Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Литература > Статьи > ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ

alt=

Несколько вспомогательных инструментов для того, чтобы сделать свою духовную практику устойчиво ежедневной.

1. Первое условие – НЕ НАДО БРОСАТЬСЯ НА ПРАКТИКУ. Дайте вашей духовной практике постепенно войти в вашу жизнь. Если вы сразу начнете мучить себя полуторачасовыми ежедневными занятиями, то очень быстро бросите. Невозможно сразу объять необъятное! Возьмем к примеру физическую гимнастику. Невозможно сразу отжаться сто раз без предварительной подготовки. Начинайте понемногу, делайте пять-десять отжиманий, но ежедневно. Также и с духовными практиками. Вам будет тяжело медитировать каждый день по часу, если тело и ум к этому не готовы. Можно начать понемногу, с десяти минут. Поставьте будильник. Для начала этого вполне достаточно, но практикуйте так, как будто это последние десять минут вашей жизни, с полной отдачей. Когда почувствуете, что хотите увеличить, увеличьте до пятнадцати минут и так далее. Например, можно увеличивать по пять минут каждый месяц

2. Это условие касается, в первую очередь, выполнения асан и/или других физических составляющих практики – ИЗБЕГАЙТЕ БОЛИ. Боль – показатель разрушения в теле, не доводите до нее. Научитесь поддерживать грань напряжения, не переходя границу боли. Физические нагрузки – это прекрасно, они необходимы телу также как и еда, но если переесть, будет плохо! Не получиться сразу сесть в позу лотоса, еще никому это не удавалось. Зато многим удалось повредить себе колени при этих попытках. Например, мне. Поза придет, шаг за шагом…

3. Это условие вытекает из предыдущего. ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРАКТИКИ. Ум всегда тянется к удовольствиям, это его природа. Используйте эту тенденцию. При условии выполнения предыдущих двух условий, это будет несложно. Практика, в первую очередь, удовольствие от общения с телом, умом, удовольствие побыть с самим собой. Используйте ее как возможность побыть только с собой. Включите музыку, зажгите благовония и свечи, обставьте атмосферу по своему вкусу. Сделайте из практики ритуал, праздник.

4. ДИЕТА – важное условие для поддержания ума в спокойном уравновешенном состоянии, что, конечно же, способствует личной практике. Старайтесь употреблять свежеприготовленную натуральную еду. Главное здесь, не доводить до фанатизма. Диета подберется сама, естественным путем в процессе практик. Когда тело и ум очищаются, они сами отказываются от ненужной (мусорной) еды. В какой-то момент вы просто не сможете есть то, без чего, казалось, не могли раньше. Это естественный процесс.

5. Используйте ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯКОРЯ, помогающие войти в определенное состояние, в состоянии практики медитации. Это может быть любимая музыка или благовония, любимый коврик для йоги, на котором хочется практиковать и т.д. Те, кто практикует повторение мантр или молитв, часто использует четки, которые со временем дают обратный эффект. Только берешь их в руки, ум уже входит в медитативное состояние. В шаманизме, например, используют музыкальные инструменты. В христианстве иконы и изображения святых. Это зависит также от того, какое направление вы выбрали. Якорь может быть персональным, экспериментируйте.

6. СТАРАЙТЕСЬ ДЕЛАТЬ ВАШУ ПРАКТИКУ С УТРА. В это время ум отдохнувший и вам будет гораздо проще собраться. Также в это время и по той же причине будет гораздо проще концентрироваться. Конечно, лучше сделать практику в любое время, чем не делать вообще, но я никогда не поверю, что невозможно найти 10-20 минут с утра. Вообще практику лучше выполнять в одно и то же время. Это еще один мощный психологический якорь. Со временем ум сам собой будет входить в состояние практики к этому времени. Особенно если вы делаете ее с утра, заряд на весь день обеспечен.

7. ПОБЛАГОДАРИТЕ СЕБЯ после выполнения. Вы молодец, вы делаете это. Даже если случились какие-либо непредвиденные обстоятельства, и вы не выполнили свою ежедневную практику, не нужно себя ругать. Это еще одна уловка ума. При этом очень важно настраивать его на позитивный и лад и быть благодарным себе, хвалить себя за выполнение, чувствуя удовлетворение от проделанной работы.

8. И, наверное, самое главное условие – ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ. Необходимо четко осознавать, зачем вы это делаете. И чем больше ваша цель, тем больше подцелей она будет включать в себя. Например, нет смысла ставить целью здоровье (если конечно случай не критический или вам действительно необходимо поработать над ним). Хорошее здоровье, например – это побочный продукт йоги. Оно придет само собой при регулярных практиках. Есть смысл поставить себе цель поглобальнее, например, просветление или сверх способности. Один мой друг поставил себе прекрасную цель, быть осознанным. В какой-то момент ему просто надоело терять и забывать вещи и попадать в небольшие нелепые случайности. Ему надоело витать в облаках и захотелось больше быть в здесь и сейчас. Прекрасная цель!

Здесь я привел те вспомогательные инструменты, которые использовал в личной практике. Этот список не окончателен и не является аксиомой. Может, есть еще варианты, проверенные вами. Буду рад, если поделитесь. В любом случае, к каким инструментам вы ни прибегали, важно, чтобы они использовались!


Советуем посмотреть

Помочь сайту

Вы можете просто ИСКРЕННЕ ПОЖЕЛАТЬ УДАЧИ нашему проекту - МЫСЛЬ МАТЕРИАЛЬНА!

Шри Юктешвар (1855—1936)

Свами Шри Юктешвар Гири (1855—1936), индийский Джнянаватар, «Воплощение Мудрости», гуру Парамахансы Йогананды и парамгуру крийябанов — членов Братства Самопознания.

КАРРИ С НУТОМ И ОВОЩАМИ

Соль , гарам масала, молотый кориандр, молотый кумин, молотая куркума, красный перец чили, черный перец, нут, томатный сок, стакан кокосового молока, нашинкованная кинза

Медитация. Траттака

Цель всех медитативных практик состоит в достижении сосредоточения ума. Один из самых простых, и эффективных методов — это техника тратаки. И что самое важное, она может непосредственно вести к медитации. Практика тратаки включает в себя немигающий взгляд в одну точку или на какой‑либо объект. Объектможет быть либо внешним по отношению к телу, в этом случае практика называется бахир тратака, либо внутренним, и тогда она называетсяантар тратака  (внутренний взгляд). Посредством этого метода всё внимание и сила ума сливаются в один непрерывный поток.