Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Кумбхака или смерть

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Литература > Статьи > Кумбхака или смерть

Кумбхака или смерть

КУМБХАКА ИЛИ СМЕРТЬ?

Автор: Сати МатаДжи

Что такое смерть? Это полное отсутствие дыхания. Именно во время физической гибели тела, мы делаем наш последний выдох и… вечную задержку дыхания.

Но что происходит с нами, когда мы делаем эту задержку дыхания осознанно? В йоге это называется Самадхи или единение с Господом. 

Пайлот Баба говорит: «Самадхи означает достижение завершённости».
По большому счету все йогические техники, все асаны, пранаямы и крии, мы делаем для того, чтобы научиться управлять своим умом и «уговорить» его сделать «великую задержку дыхания», которая приведет к реализации.
Одной из техник, ведущих к Самадхи – считается кумбхака или задержка дыхания.

В «Хатха йога прадипика» сказано: «Посредством практики различных кумбхак достигаются удивительные качества. Тот, кто является знатоком, практикует различные кумбхаки, чтобы добиться в них совершенства»
Безусловно, осознанность, которой учит Пайлот Баба – это самый верный способ к реализации, но, живущим в социуме людям, тяжело стать адептом в этой практике, посему приходится с чего-то начинать.

Мы начнем с понимания, что же такое кумбхака.

Во-первых, это наиболее важный аспект пранаямы.
Во-вторых, так как кумбхака воздействует главным образом на мозговой центр и развивает его, стимулируя все нервные окончания, она является одной из основных техник, ведущих к очищению ума.
Способов выполнения кумбхаки существует несколько: бахиранга кумбхака, антаранга кумбхака и кевала кумбхака. Все они отличаются друг от друга.

Бахиранга кумбхака – это внешняя задержка дыхания или задержка на вдохе.

Антаранга кумбхака – это внутренняя задержка или задержка на выдохе. Эти кумбхаки выполняются сознательно управляя дыханием.

Кевала кумбхака в отличие от предыдущих двух выполняется самопроизвольно посредством практики пранаямы и различных крий. Т.е. она как бы «наступает сама».
Подобное действие вы можете ощутить после практики, когда остановка дыхания происходит автоматически.
>Постарайтесь увеличивать задержку дыхания на более длительное время от раза к разу, доводя его до 3 минут и более.

Практический совет: во время выполнения кумбхаки, если вы не делаете бандхи, старайтесь подтягивать мышцы живота. Таким образом, вы стимулируете направление апаны вверх.
И помните, эффект от задержки зависит от ее длительности.

Одной из особенностей кумбхаки, является то, что во время задержки дыхания, практикующий, находясь в осознанном состоянии, может направлять свою энергию в любое место.

Существует два вида кумбхаки: первый тип – это внешнее или легочное дыхание, второй – внутреннее или клеточное дыхание.

Первое обеспечивает работу нервной и мускульной системы и бывает с пустыми легкими (на выдохе: речака) и с полными легкими (на вдохе: пурака). Второе включает в работу все клетки организма, снабжая их кислородом.

Я была удивлена, что Сатьянанда Сарасвати в своих комментариях «Хатха йоги Прадипика», в одной из глав ссылается на книгу Андрэ Ван Лисбета «Пранаяма. Путь к тайнам йоги». Европеец, раскрывший секреты йогических техник уважаем среди индийских йогов? И действительно, Ван Лисбету удалось объяснить с практической и научной точки зрения влияние пранаямы на наш организм.
Хотелось бы верить, что он практик, а не теоретик, и именно поэтому ему удалось совместить теоретические знания о пранаяме и подобрать к ним практические комментарии, которые к тому же позволяют уму европейца ощутить себя еще более умным.
Ван Лисбет в свою очередь в своей книге ссылается на «Хатха-йога Прадипика»: “Адепт должен заниматься Кумбхакой до тех пор, пока не почувствует, что прана наполняет его от головы до кончиков пальцев. Только тогда он должен медленно выдохнуть через правую ноздрю”. – Далее он «комментирует» прочитанное: «Очень хорошо сделать подряд 5-6 упражнений пранаямы (например, бхастрики – примечание автора) с задержкой дыхания; затем отдохнуть какое-то время и повторить эту серию заново.
Вы удивитесь, когда заметите, что в течение второй серии задерживать дыхание стало намного легче. Кумбхака хорошо стимулирует работу селезенки, которая выбрасывает в кровеносный поток большее количество красных телец. После нескольких вдохов эта кровь, насыщенная гемоглобином, позволяет делать более длительные задержки дыхания. Не пытайтесь заниматься с секундомером. Это слишком модернизированный прибор, который используют на западе. Но для йоги он совершенно не применим. Он сбивает адепта, и в некоторых случаях заставляет переходить дозволенные организмом грани выносливости».

По большому счету, кумбхака – это и есть древний секрет молодости, благодаря которому йогам удается сохранять и молодость своего тела и доводить продолжительность своей жизни до 400-700 лет. Это происходит за счет стимуляции клеточного дыхания во время кумбхаки. Также активизация работы клеток приводит к ускорению всех биологических процессов.
Кумбхака помогает усвоению кислорода и выделению избытка углекислого газа из организма, меняет циркуляцию крови, обеспечивает правильный обмен веществ, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, в особенности на дыхательный центр, расположенный вверху спинного мозга.

Безусловно, существуют и противопоказания. Не стоит практиковать длительные задержки дыхания людям с больным сердцем, с повышенным давлением, с глаукомой.

А напоследок еще одна выдержка из книги Ван Лисбета, занимающая целую страницу. Советую к советам отнестись серьезно!

Итак,

«Задержка дыхания увеличивает жизнеспособность клеток, стимулирует пранические обменные процессы во всем теле и способствует увеличению вырабатываемой организмом биоэнергии. Кроме того, подобная практика положительно влияет на нервную систему в целом. Вы несомненно сможете убедиться в правдивости моих слов, но при условии соблюдения некоторых правил:
1. Чтобы сделать достаточно гибким позвоночный столб, регулярно практикуйте классические асаны. Совсем не случайно в старинных трактатах (в частности, в Аштанга-Йоге Патанджали) асаны описаны как фаза, предшествующая Пранаяме. Асаны активизируют циркуляцию крови, открывают капилляры и дают возможность освобожденной во время задержек дыхания пране равномерно распределиться по всему организму. Длительные упражнения по задержке дыхания могут спровоцировать пранические расстройства, если человек, их практикующий, не был достаточно подготовлен при помощи асан (к примеру, – с недостаточно гибким позвоночником).
Задержку дыхания на сорок секунд и более настоятельно рекомендуется выполнять только после серии асан.
2. Во время практики пранаямы с Кумбхакой необходимо, чтобы позвоночный столб все время оставался максимально прямым. Для этого необходимо слегка наклонить корпус вперед. При этом вы не должны ощущать никакого напряжения в мышцах, а тем более их растягивать.
3. Во время задержки дыхания выполняется Мула-бандха, которая состоит в последовательном расслаблении и напряжении анального сфинктера, что положительно влияет на перистальтику.
4. Упражнения необходимо выполнять натощак. Если в дыхательные упражнения не входят задержки дыхания, они могут выполняться в любое время, но к пранаяме с Кумбхакой это не относится.

При определении промежутка времени между последним приемом пищи и тренировкой необходимо учесть ваши индивидуальные особенности, а также обратить внимание на то, какую пищу вы ели. У одних людей пищеварительный процесс очень медленный, у других пища переваривается быстро.
В зависимости от этого время между приемом пищи и занятиями может варьироваться от полутора до пяти часов. Если же пранаяма практикуется после серии асан, – все нормально, потому, что необходимым условием для ее выполнения является пустой желудок. Но в любом случае не ‘ стоит бояться серьезных осложнений, кроме разве что кратковременного расстройства желудочно-кишечного тракта.
5. Прогрессивная тренировка. К этому пункту необходимо отнестись с особенным вниманием потому, что кажущаяся легкость практик задержки дыхания может привлечь людей совершенно не подготовленных. Чувство эйфории, которое появляется во время практики, натолкнет их на мысль увеличить длительность и частоту задержек дыхания, что может привести к повышению температуры.

Приведу яркий пример; один молодой человек имел врожденные проблемы с позвоночником, которые мешали ему полноценно выполнять асаны. Однако, юноша был сильно увлечен йогой. Он ежедневно занимался медитацией и умственной концентрацией. Прочитав описания практик пранаямы, молодой человек начал заниматься с первого же дня недопустимо много, испытывая при этом “необыкновенную легкость”. На следующий день наш герой позвонил мне и сообщил, что у него температура поднялась до 39°. Он просил совета, даже не представляя, что причина его болезни – неправильно выполненные упражнения пранаямы. Физическое состояние его позвоночного столба повлекло за собой неправильное распределение энергии, что и вызвало повышение температуры.
Если во время тренировки вам становится жарко, не паникуйте, – это совершенно нормально. Но подобное состояние не должно быть слишком продолжительным и не должно сохраняться после окончания ваших занятий. А небольшое повышение температуры не причинит вам вреда. Я встречал людей, которые после подобных ощущений вообще отказывались от упражнений по задержке дыхания, но считаю такие действия совершенно необоснованными. Потренировавшись какое-то время, вы согласитесь со мной.

6. Есть ли ошибка, которую совершают почти все начинающие? Такая ошибка есть, – это попытка набрать как можно больше воздуха в легкие. Считается, что такая процедура сделает задержку дыхания более продолжительной. Это стандартное заблуждение. Последний вдох не влияет на длительность задержки. Количество кислорода в легких очень невелико по сравнению с количеством этого вещества, поступающего в кровь. Насыщение крови кислородом зависит в основном от предыдущих вдохов. Поэтому, перед тем как задержать дыхание, необходимо выполнить серию медленных и глубоких вдохов, чтобы “проветрить” легкие, рекомендуются Капалабхати и Бхастрика ( см. гл. 25 и гл. 27). Подобные упражнения провоцируют активный выброс С02, и поэтому, после выполнения задержки, необходимо их повторить, чтобы количество СОз вернулось на прежний уровень. Ошибочно считать, что С02 вреден; какое-то его количество необходимо организму, так как это один из базовых химических элементов в составе крови. Чтобы задержка дыхания выполнялась корректно, необходимо сперва сделать серию глубоких вдохов, – не менее пяти (причем, последний ничем не должен отличаться от предыдущих). Затем задержать дыхание, но не резко. Во время задержки, как и во время выполнения глубоких вдохов, нужно сконцентрироваться на том, что происходит в вашем теле, особенно в области грудной клетки, и прислушиваться к биению сердца.

7. Во время задержки дыхания все процессы, происходящие в организме, как бы усиливаются ( во всяком случае, у вас может возникнуть такое ощущение); уже через несколько секунд частота ударов сердца сократится, но они будут более сильными. Кровообращение будет похоже на пульсацию, сотрясающую вашу грудную клетку. Если все это происходит, значит вы на правильном пути, то есть ваш организм реагирует нормально. Через какое-то время (а оно может быть различным в зависимости от возможностей каждого практикующего) организм потребует воздуха, и, если вы новичок, то не следует сопротивляться этому желанию. Старайтесь только, чтобы выдох был спокойнее. Некоторые мастера советуют сделать неглубокий дополнительный вдох непосредственно перед выдохом.

8. Выдох должен быть медленный и полный. Вы как бы выталкиваете остатки воздуха при помощи межреберных , мышц и мышц брюшного пресса. После выдоха задержите дыхание на несколько секунд, чтобы вдох осуществился o автоматически. Избегайте грубых или резких движений. Если вы не в состоянии контролировать выдох, значит, вы переусердствовали. Это происходит, когда задержка дыхания длится очень долго и организм требует быстрого опустошения и наполнения легких свежей порцией воздуха.

Необходимо: контролировать все фазы дыхания: вдох и выдох. Если после длительной задержки дыхания вы вынуждены сделать резкий выдох и затем такой-же вдох, – не волнуйтесь, никаких последствий это за собой не повлечет. Просто вы должны сократить продолжительность Кумбхаки, а со временем опять ее увеличить.

Практикуя задержку дыхания, вы можете почувствовать усталость (но не изнеможение); у вас также может выступить пот. В этот момент в организме происходит нечто особенное…»

На этом цитировать Ван Лисбета я заканчиваю. Так как ощущение этого особенного может прийти именно к вам!

Как говорит Пайлот Баба: «Никто не сможет поведать вам реальность – вы должны пере жить ее сами!»

Так вперед же!

ОМ!

Источник 


Советуем посмотреть

Нираламба Сарвангасана

Выполнение вариаций Сарвангасаны стимулирует работу всего тела, что происходит за счет усиления циркуляции крови и избавления от токсинов. Сарвангасана по своему воздействию аналогична тонизирующим препаратам. Она идеально восстанавливает силы после болезни.

Сурья Намаскар

Упражнения Комплекса «Сурья Намаскар»

  1. Пранамасана (поза молящегося, намастэ стоя).
  2. Хаста Уттанасана (наклон назад).
  3. Уттанасана (наклон головы к ногам)
  4. Ашва Санчаланасана (Конная поза)
  5. Парватасана (поза Горы), или Адхо мукха шванасана (Поза собаки мордой внизу.
  6. Аштанга Намаскара (поклонение 8-ю частями тела)
  7. Поза собаки мордой вверх (Урдхва мукха шванасана).
  8. Парватасана.
  9. Ашва Санчаланасана.
  10. Уттанасана.
  11. Хаста Уттанасана.
  12. Пранамасана.

Тантра Махамудры

Тантра и МахамудраТантра очень популярна, но мало кто понимает ее настоящее значение. Некоторые люди отрицают существование тантрических наставлений Будды, в то время как другие злоупотребляют ими ради достижения мирских удовольствий. Кроме того, существуют люди, заблуждающиеся относительно союза Сутры и Тантры, ошибочно полагая, что эти два учения противоречат друг другу. В «Краткой Коренной Тантре Херуки» Будда говорит:

 Вам не следует пренебрегать практикой Высшей Йога-Тантры,
 Вместо этого вам следует понять, что она имеет глубочайшее значение
 И является самой сутью Буддадхармы.

Когда мы поймем истинный смысл Тантры, у нас не будет повода использовать ее не по назначению, и мы увидим также, что нет никаких противоречий между учениями Сутры и Тантры. Практика Сутры закладывает фундамент для практики Тантры, а практика Тантры является быстрым методом достижения конечной цели, определяемой в учениях Сутры. Например, в своих наставлениях Сутры Будда призывает нас освободиться от привязанности, а в наставлениях Тантры он призывает нас трансформировать нашу привязанность в путь привязанность в путь духовного развития, являются быстрым методом освобождения от привязанности! Поэтому они представляют собой метод выполнения задач, поставленных в учении Сутры.

Как говорилось выше, всеобъемлющее сострадание, развиваемое с помощью практики учений Сутры, и мудрость Тантры Махамудры, достигаемая с помощью практики учений Тантры, подобны двум крыльям птицы. Для птицы в равной степени важны оба крыла. Точно так же, и Сутра, и Тантра в равной степени важны для тех, кто стремится к просветлению.

Тантра – это вид внутренней реализации, функцией которой является предотвращение появления обычных видéний и концепций и развитие четырех видов абсолютной чистоты. Тантрические тексты Будды тоже называют Тантрой, потому что в них изложены тантрические практики. Но Тантра, как таковая, это внутренняя реализация, которая защищает живых существ от обычных видéний и концепций, представляющих собой корень самсарического страдания. Тантра, Тайная Мантра и Ваджраяна – это синонимы. Четыре абсолютные чистоты это: чистое окружение, чистое тело, чистые наслаждения и чистые деяния Будды.