Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Что может йогатерапия

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йогатерапия и Аюрведа > ЙОГАТЕРАПИЯ > Что может йогатерапия

alt=

Не всегда удается поправить и укрепить здоровье с помощью йоги. Почему?

Йоги ставят своей конечной целью не здоровье и не долголетие преходящего плотного тела, а очищение «нетленного духа» — но, тем не менее, то чем занимаются в классах йоги на западе — это оздоровительная йога-терапия. Однако результаты даже такой, приземленной и понятной, практики могут сильно отличаться от школы к школе, и от учителя к учителю. Зачастую можно увидеть сильно травмированных преподавателей йоги или опытных практикующих: после 5 лет практики на деле мало кто обходится без микротравм, т.к., видимо, многие начинают «набирать» сложность тренировок быстрее, чем надо. Проблема реальна настолько, что некоторые учителя уже заранее отказываются брать к себе людей с проблемным позвоночником, поясницей, коленями — потому что знают: их практика лишь усугибит проблемы. Это прискорбно, т.к. правильная йога (в форме йога-терапии) вылечивает любые проблемы со здоровьем

 

 


Йога-терапия — лекарство для духа

Читая в классических трактатах о задержках дыхания на час и более, об остановке мыслеобразвания, о комфортном удержании одной асаны по три часа, и других «сказочных» йога-фактах — абсолютное большинство продвинутых йогов только вздыхает. Давайте попробуем вместе разобраться, в чем же причина такого «трагического разрыва» между обещанным йогой и действительными результатами.

Тот, кто немного познакомился с темой йога-терапии — как позвоночника, так и всего тела в целом, может заметить, что одной только «физиологией» в йоге ничего не достигается. До известной степени, каждый берет от йоги свое, и личная практика — личное дело каждого; цель йоги — вопрос философский. Кому-то правда от йоги нужны лишь упругие ягодицы, это факт. Однако искренне ищущий, усвоив биомеханику и научившись выполнять многие асаны «идеально», и даже иногда с выдающимся мастерством, с огоньком, человек (если не погряз в эго), вдруг может заметить, что он лишь начал открывать для себя некое новое измерение осознавания своего тела — уровень энергии, праны. И что, более того, внешнее совершенство позы и вся хваленая биомеханика тут вообще не при чем.

Кому-то это может показаться странной «шизотерикой», но на практике многие с этим сталкивались: моменты, когда начинаешь чувствовать потоки праны (энергии), чаще всего как необычные ощущения в различных асанах, и тем более пранаямах. В наши дни ни для кого также не секрет, что многие упражнения йоги имеют в себе скрытые «психоделические» эффекты, которые даже не очень продвинутый практикующий может использовать на свое усмотрение (и в меру своей склонности к иллюзиям, «индульгировать» в этом или идти дальше). Все эти необычные эффекты, так или иначе, приоткрывают для многих практикующих неожиданную глубину практик, «второе» дно упражнений, которые профанам кажутся банальными и даже не интересными. Такое «второе» дно обычно находит либо «фанатично» практикующий, либо тот, кому надо с помощью йоги поправить здоровье (или лечить других), и поэтому он изначально внимательно прислушивается к ощущениям в ходе практики. Либо человек чуткий и одаренный от природы. Зачастую это одна и та же личность — к примеру, тот же А. Сидерский, В. Бойко и другие современные мастера.

Цель подразумевает средства

Приходится в итоге сделать один важный вывод: в асанах и пранаямах, да и в Шаткармах, важнее всего именно психо-энергетический эффект. Скажем, если брать практику Джала-нэти, то для нас не так важно почистить носовые пазухи, как «обновить» Аджна-чакру, освежить тонкое зрение, охладить организм от избыточного огня тапаса (практик). В асанах (которые работают, активизируя чакры) — важнее всего воздействие на эндокринные железы и внутренние органы, а также каналы протекания праны, а не внешняя форма и укрепление мышц и «раскрытие» суставов. Формой достигается лишь форма, содержание требует осознанности. Этот факт отменяет известное, но в корне неверное правило что «тело и ум едины». Совершенство и несовершенство тела и качества характера, духа не связаны напрямую. Тело может быть как угодно совершенным, а вот дух при этом может быть тщедушным, внимание — слабым. Если бы это было не так, самыми продвинутыми йогами были цирковые артисты и молотобойцы на заводе. Как в любой восточной системе, в йоге есть «внешний» уровень для начинающих, и «внутренние» практики для адептов. И те и другие искренне смеются друг над другом. Тело связано не с духом — а с эго. И наоборот. Поэтому человек с сильным эго сильно заботится о теле, и сильно его укрепляет. Йога-терапия помогает, но лишь до какого-то уровня, дальше начинается (или не начинается) йога. У больных же людей йога зачастую начинается еще до выздоровления. Счастливым можно стать и не будучу богатым и здоровым, не правда ли?

В хатха-йоге есть «второе дно». Многие «не интересные» асаны оказываются в десятке-двадцатке самых эффективных, по энергетическому воздействию. Например, Пасчимоттанасана — простейшая асана (которую, правда, многие делают, чрезмерно округляя спину) — по классике, способна пробуждать Кундалини или, по крайней мере, вводить энергию в Центральный канал (Сушумну). Люди, которых интересует именно физкультурный аспект йоги, и тем более йогаподобная акробатика — такие «скучные» асаны как эта могут просто пропустить: ведь сесть на заветный «шпагат» на порядок интереснее! Но ни йога, ни йогатерапия всерьез и надолго не помогут тем, кто слишком спешит.

На деле, даже просто осознанное глубокое дыхание (с задержками или без них), «чистит» тело, не хуже и намного безопаснее сложнейших «комплексов» два-три часа, которые выжимают из шокированного практикующего семь потов. Не говоря уже о том, насколько более глубоким и постоянным будет эффект от таких практик. Так, например, такой признанный мастер йога-терапии и классической йоги, как Шивананда, разработал в целях йога-терапии отнюдь не цикл вихревых виньяс или сложнейших комплексных асан с задержками в стойке на руках, а всего-то одну-единственную, но чрезвычайно эффективную пранаяму, которую назвал «Враджана-пранаяма». Это фактичеки динамическая (выполняемая при ходьбе) Нади Шодхана. Она очень интересна по воздействию, т.к. и оздоравливает все тело (сердце и сосуды в первую очередь), и может давать чувствование потоков праны, и дает прикоснуться к состояниям медитации. Одновременно, она широко применяется в йога-терапии самых разных заболеваний (об этом нужно справиться у знающего врача). Коротко говоря, Враджана-пранаяма — это «выжимка», «концентрат» всей йога-терапии. Попробуйте, и практикуйте на здоровье!


Советуем посмотреть

Шри-Янтра - янтра Вселенной

Шри Янтра — один из самых древних символов человечества. Является фундаментальным архетипом Вселенной. Символизирует богиню благосостояния Лакшми. Одна из самых важных функций Шри янтры – это способность работать наподобие антенны для связи индивидуального сознания человека и Сознания Создателя. Именно поэтому в течение многих веков она используется для привлечения благосостояния, богатства, здоровья, и для помощи в медитации.

Шри Т. Кришнамачарья (1888 - 1989)

Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888 - 1989). "Дедушка современной йоги", Тирумалай Кришнамачарья - учитель ведущих йогов 20 века — Паттабхи Джойса и  Б.К.С.Айенгара. Он родился 18 ноября 1888 года, в местечке Мучукунда, штат Карнатака. Кришнамачарья был выдающимся знатоком санскрита, индийской религии, философии и литературы, аюрведы и других мистических дисциплин. Помимо П.Джойса и Б.К.С. Айенгара известными учениками Кришнамачарьи были его сын Т.К.В. Десикачар (преподает мягкий терапевтический стиль "винийога"), и бывшая наша соотечественница, жительница Риги Индра Дэви, которая прожила более 100 лет, преподавая хатха йогу в 50-60 годы в Голливуде, а зетем в Мексике (она была замужем за мексиканским дипломатом).

Почти правдивая история о том, как можно поседеть на випассане

О 10 дневных курсах випассаны С. Н. Гоенки написано не мало «отчетов» и «отзывов», нижеследующий текст интересен по причине наличия у автора здорового чувства юмора и общих с ним знакомых. Випассана не всем и не всегда приносит пользу, но в любом случае она приносит благо, другой вопрос имеется ли готовность это благо осознать. Автору текста все же было благо, хоть польза и сомнительна — при личной встрече, по его словам «жена при слове випассана, еще пару месяцев вздрагивала». История сия давно гуляет по сети, автор пожелал остаться анонимным. Публикую ее здесь не для того чтобы вы ее прочитали и сделали скоропалительные выводы, но потому, что это не заунывная хвалебная песнь о пользе дхаммы, но и не аффективно-оценочное «буддизм это п…ц потому что все состоит из дхамм и они пустотны», к тому же автором чуть-чуть знаком.

ВАТА-доша. Болезни.

Свойства нормальной ВАТА-доши, что усиливает Вата-дошу, признаки перевозбуждения ВАТА-доши, перечень боленей, вызываемых перевозбуждением Вата-доши.