Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

А.Раев. Тратака.

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Литература > Статьи > А.Раев. Тратака.

alt=

Источник - статья А. Раева Тратака

В сегодняшнем посте предлагаю вашему вниманию перевод из ранних учений Сатьянанда Сарасвати. 

Отрывок из лекции Свами, прочитанной  31 июля1967 года  на тренинге для учителей йоги.

В этом учении рассказывается о истинной цели практики тратаки, говориться о ее стадиях и дается детальное описание тратаки на пламени свечи.  

Практика тратаки широко распространена в культурах народов мира. Гипнотизеры и маги практиковали ее. Термин тратака значит – пристально смотреть. Но, тратака не значит просто смотреть куда попало, а значит полное сосредоточение  на одном объекте или точке.

Тратака -  это часть хатха-йоги, а так же и раджа-йоги. Когда вы практикуете – пока слезы не польют градом, то это хатха-йога, но когда вы практикуете в другом ключе, который я хочу объяснить далее, то это раджа йога. 

Цель тратаки

Тратака это важная крия, которая должна практиковаться с большой осторожностью и при соблюдении правильной мотивации.

Она не должна применяться неискренно и беспечно. Перед началом практики вы должны твердо понимать, что вы хотите этим достичь. Есть много различных методов тратаки,  и вы должны выбрать правильный.  Если вы хотите получить телепатические способности, то это один метод. Если хотите оказывать влияние на сознание других людей, то другой. Если просто хотите улучшить свое зрение, то снова нужно подобрать подходящий для этого способ сосредоточения.

Так, для определенной задачи нужен свой метод практики. В Индии, для примера, есть особая практика, которая называется – чанья упасана (chanaya upasana) -  искусство сосредоточения на тени. Она позволяет узнать точное время смерти и предвидеть надвигающуюся опасность.

В одном из древних ритуалов Персии, я нашел, что определенный дух может быть вызван с помощью тратаки. С помощью взгляда с особой ментальной  установкой  вызывалась  определенная личность. Сейчас данный способ утрачен.
Практика тратаки должна быть использована только теми, кто стремиться идти по пути йоги. Тем не менее, многие в Индии и за ее пределами не правильно понимали эту науку, используя ее в эгоистических целях, и даже употребляли во зло другим.

Из-за этого, столетия назад, христианская церковь запрещала такие практики, рассматривая их, как проявления черной магии. Все, кто практиковал их, были отлучены от церкви.

Я объяснял эту точку зрения, так, что эта секретная наука не должна использоваться не по предназначению.
Вы должны практиковать ее только имея духовный настрой. Тратака может быть использована, как элемент йога-терапии для исцеления, но это ее не главная цель.
Тратака это метод, практикуя который, можно легко войти в медитативное состояние.
Когда в уме состояние турбулентности и вы не можете отследить свои блуждающие мысли – тратака поможет успокоиться и достигнуть успеха в медитации.
Перед медитацией нужно выполнить некоторое время тратаку, а затем  сидя расслабиться в полном покое - 
практикуя в этом ключе медитация придет спонтанно. Это и есть цель тратаки.

Стадии практики тратаки

Практика тратаки может быть разбита на четыре стадии –

  1. Концентрация на внешнем объекте, когда глаза остаются открытыми  и взгляд направляется на какие-либо объекты. В качестве предметов для сосредоточения  могут выступать  - пламя свечи, черная точка на белом фоне, восходящее солнце и т.д.
  2. Концентрация на внутреннем объекте, когда вы с закрытыми глазами  стараетесь удержать внимание на ярком отпечатке, точке света, черной точке или цветной.Это практика удержания внутреннего видения. На санскрите это называется дришти садхана, «дришти» значит – внутреннее видение (inner vision), а «садхана» -  делать непоколебимым. Здесь внутреннее око должно быть устойчиво – для этого вы должны иметь точку опоры. Пока не появиться внутренняя точка, вы не сможете практиковать это. Эта внутренняя психическая точка может быть сверкающей звездой, которую вы должны созерцать, а не просто визуализировать.
  3. Концентрация на пустоте, которая называется шунья дришти. «шунья» значит пустота или состояние без форм, не чидакаша («экран» внутреннего пространства). В шунья дришти нет объектов осознавания. Эта форма тратаки делается с открытыми глазами. Вы смотрите в никуда. Чтобы войти в это состояние требуется много времени, может десять минут, или тридцать, или час. Глаза открыты, но вы не способны что-либо видеть, потому, что ум становиться интровертным, погружается вовнутрь. Это не так трудно достичь – состояние приходит достаточно естественно.Через некоторое время глаза тускнеют, они на половину закрыты, и вы ничего не видите.
  4. Постоянное созерцание – направление взгляда на любую точку без моргания на протяжении многих и  многих часов. Это что-то типа того, как практиковал Рамана Махарши – сидя по 12 часов без отведения взгляда и морганий.

 

Тратака на внешних объектах

Любые объекты природа которых устойчива, которые не пульсируют и не мерцают могут быть использованы для тратаки.
Тем не менее, они не должны быть ослепительно яркими или обладать деструктивным излучением. Внешняя тратака может практиковаться на пламени свечи или черной точке. Если точка расположена далеко, то она должна быть больше, если близко, то меньшего размера. Размеры варьируются от практики к практике. Вы также можете практиковать с кристаллом, восходящим солнцем, объемной фигуркой божества – мурти,  использовать символы – крест, свастику, полумесяц, сердечный лотос и т.д.
Однако вы должны выбрать один объект и практиковать только с ним. Вы должны проверить несколько вариантов и выбрать подходящий именно вам. Для примера, в некоторых случаях, практика тратаки на восходящем солнце приносит большую пользу, а в некоторых может навредить. Это значит, что в зависимости от человека должна использоваться  именно ему нужная и для него эффективная практика. 

Тратака на пламени свечи

Во время тратаки пламя свечи не должно мерцать, поэтому нужно практиковать в помещении, где нет сквозняков, тихо и спокойно. Так же следует добавить, что пламя не должно двоиться в глазах.

Свеча должна быть расположена на расстоянии вытянутой руки, чтобы пламя находилось на уровне глаз. Когда пламя стабильно устремиться вверх, нужно направить взгляд на него и сконцентрироваться.  Не смотрите на все пламя, а сконцентрируйтесь на середине, чуть поверх фитиля. Продолжайте смотреть на пламя, как можно дольше, без морганий и засыпаний и без какого-нибудь напряжения. Когда в глазах почувствуется усталость, то нужно закрыть их. Старайтесь сидеть расслабленно.

Когда вы закроете глаза, то начинайте созерцать внутреннюю точку. Здесь вы практикуете комбинацию внешней и внутренней тратаки. Закройте ваши глаза и смотрите, где на чадакаше появилась крошечная светящаяся цветная точка. Она по форме похожа на зернышко пшеницы или овса, меняющая цвет от момента к моменту. Это зависит от времени концентрации на пламени свечи. После пяти минут пристального смотрения на пламя свечи точка может быть ярко красной, но если концентрироваться  только минуту, то точка может быть черной, белой или мутно коричневой. 


От момента к моменту яркость точки будет слабеть,  и  в конце концов точка может исчезнуть совсем. Это может случиться в течение нескольких секунд, но нужно быть бдительным и не открывать глаза. Нужно сделать специальную установку на счет этого. Даже если психическая точка исчезнет -  не открывайте глаза. Снова попытайтесь приложить силу ума и отыскать психическую точку. Через несколько секунд она появиться, только будет совсем другого цвета.
Вы должны продолжить концентрацию, используя силу вашего внутреннего восприятия, видения и силу ваших внутренних глаз.
Точка будет мутнеть становиться все слабее и слабее, а потом снова исчезнет. По-прежнему, не открывайте глаза и снова используйте силу ума и постарайтесь отыскать точку, которая вскоре снова появиться перед внутренним видением.
Эта психическая точка будет появляться и исчезать, становиться мутной и еле заметной, становясь все тусклее и тусклее. В конце концов она станет полностью черной и сольется с психическим экраном.
Этот круг (внешняя и внутренняя) займет у вас вначале не более пяти минут, но со временем, практикуя, вы легко сможете растянуть его на пол часа или более. Три минуты внешняя концентрация на пламени свечи и двадцать семь минут внутренняя на точке, которая будет исчезать, снова появляться, менять цвет и т.д.
Те, кто практикуют это, сталкиваются со следующим явлением. Когда вы закроете глаза для внутренней концентрации, психическая точка может начать двигаться и может переместиться вверх «экрана». Для многих это является явным препятствием к практике, так как через некоторое время они просто не знают куда смотреть. Они не могут смотреть выше, хотя точка уходит за «экран». Те, кто практикует шамбхави мудру,  способны остановить точку в бинду чакре. Точка устремляется вверх и стремиться стать одним с бинду чакрой.
Так, что можно сделать? Мое мнение, что если начинающие практикуют тратаку на пламени свечи, и выполняя внутреннюю концентрацию точка начинает уходить вверх, то нужно следовать за ней.
Когда они не смогут следовать далее, нужно «сбросить» взгляд вниз и попытаться найти точку на этом уровне.
Когда точка появиться, нужно снова отслеживать ее, пока это возможно и проделать то же самое, если точка уходит слишком высоко.
Когда точка не появляется, и вы использовали  все силы ума -  нужно открыть глаза и проделать следующий круг тратаки.


Во время пристального взгляда на пламя свечи, если это связано с духовной практикой для развития концентрации и внутреннего видения, нужно закрывать глаза значительно раньше возникновения напряжения в них и до того, как потекут слезы. Практикующий должен контролировать себя, сколько практиковать, и закрыв глаза, не должен чувствовать в них жжения и не должно быть потоков слез.
У меня был опыт во время концентрации на пламени свечи. Закончив внешнюю тратаку - у меня не было проблем с глазами, я закрывал глаза для внутренней, а из них устремлялись потоки слез.

Время внешней концентрации нужно выбирать индивидуально. Если вы можете концентрироваться три минуты, то остановитесь на двух. Тем не менее, это зависит от многих факторов.

Практика тратаки попросту невозможна с использованием вентилятора, потому, что пламя будет мерчать. Если использование вентилятора необходимо, то нужно заменить свечу на черную точку.
Под вентилятором или на ветру в глазах будет сухость, и быстро выступят слезы.

Вам необходимо выполнить одиннадцать кругов тратаки (один круг – внешняя и внутренняя). Считается, что одиннадцать кругов составляют одну дхарану, что означает, что концептуальный ум становится прозрачным. Если вы думаете о корове, и вы ее видите в своем уме, то это есть дхарана. Если,  вы только можете думать о ней, но не видеть, то это называется – калпана, низшая стадия визуализации. Дхарана это высшая стадия калпаны – визуализация с четким представлением.

Будьте уверены, что после одиннадцати кругов тратаки, закрыв глаза, вы будете четко видеть перед собой каждую деталь свечи – цвета, световые эффекты, фитиль.

Вы способны будете видеть, как плавиться воск и стекает по свече. Это будет доказательством вашей  силы ума. Когда эта стадия будет достигнута, то можно говорить о медитации. Хотя объекты видятся четко в поле зрения вашего ума, не всегда легко войти в медитативное состояние и тем более погрузиться в самадхи.

В следующих постах я расскажу о практике тратаки на различных объектах.

Если у вас есть вопросы или дополнения, то оставляйте их в комментариях.

Успешной практики!


Советуем посмотреть

Комплекс 7

  1. Полное дыхание йогов лежа
  2. Пранаяма  №7
  3. Анулома Вилома
  4. Сукх Пурак
  5. Йога-мудра с Симхасаной
  6. Пранаяма № 4
  7. Зигзаг
  8. Уддияна Бандха
  9. Уддияна Бандха Крийя
  10. Майюрасана
  11. Дханурасана
  12. Халасана
  13. Матсиасана, первая  разновидность
  14. Созерцание
  15. Шавасана

Почему вы до сих пор не пробуждены?

Вы практикуете уже десять-пятнадцать-двадцать лет и все еще не пробуждены. Почему? Потому что вы этого не хотите!