Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

«Молот»

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > КАТАЛОГ ПРАНАЯМ > «Молот»

   

Информация: 

движения в данном упражнении отдалённо напоминают движения спортсмена, метающего молот.

Назначение:

  • Для разработки суставов позвоночного столба.
  • Для повышения подвижности грудного отдела позвоночника и глубокой вентиля­ции лёгких.
  • Для чистки основных энергетических каналов {Иды, Пингалы и Сушумны).

Противопоказания:

отсутствуют.

Исходное положение:

стоя лицом на север (женщинам - на юг), ноги на ширине плеч, стопы параллельны, руки вдоль туловища.

Правила выполнения:

  • С полным вдохом поднять прямые руки через стороны над головой ладонями вниз (женщинам - ладонями вверх).
  • Ладони соединить, пальцы переплести в замок.
  • Начать совершать медленные круговые движения руками, затем верхней частью туловища, как бы опуская центр вращения от ладоней к шейным позвонкам и далее вниз но позво­ночнику, позвонок за позвонком, до крестца.
  • По мере опускания центра вращения амплитуда вращения увеличивается.
  • Дойдя до максимальной амплитуды вращения в пояснице, не меняя направления вращения, поднимать центр вращения в обратном порядке вверх с уменьшением амплитуды вра­щения.
  • Возвратив центр вращения вверх, остановить вращение и повторить упражнение с вращением туловища в другую сторону.
  • С полным выдохом опустить прямые руки через стороны вниз ладонями вверх (женщинам -ладонями вниз).
  • Количество вращений туловища при опускании центра вращения до максимальной амплитуды равно их количеству при его подъёме.
  • Дыхание свободное.
  • Выполнение движений в одну сторону, затем в другую считается однократным выполнением упражнения.
  • Выполнить 4 раза.

Усложнённый вариант выполнения упражнения.

Отсутствует.

Полная форма выполнения.

Описана выше.

Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.

  • Увеличение амплитуды движения при движении центра вращения вниз происходит за счёт вовлечения в движение вышележащих позвонков, а уменьшение - наоборот. При правиль­ном выполнении динамической пранаямы все нижележащие от центра вращения позвонки в дви­жении участия не принимают. Вращаются только вышележащие, описывая конус вращения с вер­шиной на позвонке, являющемся центром вращения.
  • Выполняя вращение, следить, чтобы прогиб назад был равен наклону вперёд, конус вращения должен быть симметричным.
  • Для разучивания правильной формы выполнения пранаямы на первых порах мож­но представлять, что в переплетённых пальцах рук находится конец сетки с лежащим в ней тен­нисным мячом и выполнение вращения осущесгвляегся так, чтобы мяч постоянно описывал над головой окружность.
  • Количество вращений в одну сторону при опускании равно аналогичному числу вращений при поднимании центра вращения и соответствует общему количеству позвонков (7 -шейных, 12 - грудных и 5 - поясничных, всего 24 раза). Аналогично при вращении в другую сто­рону.
  • Движение упражнения лучше согласовать с дыханием: при наклоне вперёд - вы­дох, при прогибе назад - вдох.

Концентрация внимания при выполнении упражнения:

  • На правилах выполнения динамической пранаямы.
  • На внутренних ощущениях.
  • Энергию с началом вращений направлять в центр вращения, продвигая её от рук по позвоночнику до крестца и обратно вверх при уменьшении амплитуды вращений.

Физический эффект:

Физиологический эффект:

  • Укрепляет позвоночник и всю опорно-двигательную систему.
  • Тонизирует нервную систему.
  • Тренирует вестибулярный аппарат и чувство равновесия.
  • Массирует внутренние органы живота.
  • Укрепляет мышцы внутренних органов.
  • Улучшает кровообращение позвоночника.
  • Улучшает эластичность лёгочной ткани.
  • Хорошо вентилирует лёгкие.

Энергетический эффект:

  • Тонизирует весь организм.
  • Перемещает энергию вверх-вниз и чистит энергетические каналы Иду, Пингалу и Сушумну.

Психический эффект:

Даёт чувство лёгкости и уверенности.

Терапевтический эффект:

Устраняет скованность позвоночника.

Выполнение упражнения для совершенствования.

  • Прокачка.
  • Работа с энергиями: чакровыми, природными, авезиловскими, от старшего капсулы.
  • Работа с мудрами и стихиями.
  • Получение состояния и работа с ним.

Вопросы для самоконтроля:

Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:

  • Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
  • Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
  • Опишите выход из асаны.
  • Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выпол­нения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
  • Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосре­дотачивать на правилах выполнения асаны (нранаямы) и собственных ощущениях?
  • Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (нранаямы) вам известны?

Вопросы для размышления:

  • Опишите технику выполнения пранаямы «Молот». Можете ли вы представить в уме и пережить в образах движения последовательное опускание и поднимание центра вращения вдоль по позвоночнику?
  • Как должно быть выстроено тело, чтобы дать ему возможность отклоняться назад и в стороны с той же амплитудой, что и вперёд?
  • Какие свойства сообщает ногам и тазу выполнение пранаямы «Молот»?
  • Есть ли позвонки, которые не удаётся вовлечь в движение? Осознаёте ли вы это?
  • Как можно использовать пранаяму «Молот» для диагностики состояния позвоночни­ка и определения «вставок»?
  • Какую роль в пранаяме «Молот» играют поднятые вверх руки с переплетёнными пальцами?
  • Опишите своё состояние после выполнения пранаямы.

Приведена методология выполнения Школы Йоги Гуру Ар Сантэма


Советуем посмотреть

Лахири Махасайя (1828—1895)

Лахири Махасайя (1828—1895) был учеником Махаватара Бабаджи и учителем Свами Шри Юктешвара (учителя Парамахансы Йогананды). Его семейное имя Шьям Чаран Лахири. Религиозный титул Махасайя означает на санскрите «обладатель обширного ума». Будучи Божественным мастером-чудотворцем, он был также семьянином и деловым человеком. Своей миссией считал ознакомление обычных современных людей с доступной им йогой, в которой медитация уравновешена правильным исполнением мирских обязанностей. Его также называли Йогаватар, что означает «воплощение йоги». Махаватар Бабаджи открыл ему древнюю, почти утерянную науку крийя йоги и дал указание посвящать в нее искренних ищущих. О жизни Лахири Махасайи рассказано в книге «Автобиография йогина» Парамахансы Йогананды