Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Христианские медитации

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и Религия > Христианские медитации

Христианские медитации

Историки так до конца и не разобрались, «жил ли Иисус в Индии», хотя полагают, что обладают достаточными доказательствами того, что Христос там учился (у мастера йоги). Но как бы то ни было, некоторые древние и средневековые христианские техники родственны классической йоге Патанджали. 

Нравится это самим верующим (и йогам) или нет, но с точки зрения практик у христианства и йоги немало общего. Например, следующие вполне «йоговские» медитации практикуются некоторыми христианами – и конечно, йоги в целях углубления практики медитации могут пробовать их делать – независимо от стиля, который они «исповедуют». 

Главной проблемой к выполнению этих упражнений может стать нормальный для современного человека объем стресса. Как пишет брат Антоний де Мелло в своей книге «Садхана: путь к Богу», «современный человек, к сожалению, заражен нервным напряжением, так что для него почти невозможно погрузиться в тишину. Если он хочет молиться, он должен сначала научиться быть неподвижным, успокаивать себя». Однако избавление от напряжения и стресса, очерствляющих сердце, может стать достойной наградой для искренне ищущего, и послужить стимулом продолжать практику. 
Иисусова молитва 

• Принять удобное положение, сидя с прямой спиной. Расслабить плечи, лицо и все тело, насколько возможно. Продолжаем 3-5 минут. 

• Затем направить внимание на дыхание. Наблюдать каждый вдох так, словно он идет через сердце, и мысленно посылать его с выдохом из сердца наружу. Продолжаем 3-10 минут. 

• Когда ум успокоен, сконцентрировать все внимание в сердце. Затем начать повторять мысленно, как бы говоря «сердцем»: «Господи, И(и)сусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя(меня)». Слова должны быть синхронизированы с дыханием: на вдохе повторяем «Господи, Иисусе Христе», задерживая дыхание – «сыне Божий», на выдохе – «помилуй мя». Продолжаем 5-10 минут (т.е. делаем так 15-30 раз). 

• Если внутри появляется ярость, гнев, обида – просто наблюдаем это сопротивление эго, не отождествляясь с ним, как наблюдали бы болезнь или гнев. Больше внимания обращаем на дыхание. Выдыхаем весь негатив из себя с покаянием, и напитываемся радостью сердца. Эту медитацию надо делать в состоянии всепринятия, люди, сдачи на милость высшего, и искреннего вдохновения на хорошие дела – но вначале может быть нелегко. Пробуждающаяся Анахата (духовное сердце) дает в итоге очень приятные, тонкие переживания, но поначалу может быть необходимо пройти через небольшой дискомфорт или даже болезненные ощущения (из-за «блокировок» - обид - на сердце). 

Дыхание веры 

• Принять удобное положение с прямой спиной. Расслабить плечи, лицо и все тело, насколько возможно. Продолжаем 3-5 минут. 

Почувствовать (или представить), что каждый вдох наполнен силой и присутствием Бога. Бескрайний океан воздуха окружает вас – это океан божественной милости. С каждым вдохом чувствуем, как эта милость наполняет тело радостью. 

• Когда появилось чувство наполненности, счастья – «отвечаем» Богу. Но делаем это не словами, и даже не в мыслях – а самим своим дыханием. Выдыхаем воздух, как слова искренней молитвы, как словословие. Каждым выдохом словно говорим: «Боже, я иду к Тебе», «Господи, я люблю Тебя», «я полностью сдаюсь на милость Твою, да будет воля Твоя»… Если приходят подобные мысли – позволяем им течь, но стараемся именно почувствовать, что с каждым выдохом мы словно преклоняемся перед Ним, словно возносим беззвучную молитву самим дыханием. 

• Так можно продолжать столько, сколько есть времени или сколько кажется правильным. Если появляются слезы, боль – или большая радость – не сдерживаемся (но и не превращаем специально медитацию в покаяние или сеанс экстаза). Эмоции могут быть очень сильными, в любом случае не подавляем их – ведь Бог в своей мудрости все видит, и все принимает. 

Бог в маленьких вещах 

Известно, что некоторые христианские мистики, практиковавшие искусство медитации, достигая божественного откровения, испытывали интересное состояние: видение Бога во всем, даже в незначительных вещах (живых и неживых). После такой реализации, они не могли больше делить вещи на «важные» и «неважные», ведь Бог – в каждой из них - значит, все они чудесны! Весь мир становился для такого адепта проявлением славы Божьей, Его величия и милости. Например, Св. Франциск Ассизский, мог пребывать в таком состоянии дни и ночи напролет, и слова, которые он говорил тогда были ли «Бог мой и моё всё, мой Бог и моё всё». Он чувствовал единство со всем сотворенным миром, называл Луну и Солнце, звезды, реки, деревья, птиц своими братьями и сестрами, разговаривал с животными как с людьми. Другой христианский мистик, Св. Антоний из Падуи, однажды прочел проповедь рыбе в пруду. Схожие состояния мы находим в описаниях практик суфийских мистиков, они описаны в поэзии Кабира и Руми. Очень хорошо, если в моменты духовного вдохновения, воодушевления мы вспомним, что весь мир – божественное творение, и неважно, насколько важными или неважными нам представляются вещи, люди, животные: ведь и для Бога, и для просветленного сознания – все равны, и все достойны любви. 

«Духовные упражнения» Св. Игнатия де Лойолы 

Знаменитые «духовные упражнения» для монахов, составленные Св. Игнатием де Лойолой, известным христианским святым и подвижником, состоят в визуализации – ярком мысленном представлении – событий из жизни Христа. Выдающаяся испанская монахиня Тереза Авильская успешно делала такую практику. Она признавалась, что ее ум очень беспокоен, и единственное средство, которое его могло угомонить это представлять картины из жизни Христа, например Христа в Гефсиманском саду, в ночь перед распятием. Тереза Авильская представляла тогда всю сцену сомнений, молитвы Христа и т.п. очень ярко – так, словно была рядом и наблюдала это событие во всех деталях, и погружалась в глубокий покой и благость. Так она создала множество подобных визуализаций. Одной из ее любимых медитаций была такая: «Представь, что твое сердце – чудесный сад, где Иисус гуляет среди цветов; представь, что твоя душа живет в хрустальном дворце, и в самом центре его – сверкающий брильянт, который есть Бог». В ордене Бенедиктинцев практиковался схожий метод: монах читал отрывок из Библии, а затем старался ярко, «как наяву», представить прочитанное, и потом размышлял над смыслом этого урока. 


Советуем посмотреть

Молоко и молочные продукты в Аюрведе

Аюрведа особо подчёркивает необходимость регулярного употребления молока и, более того, утверждает: каждому здоровому человеку следует пить молоко. Человека, не способного к усвоению молока, можно считать нездоровым, нуждающимся в лечении, что позволит ему в итоге вновь начать пить молоко. Постулат о пользе молока не подлежит в Āюрведе никаким сомнениям. Почему же молоку придаётся такая важность?

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

О взаимоотношении полов с точки зрения йоги

Йога "читта-вритти-ниродхах". А.Сидерский

Слово «йога» — санскритское. Прямой перевод – «узда», «упряжь», «упряжка». Существует множество других значений. Но, судя по всему, все они имеют более позднее происхождение, чем собственно факт экспериментального осознанного вычленения некими человеческими существами определенного способа достижения вполне конкретного состояния сознания. Попробуем выбрать из трех вариантов перевода наиболее адекватный. Иначе нам будет весьма сложно понять, что именно имели в виду древние. Подсказка – в определениях, данных понятию «йога» теми, кто ввел в употребление сам термин.