Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

НЕО ЙОГА: ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРУТИЗНЫ

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и жизнь > ЙОГА И НЕ-ЙОГА > НЕО ЙОГА: ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРУТИЗНЫ

alt=

Хатха-йога - отличная штука. Но то, что началось последние годы у нас тут на западе – это, извините, не йога. Классическая йога Патанджали не подразумевает таких предельных и бездумных (одинаковых на весь класс из 15 человек!) нагрузок на физическое тело, какие сейчас дают многие «звездные» преподаватели! Только раздутое Эго подталкивает людей практиковать в поте лица своего, отнюдь не истинное рвение к самопознанию. Йога никогда не задумывалась быть групповой практикой, во-первых, и тяжелой физкультурной практикой, во-вторых, а она такой сейчас стала – с подачи все тех же США.   

Современный йога -"конвейер" выпускает не йогов, он выпускает преподавателей «йоги». Йоги с подачи своих "звёздных" преподавателей-кумиров, стали смотреть не внутрь себя, а вовне. А это всегда чревато. Так появилась акройога, горячая йога, пауэр-йога, йога с собаками, йога на серферских досках и прочие стили - старлетки. Эти стили настолько преходящи, что когда кто-то окончательно испортит свое здоровье такой практикой и начнет «искать концы», ни этого стиля, ни его основателей может уже и не быть. Зато на их место встанут еще десять новых модных стилей, еще круче и замысловатее. Глядя на «изыскания» многих «модных» мастеров (больше за рубежом, но теперь и у нас) порой только диву даешься, на что способно человеческое воображение, подстегнутое жаждой легкой поживы на ниве йоги. Но это, конечно, Карма: народ заслужил своих йога-преподавателей, как и своих мэров, премьеров и т.п. Все логично.  

И тут, кстати, преподаватели старшего поколения порой «дают прикурить» молодым, так что это не новое в плане годов от роду явление... Это целый серьезный трэнд. Я думаю, стоит ввести новый термин, чтобы отделить современную крези-йогу  (пауэр, акро, хот, дог, и др. йога) от традиционных (хотя и обескураживающе разнообразных) направлений индийской йоги, йоги Патанджали (Кундалини-йога, Хатха-йога, Крия-, Раджа-, Бхакти- и Джняна-йога). По аналогии с нео-тантрой, думаю что целесообразно ввести термин Нео-йога. Для всех этих новых стилей. Чтобы было понятно и честно. Хочешь - на йогу идешь, хочешь - на пилатес, а хочешь - на нео-йогу. Даже модно так звучит.  

Но не будем о грустном, поговорим о насущном (и тоже невеселом). Не вдаваясь в философию, все же надо отметить, что, даже практикуя ставшую уже супер-обыденной, как интернет, с маленькой буквы - хатху, «йогу для здоровья», а ведь именно такую практику делают миллионы «йогов» по всему миру, очевидно, что не эффективно упирать только на внешнюю форму, делать асаны как именно «позы». Тоска по акробатическим номерам ведь не на пустом месте рождается – она родилась из скуки человека, соображающего, что бы такое еще сделать в поднадоевшей позе. Потому что профаны не видят глубину (и это даже не их вина – дело в отсутствие грамотных преподавателей!). Очень плоская обычно получается практика, в отрыве от традиции и философии-то! 

Мышцы - да, растут, неизбежно – а что дальше?  

Налегая на сложные асаны и силовую составляющую, здоровье суставов и позвоночника можно и потерять, причем быстро. Или просто годами не получать от йоги ничего, кроме…. ну может, приятной усталости. Или (на дальнем конце предельных тренировок) – словить лишь ощущение шока, которое только на короткое время останавливает ум, дает ясность, снимает стресс. Если говорить о предельных нагрузках для прыжка в медитацию, тогда эффективнее (и на порядок безопаснее) не виньяса-йога и не предельное удержание асан, а те же динамические медитации Ошо, потом уже Хатха и Раджа-йога. Потому что сначала надо обуздать «бешеную обезьяну» западного ума, иначе сложно даже сидеть спокойно на месте, не то что медитировать! Человек, который не способен 5 минут просидеть неподвижно с прямой спиной, просто не готов к йоге.  Чтобы йога не стала фитнесом, в голове должна быть тишина, а упражнения не должны быть тяжелыми. Вот и выходит, что именно Йога-терапия – с ее вкрадчивыми, упрощенным, подчеркнуто нежными упражнениями «для ослабленных» – идеальные условия для практики истинной Йоги Патанджали!  

Глубже дышишь - йогом будешь  

Йога-терапия, или скучная многим европейцам «йога для индусов» - аккуратный вдумчивый подход без предельных нагрузок – работает, для всех! Асаны – это и поза, и не меньше того – состояние ума, которое можно поймать, во-первых, только удерживая позу в статике, а во-вторых, погрузившись в ментальную паузу (тишину ума, отсутствие мыслей). Тогда любая, даже самая банальная, асана, открывает свой скрытый эзотерический аспект: с восприятием определенных ощущений (часто необычных) можно нащупать способность управлять потоками праны. Обычно это удается с помощью дыхания, или же все теми же асанами – переменой положения тела, последовательностями статичных асан - динамика в основном играет лишь роль "целительницы" суставов и разгоняет как прану, так и болезни по всему организму. Немаловажную роль играют и Мудры, и Бандхи – «символы» йоги и «энергетические замки», которые позволяют, при некоторой чувствительности, для которой полезно придерживаться вегетарианской диеты или просто интенсивно практиковать, еще лучше почувствовать энергии. Это все делается не для получения какого-то «бесплатного кайфа» или «чтобы улететь» а с целью, во-первых, оздоровления, а во-вторых, получения йогических состояний в итоге (Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна).  

Мышцы заменили цель?  

На деле, даже техники йога-терапии, подразумевают не просто выполнение какого-то числа движений, упражнений, не только форму! А и содержание – то есть выполнение с полным вниманием, с концентрацией на ощущениях и выполнение при остановке мыслей. Человек, который делает йогу для здоровья – имеет больше шансов на успех в практике, т.к. изначально прислушивается к своему телу. Человек же, который имеет отличное здоровье как данность, скорее всего, сведет йогу к набору физкультурных упражнений, не более эффективных, чем банальный фитнес.  

Если делать даже простейшие упражнения йога-терапии, такие как Враджана-пранаяма, Нади Шодхана Пранаяма, да и классический комплекс асан «по Патанджали», то есть соблюдая полную осознанность, эффект наблюдается поистине удивительный. Делая в течение часа самый обычный комплекс упражнений-асан, плюс несколько пранаям, человек может прикоснуться к состоянию медитации, что очень целительно и для нервов, и для физического тела. При этом подразумевается, что усилия, которые должны прилагаться – минимальны, углубление состояния происходит не за счет «эндорфинового шока» - скромного секрета современной «аштанги до упаду», а за счет психоэнергетического эффекта даже простейших упражнений.  

После знакомства с азбучными текстами по йоге, становится до боли очевидно, что признаками успеха в практике йоги является не рельефный торс и не обилие татуировок (кавач, семинаров, бус, учеников), а спокойствие, скромность, наличие наставников (людей, которых ты признаешь «круче» себя) и конечно отсутствие стремления к накопительству иллюзорных видений. У правильно практикующего развивается различающий ум, Вивека – приходит дар различения добра и зла, правды и неправы, предвидения событий, и способность абстрагироваться от чего бы то ни было – Сантоша, удовлетворенность настоящим моментом и личной практикой.   

Просветленным можешь ты не быть, но трезвым быть обязан  

Другой момент, который конечно тоже важен для йога-терапии: для достижения долгосрочных, положительных эффектов важна не только регулярная практика (важность которой подчеркивается в трактатах неоднократно), но и “йоговский” образ жизни в целом (важность которого тоже неоднократно утверждается Патанджали и другими мудрецами славных эпох). В оригинальных трактатах по йоге приводятся вполне конкретные указания по режиму дня, диете и графику тренировок! Однако мало кто им следует, особенно здесь, в Западном мире (да в наши дни и на Востоке тоже!). Не выполняя исходных условий, своего рода “правил игры”, как-то странно ожидать от упражнений йоги описанных в этих же книгах эффектов (видения тонких энергий, тотального оздоровления, проявления сверхспособностей). Если не соблюдены предварительные условия – кодексы Ямы и Ниямы – йога Патанджали, да и даже эффективная йога-терапия становится невозможна. И наоборот - если сам образ жизни "свят", то становятся возможны и подъем Кундалини, и Самадхи. Такой известный авторитет йога-терапии, как Свами Шивананда, писал (в книге "Йога и здоровье"),  что даже сам чистый образ жизни и соблюдение Ямы и Ниямы может привести к духовной реализации. Думаю что если добавить сюда же комплекс асан, пранаям и медитацию - результат все же будет вернее и быстрее! Пример тому современные мастера йоги, успешно сочетающие духовное с материальным, а физические упражнения и отменное здоровье - с верностью принципам и традициям настоящей йоги.  

Правильное поведение при лечении йога-терапией и условие для практики медитации - отказ от загрязнения пранического тела алкоголем, мясом, другими вредными продуктами, а также приобретение позитивного мышления и постоянный контроль своей практики, и кроме того, самообучение (изучение первоисточников, посещение чужих семинаров) и скромность: способность продолжать учиться - даже если ты сам преподаватель или “давно занимаешься йогой”. Если не соблюдены эти банальные правила – прогресс в йоге может быть очень поверхностным, только во внешней форме и преподавании йоги «на показ», но не в личной Cадхане (тайных от всех, медитативных практиках). Этот, казалось бы, очевидный нюанс видимо иногда ускользает от тех, кто способен практиковать йогу по десять и больше лет без видимых эзотерических (внутренних) эффектов, и все еще считать, что делает йогу правильно, и даже решаться преподавать. Опыт показывает, что для действительного устранения препятствий к самопознанию, подчас надо вернуться к самому началу пути, признать себя не до конца здоровым – и заняться… йога-терапией, чтобы приобрести опыт настоящей Йоги. Вот такие парадоксы приносит нам, начинающим и опытным йогам, Практика.

Алексей Соколовский   http://www.yoga-russia.ru


Советуем посмотреть

Как устроена система пищеварения

Как устроена система пищеварения. Как устроены и как работают органы пищеварения.

Речь Парамхансы Йогананды перед Махасамадхи

Парамханса Йогананда...Бога не надо зарабатывать. Найдите царство Бога и все эти вещи будут даны вам. Вы не должны иметь сомневающийся разум. Пробудите себя от мрака незнания. Вы закрыли глаза; так проснитесь, откройте их и вы увидите торжество Бога – безграничный божественный свет, распространяющийся сквозь все вещи. Я говорю вам – будьте Божественными Реалистами и вы найдете ответы на все вопросы в Боге. Медитация - это единственный путь. Вера, чтение книг не могут дать вам реализации. Только посредством медитации правильным путем вы сможете иметь великую реализацию и радость.  
   

Йога и Религия. Что такое Йога.

Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются "эзотерическими" . В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем, что они -  не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их "закрытости" состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать, прагматичны. Эзотерические системы, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение личности; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, но в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.

Сравнивая цели эзотерических систем с целями и ценностями религий, в рамках которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые отличия.