Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Горакшасана – основная поза для практикующих тантра-йогу

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Каталог Асан > Горакшасана – основная поза для практикующих тантра-йогу

alt=

Автор: Пандит Раджмани Тигунайт, 12 июня 2014г.

 

В северной Индии можно встретить йогинов, приверженцев древнего учения, которых называют йогинами-канпхатами, странствующих садху с проколотыми ушами, которые являются последователями тантрического адепта, известного как Гуру Горакшанатха. В Западной Индии и Пакистане эти садху называются горакнатхами в честь своего учителя. В тибетском и гималайском королевствах они называются сиддхами. Но на какое бы название они не претендовали, садху традиции натха-йоги являются хранителями наиболее аутентичных, традиционных и строгих практик йоги.

Во время поездки в Катманду, Непал, вы можете побывать в храме Гуру Горакшанатха или заглянуть в его пещеру около реки в городе Уджайн, Индия. Если вам повезет, вы сможете увидеть садху, тянущих ноги или скручивающих спины в то время как мастер дает следующие инструкции: «Освободите крестец, расслабьте бедра и ощутите священное пространство области промежности, таза и пупка. Силой пранаямы войдите в дворец, скрытый за пятью священными костями крестца, а силой концентрации окунитесь в сияние, исходящее от лица Трипура-сундари, Богини красоты и счастья. Вот так практика хатха-йоги может открыть дверь к вашей безграничной шакти – кундалини».

Что же такого особенного в этих йогинах? Они имеют непоколебимую веру в универсальную мудрость, которая гласит: «Овладевая одним, ты совершенствуешь все остальное». Они выбирают одну асану и пратикуют ее до тех пор, пока не осваивают полностью, организуя все остальные дисциплины так, чтобы те содействовали их цели. Одна из их самых любимых асан – это бхадрасана, которую они предпочитают называть горакшасаной. Почему? Потому что, согласно легенде, она была открыта основателем их традиции – Гуру Горакшанатха (Горакшанатх в местных индийских наречиях).

Что же такого особенного в горакшасане? Что вы можете обрести, практикуя ее? Как горакшасана может сделать вас здоровее, счастливее, сильнее и энергичнее? Какое воздействие эта поза оказывает на здоровье? Какое влияние эта практика имеет на ум? Как она пробуждает кундалини-шакти? И что общего у сидячей позы, подобной этой, с духовным раскрытием?

Горакшасана особенна потому, что замедляет и, в конечном счете, обращает вспять процесс старения. Это громкое заявление, однако древние манускрипты и йогины, описывающие традиционные практики, подтверждают его. Давайте рассмотрим то, как горакшасана ускоряет процесс выздоровления и омоложения, освобождая нас от болезни и пожилого возраста и, в конце концов, помогая нам жить яркой жизнью.

Согласно йогинам, тело подобно богатому дому, а старость подобна вору. Известно, что воры скрываются в темных и заброшенных местах. Они проникают в дом через черный ход или редко используемое окно. Так же обстоят дела и с этим древним вором, старостью. Она проникает в наше тело через задний ход, муладхара-чакру, чакру области промежности. Старость также может воспользоваться двумя нижними отверстиями – мочеполовыми или выделительными органами, к которым мы обычно относимся с огромной небрежностью. Невежество, грузность, лень, инертность и неопрятность зачастую сопровождают эту область. В результате, старость, болезнь и, в конечном счете, смерть получают выгоду от условий, которые взяли верх в данной области. 

Чем мы менее гибки, тем меньший поток пранической энергии протекает по мозгу и спине, а чем инертнее праническая энергия, тем быстрее мы стареем.

Первым признаком и симптомом того, что вор пробрался в наше тело, является неподвижность в крестце и пояснице. Чем менее гибки и более сжаты поясница и крестец, тем менее гибкими и более сжатыми становятся основание мозга и верхний отдел шеи. Чем сильней эта сжатость, тем меньший поток пранической энергии протекает по мозгу и спине, а чем инертнее праническая энергия, тем быстрее мы стареем. Это случается тогда, когда мы замечаем, что поясница сжата, или заблокирована, и как бы заклинена. С энергетической точки зрения, мы чувствуем себя ленивыми и уставшими, а с эмоциональной – обремененными страхом, тревогой и чувством безысходности. 

Практикуя горакшасану, мы восстанавливаем природную активность тела, преодолеваем лень и инертность и обновляем и тело, и разум.

Посредством практики горакшасаны, мы можем получить доступ к основанию спины. Оттуда мы можем вытянуть спину вверх и достичь пространства внутри плечей и шеи. Затем, с помощью пранаямы, мы можем разжечь огонь кундалини (жизненной силы) и зарядить энергией все внутреннее пространство тела, начиная от промежности и заканчивая макушкой головы. Таким образом, практикуя горакшасану, мы можем восстановить природную активность тела, преодолеть лень и инертность и обновить и тело, и разум. В конце концов, углубленная практика горакшасаны освободит ум от отрицательных мыслей и низких эмоций, позволяя ему раскрыть психическую и духовную энергию, которая часто дремлет глубоко внутри нас.

Так как горакшасана является продвинутой сидячей позой, вы должны иметь сильную поясницу и гибкие тазобедренные суставы, бедра, колени и лодыжки для того, чтобы практиковать ее безопасным образом. Эта асана также требует исключительный уровень подвижности в крестце и тазобедренных суставах. Разогрейтесь с помощью простых растяжек для того, чтобы вытянуть поясницу, колени и лодыжки, а также увеличить подвижность тазобедренных суставов. Поза бабочки (баддха конасана) – это одна из подготовительных растяжек и начальное положение для горакшасаны.

Сядьте, соединив стопы вместе поближе к тазу. Для того, чтобы раскрыть тазобедренные суставы и вытянуть внутреннюю поверхность бедра, жмите колени вниз. Уделите достаточно времени тому, чтобы усовершенствовать и полностью овладеть позой бабочки, обретя достаточную гибкость, чтобы бедра и лодыжки могли спокойно лежать на полу. В конце концов, вы сможете придвинуть стопы еще ближе к тазу. Убедитесь, что пятки и пальцы ног плотно прижаты друг к другу. Затем поместите руки на полу позади таза и приподнимите таз, оставляя стопы на полу (рис. 2). Покачайтесь туда-сюда и наконец передвиньте таз вперед над стопами, стопы и колени остаются на том же месте на полу. В кульминационной стадии этой позы, промежность должна прислониться к лодыжкам.

На данном этапе, все тело покоится на стопах и мышцах внешней поверхности голени, а промежность помещена на пятки. Как только вы комфортно уселись, поместите руки на бедра, пальцы должны смотреть в сторону, и вытяните позвоночник вверх, давя руками на бедра. Выпрямите руки, напрягите локти и толкайте плечи вверх к ушам, вытягивая лопатки и весь плечевой пояс вверх и вперед. Если удержание этой позы не причиняет сильного дискомфорта, расслабьте локти, тяните плечи назад и выверните весь плечевой пояс, в то же время поднимая лопатки вверх и вперед. Это положение позволяет вам работать глубоко внутри плечей, шеи и ключиц. Как только напряжение в тазобедренных суставах, коленях и лодыжках перестало быть приятным, мягко выйдите из горакшасаны и примите удобную сидячую позу. Вытяните ноги и помассируйте любую область, где вы, возможно, чувствуете легкий дискомфорт.

Мастера тантра-йоги используют бандхи (замки), задержку дыхания и повторение мантр для того, чтобы довести горакшасану до финальной стадии. Этот уровень практики возможен только тогда, когда вы способны спокойно сидеть на пятках, в то время как ступни располагаются настолько глубоко под тазом, что вы можете сидеть с прямой спиной. Вдобавок, к этому времени вы должны овладеть бандхами, пранаямой и задержкой дыхания. Чтобы выполнить данный вариант, поместите ладони на бедра ближе к коленям, вытяните все туловище вверх и напрягите локти. Затем сделайте полный выдох и одновременно выполните все три бандхи: мула-бандху (корневой замок), уддияна-бандху (брюшной замок) и джаландхара-бандху (шейный замок). Задержите дыхание, закройте глаза, направьте внимание к области пупка и представляйте огонь в области солнечного сплетения. Если вы регулярно практиковали задержку дыхания и можете не дышать более 30 секунд, тогда во время визуализации огня в области пупка, мысленно слушайте звук рам, рам, рам – биджа-мантру священного огня.

Горакшасана – одна из наиболее выдающихся среди всех других поз, которая дает возможность разуму и дыханию проникнуть в пространство внутри священных костей крестца. По этой причине, йогины называют ее бхадрасана – священная или благодатная поза. В продвинутых тантрических практиках, мастера требуют, чтобы ученики практиковали эту позу до того, как перейдут к выполнению более эзотерических практик тантры. Горакшасана – это дверь в пространство, скрытое глубоко внутри таза, где, согласно тантра- и кундалини-йоге, находится муладхара-чакра. Эта чакра, если здорова и находится в равновесии, дает и телу, и разуму стабильность. Если же муладхара-чакра вышла из равновесия, она становится источником различных ментальных нарушений: страх, тревога, сомнение и чувство незащищенности. Вот почему тантрический гуру и основатель традиции натха-йоги Горакшанатха практиковал данную позу настолько скрупулезно, дав своим последователям полное право назвать эту асану в его честь.

Статья переведена для Энциклопедии Йоги с английского языка Натальей Фроловой .
Перепечатка статьи возможно только при условии активной ссылки на сайт all-yoga.ru
Источник на английском


Советуем посмотреть

Одувачики

Лечебные и целебные свойства одуванчика применяют для лечения многих недугов и заболеваний. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор. Листья одуванчика — хорошее противоцинготное средство, они благоприятно влияют на работу пищеварительных желез, почек, печени, желчного пузыря.

19-21, 22-25, 26-30 недели

Комплекс хатха-йоги Б.К.С. Айенгара для начинающих. 19-21, 22-25, 26-30 недели