Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Менталитет “духовного халявщика”

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и жизнь > ЙОГА В МЕГАПОЛИСЕ > Менталитет “духовного халявщика”

Менталитет “духовного халявщика”
Последние годы мне приходят десятки писем каждый день. Когда перед твоими глазами проходят сотни и сотни жизненных историй, невольно начинаешь задумываться, почему у людей такие разные траектории в жизни - кто-то стремительно развивается, а кто-то наоборот годами сидит в своем “болотце”. 
Уже давно я начал подмечать, что есть некоторые закономерности - связь между менталитетом человека и тем, что он имеет в жизни, как он живет, какого уровня развития в жизни он достигает. За годы таких вот наблюдений я выявил, что есть ряд менталитетов, которые сильно тормозят развитие человека, поэтому я называю их токсичными. Один из них - это менталитет “духовного халявщика”, с него я и решил начать.

Я должен признаться, что еще лет пять назад в некоторой степени этот менталитет присутствовал и у меня, пока я не начал его замечать и сознательно “вытравливать” как опасный сорняк из своей головы.

Сначала я приведу реальный пример из жизни - письмо типичного представителя этого менталитета, ну а после разберу отличительные признаки “духовного халявщика” и в завершении дам практические советы, как можно вытравить из своего сознания сорняки этого пагубного менталитета, тормозящего развитие.

Сразу поясню свои намерения - я не хочу этими жесткими разборами кого-то обидеть или в чем-то обличить. Честно признаюсь - в той или иной степени, каждый из разбираемых мной токсичных менталитетов я сам проживал и поэтому описываю, в первую очередь, по своему личному опыту. Однако я уверен, что мое развитие последние годы и то, к чему я пришел сейчас - это во многом результат упорного труда по очищению своего сознания от таких вот токсичных установок и ограничивающих паттернов мышления.

Поэтому моя задача - через свой опыт подсветить ряд таких вот внутренних ограничителей, которые, возможно, сейчас тормозят твое развитие.

Если в разбираемых мной архетипах ты будешь узнавать себя, прошу тебя - не воспринимай это как критику, но как возможность что-то заметить, осознать и изменить. Только через осознание мы можем что-то изменить в своей голове и как следствие - в жизни.

Архетип “духовного халявщика”

Недавно мы организовывали в Москве масштабное мероприятие - конференцию на тему “Предназначение”. Примерно за месяц до начала конференции я разослал анонс конференции по базе своих подписчиков. Один из ответов на эту рассылку привлек мое внимание. Когда я читал ответ этой девушки, я думал про себя “Вот он, типичный духовный халявщик”.

Прочитай сначала письмо девушки, а после будем разбирать.

 

Ты знаешь, я раньше не стал бы отвечать на подобные нападки. Ну потому что, а зачем мне это нужно?

Видно же, что человек прокручивает у себя в голове какое-то свое удивительное кино, живет в своем выдуманном мире и пишет мне послание из этой своей причудливой реальности. Ну и ладно, пусть себе живет, как знает. Кто я такой, чтобы вмешиваться со своими советами? Спорить, что-то доказывать, приводить аргументы, пытаться в чем-то убедить - это чаще всего, бесполезная трата своего времени и энергии, которая ничего не дает. В конечном итоге, сама жизнь - это великий Учитель, она все расставляет по своим местам.

Завершила она свое послание такими словами:

“Если найдете необходимость ответить мне, буду признательна”

И тут вопреки своему убеждению, что отвечать на такие нападки смысла особо нет, я вдруг почувствовал, что все же хочу написать ей ответ. Причем этот ответ получился не столько лично ей (вряд ли он что-то изменит в ее мировоззрении, если сама жизнь ее еще не научила мудрости!), сколько всем тем многочисленным духовным халявщикам, которых мне доводилось встречать.

Ну что, тебе интересно прочитать мой ей ответ?

Как я уже сказал, я довольно редко отвечаю на подобные письма, но если уж отвечаю, то будь готов - за словом в карман не полезу.

Так что имей в виду на будущее - если решишь написать мне письмо со своей “честной обратной связью”, то не удивляйся получить в ответ не менее честный фидбек от меня.

Итак, ниже мой ответ. Сначала прочитай, а после разберем основные характеристики “духовного халявщика” и как можно “вытравить” этот сорняк из своей головы...

 

Анна, благодарю за отклик. Ваша риторика мне хорошо знакома, классический менталитет "халявщика", который считает что ему весь мир что-то должен. К сожалению, таких много.

 

Вот вы пишите, что все должно быть бесплатно, а точнее - за добровольное (и надеюсь щедрое!) пожертвование. Вижу по вашему аккаунту, что вы проходили бесплатно мой курс по медитации на 21 день, когда я открывал его льготно всем желающим на свой день рождения этим летом.

Можно вам два вопроса задам:

  1. Вы его прошли? и 2. Напомните, какое пожертвование скинули автору курса по итогам?

Что касается конференции, давайте вместе порассуждаем:

  1. аренда большого зала в центре Москвы стоит денег
  2. спикеры выступают тоже за гонорар
  3. труд организаторов, чтобы это мероприятие создать (а это огромный труд и время!) - тоже ведь должен оплачиваться, вы так не считаете?
  4. дизайн сайта стоит денег
  5. Плюс плата за почтовые сервисы и т.д. и т.п.

Уже сейчас (за месяц до конференции) мои личные вложения в организацию мероприятия составили более 500 тыс рублей.

А вот теперь вернусь к вашему письму - вы заявляете, что все должно быть бесплатным, свободный вход, настоящие Знания не продаются, энергия бесплатна, цветы пахнут бесплатно и прочая хиппи-ересь.

Скажите, а в вашей квартире энергия тоже бесплатна или счета за электричество все же приходят? Знания не продаются, но вы не думали, что время человека и его труд - стоят денег? Вы трудитесь за добровольные пожертвования или все же получаете зарплату?

Ваше сравнение с Буддой некорректно - я не просветленный святой монах, а обычный человек. Мне приходится своей семье за деньги еду покупать, жилье тоже бесплатно что-то никто не предлагал еще и т.д.

Я заметил вот какую закономерность - люди, которые много говорят о добровольных пожертвованиях сами почему-то не особо их оставляют - в надежде что кто-то другой будет пощедрее.

Конечно же, это не про вас. Так мысли вслух.

Что ж, буду признателен за ответ, но впрочем если не ответите - я пойму. Всех благ! Игорь

 

И ты знаешь что? Она мне ответила на это письмо, правда по ее ответу я осознал, что зря я повелся на эту провокацию - она ничего не вынесла из моих слов, а я просто потратил свое время.

К сожалению, у меня не сохранилось ее ответное письмо, но если в двух словах - там она продолжала сыпать высокодуховные сентенции в духе “цветы пахнут бесплатно” и поэтому “все должно быть бесплатно”, проигнорировав, разумеется, мои колкие вопросы.

Итак, перед нами - типичный “духовный халявщик”.

За свою жизнь я повидал уже достаточно представителей, чтобы буквально по двум-трем фразам его вычислить.

“Духовный халявщик” - это определенный менталитет, мировоззрение и стиль жизни. Я бы даже сказал - это архетип, который в той или иной степени проявлен во многих из нас.

По моим наблюдениям, есть ряд менталитетов, которые сильно тормозят развитие человека, поэтому я называю их токсичными. Причем эти менталитеты еще и заразны - переобщавшись с инфицированными людьми, сам можешь стать переносчиком вируса.

Один из таких вот вирусов - это архетип “духовного халявщика”.

Я должен признаться, что еще лет пять назад в некоторой степени этот менталитет присутствовал и у меня, пока я не начал его замечать и сознательно “вытравливать” как опасный сорняк из своей головы.

Идея этой рубрики - постепенно пройтись по целому ряду таких вот токсичных архетипов.

Тут еще раз повторюсь - я не хочу своими словами кого-то обидеть или в чем-то обличить.

Моя задача - наоборот помочь освободиться от ограничивающих наше развитие установок. Но сделать это становится возможно, только если мы начинаем замечать, что прямо сейчас в нас все это есть, просто раньше мы не обращали на это внимания.

Так что заметить и осознать - это необходимое условие, чтобы что-то изменить.

Если в разбираемых мной архетипах ты будешь узнавать себя, прошу тебя - не воспринимай это как критику, но как возможность что-то заметить, осознать и изменить.

Только через осознание мы можем что-то изменить в своей голове и как следствие - в жизни.

В завершении каждого из таких разборов я буду давать практические советы, что может помочь трансформировать разбираемый токсичный менталитет.

Но сначала давай разберем основные признаки духовного халявщика.

Пять признаков, как выявить духовного халявщика?

Первое. Манипуляции

Духовные халявщики любят манипулировать, давить на чувство вины и дергать за ниточки твоей духовности: “если ты действительно духовный человек, то должен…” или “а вот настоящие духовные учителя, постигшие истину…” тут можешь поставить любое высокопарное бла-бла-бла, в картине мира духовного халявщика все сводится опять к тому, что “ты должен что-то такое особенное сделать для духовного халявщика, если ты хочешь доказать, что ты действительно духовный”

Обрати внимание - у духовных халявщиков всегда им кто-то “должен” - и это второй отличительный признак, о котором ниже поговорим подробно.

Второе. Потребительское отношение

Потребительское отношение проявляется в позиции “мне все должны”.

Чаще всего, духовные халявщики - это чистой воды потребители, они ничего не создают сами, только потребляют ценности, созданные другими.

За каждой ценностью - будь то продукт интеллектуального труда или материальная вещь - стоит огромный труд.

Но так как духовные халявщики сами ничего не создают, их взгляды на мир по-детски наивны “вот вы все сделайте по высшему уровню, напишите “свободный вход” и тогда, может быть, я зайду, а там глядишь и копеечку милостыни подам.”

Духовные халявщики обесценивают чужой труд.

Из письма, в целом, понятно, что у дамы нет денег, чтобы посетить мероприятие. И это нормально, так бывает в жизни, что иногда с финансами туго.

Но обрати внимание вот на какой характерный момент: у духовных халявщиков отсутствует сама идея о равноценном энергообмене.

Согласись, даже если денег нет, есть куча других способов предложить что-то взамен: например, предложить свою помощь в организации, участвовать в качестве волонтера, предложить какие-то свои таланты или услуги, например, фотографировать, снимать видео, встречать гостей и т.д.

На конференции нам помогали около 20 ребят-волонтеров, которые участвовали, предложив взамен свой труд.

В этом же письме нет и намека на какой-то равноценный обмен, от духовного халявщика этого не дождешься.

Я выше упомянул, что у меня самого несколько лет назад присутствовал менталитет духовного халявщика.

Как он проявлялся? Ну например, пять лет назад я только записал свой первый курс по медитации - это был начальный семидневный курс Mind Detox. Меня распирало от гордости за свой курс и я хотел, чтобы о нем узнало как можно больше людей.

Помню, как писал администратором крупных тематических сообществ Вконтакте с просьбой рассказать об этом курсе бесплатно по аудитории сообщества. Аргументы мои были в духе типичного духовного халявщика: “прошу вас рассказать о моем курсе бесплатно, потому что ведь сам мой курс тоже бесплатный и он точно принесет пользу людям и бла-бла-бла”

Разумеется, в ответ я получал отказ “извините, но реклама в нашем аккаунте платная”.

Помню, я тогда искренне расстраивался, даже обижался, думая про себя “ах вы такие, пишите о духовности и все из себя духовные, а на поверку оказались корыстными! Я тут пытаюсь спасти мир, а вы не хотите мне помочь…”

 

Ты видишь в чем здесь проблема?

Заметил попытку манипулировать, давить на “духовность”?

Заметил позицию “мне должны”?

Сейчас для меня это супер-очевидно, но еще пять лет назад я был типичным духовным халявщиком и этого не замечал, тем самым тормозя свое развитие.

А проблема была как раз в этом - в ощущении, что тебе кто-то должен.

Ты создал полезный для людей курс и решил распространять его бесплатно? Что ж, молодец, весьма похвально.

Но скажи, с какой стати ты решил, что в силу самого этого факта другие люди тебе стали что-то должны?

Почему ты считаешь, что теперь все вокруг должны тебе помогать? Почему кто-то должен рекламировать твой курс бесплатно? Почему ты так считаешь? Откуда ты эту установку взял?

Сейчас я бы сказал самому себе пятилетней давности такие слова:

Дружище, заруби себе на носу: у других есть ПРАВО тебе помочь, если им это откликнется, если срезонирует твой курс и твое искреннее намерение.

Но тебе никто и ничего НЕ ДОЛЖЕН.

Слава Богу, я это начал понимать еще пять лет назад!

Третье. Противопоставление духовного и материального

Я давно уже подметил такую закономерность: если человек противопоставляет духовное и материальное, то у него самого в жизни сильный дисбаланс и склонность впадать в крайности - либо духовности, либо материальности.

На своем пути я встретил ряд людей, которых считаю своими Учителями, людьми действительно духовно зрелыми.

И знаешь, какое удивительное открытие?

Ни один из них не отрицает материального. Ни один не противопоставляет духовное и материальное.

Когда человек на полном серьезе заявляет, что “знания должны быть бесплатны”, это явный признак духовного халявщика.

На Востоке говорят, “нет ничего выше знаний”. Знания - ценнее золота, ценнее любых сокровищ, поэтому говорят, что знания - бесценны, в том смысле, что они не имеют цены.

Так постойте, “не имеют цены!”

О, а вот это духовным халявщикам весьма по душе! Ведь если нет цены, то это значит бесплатно, не так ли?

Мне доводилось бывать на сатсангах духовных учителей в Индии. Сатсанг - это встреча, общение. Люди задают свои вопросы, учитель на них отвечает.

Знаешь, что меня поразило? На прощание собравшиеся люди подходили поклониться учителю и каждый засовывал под стопу учителя деньги - причем речь идет о существенных суммах по индийским меркам - 500, 1000, 2000 рупий, многие западные ученики подносили стодолларовые бумажки.

Знания - они не бесплатны, они бесценны. Поэтому цену определяешь ты сам - руководствуясь своими возможностями и щедростью, но об этом еще ниже поговорим.

Духовный халявщик не видит разницы между бесплатно и бесценно, но если ты хочешь преуспевать в жизни, то тебе лучше эту разницу понять и усвоить.

Четвертое, это сладкое слово “донейшн”

Если человек с придыханием говорит о донейшене, это еще один верный признак духовного халявщика.

В своем письме девушка заявляет, что “сумма добровольного пожертвования никак не может характеризовать человека”.

И я с ней отчасти согласен, потому что сумма пожертвования зависит от многих факторов, включая финансовое положение человека.

Но знаешь что совершенно точно характеризует человека?

Его отношение к самому инструменту добровольных пожертвований.

По тому, каким смыслом человек наделяет слова “добровольное пожертвование” или “donation” можно безошибочно определить, является ли он духовным халявщиком.

Взгляд на донейшн духовного халявщика: “о, это халява, можно оставить самый минимум, а если повезет, то вообще ничего!”

Вот типичный менталитет халявщика:

“О, супер! Участие за donation! Халява! Идем! Не, ну как халява, там на выходе, может, 50-100 рублей придется бросить, если будут за этим смотреть, а если не будут, то можно и ничего не бросать - другие же точно должны скинутся.”

Помню, несколько лет назад мы с Наташей были в Гоа и я решил провести для местных зимующих мастер-класс на тему создания своего авторского онлайн проекта. У меня не было намерений заработать, просто хотелось познакомиться с местными обитателями и дать какую-то пользу. Мной больше двигало любопытство, а поэтому участие было - donation, то бишь добровольное пожертвование.

Собралось много людей, человек 50-60. Целых четыре часа я искренне и от души делился всем своим опытом и знаниями по теме, отвечал на вопросы. И вот когда мастер-класс подошел к концу я заметил, что многие участники как-то начали торопливо разбегаться, чтобы ни дай Бог, не пришлось оставить какой-то донейшн.

А были и такие, кто с гордым видом подходили ко мне, неторопливо открывали кошелек, долго там копались и торжественно протягивали мне купюру в двадцать рупий (=двадцать рублей).

Мне было и смешно и грустно одновременно.

Как человек может оценить четыре часа интенсивного тренинга в двадцать рублей? Ведь своим пожертвованием, в первую очередь, он оценивает (а в данном случае - обесценивает) свое время и сводит практически к нулю пользу от полученных знаний. Они просто не усвоятся, так закон кармы устроен. Должен быть равноценный энергообмен.

Слава Богу, в то время я уже давно не нуждался в деньгах и как уже сказал, проводил это мероприятие больше из любопытства и ради нового опыта, который я безусловно получил.

И тут вдумчивый читатель может задать очень хороший вопрос:

“А что это значит, что ты не нуждался в деньгах? Откуда у тебя было такое изобилие в жизни?”

Ответ - к тому времени я уже в достаточной степени сформировал менталитет богатого человека, проработав “токсичные” ментальные установки. И именно правильный менталитет привлекал в мою жизнь энергию благополучия, процветания и изобилия.

Поэтому когда мне давали эти нищенские пожертвования в 20 рупий, мне было грустно не за себя, но за этих людей с менталитетом “духовных халявщиков”, которые сами перекрывают себе поток благополучия, обрекая себя на скудное существование.

Несколько лет назад произошел случай, когда мое отношение к добровольным пожертвованиям изменилось навсегда.

Я проходил очередную випассану в Таиланде с моим учителем. Ретрит проходил очень глубоко, я чувствовал, что каждый день медитации раскрывает мне новые пласты реальности, открываются новые глубины и грани сознания. Я был невероятно вдохновлен и заряжен!

По традиции в завершение ретрита участникам предлагается оставить Дану - добровольное пожертвование, тот самый пресловутый donation.

Раньше я относился к этому процессу как к формальности. Разумеется, у меня никогда не возникала мысль убежать не заплатив или оставить нищенские 100 рублей за неделю трансформирующего опыта, но в то же время я никогда не чувствовал, что надо оставлять как-то избыточно много.

Обычно мое пожертвование за участие в ретрите было в пределах 100-150$. Ну такая сумма, которую не жалко. Не мало, но и не много. Достаточно, чтобы компенсировать все расходы на мое участие - на еду и т.д.

Так вот. Изначально я планировал по окончанию этого ретрита оставить примерно такую же сумму, как обычно оставлял раньше.

Но вдруг начался интересный внутренний диалог, разум подал свой голос:

“Игорь, а по каким критериям ты определил, что оставлять надо именно столько? Как ты считаешь, эта сумма вообще адекватно отражает то, что ты здесь получил, тот опыт, который ты здесь прошел?”

 

“Ну, надо признаться, что этот ретрит и то что здесь со мной происходило это колоссальный опыт! Меня реально “вскрыло”, это разделило мою жизнь на “до” и “после”, это вообще никак в деньгах не измерить, это запредельные переживания, это возможно самый ценный опыт в моей жизни”

“Угу, хорошо. Вернемся к вопросу - почему как благодарность за самый ценный опыт твоей жизни ты хочешь предложить какие-то жалкие сто баксов? Неужели ты не видишь здесь противоречия?”

 

Тогда в моей голове и случилась очередная трансформация на пути к менталитету богатого человека.

Оказывается, donation - это не “оставь, сколько не жалко”. Так воспринимают принцип добровольного пожертвования духовные халявщики. Для духовных халявщиков добровольное пожертвование - это тренажер скупости. Если нет фиксированной цены, то можно оставить самый минимум.

Тогда же я обнаружил, что возможен принципиально иной взгляд на этот инструмент. Мне открылся очень красивый принцип добровольного пожертвования, который означает:

“Мы бы не хотели ограничивать вашу щедрость какой-то суммой или лимитом.”

Для богатого менталитета, донейшн - это возможности проявить и развить свою щедрость, а не скупость. Это игра на повышение ставок, а не на понижение.

И вот по завершению того ретрита я осознал, что сейчас у меня есть возможность по достоинству оценить, что значил для меня этот опыт.

Не сколько он стоил по себестоимости в плане расходов на еду и туалетную бумагу, НО насколько он ценен был лично для меня.

В итоге, я оставил сумму в десять раз превышающую ту, что изначально планировал. Тогда для меня это была действительно значимая сумма, но я сделал это с благодарностью и радостью в сердце.

Так я понял, что донейшн - это не халява и не полу-халява.

 

Donation - это твоя возможность на свое усмотрение определить уровень энергообмена без каких-то верхних ограничителей, осознавая, что ты получаешь ровно столько, сколько отдаешь.

 

Другими словами, человек который оставил 1000 рублей, уносит с собой пользы и знаний в 50 раз больше, чем тот, кто оставил 20. Это просто закон, вы можете сами проверить в следующий раз.

Если бы в нашей стране люди бы созрели до такого глубокого понимания сути добровольного пожертвования, то абсолютно все свои мероприятия, курсы, семинары и программы я бы проводил исключительно за donation - не ограничивая щедрость людей.

Но пока, к моему сожалению, для большинства - donation это халява.

Обрати внимание, у людей, стремящихся к халяве, нет благополучия в жизни. Его и не может быть, ведь они нарушают фундаментальный закон вселенной - энергобаланс и равноценный обмен.

Халявщики обесценивают ценности, созданные трудом других людей.

А как известно, по закону кармы, все возвращается - обесценивание других приводит к обесцениванию тебя - почему-то твой труд тоже никто не ценит, почему-то в жизни нет удачи, нет денег, нет благополучия.

А причина - глубинная. Можно ее раскопать и изменить свое отношение к жизни, а можно свалиться в типичную потребительскую позицию “мне все должны” - и это спираль, ведущая вниз.

Ну и напоследок пятый признак: высокомерие

Чем духовный халявщик отличается от обычного халявщика?

И вообще, почему я пишу именно “духовный халявщик”, а не просто халявщик?

Как ты уже, наверное, догадался, я не считаю “духовного халявщика” человеком действительно духовно развитым и зрелым. Скорей наоборот.

Обычный халявщик, как правило, все же осознает, что он халявщик и потребитель и ему от этого хоть капельку, но стыдно.

Ловушка “духовного” халявщика гораздо опасней, потому что человек этого даже не осознает - он начитался эзотерической мути и свое потребительское мировоззрение не только не считает чем-то постыдным, но наоборот считает себя человеком высокодуховным, возможно, даже святым.

Такие люди настолько повысили уровень своих вибраций, что уже парят над нашей грешной землей и им оскорбительна сама идея, что надо работать, надо трудиться, надо зарабатывать и что-то делать своими руками и головой.

Фу, какая пошлость.

  • “Это же сплошная коммерция! Как можно приравнять материальное к духовному?”
  • “В какой сутре сказано, что знания стоят денег? Энергия же бесплатна!”

Главная опасность ловушки “духовный халявщик” в том, что человек даже не замечает, что с ними что-то не так.

Из своих эзотерических книжек он выборочно повыдергивал вырванные из контекста афоризмы, подтверждающие его правоту. Его окружают такие же “высокодуховные” халявщики, которые также считают, что весь мир им что-то должен, ведь они с утра до вечера заняты самой ответственной работой - повышением вибраций Вселенной, общением с существами высших планов, ченнелингом и чем там еще?

Как вытравить из себя “духовного халявщика”?

Во-первых, перестать обесценивать труд других людей.

Самое эффективное средство - попробовать самому что-то создать. Хоть что-то. Создать руками или головой. Создать компанию, построить дом, создать сайт, написать пост, написать книгу, снять ролик, да даже починить розетку - и довести начатое до конца!

Любое созидательное усилие учит простой истине: везде нужно вкладывать свое время, энергию и труд. Просто так ничего не дается.

И как следствие, приходит глубокое осознание: а ведь за всем, что тебя окружает, за каждой вещью, за каждой книгой, за каждым проектом стоит чей-то труд. Ты перестаешь воспринимать все вокруг как данность.

Ты начинаешь задумываться.

Вот ты сам что-то делаешь и хотел бы, чтобы другие люди это ценили, чтобы твой труд уважали, а не обесценивали.

Рано или поздно ты неминуемо приходишь к осознанию, что по закону кармы есть только единственное решение этой ситуации:

Сначала ты сам должен начать ценить труд других людей и не воспринимать его как должное. Оказывается, что тебе никто и ничего не должен.

Так постепенно ты вычищаешь из своего сознания вирус “духовного халявщика”.

Ты уважаешь труд и время других людей, другие люди ценят и уважают твой труд.

Вот теперь все приходит к балансу.

Второе. Учиться отдавать и созидать, а не только брать и потреблять.

Вживить в свою голову странную на первый взгляд идею, что халява - это не всегда хорошо.

Энергообмен все равно будет происходить, так уж устроена Вселенная.

Каждый раз когда ты что-то берешь на халяву, ты просто не осознаешь, чем ты будешь расплачиваться. А расплачиваешься всегда, это неминуемо.

Зрелый и духовно-развитый человек не стремится к халяве. Он понимает и уважает принцип энергообмена.

Он осознает, что по законам кармы, чтобы что-то получить, надо сначала что-то отдать. Он стремится больше отдавать и больше созидать. И как следствие, все больше благополучия приходит в его жизнь.

Теперь и отношение к добровольному пожертвованию совсем уже другое - речь здесь не о халяве, а о возможности проявить и развить свою щедрость.

Осознавать и применять на практике в своей жизни эти принципы - это и есть зрелая духовность.

Игорь Будников. http://welcomebackhome.ru/article/id/382/it/jestkii-razbor-mentalitet?fbclid=IwAR0fF7NHCnAMwRcFurpHmIRRzdDSkcVKEcDFurOERj0J9AWFgE-ki4LfSwU

 


Советуем посмотреть

Что такое бандхи и зачем они нужны

Слово бандха  означает «плотно удерживать» или «сжимать», и это точное описание физического действия, необходимого для выполнения этих практик. Специфические части тела мягко, но мощно напрягаются и удерживаются в этом состоянии. Это имеет огромные последствия. Прежде всего, это позволяет контролировать все разнообразные части физического тела. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Физическое сокращение или напряжение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на праническое тело. Происходит перенаправление потоков праны, что непосредственно воздействует на ум. Все тело и ум приходят в состояние покоя и делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания. 

Нужны ли пропсы для занятий йогой, или что делать, если не получается асана...

Как начать заниматься йогой людям в возрасте, с лишним весом или с ограниченной гибкостью, и при этом получать удовольствие, а главное пользу от занятий, начиная с первого дня? Ответ прост. Не старайтесь сразу сделать асану так, как нарисовано на картинке или так, как делает ее Ваш инструктор. Примите возможное для вас в настоящий момент положение,  наиболее близкое к идеальному и полностью расслабьтесь. В этом Вам окажут незаменимую помощь йога-пропсы. независимо от Вашего возраста, комплекции и гибкости вы можете прямо сегодня начать заниматься йогой и получать от этого пользу!

Буддийское самадхи Йога-сутр

Сутра семнадцатая первой части (самадхипада) Йога-сутр Патанджали гласит:  "vitarkavichArAnandAsmitArUpAnugamAt.h sampraj~nAtaH" . Обычно это переводят, приблизительно, как «за такими формами, как витарка, вичара, ананда, асмита следует сампраджнята (самадхи)».