Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

История Чаванпраша

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йогатерапия > АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ > История Чаванпраша

Из книги Дж.К. Ойха "Чаванпраш: от ведической эпохи до наших дней»

… Чаванпраш непрерывно эволюционировал в своей истории: от периода существования в виде некой гипотетической концепции до превращения его в реальный продукт. Его преобразование не прекратилось даже после того, как он утвердился в виде продукта, и динамика этого процесса прослеживается также и на всех последующих этапах его развития.

 …Слово «чаванпраш» состоит из двух слов «чавана» и «праша», первое из которых обозначает имя мудреца, хотя у него есть и другое значение – «дегенеративные изменения». Вторая часть этого составного слова обозначает «лекарственный препарат» или «диета» («питание»), которая способствует хорошему пищеварению. 

Таким образом, «Чаванпраш» обозначает такое лекарство или специальную диету (или одновременно и то, и другое), которая изначально предназначалась в качестве омолаживающего средства для древнего мудреца Чавана Махариши, а позже стала использоваться против процессов разрушения, деградации и упадка в организме. 

Впервые упоминание о Чаванпраше встречается в «Чарака Самхите» (2000 до н.э.) в первой главе Чикитсастхана, называемой «Абхайямалакийя Расаяна Пада».

Как это следует из самого названия, данное средство имело весьма существенную связь с мифологией. Осознание и признание подобной аллегории в истории происходении этого уникального аюрведического продукта необходимо для правильной оценки Чаванпраша в его целостном восприятии. Унаследовав часть своего названия согласно легенде от имени мудреца Чавана (или в другом значении слова, обозначающего процесс дегенеративных изменений, происходящих в организме), Чаванпраш и в реальности становится именно тем средством, которое эффективно борется против процессов старения и дегенерации. 

…Конечно, уже всем известна древняя история о том, как Близнецы Ашвины передали секрет этого легендарного средства старцу Чавану, но в то же время они не дали никакой информации относительно рецептуры и его применения. Впервые рецептура Чаванпраша появилась в документальном виде только в «Чарака Самхите». Именно этот вариант рецептуры упоминается и в более поздних источниках, появившихся уже впост-чарака-самхита эру.

ЛЕГЕНДА О МАХАРИШИ ЧАВАНЕ 

Имя Махариши Чавана часто встречается в индийской мифологии и соответствующей литературе в различных контекстах. 

Согласно «Махабхарата» - наиболее популярного эпического произведения, женщина по имени Пулома была его матерью, а его отцом был Бхригу. Однажды Бхригу был покинул свой Ашрам для исполнения некоторых ритуалов. В его отсутствие в их уединенном жилище появилось страшное чудовище и очарованное красотой его жены Пуломы, которая была беременна в то время, захотел овладеть ею. Под влиянием всех пережитых ужасов и страшного стресса, Пулома в итоге лишилась плода… Но ребенок, появившийся на свет раньше времени, а это был мальчик, испепелил с помощью исходящего от него сияния горбатого страшного монстра до основания! Родившийся мальчик, обладатель такой необыкновенной мистической силы, был назван Чаваном; но физически он был весьма слаб из-за своего преждевременного появления на свет…

В последствии Пулома родила ещё семь детей: Ушнао, Шукра, Вакра Ширша, Аюрва, Варенья и Савана. Однако во вселенской истории не было упомянуто ни одного мистического факта, подобного тому, который произошел с Чаваном, касающегося рождения хотя бы одного из них. Таким образом, Чавана удостоился статуса единственного божественного сына Пуломы…

Однажды в далекие времена святой мудрец Чавана медитировал недалеко от пруда. По прошествии продолжительного времени его тело практически полностью покрылось глиной, и только два глаза по-прежнему были видны, как две блестящие точки над поверхносью пруда. Шуканья, дочь царя Шарияти, захотела узнать, что же это такие за светящиеся точки виднеются над прудом, и, добравшись до них, она уколола их - глаза Чавана - острым предметом, так что они стали кровоточить. Тогда Чавана вышел из состояния медитации… Это привело его в неистовство и он пожаловался царю Шарияти. Царь сам пожаловал к Чаване, чтобы успокоить его гнев и попросить извинения. Махариши Чавана согласился забыть происшедшее и простить его дочь, и в знак примирения царь согласился выдать свою дочь замуж за Чавана…

Царь согласился на замужество своей дочери с престарелым святым старцем, но при одном условии. Через некоторое время после свадьбы в скромное жилище мудреца Чавана явились Близнецы Ашвини Кумары, которые предложили ему волшебный эликсир, после приема которого к святому мудрецу снова вернулась молодость… Это средство было названо «Чаванпраш» - по имени мудреца Чавана, а своим происхождением оно обязано небожителям…

Так в истории описывается появление в жизни Махариши Чавана Шуканьи – его второй жены. Первой же его женой была Аручи, дочь Ману. Известно также, что Чавана стал отцом, когда Шуканья родила ему сына, которого назвали Прамати. Кроме того, Чавана был хорошим оратором и выдающейся личностью среди Махаришей того времени. Он известен также и как автор пророческих предсказаний («Мантрадрашта»); его ещё называли Канчана. 

Имя Чавана, как одного из пяти наиболее выдающихся членов семьи Бхригу, также упоминается в некоторых Пуранах. Согласно древним источникам они были родом с юга Индии.

Согласно Ригведе, Чавана был именно тем древним святым, кому удалось вернуть жизненные силы и молодость с помощью Ашвини Кумаров. Но если в Ригведе его имя так и упоминается – «Чавана», то в трактате Сарванукрамани о нем говорится как оБхаргава, т.е. сыне Бхригу.
В дополнение к Ригведе имя Чавана упоминается также и в других ведических литературных источниках как Нирукта.
В классических трудах «Сатпаса Брахмана…» Чавана называется именем Дадхича.

...Согласно другой легенде, однажды Чавана, известный также как Бхаргава илиАнгирас, находясь в одной деревне, сильно заболел и ослаб, и болезнь практически приковала его к кровати. В это время Шарияти вместе со своими детьми проходил через эту деревню. Дети из шалости стали кидаться камнями в больного Чавана. Тогда Чавана пришел в ярость от этого и стал насылать проклятия на них, в результате чего они стали браниться между собой, и их ссора переросла в весьма шумную перебранку. Когда Шарияти узнал о причине такого шума и ссоры, возникшей между его детьми, он пошел к Чаване вместе со своей дочерью Шуканьей, и предложил ему в знак примирения взять её в жены. 

Некоторое время спустя через эту же деревню проходили Близнецы Ашвины, которые, увидев Шуканью, были настолько очарованы её красотой, что даже попросили её развестись со своим стареющим супругом… Шуканья же в ответ на это предложение, не только не согласилась, но и сообщила своему мужу о просьбе Ашвинов. В свою очередь Чавана посоветовал им испытать их магические возможности и божественную силу: в следующий раз им захочется сделать подобное предложение в отношении его жены они должны будут сделать его молодым в ответ на их просьбу! И тем самым они смогут подтвердить свои сверхъестественные возможности…

Когда в следующий раз Близнецы Ашвины посетили эту деревню, то приняли предложение Чавана, и сказали Шуканье, что для обретения прежних сил ему просто нужно окунуться в деревенский пруд, и тогда он вновь обретет силы и возвратится именно в тот период своей молодости, о котором мечтает. Это так и случилось, и старец Чавана после купания в пруду снова стал молодым! Когда же Ашвины потребовали отдать им его жену Шуканью, то Чавана ответил, что своим чудесным преобразованием он обязан только божественному пруду, в который он окунался, а они ещё должны доказать свои незаурядные способности…

...Однажды в Курукшетру на праздник представления божественной Яйны были приглашены все божества за исключением Ашвинов. Они могли продемонстрировать свои силы, оспаривая права на самые престижные места, и Близнецы Ашвины действительно вынуждены были неистово бороться, чтобы занять полагающиеся им по праву места. Эта необычная борьба между Индраитами и Атарвангирамипродолжалась затем в течение длительного периода. После того, как Ашвины в итоге примкнули к Атарвангирам, они возглавили их сообщество. Поскольку Чавана был также одним из Ангирасов, они стали помогать друг другу. С этого времени слава и уважение Ашвинов стали славой и уважением всего сообщества Атарвангиров, что было обретено ими за их выдающиеся заслуги в борьбе за национальные интересы в масштабах всей страны. 
Однако с течением времени оба сообщества стали меньше враждовать и начали постепенно сближаться; впоследствии их разногласия переросли в прочные взаимоотношения. 

...Имя Чавана упоминается также во второй главе «Чарака Самхиты» - в разделе «Расаяна» - в той части, где рассказывается о Чаванпраше. В этой «Самхите» говорится о том, что в те давние времена старцы, подобные Чавану, желающие вернуть прежнюю жизненную силу, приобретали не только её, но и невероятное долголетие за счет применения этого целебного Расаяна-эликсира. 

В другом контексте «Чарака» описывает, как некий Риши Чавана из области Бхригу, неистово молился и просил у Богов избавления от многих заболеваний, преследовавших его в старости, в результате чего его голос совсем ослаб… Ашвины, видя это, исполнились к нему состраданием и сделали его снова молодым. 

...Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что Махариши Чавана страдал от своего преждевременного старения и соответствующих болезней. Однако он смог избавиться от всех негативных проявлений старости и болезней благодаря специальному средству, рецептуру которого ему сообщили Близнецы Ашвины. И именно это средство получило в последствии название Чаванпраш… 

Можно с полным правом также интерпретировать значение этого названия и рецептуры соответственно - Чаванпраш – как средства, контролирующего дегенеративные процессы в организме, что соответствует другому значению слова «чавана». 

Таким образом, мифологический аспект происхождения Чаванпраша только подтверждает его исключительную эффективность как омолаживающего средства и как средства, возвращающего жизненный потенциал...

см. также:  Состав Чаванпраша      Применение чаванпраша     Свойства     Отзывы    Отзывы специалистов   Чаванпраш Химани Сона Чанди   История Чаванпраша  


Советуем посмотреть

Существует ли женская йога?

Женская йогаТак сложилось, что большинство посетителей йога-залов – это женщины. В связи с этим часто возникают вопросы типа: 
- Существует ли женская практика?
- И следует ли женщине тренироваться наравне с мужчинами?
Мнения самих практикующих женщин и женщин-инструкторов, на сей счет отличаются полярностью. Одни говорят, что нет никакой женской практики и «перед йогой все равны», другие же говорят, что женская практика должна весьма сильно отличаться от мужской. 

 

Интервью с Алексеем Соколовским о йоге и вегетарианстве

Алексей Соколовский – московский преподаватель Хатха-йоги, журналист, пишущий о Йоге и здоровом образе жизни, целитель японской системы Рэйки, вегетарианец.

Интервью с А.Сидерским

Сидерского считают одним из ведущих специалистов мира в области разработки современных методик преподавания йоги и психотронных тренировочных технологий. Он создал систему упражнений, ставшую сенсацией в профессиональных кругах. Практикует йогу более тридцати лет, поэтому способен закручивать собственное тело чуть ли ни в морские узлы. Благодаря ему русскоязычный читатель познакомился с учением индейского племени яки в интерпретации Карлоса Кастанеды. Именно Сидерский перевел его книги «Отдельная реальность», «Путешествие в Икстлан», «Огонь изнутри». Также он приложил руку к переводу «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.

О.Буланова. Освоение Базовых Пранаям - 2

Во второй части описываются техники базовых пранаям: Капалабхати, Бхастрика, Полное йоговское дыхание, Сурья Бхедана пранаяма, Чандра бхедана пранаяма, Нади Шодхана пранаяма, Анулома-Вилома, Уджайя, Ситали, Ситкари, Бхрамари. Дается рекомендуемая последовательность выполнения пранаям.

Учебное видео Хатха Йога с Ольгой Булановой. Пранаяма - полный учебный курс, иллюстрирующий все описанные техники.