Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Механизм блокировки чувств

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Строение человека > ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО > Механизм блокировки чувств

alt=

Если в детстве ребенку пришлось туго, и по каким-то причинам рядом не оказалось человека, который бы помог пережить эти трудности, разделив чувства и эмоции ребенка, объяснив происходящее и дав свою защиту и утешение, - ребенок вынужден блокировать в себе те чувства, пережить которые пока не имеет ресурсов. Блокировать переживание чувств совсем несложно, каждый из нас это когда-либо делал: достаточно напрячь те мышцы, которые связаны с их выражением. Так образуются телесные зажимы.

Механизм блокирования чувств

Всем известно, что горе выражается слезами. Также всем известно, что нужно сделать, чтобы не заплакать: нужно сжать зубы покрепче, напрячь мышцы вокруг глаз, и дышать как можно менее глубоко. Чем поверхностнее дыхание – тем слабее доступ к любым чувствам вообще; полная остановка дыхания, очевидно, приведет к тому, что человек вскоре уже ничего не будет чувствовать. Ибо совсем ничего не чувствуют только мертвые. Тем не менее, столкновение с непереносимыми чувствами нередко вызывает затруднения, а то и ощутимую по времени остановку дыхания: об этом так и говорят: «перехватило дыхание от отчаяния/испуга/ужаса/и т.п.»

Вообще-то подобное напряжение призвано предохранить человека от эмоций и чувств, которые он (по каким-то причинам и часто бессознательно) считает для себя непереносимыми или недозволенными. Эти чувства часто остаются неназванными и неузнанными, и, разумеется, всегда - непережитыми, отчего как будто консервируются в теле. Но и это ещё не всё: те области тела, которые оказались напряжены для того, чтобы не дать чувствам вырваться на волю, тоже лишаются тонкой чувствительности, становятся неспособны переживать удовольствие.

Механизм этого прост. Попробуйте сжать руку в кулак и проведите им по другой руке. Обратите внимание на ощущения в сжатой руке, опишите их для себя и запомните. Было ли в этом какое-нибудь удовольствие? А теперь разожмите кулак, расслабьте руку, сделайте её мягкой – и проведите ею по тому же месту. Сравните ощущения. В каком случае удовольствия больше?

Возникновение телесных блоков (зажимов)

Если взрослый человек блокирует переживание чувств единожды – то, вероятно, это не оставит никакого следа на его внешности. Психика человека способна к самовосстановлению, и даже если сознательно он ничего не будет делать для переживания заблокированного чувства – есть ещё сны, они помогают переработке дневных впечатлений. Но если делать такое с самого детства, раз за разом, если какое-то из напряжений оказывается привычным для психики… тогда во взрослом возрасте его можно будет увидеть буквально невооруженным взглядом. Привычно напряженные желваки на скулах – это цена за то, что «мальчики не плачут». Привычно напряженные плечи, втянутая в них шея - это попытка скрыть от себя самого и не чувствовать свой страх. Напряженный живот и заблокированные бедра – плата за возможность не чувствовать сексуальное возбуждение. Ну и так далее.

Чаще всего подобные телесные блоки возникают ещё в детстве, когда сознательные возможности переживания чувств ребенком ещё слабы: когда родители не пришли на помощь, а сам справиться не можешь, «законсервировать» опасное чувство до лучших времен выглядит весьма разумной стратегией. Правда, это сказывается на развитии тела, возникает так называемый «мышечный панцирь», который привычно защищает от определенных чувств, ну да тут о выживании речь: лучше в панцире, но живым.

К счастью, в отличие от типа телосложения, который изменить невозможно (да и не нужно, это же ваши сильные качества! ими нужно пользоваться и гордиться) – от этого мышечного панциря можно избавиться, вернуть чувствительность собственному телу. Эта дорога не всегда проста, но её осилит идущий.

Изучаем собственное тело

Это упражнение лучше всего делать, например, в душе, где вы могли бы исследовать всё своё тело без помех. Включите тёплую приятную воду, и, направляя её на разные участки своего тела, исследуйте всё богатство их ощущений. Делая это, можно доброжелательно поговорить с исследуемым участком: «Я рада тебе, моя правая лопатка, привет!» - не столь важно, что конкретно вы скажете, сколько намерение. Нужно обеспечить благожелательность самоисследования, чтобы оно проходило в атмосфере доброжелательного внимания, а не злобной инспекторской проверки.

Замечайте всё, что происходит при исследовании какого-либо участка: есть ли в нем чувствительность вообще? Вы заметите, что на разных участках чувствительность разная: где-то чувствуется каждая капелька воды, а где-то только общее давление или вообще ничего не чувствуется. Замечайте, что и как конкретно ощущается: только струи душа, или, может быть – внутренняя боль, напряжение? Как прогрессируют ощущения? Возможно, возникает желание сделать какое-либо движение? Какие эмоции вы испытываете, исследуя разные участки? Где-то будет чистая незамутненная радость узнавания своего тела, а где-то вы можете почувствовать раздражение, печаль или даже страх. Возможно, при исследовании каких-то участков всплывут воспоминания, придут на ум какие-либо образы – всё это (ощущения, движения, эмоции и воспоминания/образы) нужно обязательно записать по выходу из душа, создать карту своего тела.

Это исследование желательно повторить несколько раз, - точная карта привычных напряжений тела пригодится вам, когда от релаксации и других занятий, направленных на приобретение ресурса, мы перейдём к исследованию вопроса, куда же этот ресурс девается.


Советуем посмотреть

Основы Аюрведы

Первооснова Аюрведы – это учение о типах человеческой конституции. Основных типов (дош) всего три. Это Вата, Питта и Капха. При этом понятие Доша более глубокое, чем просто анатомическая конституция человеческого тела. В нем учитываются скорость обменных процессов, физическая и психическая подвижность, характер и темперамент человека.

Дева Премал. Дакшина

Альбом Дэвы Премал - Dakshina, пожалуй, единственный в своем роде сборник, где соединились лучшие образцы мирового духовного пения в ультра-современном звучании в исполнении европейской певицы. Альбом содержит 8 композиций, каждая из которых может быть названа уникальным произведением искусства. Особой красотой отличаются аранжировки песен, где редкие экзотические инструменты, такие как табла, уду, бансури, сочетаются с более традиционными гитарой, флейтами и клавишами. Изумительный вокал Дэвы Премал и загадочное звучание мантр на санскрите создают атмосферу возвышенной радости и глубокого расслабления, оказывая очищающее и вдохновляющее воздействие на слушающего.