1

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Йога "читта-вритти-ниродхах". А.Сидерский

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > История, Школы, Учителя > Йога "читта-вритти-ниродхах". А.Сидерский

alt=

Источник http://read.yoga.ua 

Слово «йога» — санскритское. Прямой перевод – «узда», «упряжь», «упряжка». Существует множество других значений. Но, судя по всему, все они имеют более позднее происхождение, чем собственно факт экспериментального осознанного вычленения некими человеческими существами определенного способа достижения вполне конкретного состояния сознания. Попробуем выбрать из трех вариантов перевода наиболее адекватный. Иначе нам будет весьма сложно понять, что именно имели в виду древние. Подсказка – в определениях, данных понятию «йога» теми, кто ввел в употребление сам термин.

     Существует множество интерпретаций и вариаций на тему, но именно определений, принятых всеми без исключения школами и направлениями в качестве канонических, известно только два.

3  

     «Твердое владение чувствами – это называют йогой. …Таково знание поведанное Смертью.» («Катха-Упанишада»). Обратите внимание – первый текст, в котором четко определяется понятие «йога», присваивает авторство определения не Кришне и не Шиве – они по-очереди становились «властелинами йоги» в более поздние времена… Вряд ли «по своей воле», скорее – по воле «руководителей социума». Так сказать, сообразно смене преобладавших общественно-политических тенденций… А первым на самом деле был Яма – ответственный за смерть… Вспомним Кастанеду: «Смерть – лучший советчик…» Что касается «руководителей социума» – эта публика всегда была ушлой и во все времена отличалась особой искусностью в деле массовых спекуляций на эмоциональных привязанностях толпы…

     Второе определение собственно определением йоги как таковой назвать можно только с некоторой натяжкой. Речь в нем идет скорее о некотором состоянии сознания, которое достигается посредством «йоги» – «узды». Таким образом, уже на уровне базового определения «йога» фигурирует не как самоцель или некая отдельность, а всего лишь как технологический инструмент, предназначенный для управления поведением ума.

     «Поведение ума сдерживаемо уздой» – так выглядит определение, данное Патанджали в безымянной работе, ориентировочно датируемой 2 столетием до Р. Х. и известной под принятыми в более поздние времена условными названиями  «Йога Даршана» или «Йога Сутры»[1].  Это определение – несколько более позднее, чем первое. Оно имеет под собой солидную основу – два-три десятка столетий применения техник управления поведением ума. Столетий, которые прошли после того, как было сформулировано первое определение. Поэтому здесь, помимо решения самых насущных проблем самоконтроля и контроля восприятия, присутствует более «продвинутая» тема: управление мыслительным процессом, креативными функциями сознания и попытками «вычленить» исходное состояние «пустого ума» в чистом виде. Вряд ли я скажу что-либо новое, напомнив читателю, что наиболее насущные проблемы самоконтроля и контроля восприятия обусловленны гормонально-животным преобладанием инстинктивного разума в бытовых мотивациях человеческого существа.

     Вполне очевидно, что в обоих определениях речь идет об «узде», а вовсе не об «упряжке». Вообще-то, при переводе фразы с языка на язык имеет смысл переводить все слова. Многочисленные персонажи, которые переводят тексты о йоге, не переводя само слово «йога», а потом интерпретируют их содержание в большей или меньшей степени так, как им заблагорассудится, поступают не совсем честно. Ведь читатель редко бывает искушен в вопросах санскритской словесности и потому на 100% «въехать в тему» ему не удается, так сказать, по определению. Поэтому давайте переводить «йогах-читта-вритти-ниродхах», не отклоняясь от значений слов, которые дает нам санскритско-русский словарь, составленный не «продвинутыми» йогами-интерпретаторами, а обычными квалифицированными специалистами-филологами. Ведь именно этой фразой Патанджали определяет ключевой термин своей работы и дает читателю понять, о чем, собственно, пойдет речь. Итак: «йогах-читта-вритти-ниродхах» – «поведение ума сдерживаемо уздой». Воспользовавшись более современной терминологией, можно попытаться перевести слово «йога» не как «узда», а как «контроль» или «управление». Ведь в те далекие времена, когда гужевой транспорт был единственным доступным человеку сухопутным средством передвижения (кроме, разумеется, «своих двоих»), узда как раз и вызывала наиболее прямолинейные ассоциации с тем, что сегодня именуют «управлением» и/или «контролем».

     Итак, «йогах-читта-вритти-ниродхах» – «поведение ума обуздано уздой». Или – «контроль есть управление деятельностью ума». Так Патанджали дает понять, что, говоря в своей работе о «контроле», он имеет в виду «управление деятельностью ума». Все. Больше ничего нет. Йога – «узда», то есть «контроль» или «управление», – «инструментальное» состояние сознания – сферы восприятия и обработки информации.

     На этом, собственно говоря, йога как таковая заканчивается. А начинается применение сознания в его новом качестве – отлаженного и подконтрольного осознающей воле. Что вы с ним таким будете делать – ваши проблемы. Достижение состояния контроля – всего лишь техника настройки комплекса инструментальных средств, которыми мы можем пользоваться «по жизни»… для чего? Действительно, для чего нам этакая заковыристая штука – живущее в теле сознание? И где в нем кто – где личность, сколько их, какие?.. А где тот, кто есть «управляющий центр», и как «он» соотносится с личностыми «личинами» — ???? До каких пределов может быть расширен диапазон восприятия? И каким будет мир, воспринимаемый нами в результате такого расширения? И как эта картина мира будет согласовываться с теми догматами, которые навязывает нашему пониманию религиозная доктрина, доминирующая в месте и времени нашего теперешнего существования? А другие доктрины – с ними как?.. И что по поводу воспринимаемого будет думать расширивший свой диапазон восприятия атеист? А политик? Или военный? А если – вообще ученый?!!! На эти вопросы каждый пусть отвечает себе сам. Йога… простите, контроль… тут ни при чем. Настройка сферы восприятия и обработки информации… Инструментальное состояние инструментальной сферы – не более того… Все остальное – вечные вопросы.

 Шум в голове…

    Н-да… Вечные вопросы, ответы на которые вряд ли удастся «вычислить» при наличии в уме стандартной среднечеловеческой суеты – этакого ядреного «эмоционально-мыслительного белого шума». Намереваешься услышать и увидеть самого себя – а слышишь только бестолковую суету эмоций, мыслей и не поддающихся никакому управлению мыслеформ. Помеха чересчур значительна.

     Патанджали описывает стандартную стилистику работы человеческого восприятия следующим образом: «Поведение ума обуздано уздой. В этом случае восприятие осуществляется с уровня самоосознания. Иначе – соответствует уровню умственной деятельности.»

     Не более того. При отсутствии контроля («йоги» или «узды») человек не способен воспринимать самого себя. Он воспринимает только бестолковое поведение одного из инструментальных аспектов своего существа – суету ума. И именно ее принимает за «программное воплощение» самого себя. При таком раскладе, естественно, любая возникающая в процессе этой суеты мотивация воспринимается как рукводство к действию: «Я хочу!» Хотя на самом деле «хочу» в данном случае вовсе даже и не «Я», а «Я», может быть, вовсе даже и не «хочу»… А хочет, например, побуждаемое инстинктивными мотивациями тело. Которое на самом-то деле вовсе не есть «Я». Но «Я»-то этого не знает…

     Некое сочетание побуждений, обусловленных тремя основными животными инстинктами (самосохранения, продолжения рода, сохранения вида), воплощенное в том или ином гормональном фоне, рождает определенные желания, которым соответствуют те или иные эмоции… А уж под них ум услужливо «подкладывает» соответствующие мозговые процессы в тех или иных количественно-качественных комбинациях… Патанджали называет «пять составляющих умственной деятельности, причиняющих страдания и страданий не причиняющих»: понимание, заблуждение, фантазия, сон, воспоминание. «Понимание следует из прямого опыта, размышления или объяснения. Иллюзия понимания, основанная на информации, не имеющей отношения к реальности – заблуждение. Поток пустых образов, не имеющих под собой реальной основы – фантазия. Рефлекторная умственная деятельность без понимания – сон. Точное воспроизведение некогда воспринятого – воспоминание.» Заметьте, говоря о сне, Патанджали не утверждает, что для осуществления мозгом «рефлекторной умственной деятельности без понимания» тело непременно должно спать… А теперь прикиньте, многие ли из знакомых  Вам лично человеческих существ по жизни пребывают в состоянии стопроцентного бодрствования?.. Ладно, хорошо, о стопроцентном не будем… Но хотя бы чуть-чуть?.. Плюс к тому же еще и то, что Патанджали определяет как «поток непрерывно повторяющихся мыслей, порожденных прошлыми впечатлениями, в качестве материальных объектов в природе не существующими»…

     Итак, будучи неконтролируемыми, все пять видов умственной деятельности препятствуют адекватному самоосознанию «Я», скрывая от него картинку более-менее объективной реальности за частоколом свистопляски образов, мыслей, ассоциативных рядов, эмоциональных реакций и т.п. И пока «Я» стоит, «прислонившись» к этому «забору», оно, кроме самого «забора», не воспринимает ничего. И только отойдя своим восприятием от «забора умственной суеты», мы можем осознать, что наше «Я» и «забор» – принципиально разные вещи, и что за «забором суеты ума» есть «что-то еще», и что это «что-то еще» наше «Я» может воспринять таким, какое оно есть, а не «сквозь щели между досками забора»… Но только тогда, когда «забор» исчезнет из поля восприятия. То есть – когда суета ума будет прекращена. От нее нужно избавиться…

 Узда

      Ага… От суеты ума нужно избавиться. Ну что ж, тогда – «узда»!.. Контроль умственной деятельности. Устранение суеты ума… Единственный способ настроить ум так, чтобы он как-то сумел сам в себе разобраться. Не вижу смысла вслед за множеством авторов в который раз перечислять все те выгоды, которые сулит нам новое – принципиально качественно более эффективное – состояние ума в плане настройки процесса креативного – по-нашему творческого – мышления. Мы же с Вами – умные люди, а для умных людей не секрет: творчество – то есть создание абстрактной идеи и ее конкретного воплощения в интеллектуальном либо материальном продукте – есть наивысшее проявление деятельности сознания. Кстати, из всего бесконечного многообразия белковых структур на сознательное индивидуальное творчество способен только человек… Но это к делу не относится. До тех пор, разумеется, пока мы не совершим в самих себе переход от нормального среднечеловеческого состояния автоматической гормонально обусловленной суеты ума к несколько более «продвинутому» состоянию осознанного контроля умственной деятельности и понимания побудительных импульсов нашей поведенческой мотивации.

     И первый самый главный шаг на этом пути – прочь от «забора»… Дать понять себе, что наше самоосознание и суета ума  не есть одно и то же. Увидеть происходящие в уме процессы «со стороны».

     Именно поэтому в качестве необходимой основы для управления всеми пятью видами умственной деятельности Патанджали называет отрешенность – «отсутствие тяги к объектам желания, воспринимаемым непосредственно или известным по описанию». Отойти от забора и со стороны взглянуть на то, что на нем написано… Ну, сами знаете, что обычно пишут на заборах… Вот-вот… Именно это как раз и есть то, чем процентов на 90, если не больше, заполнена умственная деятельность обычного среднестатистического индивида. Прискорбно, конечно, но выход есть… Согласно утверждению Патанджали, именно из отрешенности проистекает возможность «восприятия самого себя безотносительно тройственной природы бытия». Тройственной – поскольку функциональная динамика природы (санскр. «пракрити») определяется взаимодействием трех основополагающих Сил или «начал» (санскр. – «гун»). Санскритские названия этих трех Сил – «тамас» (минус), «раджас» (плюс) и «саттва» (стойкое динамическое равновесие первых двух). Саттву выделяют как отдельное «начало» потому, что саттва не есть механическое равновесие – равновесие взаимного уничтожения плюса и минуса. Саттва – особая «новая» сила, имеющая по отношению к тамасу и раджасу более высокое функциональное качество последовательного упорядочивания первичного хаоса. Так сказать, «фиксатор» поляризованной кристаллизации порядка вещей. Во всяком случае, как-то примерно так представляли себе динамику бытия те, кто формулировал в свое время основы практической йоги. И, судя по наблюдениям современных физиков, они не были так уж далеки от истины…

     Итак, отрешенность – вплоть до полной независимости восприятия самого себя от тройственной природы бытия – вот необходимый «базис». «Надстройкой» над ним естественным образом станет контроль поведения ума… Если, конечно, базис окажется достаточно устойчивым…

     Технику достижения отрешенности Патанджали описывает следующим образом: «Повторяющееся стремление в сочетании с длительным напряжением, осуществляемым регулярно и настойчиво в течение долгого времени, делает устойчивой отрешенность – отсутствие тяги к объектам желания, воспринимаемым непосредственно или известным по описанию».

     Дальше Патанджали в своей работе описывает алгоритмы последовательного прохождения уровней осознавания… Осознавания чего? Да чего угодно… Прежде всего – самого себя и собственных взаимоотношений с миром… Но это в большей степени касается применения уже достигнутого контроля. Нас же пока интересует контроль как таковой… Йога как таковая… И ее вышеупомянутый «базис» – устойчивая отрешенность, которая переведена в ранг нормального состояния ума и более никак не зависит ни от каких внешних обстоятельств…

 Физкультурная основа устойчивого базиса

      «Повторяющееся стремление в сочетании с длительным напряжением, осуществляемым регулярно и настойчиво в течение долгого времени, делает устойчивой отрешенность – отсутствие тяги к объектам желания, воспринимаемым непосредственно или известным по описанию». Вот он – ключ ко всей йоговской тренировочной технологии… Во всяком случае, так мне кажется…

     «Длительное напряжение, осуществляемое непрерывно и настойчиво…» Почему-то в этой фразе все интерпретаторы усматривают намеки на напряжение чего угодно, кроме того, что напрячь проще всего… Пишут о напряжении ума, внимания, воли, души… Даже духа, хотя не совсем понятно, каким образом можно было бы его напрячь… Но никто не пишет о банальном напряжении скелетной мускулатуры…  Странно… Поскольку первое, что приходит на ум лично мне при прочтении данной фразы – это изометрическая тренировка. Продолжительные фиксации предельного напряжения тех или иных групп скелетной мускулатуры…

     По своему воздействию на физические способности человека изометрическая тренировка отличается от динамической техники последовательного чередования кратковременных напряжений и расслаблений тем, что заметно увеличивает силу без существенного прироста мышечной массы – за счет изменения качества мышечной ткани и уровня координации системы «мозг – мускулатура». Но главное преимущество изометрической тренировки – особо изощренная проработка и интенсивное укрепление сухожилий. Обычно именно ограниченность функционального ресурса сухожильной ткани препятствует развитию силовых возможностей тела среднестатистического индивида. Препятствует в значительно большей степени, чем собственно слабость мускулатуры… Обычно мышцы человека потенциально могут развить усилие, намного превышающее предел прочности сухожилий… Но, разумеется, не развивают – благодаря чисто психическому механизму «блокировки опасного уровня напряжения»… Блокировка снимается автоматически только в случаях, когда жизни человека угрожает реальная опасность. Причем снимается очень ненадолго… Изометрическая тренировка укрепляет прежде всего сухожилия – «отодвигает» опасный предел напряжения и тем самым «учит» тело более эффективно использовать «наличный ресурс силы»… На основе изометрических упражнений строил свои тренировки легендарный атлет начала ХХ века Самсон (Александр Засс). А он при всей своей невероятной физической силе особо выдающимся телосложением не отличался. Так, гармонично сложенный мужчина среднего роста. Никаких «глыб» и «гор»… Но во время первой мировой войны любимого коня, когда тот был ранен, вынес с поля боя на руках. Бегом… После чего быстренько вернулся в строй… Мелочь, конечно, однако характерная…

     Но самое интересное не это. А то, что после продолжительной фиксации статического напряжения ум сам собой делается «пустым»… Улавливаете? Если, конечно, фиксация действительно длительная и напряжение на самом деле очень сильное – на грани предельного… А лучше – чуть-чуть за этой гранью… Мозг в такой ситуации моментально проводит анализ «расходной части» «силового бюджета» организма и быстренько выключает «паразитные процессы». То есть те процессы, которые в данный момент не нужны, но энергию потребляют. И первыми в «черном списке» оказываются абсолютно непроизводительные, но весьма энергоемкие «движения мысли», которыми составлена… что? Правильно – «суета ума»… В итоге состояние сознания после выхода из длительной фиксации предельного статического напряжения как нельзя лучше соответствует формулировке «отсутствие тяги к объектам желания»… Так рождается отрешенность. Но… Если пользоваться изометрической техникой «от фонаря», отрешенность умирает так же быстро, как рождается… Стоит только организму слегка восстановиться после напряжения, как «паразитные» процессы суеты ума – тут как тут. Вспыхивают с новой силой, радостно цветут и громко пахнут, стараясь во что бы то ни стало наверстать упущенное… Проходит двадцать-тридцать минут – и действующие лица нашей внутренней виртуальной трагикомедии вновь на своих местах… Неуловимо проносятся множественные обрывки мыслей и мыслеформ, пляшут эмоциональные реакции, выстраиваются и ветвятся непредсказуемо замысловатые ассоциативные ряды… Все как всегда… Но так будет только в случае, ежели «от фонаря»… А если «регулярно и настойчиво в течение длительного времени» да еще и с «устремлением к достижению»?.. Мы же с вами – умные люди. Как договорились… Потому – опять вопрос: «Улавливаете?» Устремление – «настройка на результат». Воплощенное в действии намерение «заметить» произошедшие изменения и как следует их запомнить для легкости последующего распознавания. Да? Распознавания с ясно осознаваемой целью – зафиксировать, растянуть во времени и сделать нормой жизни… Регулярное повторение – «поддерживающая и усиливающая подкачка» достигнутого результата. В итоге в конце концов мы начинаем проводить в отрешенности больше времени, чем в «обычной» суете ума. И принципиально «убыточное» состояние сознания из «обычного» превращается в утомительное и потому крайне нежелательное… И мозг, как главный «управитель» принимает единственно правильное решение: «Признать революцию свершившимся фактом». Так получается «энергетически» дешевле и практически эффективнее… Без суеты. Со сдерживаемым «уздой» поведением ума.

 Побочные эффекты как шанс получить отрицательный результат

  Итак, с техникой наработки собственно отрешенности и прекращения суеты ума в общих чертах все вроде бы просто и понятно… Но это только кажется. На первый взгляд…

     В действительности есть ряд моментов, которые придется учесть… Которые, безусловно, пришлось учитывать тем, кто в течение нескольких десятков столетий экспериментировал на себе… и на своих последователях, пользуясь йоговскими тренировочными техниками в качестве рабочего инструментария.

     Момент первый – закрепощение мышц с их последующим устойчивым спазмированием и контрактурами, переутомление и воспаление периферических нервов, острые и хронические миалгии и воспаления мышечных тканей с присоединенными микробными инвазиями… Плюс тяжелейшие перегрузки сердечно-сосудистой системы со всеми вытекающими последствиями вплоть до летального исхода… Достаточно высокая цена, которую придется заплатить за отрешенность и внутреннюю тишину тому, кто  сломя голову ринется нарабатывать их, напрягая скелетную мускулатуру тупо и беспредельно, что называется, «в лоб». Выход? Пожалуйста  – чередование максимального напряжения с полным расслаблением. А еще лучше – сочетание и чередование…

     Для того, чтобы мышца полностью расслабилась, ее необходимо растянуть. До предела и еще чуть-чуть. Причем растянуть не динамично, ни в коем случае не рывком – так и до растяжения недалеко, а там, глядишь, и разрыв мышечной ткани подоспеет.  Растягивать нужно медленно и плавно – аккуратным стопроцентно контролируемым «текучим» движением с достаточно длительной фиксацией максимального растяжения в его статической фазе… Контроль и плавность такого движения легче всего получить за счет медленного плавного и очень ровного дыхания. При таком дыхании движение само собой делается именно таким, «как надо»…

     Все. Мы получили основной тип йоговских тренировочных техник. Статические формы, сочетающие фиксированное предельное напряжение одних групп мышц с фиксированным же и таким же предельным растягиванием и, соответственно, расслаблением, других. Упражнение этого типа обозначается санскритским термином «асанам» (существительное среднего рода, ударение на первом слоге – асанам). Прямой перевод – «положение», «поза», «сидение». Наиболее адекватный русский термин: асанам – положение тела. В словосочетаниях концевое «м» исчезает, остается «асана-». В таком варианте слово вошло в западные языки. В русском традиционно склоняется как существительное женского рода первого склонения. Поэтому переводят его преимущественно существительным женского же рода «поза». Тоже правильно, хотя и чуточку не совсем адекватно… Женского в «честной» практике асан очень мало… Техника очень крутая, предельно жесткая по воздействию на органы и системы, короче, мужская. Такой она всегда была, такой в своем истинном варианте и остается… Впрочем, это уже нюансы, не имеющие особого значения.  Потому как в случае исключительно статического варианта практики особое значение будет иметь нечто совсем другое… А именно – застойные явления в системах циркуляции жидких сред организма…

 Динамика бытия

      Для того, чтобы избежать застойных явлений, которыми чревата исключительно статическая практика, в тренировку вводятся динамические переходы. Их выполняют в качестве движений-связок, соединяющих статические формы в более или менее слитную последовательность. Либо, что тоже иногда применяется, статическую практику асан дополняют отдельными комплексами динамических упражнений.

     Типичным примером первого подхода является столь модная сегодня в мире аштанга-виньяса-йога – атлетический стиль практики, разработанный и внедренный индусским мастером Шри К. Паттабхи Джойсом на основе комплексов, придуманных его учителем Шри Кришнамачарьей для работы с детьми и подростками. Детям и подросткам статическая практика в большинстве случаев в принципе не годится – уж очень им сложно управляться с блужданиями рассеянного внимания. Для того, чтобы «юные отроки и отроковицы» не отвлекались от упражнений, их внимание нужно «под завязку» загрузить активными «тренировочыми событиями». Что Кришнамачарья и делал за счет высоко динамичной компоновки тренировчных программ и жестких правил динамического сосредоточения во время выполнения асан.

     Пример второго варианта – комплекс динамической гимнастики «сукшма-вьяяма». Его описал один из наиболее выдающихся мастеров йоги двадцатого столетия Дхирендра Брахмачари. В стиле практики школы этого мастера комплекс специфических динамических упражнений выполняется отдельно от статической практики асан – либо в качестве разминки перед тренировкой, либо вообще в другое время.

     Еще один интересный вариант динамики – классический шаолиньский стиль «тун гун фу», или «тунцзы гун фу». В этом стиле фазы фиксации статических асан соединяются движениями, типичными для шаолиньских стилей цигун. Ци – сила, энергия, гун – искусство. Цигун – искусство владения Силой. Вот. И тут начинается мистика… Впрочем, мистика в том ее аспекте, о котором пойдет речь, присуща не только стилю «тун гун фу». Движения аналогичного типа применяются для соединения асан в последовательности во вьетнамских стилях йогической практики, известных под общим «кодовым» названием «гимнастика зыонг-шинь». Впрочем, и не только в них…

Мистика

 До сих пор все, вроде бы, выглядело простым и понятным. А теперь я сформулирую вот такой пассаж: «Критическим фактором эффективности практики асан является «энергетическая полнота» статических и динамических форм». Как вам? Естественно, возникает вопрос: «А что бы это значило?» И чем «полные» формы упражнений отличаются от «пустых»? Каков, так сказать, «физический смысл» понятия «полнота» в приложении к йоговским тренировочным практикам? Чем они «наполняются» и чего, собственно, в них не хватает, если они «пусты»?

     Ну, во-первых, они «наполняются» именно тем, что принципиально отличает йоговскую асану от совершенно идентичного по форме гимнастического упражнения. Пока упражнение «пустое», это – что угодно, только не асана. Не важно, насколько сложна и внешне совершенна форма. И как только упражнение делается «полным», оно мгновенно превращается в «йогически значимое» действо. Даже если его внешняя форма весьма далека от идеальной… А во-вторых… Во-вторых, вразумительно объяснить, чем же все-таки «наполняется» форма упражнения, в абстрактных терминах просто принципиально невозможно. Нет, можно, конечно, разглагольствовать о так называемой «пране» или магической силе «ци»… В переводе, соответственно, с санскрита и китайского – «сила, энергия». Но объективно… Объективно этот аспект энергии пространства не измеряется никакими приборами, кроме восприятия живых существ. Проблема в том, что аспект данный не есть явление, относящееся чисто к сфере энергии как полю количественных характеристик состояния пространства. Прана или ци представляет собой нечто скорее информационно-энергетическое, чем чисто энергетическое. Некоторое фундаментальное явление на стыке материи в форме поля и информации в форме поля же, но виртуального… Явление, для оценки которого необходим не только «количественный оценщик», но и «качественный интерпретатор». А в роли последнего может выступить только более или менее организованное осознание… Просто «железки» – даже самые «умные» – тут не справятся… Даже животные – и те не сумеют. У них ведь осознание общевидовое. В отличие от человеческого индивидуального. Так что для измерения и объективной оценки пранических явлений с помощью «животного» датчика, нужно как минимум собрать всех-всех-всех особей одного вида в кучу. А потом еще умудриться как-то более-менее вразумительно интерпретировать изменения поведения этой кучи, обусловленные воздействием пранических факторов… Если таковые изменения проявятся… А если нет?.. И потом, все равно в конце «объективной оценочной цепочки» так или иначе оказывается субъективная человеческая интерпретация… Поэтому лучше не заморачиваться и сразу ориентироваться на оценку собственно наличия «пранической компоненты» практики, а также ее качественных и количественных характеристик посредством собственного восприятия. Иначе никак не получается…

     Никто ничего не сумеет человеку объяснить, пока он сам не ощутит «это» в себе…

     Но, тем не менее, независимо от нашего восприятия, любой материальный объект содержит в себе эту самую «компоненту». Само по себе пространство – даже пустое – и то содержит. И любое движение любого материального объекта (включая полевые объекты любой природы) непременно включает в себя и движение «этого» – некоего универсального свойства материальной природы. Вот и все… А дальше – дело за малым. Нужно просто научиться выделять в своем восприятии ощущения, производимые изменениями поведения «праны» или «ци» в теле во время практики. А затем подобрать для себя такие последовательности и сочетания движений и статических форм, в которых ощущения «пранической» компоненты будут наиболее явственными и станут заполнять внутреннее пространство тела с наибольшей плотностью. К сожалению, никакие объяснения не помогают, единственный способ сделать это – упорная настойчивая практика, насыщенная соответствующим намерением. Намерение необходимо для правильной модуляции внимания. Впрочем, сами по себе формы йоговских асан разрабатывались с учетом необходимости сделать практику как можно более «информационно-энергетически значимой». Так что кое-какие сдвиги в этом направлении происходят как бы сами собой…

     Достижение максимальной «полноты» тренировочной практики – ключ. Чем более «полной» является форма упражнения, тем более высоким оказывается коэффициент ее «психоделичности». «Пустые» формы значительно слабее развивают способность к отрешенному контролю деятельности ума, нежели «полные». Почему так – объяснить невозможно. Хотя тот, кто «въехал в тему» на практике, отлично «понимает телом» в чем тут дело…

     Управление распределением «пранической компоненты» в теле осуществляется посредством управления движениями тела и движением воздуха в теле. Существуют даже специальные термины для обозначения этой компоненты практики: «пранаяма» в санскритском варианте, «цигун» – в китайском. Переводится как «управление силой», «управление энергией», «искусство контроля силы» и т. п. Главным техническим приемом в технике управления распределением «праны» или «ци» посредством дыхания является… Что бы вы думали? Да, именно то самое плавное медленное ровное дыхание, которое позволяет отстроить правильное движение в асане. Интересно, правда?.. Более того, дыхание такого типа – это эффективный технический прием, позволяющий «двигать внутренней силой» при отсутствии внешнего движения… За счет такого «неподвижного движения» осуществляется переход от «управления силой» посредством управления дыханием к «управлению силой» посредством управления вниманием. Контроль внимания, в свою очередь, – мостик к осознанному контролю характеристик восприятия. А осознанное управление характеристиками восприятия – это уже ключик к управлению взаимодействием с информационным полем. Ну а там, глядишь, недалеко и до развития способности вносить коррективы в состояние информационного поля… До так называемых «сиддх», что на санскрите означает «сверхчеловеческие способности». Ну, вот и все… Осознанный контроль информационного поля позволяет осозанно влиять на все аспекты бытия, в том числе – на «характер протекания» и «событийное наполнение» потоков времени… Тут, правда, важен еще один момент… Отрешенность. Отсутствие желаний как таковых и стопроцентная замена их полностью осознаваемым намерением…

     Предельное статическое вытягивание расслабленных мышечных и сухожильных тканей повышает их «энергетическую емкость». Предельное статическое напряжение мышечных тканей и сопутствующая проработка тканей мягких органов повышает плотность распределения «праны» или «ци» в теле. Переходные движения между асанами и «встроенные» движения в асанах обеспечивают оптимальную динамику наполнения мягких тканей тела «магической силой ци» и передачи ее костям с последующим накоплением в стурктуре костной ткани и в костном мозге. Формы асан разработаны таким образом, чтобы структурировать «энергетическое поле» и должным образом организовывать составляющие его «потоки силы»… Дальше за счет определенных манипуляций с упомянутой выше связкой «дыхание-внимание-восприятие» – переход на уровень структурирования информационного поля… Маленькая справка: структура и содержание информационного поля определяет алгоритм развертывания пространства-времени, то есть – строение Вселенной как таковой. Но это уже не важно…

     Все термины здесь условны, поскольку устоявшихся научных определений и понятий в сфере «мистической физкультуры» пока не существует, так как не существует приборных методов измерения «пранических составляющих». Как я уже сказал, их можно оценивать только опосредованно, используя в качестве датчика человеческое восприятие. Конечно, с точки зрения объективной науки это не метод… Так что пока мы со своей йогической мистикой находимся на отвратительно нематематическом уровне «мутной магии» и «субъективной романтики». Что, впрочем, не мешает системе работать, причем работать достаточно точно и вполне надежно… Хотя, конечно, слишком многое определяется индивидуальными качествами конкретных человеческих существ.

     Такая вот физкультура… Впрочем, обсуждать «мистические» аспекты йоговской практики – затея неблагодарная… Лучше просто попробовать и поглядеть, что получится… А вот что касается оздоровительного потенциала «упражнений гимнастики йогов», как было принято выражаться в шестидесятые-семидесятые годы, – на этом было бы нелишне остановиться… Но в другом материале…


[1] По-санскритски звучит как «йогах-читта-вритти-ниродхах»: первый и самый прямой перевод слова «йога» – «узда»; читта – ум, сознание, психика; вритти – поведение, деятельность, работа; ниродха – сдерживание, обуздание, в качестве юридического термина – лишение свободы. (прим. авт.)


Советуем посмотреть

Медитации в индуизме

Прежде, чем мы начнем изучение различных типов медитаций, необходимо вспомнить два важных момента. Первое, что медитация это не просто обычная концентрация, а особый вид внутренней концентрации. Второе, что медитация, это не независимая дисциплина, а уровень концентрации, присущий всем духовным путям. Каждый путь садханы или духовной дисциплины начинается по-разному. Но на всех путях обязательно существует этап, соответствующий медитации. Различные направления дали различные названия этому этапу, но каково бы ни было название, оно все равно означает ту или иную форму медитативной осознанности.

Вирабхадрасана - поза героя

Вирабхадрасана по Айенгару
Вирабхадрасана по Сидерскому

Б.К.С.Айенгар о виньясе

Слова "виньяса" состоит из двух частей - "ви" и "ньяса". "Ви" значит разделение или разбивка. "Ньяса" - размещение или укладывание. "Виньяса" имеет значение разбивать или разделять и укладывать в определенном порядке. Это метод систематизирования или способ надлежащего расположения. В системе практики асаны, пранаямы и дхьяны, должна рассматриваться идея о необходимых усилиях, что должны быть сделаны, и затем определенное поведение, соединение и реализация должны иметь место. Через виньясу можно найти организованный практический подход - в начале каждой стадии, в каждом шаге и на каждой остановке.

Просто скрутка

Следующим обязательным "гимнастическим" элементом, который должен присутствовать в любой тренировочной программе является, так называемая, скрутка. Стоит отметить, что помимо общеразвивающего эффекта, это упражнение обладает и хорошим терапевтическим потенциалом.

2