Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Ардха Чандрасана

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Ардха Чандрасана

Ардха ЧандрасанаАрдха Чандрасана  — «поза половины луны». Для этой позы противопоказаний фактически нет, она достаточно проста. В то же время свободное её выполнение возможно только при хорошем владении релаксацией (что подразумевает наблюдение за освобождённым дыханием) и нормальной работе вестибулярного аппарата, а также при определённой степени эластичности подколенных сухожилий и суставов бедра. Входить в асану и опускаться из неё следует медленно. Можно использовать технологию входа по Айенгару, но в общем это не так важно. Нога, являющаяся опорной (как и та, что располагается на весу), должна быть твёрдо вытянутой и оставаться прямой в колене. Туловище развёрнуто — насколько это возможно — параллельно стене, как и ступня опорной ноги. При желании позу можно выдерживать по минуте в каждую сторону или даже больше, если это является для вас комфортным. Кстати о комфорте. Некоторые считают, что практика асан должна быть очень приятной в физическом либо эмоциональном плане или в целом. Молодой парень однажды прямо сказал мне: «Конечно, у меня есть проблемы, я делаю всё это ради телесного здоровья, но главная моя цель — поймать от асан такое состояние, которое бывает от „травки“ или анаши...»

В этом странном высказывании есть определённый смысл, поскольку, как сегодня известно, организм человека в норме вырабатывает определённое количество эндогенного этанола, а при бешеной физической перегрузке, связанной с болью, ещё и эндорфины, производящие воздействие, близкое к наркотическому. Конечно, традиционная йога не по этой части, сознательное стремление к перманентному экстазу — удел «охотников за кайфом», умственно отсталых либо бывших наркоманов.

Как известно, есть такая категория людей, которые лично желают преодолевать своё несовершенство. Они знают твёрдо: не стараясь — ничего никогда не получишь, в том числе и от тела, если соответственно не принуждать его. Ясно, что такой подход неверен, поскольку он нарушает принцип «действия недействием». Сознательное усилие, личное управление любым процессом в йоге от начала до конца — порочный путь. Кроме того, постоянное самопринуждение вызывает дискомфорт, телесную и психологическую напряжённость. Но если любой вид неудобства в практике асан неверен, то, быть может, правильным будет их выполнение в эйфорическом состоянии? Ответ такой: эмоциональное переживание явного комфорта и удовольствия в практике асан является в корне ошибочным. Стремление к тому, чтобы телесная деятельность в Хатха йоге доставляла наслаждение — опасно и неверно. О том, что на пути самореализации не следует зацикливаться на блаженстве, говорил ещё Будда.

Мне встретился однажды некий фанатик йоги из Балашихи, который начал заниматься ею много лет назад. В каких то мутных перепечатках того времени он вычитал, что практика асан обязательно должна быть ориентирована на переживание удовольствия.

И он научился достигать этого! С помощью самостоятельно найденных приёмов этот парень впадал в экстаз и в таком состоянии практиковал асаны. Он мог заниматься этим по четыре, шесть, восемь часов подряд, не помня себя — и делал это будучи студентом, потом аспирантом, потом научным сотрудником. Специальность — марксистско ленинская философия, количество свободного времени у таких людей было неимоверное, делай что хочешь, как при коммунизме. Я общался с этим человеком после более чем двух десятков лет его подобной практики, и это было зрелище не для слабонервных.

Единственными его достижениями оказалось то, что он не искалечил своё тело до основания и не сошёл с ума. Очень крепкое здоровье дала природа этому парню, но к тому времени, когда мы с ним встретились, от его запасов — а фанатику наслаждения ещё не было и пятидесяти — мало, что осталось. В своих бредовых занятиях он многократно рвал связки и повреждал суставы, не ощущая боли. Эйфорист напрочь исковеркал тело и психику, пребывая в этом своеобразном наркотическом состоянии ежедневно на протяжении долгих лет и по много часов, деградировал как личность, стал полубезумен, и единственное, к чему был ещё способным — замаливать в церкви грехи перед родными и близкими, жизнь которых своим поведением превратил в ад. В сущности, он был когда то неплохим, добрым человеком, но безмерная и беспричинная эйфория разрушила личность подобно алкоголю или наркотикам. Тело и психика оказались полностью выжжены не переходящим эмоциональным пожаром.

Изредка выбираться из бредового состояния в обычный мир было тяжело, больно и неуютно, теряя управление, он постоянно ошибался и в конце концов просто выпал из потока жизни, пикник на обочине привёл в никуда.

Состояние сознания, которое возникает спонтанно при классической практике асан это прозрачность, пустотность, внутреннее безмолвие, безэмоциональность, успокоение, но только не экстаз!


Советуем посмотреть

Учимся стоять на руках

осваиваем стойку на рукахСтойка на руках — это легко. Необходимо только научиться "слушать" собственное тело. Об отклонениях от равновесия в первую очередь нужно узнавать по ощущениям в мышцах. Эти мелкие отклонения нужно отлавливать в момент их зарождения и устранять такими же мелкими напряжениями.

Ардха Матсиендрасана II

В этой асане область живота, с одной стороны, сжимается, а с другой — вытягивается, что стимулирует работу органов брюшной полости. Благодаря боковому скручиванию позвоночника стремительно исчезают люмбаго, а также боли в спине и тазобедренных суставах. Мышцы шеи укрепляются, а плечевые суставы становятся более подвижными. Регулярная практика этой асаны предотвращает увеличение предстательной железы и мочевого пузыря. Она также готовит к освоению Парипурна Матсиендрасаны, в которой позвоночник скручивается максимально глубоко.

Методология Кришнамачарьи. Инструменты, история, идеология. Часть 2

Аутентичная хатха в руках буржуазного фитнеса..вспомогательный этап в йоге – физическое упражнение-позиция «асана»- из средства будет превращена в цель. И такое революционное смещение акцентов станет концом древней «мистической» йоги, с ее основной идеей «победы над смертью»(Мирча Элиаде), и началом эры современной телесно-ориентированной, для которой главным станет «адаптация к жизни»(Дитрих Эберт).

Летний Болгарский суп Таратор.

Огурец 2 штуки, кефир 400 мл, соль, перец по вкусу, укроп пучок, чеснок 2 зубчика, орехи грецкие 5-6 штук, вода 100 мл, петрушка для украшения.