Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Йога Нидра

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Медитация | Cамадхи | Сон > СОН, ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ > Йога Нидра

alt=

Свами Сатьянанда Сарасвати о практике Йога-нидры.

Йога Нидра - это сумеречное состояние ума между бодрствованием и засыпанием. Постигая науку Йога Нидры, вы постепенно проникаете в сокровенную природу вашего сознания и освобождаетесь от многих ментальных напластований, ущемляющих ваше подлинное Я. Характерно, что в обычной обстановке бодрствования активизируется сознательный ум, но когда вы расслабляетесь, пробуждаются подсознательные и бессознательные сферы вашего ума, предоставляющие вам возможность воздействовать на корни тех болезней, комплексов и страхов, которые плодоносят в сознательном уме. Именно эти сферы вашего ума являются подлинными резервами вашей мощи. По существу, весьма простая техника Йога Нидры позволяет проникнуть в т.н. «мертвые» зоны сознания. Подсознание - прилежный и исполнительный ученик, который немедленно выполняет любые приказания. Регулярно практикуя Йога Нидру, вы научитесь управлять подсознательным умом, за которым послушно последуют и ваш сознательный, рациональный ум.

Корень созидательности.

Йога Нидра является тантрической практикой и согласно тантрическим законам должна развиваться спонтанно. Вам не следует воевать со своими привычками и комплексами и искоренять свою природу, т.к. подобные действия лишь формируют внутренний дискомфорт и враждебность. Недаром многие люди, пытающиеся скорректировать себя при помощи различных вероучений, становятся агрессивными шизофрениками... Даже современная психология уже настолько повзрослела, что внушает нам: «Если вы имеете недостатки, не выталкивайте их насильственно, ибо их не устранить ненавистью». Как же быть? Если вы хотите, чтобы дерево не плодоносило, разве достаточно отсечь его ветви? Отсеките его корень! Иными словами, чтобы устранить недостатки, необходимо приблизиться к корню ума, т.е. к подсознанию и Йога Нидра может оказать вам эту услугу. Человек слаб и потому он так цепляется за свои ветви и листья (чувства и интеллект), но как только он откроет врата, ведущие к подсознанию, доверившись Йога Нидре, он оказывается у самого порога созидательности. Недаром в индийской мифологии символом Йога Нидры является Господь Нараяна, возлежащий на океане молока. Он лежит на исполинской змее с большим количеством капюшонов, а прекрасная Лакшми массирует Его стопы, в то время как из пупка Нараяны прорастает цветок лотоса, в околоплоднике которого восседает Господь Брахма, символ подсознания. Господь Нараяна - это ваше доверие, змея - ваше одеяло, а ваш пол - это океан молока. Когда практикуете Йога Нидру, вы должны максимально расслабиться, а не заниматься концентрацией. Если вы действительно последуете за инструкциями человека, который руководит вашей Йога Нидрой, пред вами откроются врата к обновлению вашей личности, но если вы пропустите хотя бы несколько инструкций, этого не произойдет. Все, что вы должны делать - следовать за инструкцией голоса.

Состояние восприимчивости.


Повседневная жизнь притупляет восприимчивость у большинства людей, но Йога Нидра расширяет и углубляет эту восприимчивость. Подобно тому, как расплавленному железу можно придать любую форму, так и расплавленный Йога Нидрой ум можно изменить конструктивным образом, если в нем сожжены его комплексы и опасенеия. Этим и занимается Йога Нидра.?Если, например, я назову что-либо верным или неверным, вы можете согласиться со мной или нет, и это будет лишь вашим рациональным решением, не больше, ибо одно согласие еще не является волевым актом, воплощающим мое утверждение в вашу повседневную жизнь. Что же этому мешает? Существует немало причин, почему так тяжело практически осуществить наши идеи. Все высокие идеалы жизни не должны оставаться только на бумаге Священных Писаний, - они должны жить вместе с нами, если они истинны. Йога Нидра позволяет нам наконец-то прикоснуться к нашей таинственной духовной личности, которая ответственна за все, что мы думаем и делаем. Благодаря Йога Нидре мы сможем начать действовать во имя тех идеалов, в которые верим.?Однажды я встретил профессионального вора и закоренелого преступника. После продолжительной беседы с ним я, как мне казалось, убедил его в том, что воровать нехорошо. Он даже сам назвал себя грешником. И я подумал, что свершилось чудо, что я обратил его на путь истинный. Через пять лет я вернулся в его деревню и обнаружил, что он по-прежнему занимается своим ремеслом. Почему? Потому что он согласился со мной, что воровать плохо на уровне рационального ума, а не подсознания. И я решил остаться в этой деревне еще на шесть месяцев, чтобы провести в школе занятия по Йога Нидре с учителями и детьми. Интересно, что вор также посещал мои занятия и вскоре прекратил воровать. Этот пример иллюстрирует, что одного рационального убеждения мало, ибо это всего лишь один аспект сознания человека. Каждый из нас имеет свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, но далеко не все следуют этим представлениям. Необходимо развить восприимчивость ко всему, с чем мы сталкиваемся. А это возможно лишь тогда, когда устранены раздражители и ум начинает успокаиваться. Когда уравновешенный ум сталкивается с раздражителем, сознание не искажается, а направляет человека наилучшим образом. Если человек вошел в состояние восприимчивости, практикуя Йога Нидру, вы можете сказать ему о его недостатках, внушая ему положительные установки. Если его восприимчивость достигла апогея, он будет вас слушать и слушаться, потому что его рациональный ум утратил свою активность в такой же пропорциональности.??Понять человеческую природу?Прежде, чем практиковать Йога Нидру, преследуя определенную цель, постарайтесь понять природу той личности, которую вы собираетесь перевоспитывать, иначе ваша практика может вызвать в нем отвращение. Несмотря на то, что вы предлагаете человеку великие и возвышенные идеи во время сеанса Йога Нидры, человек может не последовать за ними. Бывает, что кто-то внутри нас словно восстает против установившихся правил, порядков и законов. Это происходит оттого, что идеи, застрявшие в нашем уме, противоречат нашей подлинной природе. Каждый из нас имеет свою индивидуальную самобытную природу, которую невозможно да и не нужно устранять. Йоги называют эту природу «свабхавой», т.е. врожденной натурой. Мы можем изменить привычки, религиозные пристрастия, но не человеческую природу, которая сопровождает человека через всю его жизнь, являясь основной причиной всех его достижений и ошибок. Чтобы понять эту природу, необходимо изучать спонтанное, а не рациональное поведение человека. Однако взрослые настолько перегружены различными понятиями и т.н. нормами, что их поведение редко бывает естественным и спонтанным. Иное дело дети, которые почти всегда естественны и легко входят в состояние Йога Нидры, извлекая из нее максимум пользы...

Свами Сатьянанда Сарасвати.


Советуем посмотреть

Йога "читта-вритти-ниродхах". А.Сидерский

Слово «йога» — санскритское. Прямой перевод – «узда», «упряжь», «упряжка». Существует множество других значений. Но, судя по всему, все они имеют более позднее происхождение, чем собственно факт экспериментального осознанного вычленения некими человеческими существами определенного способа достижения вполне конкретного состояния сознания. Попробуем выбрать из трех вариантов перевода наиболее адекватный. Иначе нам будет весьма сложно понять, что именно имели в виду древние. Подсказка – в определениях, данных понятию «йога» теми, кто ввел в употребление сам термин.

Шанти-мудра: пробуждение энергии

Организм человека, энергоканалы которого забиты и заблокированы, можно сравнить с топливным складом, беспорядочно заваленным ящиками и бочками с горючим, и в котором не осталось никаких проходов. В результате топливо со склада взять невозможно, и человек вынужден мерзнуть, несмотря на огромные запасы. Об энергетических каналах и активизации в них животворных токов знали еще в древнем Египте. Тот же подход развивался на Востоке – в древней Индии и Китае. Это знание было частью древней науки жестов, которая многие века хранилась в глубокой тайне.

О.Буланова. Освоение Базовых Пранаям - 2

Во второй части описываются техники базовых пранаям: Капалабхати, Бхастрика, Полное йоговское дыхание, Сурья Бхедана пранаяма, Чандра бхедана пранаяма, Нади Шодхана пранаяма, Анулома-Вилома, Уджайя, Ситали, Ситкари, Бхрамари. Дается рекомендуемая последовательность выполнения пранаям.

Учебное видео Хатха Йога с Ольгой Булановой. Пранаяма - полный учебный курс, иллюстрирующий все описанные техники.  

Джану Ширшасана - видео

Джану Ширшасана - видео

Джана Ширшасана - замечания. Если Вам трудно удерживать стопу ладонями из-за недостатка гибкости. В этом случае советуем вам воспользоваться специальным ремнем.
Джану Ширшасана учит одному из пяти принципов Ямы, описанных мудрецом Патанджали в Йога-Сутрах, - правдивости, или Сатье. Стремясь опустить голову к колену, вы должны быть честны прежде всего с самим собой. Старайтесь объективно оценить возможности своего тела. Поддавшись соблазну сразу сделать “настоящую” позу, минуя предварительную работу со вспомогательными материалами, в лучшем случае вы добьетесь лишь внешнего сходства с формой асаны, но глубокого воздействия такое выполнение не окажет. Поэтапное освоение позы помогает развить терпение и умение принимать вещи такими, какие они есть, а также учит тонкому искусству освобождения от физического напряжения и беспокойства ума.
Эффект. Джану Ширшасана тонизирует печень и селезенку и оказывает, таким образом, благотворное влияние на пищеварение. Она также тонизирует и активизирует работу почек, что ощущается во время выполнения асаны. Страдающим расширением предстательной железы следует увеличить длительность пребывания в этой позе и выполнять ее вместе с Сарвангасаной. Рекомендуется при астме, повышеном кровяном давлении, диабете, болях в спине, ишиасе, проблемах с почками, ревматизме, простатите, запорах.