Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Халасана

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Халасана

ХаласанаПротивопоказания в ней те же, что и к первым двум перевёрнутым позам, но кроме того на возможность выполнения этой асаны сильно влияет общее состояние спины. Тому, кто плохо выполняет «Пашимоттанасану» будет трудно иметь дело с позой плуга. Шейный отдел позвоночника загружается здесь значительно сильнее, нежели где нибудь ещё.

Для начинающих техника будет такой же, что и для начала «Сарвангасаны». Приняв доступную форму, вы должны оценить степень напряжения в шее, спине и пояснице. Если вначале можно опустить на пол только немного согнутые в коленях ноги — пусть будет так. Главное, чтобы в этом положении вы могли расслабить тело и свободно дышать, то есть иметь возможность релаксировать и сознание, находясь, пусть пока в «испорченной» «Халасане», но без ощущений.

 

 

Излишне добавлять, что весь описываемый ход событий происходит с подкладкой площадочного типа, применение которой детально изложено в начале этой главы.
Как только возникнут ощущения, следует выйти из позы, сильно опираясь в пол руками, чтобы резко не упасть на спину. Вообще опускаться желательно в таком темпе, чтобы неприятности не возникали.

Если позвоночник в каком либо из своих сегментов слишком «деревянный», то лучше вообще не пытаться силой поставить ноги за головой на пол, а опереть их на что то выше уровня головы, скажем, на сиденье стула.

Некоторым приходится начинать «Халасану» именно с этого. По мере того, как ноги понемногу начнут опускаться ниже, можно приспособить для опоры что нибудь другое, например — стопку достаточно массивных книг. Затем, следуя естественному темпу адаптации к форме, можно удалять их одну за другой, и вы постепенно начнёте доставать пальцами ног до пола, опираться на него свободно, двигать туловище назад, пока спина не составит с полом угол меньше девяноста градусов, ставить колени на пол возле ушей («Карнапидасана»), на пол за головой и т.д.
Во всех промежуточных стадиях приближения к традиционной форме «Халасаны» цель одна: никогда не удерживать вес тела мышцами спины, они не должны мешать специфической работе позвоночника, который нагружается пассивно. Особое внимание обратить на отсутствие телесных ощущений в повседневности, которые могут быть вызваны практикой «позы плуга» (впрочем, это относится ко всем трём перевёрнутым позам). Если такие ощущения возникли, особенно в шее, следует немедленно прекратить практику асан, которые их вызывают, и сделать для себя чёткий вывод: что то делается неверно, либо вы перегрузились.

Позже, когда перевёрнутые позы будут освоены, предел времени их выдержки определяется появлением признаков перегрузки по кровообращению, а до того надёжнее ориентироваться именно на отсутствие непривычных ощущений как в самих этих асанах, так и после их выполнения. Речь не о том, что необходимо исключить из практики эти позы, если в повседневности возникла боль, это само собой подразумевается. Если даже ничего конкретно и не болит, но просто всё время чувствуется, потягивает и спорадически простреливает, слабо, едва ощутимо, в спине либо шее — вы уже травмированы. Часто бывает так, что острая травма в мышцах и связках при неверном подходе к выполнению «свечи» и «плуга» настигает человека внезапно, без предварительной болевой преамбулы. Несколько дней малопонятного фона в шее, между лопаток, а потом, при каком то совершенно рутинном манёвре среди бела дня боль втыкается в спину, как нож. Особенно скверно проявляют себя в этом отношении межлопаточные связки, стоит их «стронуть» — и это надолго.

Кроме того, начинающие почти всегда допускают ещё одну стандартную ошибку. Как только болевые ощущения проходят (а чаще — и не дожидаясь, пока боль исчезнет совершенно), пусть даже они отличались приличной остротой и длительностью, энтузиаст нетерпеливо возобновляет практику перевёрнутых поз. И, конечно, травма снова возвращается, причём нередко в более усиленном виде. Прекращение боли ещё не показатель окончательного выздоровления. Например сломанная рука, срастаясь, с какого то момента уже не болит, но кому придёт в голову обращаться с ней, как со здоровой?

Поэтому прежде чем заново приступить к практике той позы, посредством неграмотного исполнения которой вы получили не проходящие ощущения (не говоря уже о травмах), необходимо спокойно и не дергаясь прожить некоторое время до их самопроизвольного затухания в быту, выполняя те асаны, которые никак не затрагивают травмированную область тела. Всё зависит от интенсивности повреждения, которое имело место. Иногда затронутое перегрузкой место не грех поберечь и месяц другой.

Вообще вопрос ожидания эффекта от практики асан весьма интересен. Ожидание — суть напрасно потраченное, не наполненное полезным содержанием время. «...Нетерпение, характерное для ожидания, не приносит пользы организму; снижает его эффективность (во всех действиях). Человек ожидающий забывает о том, что процесс может быть не менее приятен, чем результат...»  (А. Маслоу, «Мотивация и личность», с.315). Дело, конечно, не в приятности, а в том, что восстановление здоровья, имеющее место в результате практики асан, всегда происходит совсем не так, как этого хочется человеку, реальное время регенерации не соответствует ожидаемому, оно всегда намного больше. Прежде чем ожидать и хотеть быстрого результата следует вспомнить, сколько лет вы угнетали тело безо всякой пощады и здравого смысла.

Возвращаясь к проблеме травм, приведу в качестве иллюстрации дикий случай, имеющий прямое отношение к перевёрнутым позам йоги, о нём поведал мне в середине восьмидесятых годов заведующий лабораторией функциональной диагностики бывшего Всесоюзного (теперь — Всероссийского) Центра вегетативной патологии, что расположен на улице Россолимо в Москве. Этот человек был родом из Кишинева, и однажды, когда зашла речь о стойке на голове, он сказал: «Помнишь, не так давно в журналах „Наука и жизнь“ был опубликован цикл статей о йоге, где автором был некий Воронин? Мы ещё тогда удивлялись: и как только ему удалось протолкнуть это через цензуру... Так вот мой друг, а он тогда работал главным нейрохирургом Кишинева, вскоре мне заявил, что теперь знает в лицо каждого йога в нашем городе. Шутка, конечно, но в общем было не до смеха, иногда по несколько человек в день привозили в травмопункты. Ну, какая там физическая форма у женщин, особенно если после сорока?! Взгромоздилась кое как на голову, фактически без всякой подготовки, и пытается стоять, да ещё страховка по боку, мы и сами с усами... И результат, часто соответствующий такому исполнению, — подвывих позвонков и частичный либо полный паралич... И шеи ломали насмерть, с чем только не приходилось тогда сталкиваться, мама дорогая! Я бы лично этому „спецу“ по Хатха йоге его деревянную голову отвернул, чтоб не на чем стоять было, ведь это же причинение преднамеренного вреда людям посредством дезинформации в печати. Ты только вдумайся в этот маразм: „Через две недели после начала занятий можно с уверенностью вставать на голову, что будет каждому весьма полезным“ А как это называется!?»

Как это называется было понятно ещё тогда, теперь — тем более, а мы пока ещё раз напомним, что тем, у кого есть проблема гиперфункции щитовидной железы можно и нужно выполнять «Сарвангасану» и «Халасану», но лишь в таком варианте, когда высота подкладки даёт возможность не подводить подбородок к груди, оставляя между ними необходимый зазор, при котором исключено даже малейшее сдавливание области щитовидной железы.

После выполнения подряд всех трёх перевёрнутых асан (в основном виде или с вариантами) необходимо соблюсти следующие рекомендации: никогда резко не вставать, спокойно лечь в «Шавасану» на полторы две минуты после каждой позы (последовательность их всегда одинакова: «Сиршасана», «Сарвангасана», «Халасана»). Если выдержка стойки на голове составила от десяти до пятнадцати минут, отдых перед «Сарвангасаной» должен быть не менее трёх. Если «свеча» длилась десять минут — отдых перед «Халасаной» также три минуты. «Поза плуга» пять минут, отдых — две минуты с обязательной последующей разгрузкой, которая заключается в выполнении «Джатхара Паривартанасаны» (с опусканием ног на пол и расслаблением тела в таком положении) по две минуты в каждую сторону.
Если по каким то соображениям вы желаете выполнять «стойку на голове» после «свечи» и «плуга», то между ними должно быть, по крайней мере, пятнадцать минут времени, заполненного другими позами.
Вот, пожалуй, и всё, что можно вкратце сказать по приведённому выше двухдневному комплексу асан, потому что углублять тему можно очень долго, даже по каждой отдельно взятой позе.


Советуем посмотреть

Осваиваем прогибы - часть 1

Прогибы назад обычно остаются крепким орешком даже для тех, кто занимается йогой уже не первый год. Да что скрывать: многие серьезно опасаются прогибов, отдавая предпочтение другим асанам. Причины могут быть разными: кто-то считает себя негибким, у кого-то — ревматизм в начальном стадии или ушиб поясницы.  А ведь вытяжения назад обладают великолепным тонизирующим эффектом, позволяя растягивать фронтальную поверхность позвоночника и раскрывать грудную клетку. Эти позы заряжают энергией, и поэтому хорошо подходят для утренней практики.

Аштанга виньяса йога – мифы и реальность

Шри К. Паттабхи ДжойсЕсли говорить о стилях, оказавших наибольшее влияние на сегодняшнюю хатха йогу на Западе, то, в первую очередь, на ум приходят йога Айенгара и Аштанга виньяса. Под «влиянием» я имею в виду не только популярность самого стиля, но и то, какое значение он имел в развитии более молодых школ. И здесь Аштанга Виньяса Йога занимает одно из первых мест, породив целую плеяду вариаций и подражаний. Кроме того, многие из создателей интересных и самобытных направлений, в той или иной степени, используют ее методики, некоторые в прошлом занимались Аштангой, например, один из основателей  «Дживамукти йоги» Дэвид Лайф, вообще, долгое время был авторизованным преподавателем АВЙ.

Б.К.С.Айенгар о виньясе

Слова "виньяса" состоит из двух частей - "ви" и "ньяса". "Ви" значит разделение или разбивка. "Ньяса" - размещение или укладывание. "Виньяса" имеет значение разбивать или разделять и укладывать в определенном порядке. Это метод систематизирования или способ надлежащего расположения. В системе практики асаны, пранаямы и дхьяны, должна рассматриваться идея о необходимых усилиях, что должны быть сделаны, и затем определенное поведение, соединение и реализация должны иметь место. Через виньясу можно найти организованный практический подход - в начале каждой стадии, в каждом шаге и на каждой остановке.