Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Нада-йога. Звучание тонкой Вселенной.

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > История, Школы, Учителя > Нада-йога. Звучание тонкой Вселенной.

Нада-йога. Звучание тонкой Вселенной.

Согласно индийской философии, первоначальная материя Вселенной – это звук. Всё окружающее наполнено звуком, каждое движение создает его. Но не все звуки доступны обычному человеческому уху, - звуки высших сфер можно услышать только трансцендентным слухом. Помочь в этом может Нада-йога, –духовная практика, в основе которой лежит концентрация на внутренних звуках. Ведь звуки тонкого мира звучат и внутри нас, услышав их, беспокойный человеческий ум сможет расслабиться и личное я постепенно растворится в бесконечном блаженстве. Само слово «Нада» одновременно означает и звук и цветение. Таким образом, Нада-йога – это «расцветание сознания» с помощью звука.

Как услышать внутренние звуки

 

 

В основе любой медитации лежит отключение разума. Для этого используется много методов, - концентрация на предметах, телодвижениях, музыке, ритме и многое другое. Всё это призвано отключить разум и погрузить человека в самосозерцание. Нада-йога, при погружение в себя, предлагает прислушаться к звукам внутри. Выделяется три основных способа медитации, с помощью которых практикующий Нада-йогу может услышать мистические звуки: это внутреннее созерцание Анахата-чакры (сердечного энергетического центра), многие последователи Нада-йоги считают, что трансцендентные звуки порождаются именно этой чакрой; концентрация на «Сушумне» - своеобразном канале в области позвоночника, по которому проходит основной поток энергии; сосредоточение на так называемой «точке Бинду», расположенной где-то в затылочной области. По мнению некоторых учителей, именно из точки Бинду проливается человеческое сознание, а вместе с ним и внутренние звуки. Хотя Нада-йога предполагает появление внутренних звуков при любой направленной на это медитации, вышеописанные способы можно считать самыми результативными.

Что именно можно услышать?
Внутренние звуки могут быть сугубо индивидуальные, но во многих источниках Нада-йоги описывается, что конкретно должен услышать практикующий. Согласно «Хатха-Йоге Прадипике», вначале духовного пути под названием «Нада-йога», можно услышать очень громкие звуки, такие как гром, барабаны, литавры, падающая вода, труба и колокол. Но со временем они станут тише, превратившись в пение флейты и звон колокольчика.Нада-йога говорит, что необходимо вслушиваться именно в более тихие звуки, пока сознание не сольётся с внутренним звуком полностью.

Звук как путь к Высшему Блаженству
Древние учителя уверяют, что Нада-йога – один из быстрейших способов достижения самадхи, поскольку она не требует долгих лет тренировок, а всего лишь хорошие способности к концентрации. Сам Шива в «Хатха-Йоге Прадипике» говорит, что услышав звуки Нады и сосредоточившись на них, йогин может растворить свой разум в Абсолюте всего лишь за 15 дней. Самое важное условие для успешного овладения Нада-йогой – это вера в действительное существование внутренних звуков.Преодолев это препятствие и услышав внутренние звуки, адепт Нада-йоги получит власть над своим умом и сможет овладеть высшими знаниями и возможностями. Ведь, по словам Свами Шивананди, «Ум естественно привлекается приятными звуками. Он захватывается в ловушку приятными звуками, подобно тому, как лань попадает в ловушку, привлечённая приятной музыкой. Когда ум поглотится звуками Ананды, вы достигнете знания о скрытых вещах. Вы разовьёте глаз интуиции. В конце концов, ум поглотится Брахманом или Абсолютом».


Советуем посмотреть

Амарант — отрицающий смерть или дарующий бессмертие

Популярность амаранта возросла благодаря содержащемуся в амарантовом масле сквалену. Сквален является мощным противоопухолевым средством, он осуществляет захват кислорода и насыщение им тканей нашего организма и замедляет старение организма. Он является мощным иммуностимулятором. 

Бихарская Школа Йоги

Основателем Бихарской школы является Сатьянанда Сарасвати (род. 1923), ученик Свами Шивананды. После десятилетнего обучения у своего гуру он оставляет ашрам с целью дальнейшего совершенствования практики и долгое время путешестествует по Индии, Бирме, Афганистану, Непалу и Цейлону, обучаясь у разных мастеров тантры. В 1963 году он основывает Бихарскую школу йоги. В 1983 году Сатьянанда отходит от управления школы и других социальных институтов, созданных за время его деятельности и, передав управление своему ученику Свами Ниранджананде, удаляется в отшельничество. Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики. Особый интерес представляет практика, описанная Сатьянандой под названием «Йога нидра». Она представляет собой последовательное направление внимания на различные части тела по определенной схеме с целью обретения целостного осознаниия своего тела.