Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Йога Нидра

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Медитация | Cамадхи | Сон > СОН, ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ > Йога Нидра

alt=

Свами Сатьянанда Сарасвати о практике Йога-нидры.

Йога Нидра - это сумеречное состояние ума между бодрствованием и засыпанием. Постигая науку Йога Нидры, вы постепенно проникаете в сокровенную природу вашего сознания и освобождаетесь от многих ментальных напластований, ущемляющих ваше подлинное Я. Характерно, что в обычной обстановке бодрствования активизируется сознательный ум, но когда вы расслабляетесь, пробуждаются подсознательные и бессознательные сферы вашего ума, предоставляющие вам возможность воздействовать на корни тех болезней, комплексов и страхов, которые плодоносят в сознательном уме. Именно эти сферы вашего ума являются подлинными резервами вашей мощи. По существу, весьма простая техника Йога Нидры позволяет проникнуть в т.н. «мертвые» зоны сознания. Подсознание - прилежный и исполнительный ученик, который немедленно выполняет любые приказания. Регулярно практикуя Йога Нидру, вы научитесь управлять подсознательным умом, за которым послушно последуют и ваш сознательный, рациональный ум.

Корень созидательности.

Йога Нидра является тантрической практикой и согласно тантрическим законам должна развиваться спонтанно. Вам не следует воевать со своими привычками и комплексами и искоренять свою природу, т.к. подобные действия лишь формируют внутренний дискомфорт и враждебность. Недаром многие люди, пытающиеся скорректировать себя при помощи различных вероучений, становятся агрессивными шизофрениками... Даже современная психология уже настолько повзрослела, что внушает нам: «Если вы имеете недостатки, не выталкивайте их насильственно, ибо их не устранить ненавистью». Как же быть? Если вы хотите, чтобы дерево не плодоносило, разве достаточно отсечь его ветви? Отсеките его корень! Иными словами, чтобы устранить недостатки, необходимо приблизиться к корню ума, т.е. к подсознанию и Йога Нидра может оказать вам эту услугу. Человек слаб и потому он так цепляется за свои ветви и листья (чувства и интеллект), но как только он откроет врата, ведущие к подсознанию, доверившись Йога Нидре, он оказывается у самого порога созидательности. Недаром в индийской мифологии символом Йога Нидры является Господь Нараяна, возлежащий на океане молока. Он лежит на исполинской змее с большим количеством капюшонов, а прекрасная Лакшми массирует Его стопы, в то время как из пупка Нараяны прорастает цветок лотоса, в околоплоднике которого восседает Господь Брахма, символ подсознания. Господь Нараяна - это ваше доверие, змея - ваше одеяло, а ваш пол - это океан молока. Когда практикуете Йога Нидру, вы должны максимально расслабиться, а не заниматься концентрацией. Если вы действительно последуете за инструкциями человека, который руководит вашей Йога Нидрой, пред вами откроются врата к обновлению вашей личности, но если вы пропустите хотя бы несколько инструкций, этого не произойдет. Все, что вы должны делать - следовать за инструкцией голоса.

Состояние восприимчивости.


Повседневная жизнь притупляет восприимчивость у большинства людей, но Йога Нидра расширяет и углубляет эту восприимчивость. Подобно тому, как расплавленному железу можно придать любую форму, так и расплавленный Йога Нидрой ум можно изменить конструктивным образом, если в нем сожжены его комплексы и опасенеия. Этим и занимается Йога Нидра.
Если, например, я назову что-либо верным или неверным, вы можете согласиться со мной или нет, и это будет лишь вашим рациональным решением, не больше, ибо одно согласие еще не является волевым актом, воплощающим мое утверждение в вашу повседневную жизнь. Что же этому мешает? Существует немало причин, почему так тяжело практически осуществить наши идеи. Все высокие идеалы жизни не должны оставаться только на бумаге Священных Писаний, - они должны жить вместе с нами, если они истинны. Йога Нидра позволяет нам наконец-то прикоснуться к нашей таинственной духовной личности, которая ответственна за все, что мы думаем и делаем. Благодаря Йога Нидре мы сможем начать действовать во имя тех идеалов, в которые верим.
Однажды я встретил профессионального вора и закоренелого преступника. После продолжительной беседы с ним я, как мне казалось, убедил его в том, что воровать нехорошо. Он даже сам назвал себя грешником. И я подумал, что свершилось чудо, что я обратил его на путь истинный. Через пять лет я вернулся в его деревню и обнаружил, что он по-прежнему занимается своим ремеслом. Почему? Потому что он согласился со мной, что воровать плохо на уровне рационального ума, а не подсознания. И я решил остаться в этой деревне еще на шесть месяцев, чтобы провести в школе занятия по Йога Нидре с учителями и детьми. Интересно, что вор также посещал мои занятия и вскоре прекратил воровать. Этот пример иллюстрирует, что одного рационального убеждения мало, ибо это всего лишь один аспект сознания человека. Каждый из нас имеет свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, но далеко не все следуют этим представлениям. Необходимо развить восприимчивость ко всему, с чем мы сталкиваемся. А это возможно лишь тогда, когда устранены раздражители и ум начинает успокаиваться. Когда уравновешенный ум сталкивается с раздражителем, сознание не искажается, а направляет человека наилучшим образом. Если человек вошел в состояние восприимчивости, практикуя Йога Нидру, вы можете сказать ему о его недостатках, внушая ему положительные установки. Если его восприимчивость достигла апогея, он будет вас слушать и слушаться, потому что его рациональный ум утратил свою активность в такой же пропорциональности.

Понять человеческую природу
Прежде, чем практиковать Йога Нидру, преследуя определенную цель, постарайтесь понять природу той личности, которую вы собираетесь перевоспитывать, иначе ваша практика может вызвать в нем отвращение. Несмотря на то, что вы предлагаете человеку великие и возвышенные идеи во время сеанса Йога Нидры, человек может не последовать за ними. Бывает, что кто-то внутри нас словно восстает против установившихся правил, порядков и законов. Это происходит оттого, что идеи, застрявшие в нашем уме, противоречат нашей подлинной природе. Каждый из нас имеет свою индивидуальную самобытную природу, которую невозможно да и не нужно устранять. Йоги называют эту природу «свабхавой», т.е. врожденной натурой. Мы можем изменить привычки, религиозные пристрастия, но не человеческую природу, которая сопровождает человека через всю его жизнь, являясь основной причиной всех его достижений и ошибок. Чтобы понять эту природу, необходимо изучать спонтанное, а не рациональное поведение человека. Однако взрослые настолько перегружены различными понятиями и т.н. нормами, что их поведение редко бывает естественным и спонтанным. Иное дело дети, которые почти всегда естественны и легко входят в состояние Йога Нидры, извлекая из нее максимум пользы...

Свами Сатьянанда Сарасвати.


Илья Журавлев о Йога Нидре

Илья ЖуравлевДавайте я расскажу о Йога Нидре. Эта практика была разработана Парамахамсой Свами Сатьянандой Сарасвати (основателем Бихарской школы йоги в Мунгере, Индия, а также автором многочисленных фундаментальных работ по йоге) на основе древних тантрических текстов о ритуалах ньясы (перемещения сознания в разные участки тела с произнесением соответствующей мантры и визуализацией) и углубленных вариантов шавасаны “с голосом преподавателя”. Йога Нидра  позволяет высвободить и “растворить” блоки и напряжения, скрытые глубоко в подсознании и создающие нам препятствия для глубокого расслабления, а также способности к сосредоточению и реализации наших целей. Это достигается за счет нескольких техник – “ротации” сознания по разным участкам тела в определенной последовательности; вызывания “телесных” воспоминаний разных ощущений; визуализации, построенной на использовании образов-символов, направляющих сознание к состоянию гармонии и медитации.

Практикующий сам составляет для себя “формулу твердой решимости” (санкальпу) и направляет ее в свое подсознание. С помощью регулярной практики возможно добиться ранее недоступных результатов в духовном развитии, успокоении ума, увеличении жизненной энергии, оздоровлении и т.п. Вся практика выполняется лежа в шавасане.

Впервые Йога Нидру я услышал в йогашале Свами Самарпананды Сарасвати (выпускника Бихарской школы йоги) в Ришикеше. С 2005 года я начал регулярно читать ее на семинарах и классах в йога центре. Русский перевод книги Свами Сатьянанады "Йога Нидра" оказался с большим количеством ошибок, и я подредактировал тексты, сверяясь с оригинальным изданием этой книги на английском языке. Опыт чтения для практикующих самого разного уровня показал, что большинству вполне подходит полная версия Нидры, включающая санкальпу, визуализацию, и, на мой взгляд, одну из наиболее важных техник Нидры - чидакаша дхарану (отрешенное наблюдение потока своего сознания в области межбровья). Именно чидакаша дхарана является ключевой техникой медитации в традиционной раджа йоге и подводит нас к состоянию растворения колебаний ума.

Йога Нидра - Илья ЖуравлевВ итоге после ряда записей разного качества, я создал новую версию диска с йога-нидрой, записанную  в профессиональной студии.  На диске представлены девять полных версий йога-нидры в традиции Свами Сатьянанды Сарасвати с санкальпой, чидакаша дхараной и тремя типами визуализации: “колодец и океан”, “выход из тела и полет”, “медитация в древнем храме”. Каждый вариант представлен в трех версиях – просто голос ведущего, голос на фоне протяжной мантры Ом, голос на фоне танпуры (индийский инструмент с медитативным звучанием). Треки в формате mp3.

Практикуйте, расслабляйтесь, становитесь спокойнее и сильнее…
С уважением, Илья

Илья Журавлев преподает йогу с 1999 года. Обучался в Индии у мастеров разных направлений: Аштанга-виньяса йоги, Шивананда Йоги, Бихарской школы йоги, Школы Дхирендры Брахмачари, Школы Свами Гитананды. Помимо практических занятий по асанам, пранаяме и медитации, читает лекции по истории и философии йоги на тренинге для учителей.  

Впечатления от Йога-Нидры с погружением в прошлые жизни (курс Ильи Журавлева)

Картина первая: Баласт (эпизод с полетом). Полет проходил нормально, на высоте птичьего (а может и выше). Сложностью оказался взлет. Несколько попыток подпрыгнуть на месте завершились тяжёлым приземление. Причем приземлялись не 50 кг, а как будто 50 тонн. Вдруг пришло озарение: это груз моих мыслей. И весь этот хлам я таскаю за собой всю жизнь! я увидела всё это со стороны, все чемоданы без ручки, всех скелетов шкафу, всю кашу, которая обычно вариться в человеческой головушке...стало страшно! реальный ужас осознания зловонного зелья в котелке. В тоже время я твердо знала, что мои мысли - это не я, что они мне подвластны. Я их оставила на земле, что называется осознала, приняла и отпустила. Подпрыгну еще раз и взмыла высоко в небо.

Картина вторая: Отматывать свою жизнь к началу было не очень то трудно. я вообще хорошо помню себя с раннего возраста (2-3 года), но почувствовать себя в утробе было необычно. Видений небыло, но телом прочувствовала ритмичные приглушенные удары сердца. Звук пронизывал все мое существо, был во вне и втоже время будто внутри меня (я-взрослая, объяснила себе-маленькой, что это сердцебиение моей матери).

Картина третья: открываю глаза, вижу свои руки. грубые пухлые мужские. ниже толстые ноги в серо-коричневых брюках заканчиваются потертыми ботинками. над брюками нависает живот обтянутый серовато-желтой рубахой. В общем я оказалась грузным мужиком, судя по стилю европейцем, (может быть даже англичанином) наверно 19 века . Новый "костюмчик" был вправду моим, и его внешний вид и грушевидная форма меня не смущали)))) Я полностью отождествилась с ним. Я знал что владею хозяйством, возможно фермой, с рабочими в подчинении. Видел вокруг холмистую местность, поля покрытые сочной травой. Жила я (или жил) в загородном доме недалеко от фермы. Богатством домишко не блистал, но похоже на жизнь семейства хватало. А семейство было прожорливое судя по обхвату талии. Я считал себя добропорядочным джентельменом, был женат иимел и двух или трех дочерей.

Картина четвертая: кони двигаются. Я лежу на кровати и вижу родных вокруг. Грудь сдавило, я задыхаюсь и кашляю, я тежело болен, я знаю что болезнь в груди. Мне-мужчине очень страшно. Чувствую что "мир расслаивается", меня вырывает из этого мира. Я-мужчина сейчас умру. но тут происходит неожиданное: я (то самое Я, которое пока никак описать не могу) чувствую непреодолимое желание отделиться от своего мужского тела, что-то немного препятствует. Я четко ощутила момент выхода из тела. И вот уже смотрю на него сверху. Ничего не поменялось. Я осталась собой.... (словами не передать переживание отсутствия окончаний и вообще нелепость существования мужского -женского- среднего рода). Только теперь, я не чувствовала себя ни пухлым англичанином, ни плотным физическим телом, эти люди не моя семья (то есть я вообще не придавала никакого значения этому слову, совершенно спокойно без переживаний их созерцала) и я отстраняюсь от них и погружаюсь (или улетаю) в совершенно иное пространство. Это темное безграничное пространство как бы во вне и в тоже время внутри меня - я и есть это пространство, я не чувствую ни времени, ни своего веса ни чего бы то ни было вообще. То есть я знаю что всё как бы существует где-то, но не здесь. Мне ничего не нужно, меня ничего не беспокоит. Я твердо знаю что Я ЕСТЬ - не девочка Т., и вообще не девочка и не мальчик, не английский джентельмен - просто Я! от этого психодела переживаю ни с чем не сравнимый экстаз... ощущение наполненности, благодарности, творческого покоя, беспредельности своего существования - короче, словами это описать невозможно (вообще надеюсь не исказить картину пережитого ограниченным земным способом контакта))) "Такая гибкость в теле образовалась! Могу превратиться во что угодно!" Там я вспомнила некоторые вопросы, которые волновали девочку T.- из мира людей), но ответы на них уже существовали, я их уже знала, они были всегда, казалось, мне была доступна все информация. В последствии все эти ответы девочка Т. учла при видоизменении сюжетной канвы земной жизни)))) и надо сказать получилось весьма занятно!

Картина пятая: тяжела и некозиста. дали отмашку возвращаться на борт. Полетали и хватит! Возвращаться совсем не хотелось. Но я осознавала, что еще не время, и стала вписываться в очередной костюм. Было чувство что надеваю гидроскафандр.

ПС: этот опыт многое изменил в моей жизни, если не сказать всё! прям чудо-пендаль! не ищу объяснений этому театру, просто продолжаю играть:) Моя сердечная благодарность тебе как участнику этой божественной заварушки))))" 


Советуем посмотреть

Мантра ОМ

Подобно тому, как звук "Ом" представляет четыре состояния Высшего, символ "Ом", написанный на санскрите, несет в себе тот же сакральный смысл. Материальный мир в состоянии бодрствования представлен крупной нижней кривой. Состояние глубокого сна представлено верхней левой кривой. Состояние дремоты, лежащее между бодрствующем состоянием снизу, и состоянием глубокого сна сверху, вытекает из их слияния.

Рисотерапия (чистка рисом)

В странах Востока, где рис занимает немаловажную позицию в рационе питания, данный продукт используют и для общего очищения организма. Особый эффект процедура оказывает на людей, имеющих заболевания мочеполовой сферы и страдающих от болей в суставах.