Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Левитация

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Сверхъестественное и опыт > Левитация

В индийских Ведах, что в буквальном переводе с санскрита означает "знание", содержится практическое руководство по левитации, своеобразное ноу-хау, которое описывает, как привести себя в такое состояние, чтобы оторваться от земли. Но за прошедшие века значение многих древнеиндийских слов и понятий оказалось утраченным, поэтому перевести эту бесценную инструкцию на современный язык невозможно.

Что же касается древних левитантов, то, согласно дошедшим до нас свидетельствам, они поднимались в воздух на два локтя от земли - около 90 сантиметров. Причем делали это вовсе не для того, чтобы поразить кого-то такими чудесами, а просто потому, что "парящее" положение более удобно для исполнения религиозных обрядов.

аряду с Индией левитация в древности практиковалась также в Тибете. Буддистские тексты повествуют о том, что после того, как в 527 году нашей эры в тибетский монастырь Шаолинь пришел индийский основоположник дзэн-буддизма Бодхид-харма, он научил монахов управлять энергией тела - непременному условию для полетов.

Пользовались левитацией и сам Будда, и его наставник маг Саммат, которые могли часами оставаться висящими в воздухе.
Характерно, что и в Индии, и в Тибете искусство левитации сохранилось до наших дней. Многие исследователи-востоковеды описывают также феномен "летающих лам". Например, британская путешественница Александра Давид-Неель своими глазами наблюдала, как на высокогорном плато Чанг-Танга один из буддистских монахов, сидя неподвижно с подогнутыми под себя ногами, пролетал десятки метров, касался земли и вновь взмывал в воздух, словно отскакивающий после сильного броска мячик. Причем его взгляд был устремлен вдаль - на "путеводную звезду", видимую в свете дня только ему одному.

Левитация

Левитация была издавна известна не только на Востоке, но и в Европе. Причем у средневековых европейских левитантов есть одна характерная особенность. В отличие от восточных брахманов, йогов, лам никто из них специально не стремился овладеть искусством левитации и не готовился к полетам. Обычно они взмывали в воздух, будучи в состоянии восторженного религиозного экстаза и даже не думая об этом.

Если обратиться к достоверным фактам, то в числе первых официально зафиксированных левитантов следует назвать святую Терезу, монахиню-кармелитку, свидетелями полетов которой были 230 католических священников.

О своем необычном "даре", как считала сама святая, она рассказала в автобиографии, датированной 1565 годом.
"Вознесение приходит как удар - неожиданный и резкий, - пишет она, - и, прежде чем ты можешь собраться с мыслями или прийти в себя, тебе кажется, будто облако уносит тебя в небеса или могучий орел на своих крыльях... Я вполне осознавала себя, чтобы видеть, что нахожусь в воздухе... Должна сказать, что, когда вознесение оканчивалось, я ощущала необыкновенную легкость во всем теле, словно я совсем невесомая".
И вот что любопытно: сама святая Тереза не хотела летать! Долгое время монахиня-левитантка отчаянно молилась, чтобы Господь избавил ее от этого знака своей милости. В конце концов молитвы кармелитки были услышаны: полеты Терезы прекратились.
Самым известным "летающим человеком" является Иосиф Деза (1603-1663), прозванный Купертинским по названию его родной деревни в Южной Италии. Он с детства отличался необычайной набожностью и всячески истязал себя, чтобы испытать состояние религиозного экстаза. А после того, как был принят в орден францисканцев, стал действительно впадать в экстаз. Однако дело осложнялось тем, что в таких случаях он взмывал в воздух.
Однажды это произошло перед глазами самого главы Католической церкви. Иосиф приехал в Рим, где ему устроили аудиенцию у Папы Урбана VIII. Впервые лицезрев его святейшество, он пришел в столь восторженное состояние, что поднялся в воздух и парил до тех пор, пока присутствовавший при этом глава ордена францисканцев не привел Иосифа в чувство. Более ста случаев левитации Иосифа наблюдали тогдашние ученые, оставившие на сей счет официальные свидетельства. Поскольку эти полеты смущали верующих, в 1653 году ему приказали удалиться из Ассизи в отдаленный монастырь. Однако уже через три месяца его перевели в другую обитель, затем в третью, четвертую - где бы он ни оказывался, новость о приезде "чудотворца" распространялась по всей округе, и к обители стекались толпы людей. Наконец Иосифа перевели в монастырь в Озимо, где летом 1663 года он тяжело заболел, а 18 сентября того же года умер, и через четыре года был канонизирован.
Всего же, как свидетельствуют церковные записи, количество людей, демонстрировавших на глазах верующих явление левитации, приближается к трем сотням. Из русских левитантов можно назвать Серафима Саровского, архиепископа Новгорода и Пскова Иоанна. А московские летописи повествуют о Василии Блаженном, который не раз на глазах у толпы переносился неведомой силой через Москву-реку.
Причем в число официально признанных церковью левитантов не входят ведьмы. Сколько их сожгла на костре святая инквизиция, не поддается учету. В эпоху Средневековья подозреваемых в связи с дьяволом и колдовстве подвергали испытаниям водой или весами. Обвиняемых связывали и бросали в водоем. Если они не тонули, вина считалась доказанной, и их ждал костер. То же самое происходило, если человек весил меньше определенной нормы.
Наиболее известным летающим человеком XIX века был Дэниел Дуглас Хьюм. Редактор одной американской газеты так описывает его первый знаменитый полет: "Хьюм вдруг стал отрываться от пола, что явилось полной неожиданностью для всей компании. Я взял его за руку и видел его ноги - он парил в воздухе в футе от земли. Борьба самых разных чувств - попеременные всплески то страха, то восторга заставили Хьюма содрогнуться с ног до головы, причем было видно, что он потерял дар речи в этот момент. Через какое-то время опустился, потом снова взмыл над полом. В третий раз Хьюм поднялся к самому потолку и слегка коснулся его руками и ногами".

ЛевитацияПозже Хьюм научился левитировать по собственному желанию. В течение сорока лет он демонстрировал свое уникальное искусство перед тысячами зрителей, в числе которых были многие тогдашние знаменитости: писатели Теккерей и Марк Твен, император Наполеон III, известные политические деятели, медики и ученые. И ни разу не был уличен в мошенничестве.
Сам Хьюм так описывал свое состояние во время левитации: "Я не чувствовал никаких рук, поддерживающих меня, и, начиная с самого первого раза, не испытывал страха... Обычно я поднимался вертикально; часто мои руки вытягивались над головой и делались негнущимися, как палки, когда я ощущал неведомую силу, которая медленно возносила меня над полом".
Впрочем, Дэниел Дуглас Хьюм - далеко не единственный, кто ставил в тупик ученых. Так, в 1934 году англичанин Морис Вильсон, много лет тренировавшийся в искусстве левитации по методике йогов, решил огромными прыжками, взлетая над землей, покорить вершину Эверест. Его замерзшее тело обнаружили в горах на следующий год. До вершины Вильсон не "долетел" совсем немного. Но то, что он смог преодолеть труднейший маршрут без специального альпинистского снаряжения, говорит в пользу левитации.

Несмотря на многочисленные случаи левитации, она воспринимается как чудо или в лучшем случае как загадочный феномен, граничащий с фантастикой и противоречащий научным законам. И эта оценка не изменится до тех пор, пока не будет найден ответ на главный вопрос: какова природа той силы, которая поднимает человека в воздух? Возникает ли она в самом организме за счет мобилизации каких-то внутренних резервов, его неизвестных, скрытых возможностей, либо ее источник находится вне человека и он лишь "подключается" к нему? Суждения о физической природе левитации весьма противоречивы. Ряд исследователей полагает, что левитация возникает в результате появления биогравитационного поля, которое создается особой психической энергией, излучаемой мозгом человека. Данную гипотезу, в частности, поддерживает доктор биологических наук Александр Дубров. При этом он подчеркивает, что такое биогравитационное поле рождается благодаря сознательным усилиям левитанта, и поэтому он способен управлять им, а следовательно, менять направление полета.

КОММЕНТАРИЙ СКЕПТИКА - Может, они и летают. Но мы этого никогда не увидим

Лидер команды Russian Adventure & Travel Team, организатор экспедиций в самые отдаленные и загадочные уголки Тибета, член Русского географического общества Александр СЕЛЬВАЧЕВ:

- Сразу скажу, что я не являюсь упертым скептиком в вопросе о левитации. Более того, один из участков нашей транстибетской экспедиции 2006 года был намеренно проложен через отдаленный район Тибета, где, судя по дошедшей до нас информации, зарождалась школа левитации. Однако до сих пор я не встречал ни одного левитирующего человека и не думаю, что когда-нибудь встречу.

Буддийский тантрический канон говорит, что левитировать сможет лишь человек, находящийся на очень высокой ступени духовного развития. На этой ступени человек уже шагнул за грань собственного Я и ставит своей целью благо для всех живых существ. Ему уже совершенно чужды балаганные фокусы, и он не станет лететь по воздуху, чтобы выиграть время. Время вообще мало ценится и в Тибете, и в Индии - ведь благодаря перерождениям впереди бесконечное количество следующих жизней. Один из многочисленных парадоксов местных религий (конечно, это парадоксы только для рационального западного ума) заключается в том, что, когда человек становится способным летать, это умение для него становится бесполезным.

К слову сказать, почти вся информация о левитирующих почерпнута именно из тибетских, а не из индийских рукописей разного возраста. Но тибетские рукописи - это еще один парадокс. Не стоит читать их буквально. Тибетский ум устроен несколько отлично от ума западного. Ему свойственно отождествлять совершенно внешне не похожие друг на друга объекты. Например, Кайлас - та же небесная гора Меру, Далай-лама - то же тысячерукое божество милосердия Авалокитешвара, а вновь построенный монастырь - тот же дворец святого Миларепы. При этом свойства и возможности у них также подразумеваются одинаковыми. Поэтому, когда вы прочитаете, что давным-давно у Далай-ламы было двенадцать голов, но одна из них взорвалась от тяжких мыслей о страданиях живых существ, не ищите на фотографиях Его Святейшества остальные одиннадцать.

Так что, если вы попадете в Тибет или Индию, вам не встретить там летающего ламу - это можно сказать определенно. А существуют они или нет, возможно, когда-нибудь мы это узнаем.


Советуем посмотреть

Комплекс 11

  1. Полное дыхание йогов стоя
  2. Пранаяма № 7
  3. Уджайи, первая разновидность
  4. Уджайи, вторая разновидность
  5. Анулома  Вилома
  6. Сукх Пурак
  7. Падахастасана
  8. Уштрасана
  9. Ардха Матсиендрасана
  10. Пранаяма № 6, большая разновидность
  11. Пранаяма № 6, малая разновидность
  12. Сиршасана
  13. Матсиасана, разновидности первая и вторая
  14. Уддияна Бандха
  15. Уддияна Бандха Крийя
  16. Наули
  17. Майюрасана
  18. Халасана
  19. Чакрасана ("мостик
  20. Созерцание
  21. Шавасана

Подготовительные комплексы для начинающих

Представленные здесь простые комплексы помогут новичкам обрести необходимую для занятий йогой физическую форму.

Бог ШИВА.

Шива — в индуистской мифологии верховное божество наряду с Брахмой и Вишну. В отличие от Брахмы, бога-творца, и Вишну, бога-охранителя,  Шива почитается в основном как бог-разрушитель. Он разрушает иллюзии, приковывающие людей к Изменчивым явлениям жизни. В образе этого бога сливаются нередко противоположные свойства: грозный, яростный Бхайрава, и милостивый, прощающий Шанкара