Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Бхуджангасана

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Бхуджангасана

Бхуджангасана - конечный вариантБхуджангасана  — «поза кобры». Эта поза относится к базовым, являясь одной из важнейших, она допускает широкое развитие формы. Начинающим предлагается короткая последовательность смены положений в рамках «Бхуджангасаны», как бы небольшой цикл прогибов назад.

Начальная фаза: устанавливаем ладони на полу так, что когда мы поднимем туловище, руки окажутся на ширине плеч и полностью перпендикулярными полу. И теперь нужно провиснуть в плечах насколько это возможно, позвоночник при этом вывешивается, как шнурок. Нет никаких усилий, руки находятся в упоре, всё тело расслаблено. Время выдержки — минута или полторы, в зависимости от длительности отсутствия ощущений. В идеале лобковая кость лежит на полу, но пусть будет так, как получается: допустим, вы опираетесь на верхнюю или даже среднюю часть бёдер. В пояснице не должно быть неприятных ощущений. Бывает так, что человек, расслабляя мышцы спины и чувствуя, как прогибается поясница, начинает испытывать в ней неприятные ощущения. В таком случае какое то время следует выполнять эту асану с напряжённой поясницей, постепенно позвоночник адаптируется, и поясничный отдел будет расслабляться и провисать без боли.

 

 

Опустившись после необходимой выдержки и отдохнув, можно положить ногу на ногу (ступню на ступню), скрестив ноги, и в таком положении подняться в «Бхуджангасану».

Нюансы исполнения те же, что и в первом прогибе, но кое что добавилось, а именно: положение «нога на ногу» придаёт позвоночнику осевую подкрутку, и когда эта асана выполняется во второй раз, уже с изменённым положением ног, то люди со сколиозом обязательно чувствуют разницу в ощущениях, иногда весьма выраженную. Итак, мы имеем два подхода по одной минуте в «Бхуджангасане», с перекрещенными стопами, затем сменой положения ног и отдыхом.

Следующий элемент последовательности — подъём туловища без рук, с помощью мышц спины (время выдержки — до 20 секунд) и далее, — с перенесением рук вперёд, не опуская туловища, — поднимаемся ещё выше и принимаем конечную форму (ноги — на ширине плеч), выдержка — до 60 секунд. Всё это время дыхание остаётся непрерывным, свободным и расслабленным.
В последних двух фазах — с перекрещенными ногами возможно — поднявшись в конечное положение, сделать ещё и «Ардха Бхуджангасану». Это любопытный момент: в одной позе мы выполняем другую, по сути почти не меняя положение туловища и вовсе не трогая рук, разве что добавляя какую то толику физического усилия в них. Делается это так: когда, поднявшись в конечную форму «позы кобры», мы, пробыли в ней, допустим, половину времени выдержки, то затем, слегка нажимая прямыми руками на пол, можно дополнительно «подкрутить» вперёд и кверху верхнюю часть грудной клетки. Это будет «Ардха Бхуджангасана» в собственно «Бхуджангасане».

Бхуджангасана со скрещенными ногамиВсё тот же непревзойдённый Лучанский довёл эту комбинированную форму до анатомических пределов. Если у Айенгара в конечной фазе асаны спина представляет собой прямую линию, наклонённую (уже за пройденным прямым углом) градусов под семьдесят к полу, то в исполнении Лучанского тело изогнуто назад до такой степени, что две трети верха грудной клетки параллельны плоскости потолка, лицо полностью запрокинуто назад, макушка головы подходит к задней поверхности бёдер, а верх спины от лопаток и до начала шеи тоже параллелен и потолку, и полу, и этой самой поверхности. Тело выгнуто крутой параболой, голова нависает над серединой голеней, лицо глядит строго назад, макушкой вниз. И при всём этом осуществляется опора на руки, которые здесь работают достаточно сильно, располагаясь под углом примерно в сорок пять градусов к полу. Весьма интересно, что телосложение черниговцев, Сидорцова и Ясочки, при первом же взгляде заставляет вспомнить Веселина Лучанского. Мы видим ту же конституциональную худощавость, длинные конечности, тонкое тело, узкую кость, и, конечно, очень высокий уровень природной гипермобильности. Если люди подобного склада так или иначе попадают в орбиту йоги, они неизменно достигают блестящих телесных результатов — именно в силу естественной предрасположенности.

Воздействие «Бхуджангасаны» и всех её вариантов на позвоночник и внутренние органы, особенно почки, неоценимо. Степень гибкости позвоночника всегда является показателем молодости тела, так утверждают тексты йоги. Перечислить все позитивные эффекты этой позы ввиду их многочисленности не представляется возможным. Повторю только, что качеством поясничного отдела позвоночника определяется потенция мужчин и состояние органов малого таза у женщин.

Основные противопоказания: ущемление дисков, их грыжи, смещение позвонков, патологические лордозы, острые стадии радикулитов, прострелов, месячные и беременность у женщин свыше двух месяцев, острые состояния органов абдоминальной области.

 


Советуем посмотреть

Михаил Баранов. Йога «в оригинале»

Михаил Баранов — преподаватель, методист, йогатерапевт, один из руководителей Московского центра Йога108, постоянный автор международного онлайн-журнала Wildyogi, один из организаторов ежегодного международного фестиваля Йога-Радуга.

В своём интервью slavyoga.ru Михаил Баранов рассказал о своём взгляде на современное состояние теоретической и практической составляющей науки йоги.

Свами Шивананда (1887–1963)

Один из наиболее известных современных философов йоги, святой и мудрец. Рано выявившееся намерение изучать основы и традиции веданты, а также сострадание и желание служить всем людям привело его к получению медицинский образования. После непродолжительной работы в Малайзии он возвращается в 1924 г. в Индию и остается в Ришикеше. Шивананда (букв. «блаженство всевышнего») осознает свою миссию, как служение человеку, полную самоотречения и аскетизма. В 1932г. он основывает Ашрам, в 1936 — Общество Божественной Жизни, а в 1948 г. — Лесную академию йоги и веданты. После предпринятого в 1950г. блистательного путешествия по Индии и Шри-Ланке, Шивананда созывает «Всемирный парламент религий». 14 июля 1963 г. Свами Шивананда вошел в махасамадхи, оставив после себя более 300 книг и сотни учеников самых разных национальностей, принадлежащих к разным религиям и исповедующим самые разные убеждениям. Его Ашрамом сейчас руководят Свами Чидананда и Свами Кришнананда.

Подготовительные комплексы для начинающих

Представленные здесь простые комплексы помогут новичкам обрести необходимую для занятий йогой физическую форму.