Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
Я должен признаться, что еще лет пять назад в некоторой степени этот менталитет присутствовал и у меня, пока я не начал его замечать и сознательно “вытравливать” как опасный сорняк из своей головы.
Сначала я приведу реальный пример из жизни - письмо типичного представителя этого менталитета, ну а после разберу отличительные признаки “духовного халявщика” и в завершении дам практические советы, как можно вытравить из своего сознания сорняки этого пагубного менталитета, тормозящего развитие.
Сразу поясню свои намерения - я не хочу этими жесткими разборами кого-то обидеть или в чем-то обличить. Честно признаюсь - в той или иной степени, каждый из разбираемых мной токсичных менталитетов я сам проживал и поэтому описываю, в первую очередь, по своему личному опыту. Однако я уверен, что мое развитие последние годы и то, к чему я пришел сейчас - это во многом результат упорного труда по очищению своего сознания от таких вот токсичных установок и ограничивающих паттернов мышления.
Поэтому моя задача - через свой опыт подсветить ряд таких вот внутренних ограничителей, которые, возможно, сейчас тормозят твое развитие.
Если в разбираемых мной архетипах ты будешь узнавать себя, прошу тебя - не воспринимай это как критику, но как возможность что-то заметить, осознать и изменить. Только через осознание мы можем что-то изменить в своей голове и как следствие - в жизни.
Недавно мы организовывали в Москве масштабное мероприятие - конференцию на тему “Предназначение”. Примерно за месяц до начала конференции я разослал анонс конференции по базе своих подписчиков. Один из ответов на эту рассылку привлек мое внимание. Когда я читал ответ этой девушки, я думал про себя “Вот он, типичный духовный халявщик”.
Прочитай сначала письмо девушки, а после будем разбирать.
Ты знаешь, я раньше не стал бы отвечать на подобные нападки. Ну потому что, а зачем мне это нужно?
Видно же, что человек прокручивает у себя в голове какое-то свое удивительное кино, живет в своем выдуманном мире и пишет мне послание из этой своей причудливой реальности. Ну и ладно, пусть себе живет, как знает. Кто я такой, чтобы вмешиваться со своими советами? Спорить, что-то доказывать, приводить аргументы, пытаться в чем-то убедить - это чаще всего, бесполезная трата своего времени и энергии, которая ничего не дает. В конечном итоге, сама жизнь - это великий Учитель, она все расставляет по своим местам.
Завершила она свое послание такими словами:
“Если найдете необходимость ответить мне, буду признательна”
И тут вопреки своему убеждению, что отвечать на такие нападки смысла особо нет, я вдруг почувствовал, что все же хочу написать ей ответ. Причем этот ответ получился не столько лично ей (вряд ли он что-то изменит в ее мировоззрении, если сама жизнь ее еще не научила мудрости!), сколько всем тем многочисленным духовным халявщикам, которых мне доводилось встречать.
Как я уже сказал, я довольно редко отвечаю на подобные письма, но если уж отвечаю, то будь готов - за словом в карман не полезу.
Так что имей в виду на будущее - если решишь написать мне письмо со своей “честной обратной связью”, то не удивляйся получить в ответ не менее честный фидбек от меня.
Итак, ниже мой ответ. Сначала прочитай, а после разберем основные характеристики “духовного халявщика” и как можно “вытравить” этот сорняк из своей головы...
Вот вы пишите, что все должно быть бесплатно, а точнее - за добровольное (и надеюсь щедрое!) пожертвование. Вижу по вашему аккаунту, что вы проходили бесплатно мой курс по медитации на 21 день, когда я открывал его льготно всем желающим на свой день рождения этим летом.
Можно вам два вопроса задам:
Что касается конференции, давайте вместе порассуждаем:
Уже сейчас (за месяц до конференции) мои личные вложения в организацию мероприятия составили более 500 тыс рублей.
А вот теперь вернусь к вашему письму - вы заявляете, что все должно быть бесплатным, свободный вход, настоящие Знания не продаются, энергия бесплатна, цветы пахнут бесплатно и прочая хиппи-ересь.
Скажите, а в вашей квартире энергия тоже бесплатна или счета за электричество все же приходят? Знания не продаются, но вы не думали, что время человека и его труд - стоят денег? Вы трудитесь за добровольные пожертвования или все же получаете зарплату?
Ваше сравнение с Буддой некорректно - я не просветленный святой монах, а обычный человек. Мне приходится своей семье за деньги еду покупать, жилье тоже бесплатно что-то никто не предлагал еще и т.д.
Я заметил вот какую закономерность - люди, которые много говорят о добровольных пожертвованиях сами почему-то не особо их оставляют - в надежде что кто-то другой будет пощедрее.
Конечно же, это не про вас. Так мысли вслух.
Что ж, буду признателен за ответ, но впрочем если не ответите - я пойму. Всех благ! Игорь
И ты знаешь что? Она мне ответила на это письмо, правда по ее ответу я осознал, что зря я повелся на эту провокацию - она ничего не вынесла из моих слов, а я просто потратил свое время.
К сожалению, у меня не сохранилось ее ответное письмо, но если в двух словах - там она продолжала сыпать высокодуховные сентенции в духе “цветы пахнут бесплатно” и поэтому “все должно быть бесплатно”, проигнорировав, разумеется, мои колкие вопросы.
Итак, перед нами - типичный “духовный халявщик”.
За свою жизнь я повидал уже достаточно представителей, чтобы буквально по двум-трем фразам его вычислить.
“Духовный халявщик” - это определенный менталитет, мировоззрение и стиль жизни. Я бы даже сказал - это архетип, который в той или иной степени проявлен во многих из нас.
По моим наблюдениям, есть ряд менталитетов, которые сильно тормозят развитие человека, поэтому я называю их токсичными. Причем эти менталитеты еще и заразны - переобщавшись с инфицированными людьми, сам можешь стать переносчиком вируса.
Один из таких вот вирусов - это архетип “духовного халявщика”.
Я должен признаться, что еще лет пять назад в некоторой степени этот менталитет присутствовал и у меня, пока я не начал его замечать и сознательно “вытравливать” как опасный сорняк из своей головы.
Идея этой рубрики - постепенно пройтись по целому ряду таких вот токсичных архетипов.
Моя задача - наоборот помочь освободиться от ограничивающих наше развитие установок. Но сделать это становится возможно, только если мы начинаем замечать, что прямо сейчас в нас все это есть, просто раньше мы не обращали на это внимания.
Так что заметить и осознать - это необходимое условие, чтобы что-то изменить.
Если в разбираемых мной архетипах ты будешь узнавать себя, прошу тебя - не воспринимай это как критику, но как возможность что-то заметить, осознать и изменить.
Только через осознание мы можем что-то изменить в своей голове и как следствие - в жизни.
В завершении каждого из таких разборов я буду давать практические советы, что может помочь трансформировать разбираемый токсичный менталитет.
Но сначала давай разберем основные признаки духовного халявщика.
Духовные халявщики любят манипулировать, давить на чувство вины и дергать за ниточки твоей духовности: “если ты действительно духовный человек, то должен…” или “а вот настоящие духовные учителя, постигшие истину…” тут можешь поставить любое высокопарное бла-бла-бла, в картине мира духовного халявщика все сводится опять к тому, что “ты должен что-то такое особенное сделать для духовного халявщика, если ты хочешь доказать, что ты действительно духовный”
Обрати внимание - у духовных халявщиков всегда им кто-то “должен” - и это второй отличительный признак, о котором ниже поговорим подробно.
Потребительское отношение проявляется в позиции “мне все должны”.
Чаще всего, духовные халявщики - это чистой воды потребители, они ничего не создают сами, только потребляют ценности, созданные другими.
За каждой ценностью - будь то продукт интеллектуального труда или материальная вещь - стоит огромный труд.
Но так как духовные халявщики сами ничего не создают, их взгляды на мир по-детски наивны “вот вы все сделайте по высшему уровню, напишите “свободный вход” и тогда, может быть, я зайду, а там глядишь и копеечку милостыни подам.”
Духовные халявщики обесценивают чужой труд.
Из письма, в целом, понятно, что у дамы нет денег, чтобы посетить мероприятие. И это нормально, так бывает в жизни, что иногда с финансами туго.
Но обрати внимание вот на какой характерный момент: у духовных халявщиков отсутствует сама идея о равноценном энергообмене.
Согласись, даже если денег нет, есть куча других способов предложить что-то взамен: например, предложить свою помощь в организации, участвовать в качестве волонтера, предложить какие-то свои таланты или услуги, например, фотографировать, снимать видео, встречать гостей и т.д.
На конференции нам помогали около 20 ребят-волонтеров, которые участвовали, предложив взамен свой труд.
В этом же письме нет и намека на какой-то равноценный обмен, от духовного халявщика этого не дождешься.
Я выше упомянул, что у меня самого несколько лет назад присутствовал менталитет духовного халявщика.
Как он проявлялся? Ну например, пять лет назад я только записал свой первый курс по медитации - это был начальный семидневный курс Mind Detox. Меня распирало от гордости за свой курс и я хотел, чтобы о нем узнало как можно больше людей.
Помню, как писал администратором крупных тематических сообществ Вконтакте с просьбой рассказать об этом курсе бесплатно по аудитории сообщества. Аргументы мои были в духе типичного духовного халявщика: “прошу вас рассказать о моем курсе бесплатно, потому что ведь сам мой курс тоже бесплатный и он точно принесет пользу людям и бла-бла-бла”
Разумеется, в ответ я получал отказ “извините, но реклама в нашем аккаунте платная”.
Ты видишь в чем здесь проблема?
Заметил попытку манипулировать, давить на “духовность”?
Заметил позицию “мне должны”?
Сейчас для меня это супер-очевидно, но еще пять лет назад я был типичным духовным халявщиком и этого не замечал, тем самым тормозя свое развитие.
А проблема была как раз в этом - в ощущении, что тебе кто-то должен.
Ты создал полезный для людей курс и решил распространять его бесплатно? Что ж, молодец, весьма похвально.
Но скажи, с какой стати ты решил, что в силу самого этого факта другие люди тебе стали что-то должны?
Почему ты считаешь, что теперь все вокруг должны тебе помогать? Почему кто-то должен рекламировать твой курс бесплатно? Почему ты так считаешь? Откуда ты эту установку взял?
Сейчас я бы сказал самому себе пятилетней давности такие слова:
Но тебе никто и ничего НЕ ДОЛЖЕН.
Слава Богу, я это начал понимать еще пять лет назад!
Я давно уже подметил такую закономерность: если человек противопоставляет духовное и материальное, то у него самого в жизни сильный дисбаланс и склонность впадать в крайности - либо духовности, либо материальности.
На своем пути я встретил ряд людей, которых считаю своими Учителями, людьми действительно духовно зрелыми.
И знаешь, какое удивительное открытие?
Ни один из них не отрицает материального. Ни один не противопоставляет духовное и материальное.
Когда человек на полном серьезе заявляет, что “знания должны быть бесплатны”, это явный признак духовного халявщика.
На Востоке говорят, “нет ничего выше знаний”. Знания - ценнее золота, ценнее любых сокровищ, поэтому говорят, что знания - бесценны, в том смысле, что они не имеют цены.
Так постойте, “не имеют цены!”
О, а вот это духовным халявщикам весьма по душе! Ведь если нет цены, то это значит бесплатно, не так ли?
Мне доводилось бывать на сатсангах духовных учителей в Индии. Сатсанг - это встреча, общение. Люди задают свои вопросы, учитель на них отвечает.
Знаешь, что меня поразило? На прощание собравшиеся люди подходили поклониться учителю и каждый засовывал под стопу учителя деньги - причем речь идет о существенных суммах по индийским меркам - 500, 1000, 2000 рупий, многие западные ученики подносили стодолларовые бумажки.
Знания - они не бесплатны, они бесценны. Поэтому цену определяешь ты сам - руководствуясь своими возможностями и щедростью, но об этом еще ниже поговорим.
Духовный халявщик не видит разницы между бесплатно и бесценно, но если ты хочешь преуспевать в жизни, то тебе лучше эту разницу понять и усвоить.
Если человек с придыханием говорит о донейшене, это еще один верный признак духовного халявщика.
В своем письме девушка заявляет, что “сумма добровольного пожертвования никак не может характеризовать человека”.
И я с ней отчасти согласен, потому что сумма пожертвования зависит от многих факторов, включая финансовое положение человека.
Но знаешь что совершенно точно характеризует человека?
Его отношение к самому инструменту добровольных пожертвований.
По тому, каким смыслом человек наделяет слова “добровольное пожертвование” или “donation” можно безошибочно определить, является ли он духовным халявщиком.
Взгляд на донейшн духовного халявщика: “о, это халява, можно оставить самый минимум, а если повезет, то вообще ничего!”
Вот типичный менталитет халявщика:
Помню, несколько лет назад мы с Наташей были в Гоа и я решил провести для местных зимующих мастер-класс на тему создания своего авторского онлайн проекта. У меня не было намерений заработать, просто хотелось познакомиться с местными обитателями и дать какую-то пользу. Мной больше двигало любопытство, а поэтому участие было - donation, то бишь добровольное пожертвование.
Собралось много людей, человек 50-60. Целых четыре часа я искренне и от души делился всем своим опытом и знаниями по теме, отвечал на вопросы. И вот когда мастер-класс подошел к концу я заметил, что многие участники как-то начали торопливо разбегаться, чтобы ни дай Бог, не пришлось оставить какой-то донейшн.
А были и такие, кто с гордым видом подходили ко мне, неторопливо открывали кошелек, долго там копались и торжественно протягивали мне купюру в двадцать рупий (=двадцать рублей).
Мне было и смешно и грустно одновременно.
Как человек может оценить четыре часа интенсивного тренинга в двадцать рублей? Ведь своим пожертвованием, в первую очередь, он оценивает (а в данном случае - обесценивает) свое время и сводит практически к нулю пользу от полученных знаний. Они просто не усвоятся, так закон кармы устроен. Должен быть равноценный энергообмен.
Слава Богу, в то время я уже давно не нуждался в деньгах и как уже сказал, проводил это мероприятие больше из любопытства и ради нового опыта, который я безусловно получил.
И тут вдумчивый читатель может задать очень хороший вопрос:
“А что это значит, что ты не нуждался в деньгах? Откуда у тебя было такое изобилие в жизни?”
Ответ - к тому времени я уже в достаточной степени сформировал менталитет богатого человека, проработав “токсичные” ментальные установки. И именно правильный менталитет привлекал в мою жизнь энергию благополучия, процветания и изобилия.
Поэтому когда мне давали эти нищенские пожертвования в 20 рупий, мне было грустно не за себя, но за этих людей с менталитетом “духовных халявщиков”, которые сами перекрывают себе поток благополучия, обрекая себя на скудное существование.
Я проходил очередную випассану в Таиланде с моим учителем. Ретрит проходил очень глубоко, я чувствовал, что каждый день медитации раскрывает мне новые пласты реальности, открываются новые глубины и грани сознания. Я был невероятно вдохновлен и заряжен!
По традиции в завершение ретрита участникам предлагается оставить Дану - добровольное пожертвование, тот самый пресловутый donation.
Раньше я относился к этому процессу как к формальности. Разумеется, у меня никогда не возникала мысль убежать не заплатив или оставить нищенские 100 рублей за неделю трансформирующего опыта, но в то же время я никогда не чувствовал, что надо оставлять как-то избыточно много.
Обычно мое пожертвование за участие в ретрите было в пределах 100-150$. Ну такая сумма, которую не жалко. Не мало, но и не много. Достаточно, чтобы компенсировать все расходы на мое участие - на еду и т.д.
Так вот. Изначально я планировал по окончанию этого ретрита оставить примерно такую же сумму, как обычно оставлял раньше.
Но вдруг начался интересный внутренний диалог, разум подал свой голос:
“Ну, надо признаться, что этот ретрит и то что здесь со мной происходило это колоссальный опыт! Меня реально “вскрыло”, это разделило мою жизнь на “до” и “после”, это вообще никак в деньгах не измерить, это запредельные переживания, это возможно самый ценный опыт в моей жизни”
“Угу, хорошо. Вернемся к вопросу - почему как благодарность за самый ценный опыт твоей жизни ты хочешь предложить какие-то жалкие сто баксов? Неужели ты не видишь здесь противоречия?”
Тогда в моей голове и случилась очередная трансформация на пути к менталитету богатого человека.
Оказывается, donation - это не “оставь, сколько не жалко”. Так воспринимают принцип добровольного пожертвования духовные халявщики. Для духовных халявщиков добровольное пожертвование - это тренажер скупости. Если нет фиксированной цены, то можно оставить самый минимум.
Тогда же я обнаружил, что возможен принципиально иной взгляд на этот инструмент. Мне открылся очень красивый принцип добровольного пожертвования, который означает:
“Мы бы не хотели ограничивать вашу щедрость какой-то суммой или лимитом.”
Для богатого менталитета, донейшн - это возможности проявить и развить свою щедрость, а не скупость. Это игра на повышение ставок, а не на понижение.
И вот по завершению того ретрита я осознал, что сейчас у меня есть возможность по достоинству оценить, что значил для меня этот опыт.
Не сколько он стоил по себестоимости в плане расходов на еду и туалетную бумагу, НО насколько он ценен был лично для меня.
В итоге, я оставил сумму в десять раз превышающую ту, что изначально планировал. Тогда для меня это была действительно значимая сумма, но я сделал это с благодарностью и радостью в сердце.
Так я понял, что донейшн - это не халява и не полу-халява.
Другими словами, человек который оставил 1000 рублей, уносит с собой пользы и знаний в 50 раз больше, чем тот, кто оставил 20. Это просто закон, вы можете сами проверить в следующий раз.
Если бы в нашей стране люди бы созрели до такого глубокого понимания сути добровольного пожертвования, то абсолютно все свои мероприятия, курсы, семинары и программы я бы проводил исключительно за donation - не ограничивая щедрость людей.
Но пока, к моему сожалению, для большинства - donation это халява.
Обрати внимание, у людей, стремящихся к халяве, нет благополучия в жизни. Его и не может быть, ведь они нарушают фундаментальный закон вселенной - энергобаланс и равноценный обмен.
Халявщики обесценивают ценности, созданные трудом других людей.
А как известно, по закону кармы, все возвращается - обесценивание других приводит к обесцениванию тебя - почему-то твой труд тоже никто не ценит, почему-то в жизни нет удачи, нет денег, нет благополучия.
А причина - глубинная. Можно ее раскопать и изменить свое отношение к жизни, а можно свалиться в типичную потребительскую позицию “мне все должны” - и это спираль, ведущая вниз.
Чем духовный халявщик отличается от обычного халявщика?
И вообще, почему я пишу именно “духовный халявщик”, а не просто халявщик?
Как ты уже, наверное, догадался, я не считаю “духовного халявщика” человеком действительно духовно развитым и зрелым. Скорей наоборот.
Обычный халявщик, как правило, все же осознает, что он халявщик и потребитель и ему от этого хоть капельку, но стыдно.
Ловушка “духовного” халявщика гораздо опасней, потому что человек этого даже не осознает - он начитался эзотерической мути и свое потребительское мировоззрение не только не считает чем-то постыдным, но наоборот считает себя человеком высокодуховным, возможно, даже святым.
Такие люди настолько повысили уровень своих вибраций, что уже парят над нашей грешной землей и им оскорбительна сама идея, что надо работать, надо трудиться, надо зарабатывать и что-то делать своими руками и головой.
Фу, какая пошлость.
Главная опасность ловушки “духовный халявщик” в том, что человек даже не замечает, что с ними что-то не так.
Из своих эзотерических книжек он выборочно повыдергивал вырванные из контекста афоризмы, подтверждающие его правоту. Его окружают такие же “высокодуховные” халявщики, которые также считают, что весь мир им что-то должен, ведь они с утра до вечера заняты самой ответственной работой - повышением вибраций Вселенной, общением с существами высших планов, ченнелингом и чем там еще?
Самое эффективное средство - попробовать самому что-то создать. Хоть что-то. Создать руками или головой. Создать компанию, построить дом, создать сайт, написать пост, написать книгу, снять ролик, да даже починить розетку - и довести начатое до конца!
Любое созидательное усилие учит простой истине: везде нужно вкладывать свое время, энергию и труд. Просто так ничего не дается.
И как следствие, приходит глубокое осознание: а ведь за всем, что тебя окружает, за каждой вещью, за каждой книгой, за каждым проектом стоит чей-то труд. Ты перестаешь воспринимать все вокруг как данность.
Ты начинаешь задумываться.
Вот ты сам что-то делаешь и хотел бы, чтобы другие люди это ценили, чтобы твой труд уважали, а не обесценивали.
Рано или поздно ты неминуемо приходишь к осознанию, что по закону кармы есть только единственное решение этой ситуации:
Сначала ты сам должен начать ценить труд других людей и не воспринимать его как должное. Оказывается, что тебе никто и ничего не должен.
Так постепенно ты вычищаешь из своего сознания вирус “духовного халявщика”.
Ты уважаешь труд и время других людей, другие люди ценят и уважают твой труд.
Вот теперь все приходит к балансу.
Вживить в свою голову странную на первый взгляд идею, что халява - это не всегда хорошо.
Энергообмен все равно будет происходить, так уж устроена Вселенная.
Каждый раз когда ты что-то берешь на халяву, ты просто не осознаешь, чем ты будешь расплачиваться. А расплачиваешься всегда, это неминуемо.
Зрелый и духовно-развитый человек не стремится к халяве. Он понимает и уважает принцип энергообмена.
Он осознает, что по законам кармы, чтобы что-то получить, надо сначала что-то отдать. Он стремится больше отдавать и больше созидать. И как следствие, все больше благополучия приходит в его жизнь.
Теперь и отношение к добровольному пожертвованию совсем уже другое - речь здесь не о халяве, а о возможности проявить и развить свою щедрость.
Осознавать и применять на практике в своей жизни эти принципы - это и есть зрелая духовность.
Игорь Будников. http://welcomebackhome.ru/article/id/382/it/jestkii-razbor-mentalitet?fbclid=IwAR0fF7NHCnAMwRcFurpHmIRRzdDSkcVKEcDFurOERj0J9AWFgE-ki4LfSwU
Слово бандха означает «плотно удерживать» или «сжимать», и это точное описание физического действия, необходимого для выполнения этих практик. Специфические части тела мягко, но мощно напрягаются и удерживаются в этом состоянии. Это имеет огромные последствия. Прежде всего, это позволяет контролировать все разнообразные части физического тела. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Физическое сокращение или напряжение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на праническое тело. Происходит перенаправление потоков праны, что непосредственно воздействует на ум. Все тело и ум приходят в состояние покоя и делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания.
Как начать заниматься йогой людям в возрасте, с лишним весом или с ограниченной гибкостью, и при этом получать удовольствие, а главное пользу от занятий, начиная с первого дня? Ответ прост. Не старайтесь сразу сделать асану так, как нарисовано на картинке или так, как делает ее Ваш инструктор. Примите возможное для вас в настоящий момент положение, наиболее близкое к идеальному и полностью расслабьтесь. В этом Вам окажут незаменимую помощь йога-пропсы. независимо от Вашего возраста, комплекции и гибкости вы можете прямо сегодня начать заниматься йогой и получать от этого пользу!
Сутра семнадцатая первой части (самадхипада) Йога-сутр Патанджали гласит: "vitarkavichArAnandAsmitArUpAnugamAt.h sampraj~nAtaH" . Обычно это переводят, приблизительно, как «за такими формами, как витарка, вичара, ананда, асмита следует сампраджнята (самадхи)».