1

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

«Ты есть То», или Чего боится призрачный страус

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и жизнь > ЙОГА И НЕ-ЙОГА > «Ты есть То», или Чего боится призрачный страус

alt=

Есть такие настырные люди, раньше их звали Джняна-йогами, а теперь никак не зовут, котому что кому они нужны.  

Они давно еще разузнали, что конечной истиной Веданты - т.е. итогом всего Ведического знания, которое является единственным истинным сокровищем человечества - является знаменитое изречение «Я есть То», или «Я есть Бог». Любопытно, что эта истина общедоступна, и в то же время ей уделяется ничтожное внимание в русле классической йоги. А ведь она способна перевернуть и наши представления о йоге, и наши планы на жизнь. Достаточно лишь вдуматься в скрытый, неочевидный смысл этого изречения – и честно обозначить выводы, которые можно из него сделать. 


Первый и самый главный вывод, который неизбежен: сделать ничего нельзя. Моё «Я» уже совершенно, и настолько неприступно, что нет никаких шансов как-то его «улучшить». А ведь именно этой задачей озабочен ум. Он собирался «делать йогу», просветлевать, заниматься – годы, годы напролет! – и тут на тебе. Ну уж нет, тут какая-то ошибка. Это не может быть так просто – протестует ум. Так не интересно! Уму нужен процесс, а не результат, поэтому ум отказывается принять истину «Я есть То». Ум – фактически, и есть процесс, а когда процесс завершен, ум растворяется, как будто его и не было. Поэтому уму жизненно необходима хоть какая деятельность. Заниматься асанами – чудесно: ведь это можно делать всю оставшуюся жизнь! Пранаямить? Пожалуйста! – ведь это дает такую богатую пищу для размышлений, и необычные опыты, о которых можно посудачить – да хотя бы и самому с собой, втихомолочку. Медитировать – уже не так интересно, потому что тут надо ограничить свои Читта Вритти (колебания поверхностного мыслеобразования, т.е., проще говоря - мысли) – а это уму как горькая пилюля. Но так и быть – будем практиковать медитацию по-западному, прислушиваясь к своему подсознанию и его богатейшим наслоениям.  3
Вообще, когда йога открывает ящик Пандоры – дверь в подсознание (а это происходит где-то по моим прикидкам в середине процесса очищения) появляется опасность нырнуть туда с головой. А подсознание – не есть То. Вся сумма воплощений, страхи, обиды, победы и впечатления – составляющие богатый багаж ложного я – не имеют ничего общего к Я истинному. Но когда включается этот телевизор – а он показывает интересное кино! – выключить его под силу только натурально аскетичному человеку, уже порядком одолевшему свое Эго. 

Человек, все еще очарованный миражом своего я - любопытного оптического эффекта, возникающего буквально на пустом месте - воистину гениальный фокус Бога! - начинает копаться в своем подсознании. Как собака копается в нечистотах. Этот процесс может продолжаться годами и сопровождаться сильнейшими эмоциями - ум ведь тот еще психотерапевт на зарплате. 

Как сложно бывает признать, что все, что ты делал в этой жизни – и «хорошее» и «плохое», и в том числе все практики йоги – не имеют к тебе никакого отношения! Как горько разотождествиться со своим телом! Но еще грустнее – с умом. Признать что «я знаю, что я ничего не знаю» - способен только великий йог, и только он достоин называться Богом. Когда банальный человек говорит «я есть Бог» - он думает «я», а когда йог говорит «Я есть То» - он думает лишь о Боге. 

Когда понимаешь: Я есть То, понимаешь также, что у тебя никаких шансов. У того маленького пошлого тебя, который занимается йогой – никаких шансов. Просветление – не для людей, оно для Бога, и Бог в нем, был и будет всегда. Чакры никуда не деваются, Кундалини никуда не поднимается, все остается как прежде – только тебя уже нет. Даже приблизившись на километр к Просветлению, понимаешь это, если ты честен с самим собой и привязанности ослабли. Не за что держаться, некуда идти, везде – То. Как в известной песне – «All we are is dust in the wind», только это солнечный ветер с других планет, а не банальный ветерок с помойки, и это многое меняет. Но суть остается той же: нет никакой йоги, ты не сделал никакого прогресса, ты не можешь никому помочь, тебя нет. Ты не родишь детей, не подготовишь сотню преподавателей, ты не покоришь мир, не найдешь любой своей жизни – ничего из этого. Ты никто – вернее, ты – ТО! Космическая субстанция, которой ничего не нужно, потому что у нее все есть. Точнее, она и есть все. Уму это горше редьки. Ум погружается – на секундочку! -  в то, что Кастанеда называл «грусть воина», и, отряхнувшись как собака от ледяной воды, бросается в активную сансарную (мирскую) деятельность. Спасать мир! Рожать детей! Защищать Родину! Колонизировать другие планеты!  Или (хороший ход, хотя он тоже обречен) – получить еще один сертификат на преподавание, в другой школе, «покруче». Либо – вариант! – открыть свою школу йоги, на благо всех живых существ…  Да все, что угодно!! - лишь бы не признать факт своего беспросветного несуществования

Ум не хочет йоги. И никогда не хотел. Он лишь прикидывался умом йога, он хотел только развлекаться йогической терминологией, технологией, физиологией, хотел только играть в игру. А когда его поставили перед пропастью и сказали: все, прыгай – он начинает клянчить пощаду. Он предлагает написать тридцать томов автобиографии йога, двадцать два учебника по просветлению, выпустить обучающую программу для начинающих и провести семинар для инструкторов на Бали. Йога уму не нужна, потому что йоге не нужен ум. Когда есть Йога, ума нет. Ясно и коротко сказал Патанджали: «Йогаш - Читта Вритти Ниродха». Йога это когда тебя нет – и точка. 

Не до конца реализованные йоги, на мой взгляд – самые болтливые существа в мире. Потому что они были на краю, откуда надо прыгать – и решили пока подождать. Делать им, по сути, в этом мире больше нечего, но трусость не дает уйти. И они руками и ногами цепляются за этот иллюзорный мир, которые сами (своим умом) и создали. Это не меняет НИЧЕГО в их структуре, в их состоянии, которое всегда было и будет Изначально, эталонно – но они создают облако пыли, которая заслоняет солнце себе и другим. Солнце смотрит на это и улыбается – ведь настанет день, и оно сожжет все это неведение к чертям, и воссияет, тогда уж не отвертишься, и останется лишь То, ничего кроме. Но пока продолжаются дискуссии, чья йога лучше, как нужно подворачивать ногу в триконасане и что написал в своей последней книге аенгар – мир в безопасности. Мир как страус – засунул голову в песок и притворился, что его нет. А его и правда нет! – ни страуса, ни песка, на самом деле, и все это мираж в таинственной пустыне – вот чего до колик боится призрачный страус.

Алексей Соколовский


Советуем посмотреть

Сидерский. Йога и социум

Фишка в том, что сейчас "работа на тонком плане" из "отшельничества" - "не принимается". "Работник тонких планов" может быть эффективен также только "изнутри социума". Это - главное, чем нынешняя ситуация отличается от той, что была ещё лет 20 назад. Нужно жить в гармонии с самим собой и быстро меняющейся планетарной энергоинформационной матрицей - и своей собственной перенастройкой менять характеристики пространства - в том числе (и прежде всего) социального - вокруг себя - на столько, на сколько хватит драйву... Если человек практикует "что-то такое этакое", но не резонирует с переменчивым планетарным ритмом и не "перекрашивает" социум вокруг себя - он заболевает.

Комплекс 9

  1. Полное дыхание   йогов   сидя
  2. Пранаяма  № 9
  3. Пранаяма № 10
  4. Дыхание для укрепления нервов
  5. Ардха Бхуджангасана, первая разновидность
  6. Ардха Бхуджангасана, вторая разновидность
  7. Ардха Бхуджангасана, третья разновидность
  8. Пашимотанасана
  9. Супта Ваджрасана
  10. Гомукхасана
  11. Триконасана, розновидности первая, вторая, третья
  12. Сиршасана
  13. Матсиасана, первая  разновидность
  14. Уддияна Бандха
  15. Уддияна Бандха Крийя
  16. Випарита Карани
  17. Матсиасана, вторая разновидность
  18. Созерцание
  19. Шавасана

НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ – МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

Кто такой идеальный потребитель? Это абсолютно невежественный, жизнерадостный придурок, живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. Можно сказать, не придурок, а деликатнее – шестилетний ребёнок. Но если в тридцать лет у тебя психика шестилетнего – ты всё рано придурок, как ни деликатничай. У него гладкая, не обезображенная лишними мыслями физиономия, обритая бритвой «жилет», белозубая улыбка, обработанная соответствующей зубной пастой. Он бодр, позитивен, динамичен и всегда готов. Потреблять. Что именно? Что скажут – то и будет. На то он и идеальный потребитель. Он не будет ныть: «А не что мне новый айфон, когда я старый-то не освоил? И вообще мне это не надо». Ему должно быть надо – всё. Схватив новую игрушку, он должен немедленно бросать прежнюю.

Лила - игра самопознания

Игра ЛилаИтак, Лила...

Жизнь - это Игра, в которой каждый из нас исполняет свою роль. Эту игру в Индии называют Лилой, а играет в неё наше Высшее «Я», создающее весь мир имен и форм. Перед нами - действующая модель этой Игры, созданная в глубокой древности и дошедшая до нас через Хариша Джохари, знатока и хранителя индийской мистической традиции. В книге подробно описывается нумерологическая философия Лилы - не менее глубокая и сложная, чем философия И-Цзина, Таро, рун и других знаменитых медитативно-прорицательных систем.

Играть on-line-new
2