Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Бог Индра

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и Религия > Ведический пантеон > Бог Индра

Бог Индра

Индра — божество в ведийской мифологии и индуизме, бог грома, молнии и войны. 

В Ведах Индра является царем всех богов. В ранний ведийский период Индра был очень могущественным божеством, его считали покровителем коров, жрецов и даже самих богов. В Ведах ему посвящено намного больше гимнов, чем другим богам. Индра является царем звездного неба (небес), богом грома и молнии, а также природных стихий, под его командой находятся низшие духи, он является стражем восточной стороны света, а также осуществляет руководство над небесными праведниками, живущими на Горе Меру (Meru), где он услаждает богов нектаром и небесной музыкой. «Он пребывает в небесном граде... где обитают Апсары (Apsaras), небесные танцовщицы...  Его супруга Индрани (Indrani), и он восседает на слоне Айравате (Airavata).»

 

 

Шачи (букв. «сила», «мощь») — богиня ревности и гнева в индуизме и ведической религии, супруга Индры. Другие её имена: Индрани («царевна Индры»), Аиндри, Махендри и Пуломи. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем. Индра был рожден от неба и земли, которые разделил навечно. Бросив вызов старому порядку, он стал ведущим божеством, более главным по сравнению с ведийским богом Варуной. Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его пенной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце. Индру почитали также как бога дождя. Как источник света и воды, он вобрал многие функции Варуны, став богом плодородия и творцом. Популярность Индры как бога дождя может быть понята только в тропиках, где солнечный жар иссушает растительность, русла рек, озера, источники и может оставить людей, растения и скот без пищи. Из-за нехватки воды страдают все — люди, животные и Природа в целом, и потому все призывают дождь и несущую жизнь воду. В засухи люди обращаются с гимнами к богу дождя Индре, чтобы он не позволил им умереть от голодной смерти и прервал власть змеевидного демона Вриттры (Vrittra), который удерживает воду в своих кольцах. Люди преподносят Индре его любимый напиток — сок Сомы. Тогда молния, ассоциирующаяся с Индрой, начинает метать свои стрелы в демона Вриттру, и Вриттра ревет от боли и спасается бегством, вода проливается вниз на иссушенную землю, и все радуются — люди, животные и растения. Индра Вед является сыном Отца Неба Дьяуса Питао (Dyaus Pitao), и Матери Земли Притхви (Prithvi) и братом-близнецом Агни. В послеведический период Индра потерял свое значение и стал стражем восточной стороны света. В божественной иерархии его положение ниже, чем у божественной триады Шива-Вишну-Брахма. Позднее Индру начали называть хозяином и властелином сварги (svarga) — небесного рая, куда отправляются души погибших в бою воинов, основное же занятие Индры — выявлять человеческие слабости. Индра изображался как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру — внушающую ужас молнию, в других — раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть. Иногда его изобрают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким.


Советуем посмотреть

«Хари Ом Тат Сат» — смысл мантры

«Хари Ом Тат Сат» — это очень древняя мантра из Вед. «Хари Ом» — это одна мантра, «Ом Тат Сат» — другая. Я объединил их в одну мантру «Хари Ом Тат Сат». «Хари» — обозначает видимую Вселенную и жизнь. «Ом» обозначает невидимое и абсолютную реальность. Под словом «реальность» я подразумеваю полное (тотальное, абсолютное) существование.

Положительное влияние специй на характер человека

Вкус пищи говорит об особых свойствах энергии, заложенной в ней. Язык, как орган вкуса, позволяет нам распознать эту энергию. Энергия, заложенная в продукте, может благотворно влиять на нашу жизнедеятельность, особенно, когда энергии данного вида в организме не хватает, и наоборот, угнетать жизнедеятельность при ее переизбытке.

Йогатерапия гипертонии

Какой же должна быть практика йоги при гипертонической болезни? Опасны в данном случае техники, возбуждающие симпатическую нервную систему (то есть способные вызвать повышение давления) и техники, вызывающие колебания внутричерепного давления. К таким йоговским техникам относятся капалабхати, бхастрика, дыхательные техники с резким укороченным выдохом (из сукшма вьяям), кумбхаки, активные динамические практики, прогибы, силовые асаны с длительными фиксациями. 

КАПХА-доша. Болезни.

Свойства нормальной КАПХА-доши, что усиливает Вата-дошу, признаки перевозбуждения КАПХА-доши, перечень боленей, вызываемых перевозбуждением КАПХА-доши.