Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Бхастрика

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > КАТАЛОГ ПРАНАЯМ > Бхастрика

Бхастрика  ( , bhastrika).

Информация:

Термин «bhastrika» означает «кузнечные меха», которые и напоминает эта Пранаяма.

Назначение:

Тонизировать организм и открыть сиддхи.

Противопоказания:

  • Астма.
  • Гипертония.
  • Осваивать осторожно при:
    • любых формах патологии лёгких;
    • сердечно-сосудистых заболеваниях;
    • заболеваниях внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
    • грыжах в брюшной полости.

Исходное положение:

сидя по-турецки или на пятках лицом на север (женщины на юг), руки тыльными сторонами запястий лежат на коленях, пальцы - в Джнани-мудре.

Правила выполнения:

  • Выполнить 10 дыханий, как в Капалабхати, но более интенсивных.
  • Затем сделать медленный полный йоговский вдох,
  • Выполнить Кумбхаку на 7-14 ударов пульса (счетов).
  • Плавный выдох.
  • «Отпустить» бандхи и выполнить полный вдох.
  • При желании можно выполнить очистительное дыхание.

Усложнённый вариант выполнения упражнения.

То же, но из позы Лотоса или Полулотоса.

Полная форма выполнения.

То же, но из позы Лотоса.

Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности

Основной тонкостью выполнения Бхастрики является её интенсивность:

  • если при выполнении Акапалабхати и Капалабхати вдох всегда был пассивным, т.е. выполнялся при расслаблении диафрагмы7 и остальных мышц брюшного пресса, то в Бхастрике вдох выполняется активно;
  • при этом диафрагма резко опускается вниз, создавая снижение давления в лёгких и преодолевая сопротивление движению подсасываемого наружного воздуха в носовых проходах;
  • после чего сразу же выполняется ещё более энергичный резкий выдох;
  • похожесть на Капалабхати определяется одинаковым И.П., дыханием через обе ноздри и дыхательным ритмом (вдох на 3 счёта, выдох на 1).

Упражнение можно выполнять вне комплекса для согревания организма.

Противопоказания:

  • «Как в топку паровоза подают уголь, чтобы получить пар для тяги поезда, так и Бхастрика генерирует прану для активизации всего тела. Как слишком сильный огонь прожигает котёл паровоза, так и слишком длительное выполнение Бхастрики изнуряет организм. Ведь ды-хательпый процесс совершается здесь с усилием». (Б. К. С. Айенгар «Йога дипика»)
  • Противопоказания аналогичны Акапалабхати и Капалабхати

Концентрация внимания при выполнении упражнения:

  • На правилах выполнения упражнения.
  • На внутренних ощущениях.
  • На растянутых, сжатых (напряжённых) и расслабленных мышцах, а также на мышцах, которые можно расслабить, не меняя ключа (энергоформы) асаны.
  • Энергию направлять в ОПчСС.

Физический эффект:

Физиологический эффект:

  • очищает и тонизирует носовые ходы;
  • очищает лобные и гайморовы пазухи;
  • укрепляет слюнные железы;
  • уничтожает и изгоняет бактерии из носоглотки;
  • тонизирует обонятельные нервы и возбуждает нервную систему;
  • улучшает работу мозга;
  • хорошо вентилирует, укрепляет и омолаживает лёгкие;
  • очищает кровь;
  • тренирует диафрагму и все мышцы брюшного пресса;
  • хорошо массирует внутренние органы, активизируя печень, селезёнку и поджелудочную железу;
  • улучшает пищеварение.

Энергетический эффект:

  • укрепляет и перезаряжает солнечное сплетение жизненной энергией;
  • задаёт правильный внутренний ритм;
  • «осветляет» голову, очищая её от ядов и токсинов;
  • разогревает весь организм;
  • восстанавливает все энергетические центры, особенно лобковый (свадхистхану-чакру), заряжая его энергией.

Психический эффект:

Даёт ощущение: 

  • бодрости;
  • чистоты в теле;
  • прилива жизненной энергии:
  • Способствует овладению сиддхами8.

Терапевтический эффект:

  • Излечивает хронические простуды, воспалительные заболевания носа и горла.
  • Излечивает ангину, уничтожает мокроту, забивающую верхние дыхательные пу­ти.
  • Излечивает бронхит.
  • Разогревает мерзнущих людей.
  • Повышает общую температуру всего тела.
  • Помогает при лечении органов мочевыделительной и половой систем.
  • Защищает ноги от переохлаждения.
  • Очищает организм от ядов и токсинов.

Выполнение упражнения для совершенствования.

  • Прокачка.
  • Работа с энергиями: чакровыми, природными, авезиловскими, от старшего капсулы.
  • Работа с бандхами, мудрами и стихиями.
  • Получение состояния и работа с ним.

Вопросы для самоконтроля:

Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:

  • Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
  • Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
  • Опишите выход из асаны.
  • Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выпол­нения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
  • Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосре­дотачивать на правилах выполнения асаны (пранаямы) и собственных ощущениях?
  • Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (пранаямы) вам известны?

Вопросы для размышления:

  • Что означает слово «Бхастрика»?
  • Чем отличается работа диафрагмы при выполнении бхастрик?
  • Как вы думаете, почему при выполнении бхастрик организм разогревается?
  • Когда практиковать бхастрики следует с осторожностью?
  • Почему не следует чрезмерно увлекаться практикой бхастрик?
  • Как меняется ваше дыхание после выполнения бхастрики?
  • Опишите подробно изменения вашего физического состояния.
  • К каким изменениям в системе кровообращения приводит дыхание в ритме 1:4? Бу­дет ли такой ритм влиять на скорость кровотока? За счёт чего? На какой системе: венозной, арте­риальной или капиллярной - в первую очередь отразится действие ритма 1:4? Связано ли это с эффектом разогревания организма?
  • Что даёт организму последовательное выполнение ПДЙ, Акапалабхати, Капалабхати и Бхастрики?

_________________________

7  В капалабхати мышца диафрагмы расслаблена, выдох осуществляется в основном за счёт сокращения поперечной
мышцы брюшного пресса.
Сиддхой называется способность выполнять какую-либо работу.

Приведена методология выполнения Школы Йоги Гуру Ар Сантэма


Советуем посмотреть

Свами Шивананда (1887–1963)

Один из наиболее известных современных философов йоги, святой и мудрец. Рано выявившееся намерение изучать основы и традиции веданты, а также сострадание и желание служить всем людям привело его к получению медицинский образования. После непродолжительной работы в Малайзии он возвращается в 1924 г. в Индию и остается в Ришикеше. Шивананда (букв. «блаженство всевышнего») осознает свою миссию, как служение человеку, полную самоотречения и аскетизма. В 1932г. он основывает Ашрам, в 1936 — Общество Божественной Жизни, а в 1948 г. — Лесную академию йоги и веданты. После предпринятого в 1950г. блистательного путешествия по Индии и Шри-Ланке, Шивананда созывает «Всемирный парламент религий». 14 июля 1963 г. Свами Шивананда вошел в махасамадхи, оставив после себя более 300 книг и сотни учеников самых разных национальностей, принадлежащих к разным религиям и исповедующим самые разные убеждениям. Его Ашрамом сейчас руководят Свами Чидананда и Свами Кришнананда.

Йога и Религия. Что такое Йога.

Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются "эзотерическими" . В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем, что они -  не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их "закрытости" состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать, прагматичны. Эзотерические системы, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение личности; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, но в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.

Сравнивая цели эзотерических систем с целями и ценностями религий, в рамках которых они существовали, можно заметить принципиальные, хотя и не афишируемые отличия.

Индийские порошки для лица и тела: АМЛА, ТРИФАЛА, ЧУРНА, НИМ

Первый аюрведический порошок для лица я купила больше года назад, и после этого даже не смотрю в сторону готовых покупных масок для лица и не представляю как я раньше жила без этого травяного индийского чуда . Изготовлены порошки в Индии, и там они, кстати, стоят копейки, с учетом перевозки и московской аренды цена увеличивается почти в 10 раз. Но все равно цена совершенно не кусачая, учитывая невероятную экономичность порошков. Итак, под катом описание 4 порошков. Хочу обратить ваше внимание, что все порошки можно использовать внутрь (кроме порошка для тела), так как в составе их только лечебные травы.

Джина Махавира (V век до нэ)

ДЖИНА МАХАВИРА (санскр. ), основатель джайнизма и джайнской философии, проповедовавший в 5 в. до н.э., старший современник Будды. Согласно Вияхапаннати- и Айяранга-сутре, другим текстам джайнского канона, сочиненим Хемачандры, Махавира был сыном Сиддхартхи - правителя племени личчхавов, владевшего их столицей Вайшали, и уже в материнской утробе начал практиковать основной обет джайнов - ахимсу ("невреждение"), воздерживаясь от причинения матери боли при движениях.