Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Что может йогатерапия

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йогатерапия и Аюрведа > ЙОГАТЕРАПИЯ > Что может йогатерапия

Что может йогатерапия

Не всегда удается поправить и укрепить здоровье с помощью йоги. Почему?

Йоги ставят своей конечной целью не здоровье и не долголетие преходящего плотного тела, а очищение «нетленного духа» — но, тем не менее, то чем занимаются в классах йоги на западе — это оздоровительная йога-терапия. Однако результаты даже такой, приземленной и понятной, практики могут сильно отличаться от школы к школе, и от учителя к учителю. Зачастую можно увидеть сильно травмированных преподавателей йоги или опытных практикующих: после 5 лет практики на деле мало кто обходится без микротравм, т.к., видимо, многие начинают «набирать» сложность тренировок быстрее, чем надо. Проблема реальна настолько, что некоторые учителя уже заранее отказываются брать к себе людей с проблемным позвоночником, поясницей, коленями — потому что знают: их практика лишь усугибит проблемы. Это прискорбно, т.к. правильная йога (в форме йога-терапии) вылечивает любые проблемы со здоровьем

 

 


Йога-терапия — лекарство для духа

Читая в классических трактатах о задержках дыхания на час и более, об остановке мыслеобразвания, о комфортном удержании одной асаны по три часа, и других «сказочных» йога-фактах — абсолютное большинство продвинутых йогов только вздыхает. Давайте попробуем вместе разобраться, в чем же причина такого «трагического разрыва» между обещанным йогой и действительными результатами.

Тот, кто немного познакомился с темой йога-терапии — как позвоночника, так и всего тела в целом, может заметить, что одной только «физиологией» в йоге ничего не достигается. До известной степени, каждый берет от йоги свое, и личная практика — личное дело каждого; цель йоги — вопрос философский. Кому-то правда от йоги нужны лишь упругие ягодицы, это факт. Однако искренне ищущий, усвоив биомеханику и научившись выполнять многие асаны «идеально», и даже иногда с выдающимся мастерством, с огоньком, человек (если не погряз в эго), вдруг может заметить, что он лишь начал открывать для себя некое новое измерение осознавания своего тела — уровень энергии, праны. И что, более того, внешнее совершенство позы и вся хваленая биомеханика тут вообще не при чем.

Кому-то это может показаться странной «шизотерикой», но на практике многие с этим сталкивались: моменты, когда начинаешь чувствовать потоки праны (энергии), чаще всего как необычные ощущения в различных асанах, и тем более пранаямах. В наши дни ни для кого также не секрет, что многие упражнения йоги имеют в себе скрытые «психоделические» эффекты, которые даже не очень продвинутый практикующий может использовать на свое усмотрение (и в меру своей склонности к иллюзиям, «индульгировать» в этом или идти дальше). Все эти необычные эффекты, так или иначе, приоткрывают для многих практикующих неожиданную глубину практик, «второе» дно упражнений, которые профанам кажутся банальными и даже не интересными. Такое «второе» дно обычно находит либо «фанатично» практикующий, либо тот, кому надо с помощью йоги поправить здоровье (или лечить других), и поэтому он изначально внимательно прислушивается к ощущениям в ходе практики. Либо человек чуткий и одаренный от природы. Зачастую это одна и та же личность — к примеру, тот же А. Сидерский, В. Бойко и другие современные мастера.

Цель подразумевает средства

Приходится в итоге сделать один важный вывод: в асанах и пранаямах, да и в Шаткармах, важнее всего именно психо-энергетический эффект. Скажем, если брать практику Джала-нэти, то для нас не так важно почистить носовые пазухи, как «обновить» Аджна-чакру, освежить тонкое зрение, охладить организм от избыточного огня тапаса (практик). В асанах (которые работают, активизируя чакры) — важнее всего воздействие на эндокринные железы и внутренние органы, а также каналы протекания праны, а не внешняя форма и укрепление мышц и «раскрытие» суставов. Формой достигается лишь форма, содержание требует осознанности. Этот факт отменяет известное, но в корне неверное правило что «тело и ум едины». Совершенство и несовершенство тела и качества характера, духа не связаны напрямую. Тело может быть как угодно совершенным, а вот дух при этом может быть тщедушным, внимание — слабым. Если бы это было не так, самыми продвинутыми йогами были цирковые артисты и молотобойцы на заводе. Как в любой восточной системе, в йоге есть «внешний» уровень для начинающих, и «внутренние» практики для адептов. И те и другие искренне смеются друг над другом. Тело связано не с духом — а с эго. И наоборот. Поэтому человек с сильным эго сильно заботится о теле, и сильно его укрепляет. Йога-терапия помогает, но лишь до какого-то уровня, дальше начинается (или не начинается) йога. У больных же людей йога зачастую начинается еще до выздоровления. Счастливым можно стать и не будучу богатым и здоровым, не правда ли?

В хатха-йоге есть «второе дно». Многие «не интересные» асаны оказываются в десятке-двадцатке самых эффективных, по энергетическому воздействию. Например, Пасчимоттанасана — простейшая асана (которую, правда, многие делают, чрезмерно округляя спину) — по классике, способна пробуждать Кундалини или, по крайней мере, вводить энергию в Центральный канал (Сушумну). Люди, которых интересует именно физкультурный аспект йоги, и тем более йогаподобная акробатика — такие «скучные» асаны как эта могут просто пропустить: ведь сесть на заветный «шпагат» на порядок интереснее! Но ни йога, ни йогатерапия всерьез и надолго не помогут тем, кто слишком спешит.

На деле, даже просто осознанное глубокое дыхание (с задержками или без них), «чистит» тело, не хуже и намного безопаснее сложнейших «комплексов» два-три часа, которые выжимают из шокированного практикующего семь потов. Не говоря уже о том, насколько более глубоким и постоянным будет эффект от таких практик. Так, например, такой признанный мастер йога-терапии и классической йоги, как Шивананда, разработал в целях йога-терапии отнюдь не цикл вихревых виньяс или сложнейших комплексных асан с задержками в стойке на руках, а всего-то одну-единственную, но чрезвычайно эффективную пранаяму, которую назвал «Враджана-пранаяма». Это фактичеки динамическая (выполняемая при ходьбе) Нади Шодхана. Она очень интересна по воздействию, т.к. и оздоравливает все тело (сердце и сосуды в первую очередь), и может давать чувствование потоков праны, и дает прикоснуться к состояниям медитации. Одновременно, она широко применяется в йога-терапии самых разных заболеваний (об этом нужно справиться у знающего врача). Коротко говоря, Враджана-пранаяма — это «выжимка», «концентрат» всей йога-терапии. Попробуйте, и практикуйте на здоровье!


Советуем посмотреть

Суп из шпината с макаронами

10 стаканов воды, 2 стакана макарон, 8 стаканов свежего шпината (4 стакана мороженного), 1/4 ч.л. черного перца, 1 1/2 дес.л. соли, 2 дес.л. сливочного масла, 1/2 дес.л. асафетиды, 1/4 дес.л. куркумы

О саморазрушении

Проявилась боль, проще съесть таблеточку, чтобы ее заглушить. Не разобраться в причине, не посмотреть в себя, чтобы понять почему это происходит, а заглушить симптом. Например, многие всю жизнь ходят с головной болью, продолжая ее глушить. Причина то от этого не исчезнет, она не может просто взять и испариться.

Бакасана

Укрепляет руки и запястья . Вытягивает мышцы верхней части спины. Укрепляет абдоминальные мышцы . Раскрывает область пахов. Тонизирует органы брюшной полости 

Как мне помогут пропсы?

Оборудование для йоги стоит использовать не только в сложных асанах, но даже в самых простых. Начиная заниматься йогой, помните: в любой асане вы должны прежде всего сохранять ровное положение тела, а не демонстрировать чудеса гибкости, которой еще нет. Например, в пашчимоттанасане (наклон вперед сидя на полу) важно не столько дотянуться руками до стоп, сколько сохранить спину ровной. В сарвангасане опасно упираться подбородком в грудь и вредно разводить локти в стороны, а многие именно так и стоят в течение пяти минут, считая, что вполне освоили позу. Правильно выстроить тело помогает различное оборудование для йоги, которое стоит использовать не только в сложных асанах, но даже в шавасане, позе мертвеца, и сукхасане, простой позе со скрещенными ногами. Я решил показать вам самые частые ошибки в асанах и способы их исправить.