошутил, что “реальность — это опора для тех, кто не способен выдержать наркотики”. Перефразируя эту шутку, можно сказать, что духовные практики — это опора для тех, кто не выдерживает медитацию. 

Не поймите меня превратно — я ни в коем случае не отрицаю пользу духовных практик. Они очень важны! Даже Будда начал с них — изучая йогу у индийских аскетов. Я лишь хочу напомнить, что для того, чтобы стать  Буддой, пробудиться, вы должны однажды рискнуть и — отказаться от практики ради медитации. И вы должны быть готовы к тому, что этот шаг будет стоить вам всего, что вы накопили за время вашего духовного пути. Потому что пробуждения нельзя достичь. Его можно только вспомнить.

Автор Анасиасия Гостева источник http://vnimatelnost.com/2013/11/16/о-медитации-и-духовной-практике/


Советуем посмотреть

Чай масала

Чай масала (букв. «чай со специями») напиток родом из Индийского субконтинента, получаемый путем заваривания чая со смесью индийских специй и трав. Фиксированного способа приготовления чая масала не существует, и многие семьи имеют свои собственные рецепты. Существует огромное количество вариаций, однако все единым остается наличие четырех ингредиентов: чая, подсластителя, молока и специй.

6-8 мая. Катманду

 

6-8 мая Катманду.

  
 
     

Спросить мастера

На Ваши вопросы отвечают:
Марина Семенова Алексей Раев Дмитрий Серебровский Ольга Буланова и Владимир Зайцев  
Марина
Семенова
Алексей Раев Дмитрий
Серебровский
Ольга Буланова и
Владимир Зайцев