Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Часть I, аналитическая: "Убивающие Эго"

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и жизнь > ЙОГА И НЕ-ЙОГА > Часть I, аналитическая: "Убивающие Эго"

Часть I, аналитическая:


— А что такое правильная жизнь?
— Жизнь сознательная, сильная, бесстрашная.
К Кастанеда "Учение Дона Хуана"

Прежде всего, зачем эти рассуждения? Ответ прост:
- я знаю тех, кто преподает йогу
- я знаю тех, кто ходит заниматься йогой
- я знаю тех, кто собирается идти заниматься йогой
Потому что стало актуально.       

Был в  70-80 годы расцвет йоги в нашей,  тогда еще очень большой стране, только это цветение оставалось почти  невидимым для широких масс. Кому надо – видели. Но, в основном,  все практики, направленные на развитие  были массовыми, а не индивидуальными. Посему йога не приветствовалась официальными структурами, но и не "прессовалась" особенно. Карате, иные восточные единоборства – да, всегда "в зоне повышенного внимания", обучение преследовалось по закону, полное отсутствие информации, и, конечно - множество подпольной низкокачественной продукции. А  йоги? – чем они опасны? Спят на гвоздях, моют носы соленой водой, и,  кажется, умеют выворачиваться в разные, непривычные даже для гимнастов позы. В этом образе правды немного. Но некоторая комичность образа йога в Советском Союзе защищала практикующих от государственной агрессии. Безвредные блаженные, источник вдохновения карикатуристов. 

 

 

Йоги того времени: интеллигентные люди,  ценящие телесное и психическое  здоровье, верящие в сверхвозможности человека, а еще – знающие и любящие историю. В том числе,  и историю относительно доступной дружеской Индии. Это были люди, ставящие перед собой задачи достичь максимального личного предела, этакие домашние герои. Потребность в героическом заложена в каждом человеке - отчего бы не отыграть таким образом? Советские люди конца прошлого века,  практикующие упражнения и систему жизни йогов (насколько это было возможно), это те, кто ставил очень внятную и конкретную цель –предельно развить свои собственные возможности. Ну, а поскольку собственные, но  не общественные, то и почета им было не видать. 

Но вряд ли уж они позволили бы называть себя креаклами…. И никто из них не претендовал на гуру. Хотя учились охотно друг у друга. 

Они никого не поучали, не прогнозировали тяжкую мучительную гибель мясоедам (это было б кощунственно в условиях тотального мясного дефицита), они смотрели на тусклые фотографии в журнале «Наука и жизнь», гнулись, тянулись, закалялись, промывали  носы из чайника с соской, лечились травами – и ходили на работу, чертили, конструировали, лечили, воспитывали, женились, выходили замуж и рожали детей. Рядом с ними тысячи делали зарядку по утрам, садились на разные диеты, срывались с них, и вновь начинали, бегали по утрам и спали на балконах,  ходили в походы, ныряли, плавали и играли в мяч. 

Просто здоровые люди. Просто люди, сохраняющие свое тело. Люди, стремящиеся стать лучше. Просто люди, любящие жизнь. 

Это присказка, и вовсе не хочется, чтобы у кого-то, приученного к масс-медиа возникла идейка, что я идеализирую советское прошлое. Я оцениваю ситуацию, исходя из ее истории, как и положено, если хочешь рассмотреть проблему, а не  вырвать из контекста жизни лакомый кусок и ткнуть им в читателя. Впрочем, на чужие мысли я влиять не в состоянии.

Тем более, сегодня у нас сегодня. А не вчера и не завтра, поэтому присказка закончена.

Одна милая умная  девчушка, преподающая йогу,  пожаловалась мне, мол,  так хочу заниматься со здоровыми людьми, ведь  наши нагрузки и требования  ориентированы на здоровье. Но зал посещают  чаще всего три категории:
- толстые, чтоб похудеть, и они  требуют снижения веса только с помощью йоги, минуя все принципы терапии алиментарного ожирения,  
- больные, чтоб поздороветь, и за них молодая преподавательница  очень опасается, поскольку уже встречалась с диабетической комой в зале, 
- и  психи какие-то.

И тут она была растеряна, замешалась,  пришлось расспросить. А расспросив, и еще поисследовав,  - написать этот текст. 

Вот по поводу последних "каких-то психов" и поговорим. Нет, это не значит, что две первые, названные девушкой категории оставлены без внимания, я смело всех бы записала в одну: Жаждущие Чудес. 

А мне это так знакомо по психологическим семинарам и тренингам! Семинары веду уже двузначное число лет. И переживания  девочки мне вполне понятны. Я ж делаю обучающие семинары для профессионалов и не-профессионалов, для людей, -  развивающие, обучающие, аналитические, но не лечебные ни в одном месте. Но  раз за разом ко мне приходят Жаждущие Чудес, чтобы  вылечиться, избавиться от проблемы, которая наживалась годами, а то не одним поколением, стать другим человеком, наконец! Обеспечьте немедленно!  А ведь если тренинг какой-либо  доводится вести, то это значит, что мы будем тренировать что-то очень конкретное, например: уверенную речь, или поведение с трудными людьми. Или будем анализировать, исследовать и рефлексировать на какие-то значимые ситуации в человеческой жизни: предательство, зависть, ревность, дружбу, материнство....     Но мы только выйдем на стартовую точку, а настоящие, глубокие изменения - дело совсем не легко-волшебное, а трудное, тщательное и долгое. Хотя и не без некоторой магии.  

И  многие, и прекрасно, что многие,  идут, чтобы получить толчок к изменениям, осознать, понять, прочувствовать проблемы. Определиться, с чего начать, в какую сторону двигаться, осознать и предел возможностей, и то, что предела нет одновременно. Практическая психология, а я говорю о настоящей практической психологии, а не о психо-попсе из серии "Научись подчинять себе людей", "Пойми, что во всем виноваты родители" - или такого  тренинга нет?, "Как манипулировать всеми", "Измени врожденную программу" и прочая лабуда.  Так вот, настоящая психология не замахивается на духовность – в этом нет нужды. Осознающий и готовый к изменениям невольно развивается духовно, ему не надо подключаться к высшим мирам, тонким телам,  впадать в эзотерический экстаз, обучаться и обучать техникам,  небезопасным для психики. Достаточно развиваться.

Человек больше сделает для своей духовности, если преодолеет страх смерти и навестит умирающего дедушку в больнице, нежели пройдет недешевый "тренинг" с бубнами и песнопением. Духовность ближе к нам, когда мы объясняем молодому коллеге, как нужно поступить в трудном случае, нежели когда мы уставились на пламя свечи и усиленно пыжимся в попытках изгнать из головы мысли. 

Но так, просто по человечески,  как-то не волшебно, не чудесно, даже скучно. Хочется мерцающих огоньков, запаха восточных трав, шепота непонятных мантр. А тут тетенька рекомендует мусор в урну бросать, не курить, и другие октябрятско-пионерские дела делать. Да еще смеет утверждать, что это и есть путь к духовности! Сама пусть идет. А мы пойдем Иными тропами.....

И есть направления, и в них попали некоторые ответвления современной йоги, которые прямо  претендуют на развитие духовности, на причастность к неким магическим силам и тайным  знаниям, на избранность. 

Мои наблюдения показали, что есть люди, которые:в йогу идут за чудом:
1.– за отцом-гуру (матерью-гуру)- и о том отдельный разговор
2.– чтоб стать сверхчеловеком, встать над реальностью
3.– чтобы отключиться от реальности, которая приносит тревогу

И всех адептов объединяет одно – социальная дезадаптация,  которая порой может быть и скрыта. С виду, на уровне персоны, все в относительном порядке, но если приглядеться: рентный образ жизни (жить на доходы от сдачи квартиры бабушки, или на подачки бывшего мужа, например), невозможность и неумение систематически  работать, случайные заработки, нередко отсутствие профессии.  Очень часто – отказ от семьи, позднее деторождение у женщин.

Сразу подчеркну – такие не все, я берусь здесь исследовать  вполне определенную категорию. 

Человек изначально нуждается в параллельной реальности. В детстве у нас был мир фантазий – компенсирующий и  конструирующий, и тогда он был необходим для развития психики.  У незрелых взрослых может остаться, или активироваться в ситуации дистресса, причем "отключение" от реальности происходит вплоть до   дезадаптации, и даже психотического, безумного  восприятия реальности.  Обычно это фантазии всемогущества - компенсирующие. Они содержат  определенные мифологические темы о неких спасающих, помогающих  сверхсилах, которые с помощью магических действий можно привести в активное состояние.   При декомпенсации, "зашкаливании",  фантазии всемогущества отрицают реальность, и, сами, в свою очередь,  становятся реальностью маленького изолированного мира субъекта, претендующего    на избранность магическими силами. 

На этой потребности во всемогуществе  была построена система выздоровления для наркозависимых  в реабилитационном центре для наркозависимых «Кундала», где пациентам, помимо активного  обучения хатха-йоги,  внушались правила, слабо совместимые с повседневной жизнью. Я соглашусь, что основатель «Кундалы»  Яков Маршак был предан идее, но… Все же сколь удачный маркетинговый ход! Выписавшись из Центра,  выздоравливающий получал множество инструкций по «здоровому образу жизни»,  абсолютно несовместимому ни с социальной, ни с физиологической жизнью. Сии предписания выдавались в виде рекламаций типа: "шоколад – младший брат героина", "эмоциональная трезвость (тупость, читай) – прежде всего", "три года - никаких сексуальных отношений". Выполнить все предписания не представлялось возможным.  А малейшее нарушение могло якобы привести к рецидиву заболевания, вот  тебе и концепция "Сам виноват!" -  связывался с братьями наркотиков, переживал эмоции, может, даже и влюбиться себе позволял… Человек вновь поступал на реабилитацию, вновь пытался втиснуть свою жизнь в странные рамки  концепций «Кундалы», и вновь рецидивировал, причем, уже с сознанием собственной ничтожности. Выздоравливающие в других реабилитационных схемах в разговорах со мной  отмечали редкое чванство и вычурность поведения пришедших из «Кундалы». И все же…. Вразрез с нравственностью, но мудро, мудро – дать понять вчерашнему изгою, что он не простой человек, а Особенный! Не чета другим, много выше своих близких, которые порой квартиры продавали, чтобы  обеспечить своим  несчастным запутавшимся больным Избранность.  

Зависимый человек, психически нестабильный и искаженный человек, со слабым незрелым Эго полетит на идею избранности как мотылек на огонь. Потому что  регрессивное полудетское Эго больше всего нуждается в фантазиях всемогущества, оно не способно выполнять основные функции сознания и адаптации, и  значительную часть ментальной деятельности осуществляет в рамках так называемого магического мышления. 

Магическое, или волшебное мышление – первая фаза мыслительной  деятельности. Так думают маленькие дети и жители примитивных племен. Есть  признаки магического мышления. 

Во-первых, это вера в всеобщую взаимообусловленность (Participation mystique) – сюда красиво ложится и идея о провидении, особом предназначении, и сильно отличная от оригинала концепция кармы, и самое примитивное суеверие. Во-вторых, это убежденность в объективности своего субъективного взгляда на мир – отсюда недалеко до паранойи, которая и есть, с психологической точки зрения, регресс. А третий признак очень узнаваем в современном мире: это убежденность в том, что можно непосредственно мыслями воздействовать на окружающий мир. Мыслями, чувствами, представлениями. 

Так мы все мыслили в детстве. А потом узнали,  что являемся только маленьким кусочком большой картины, которая называется Мироздание. И уж если что и дано изменить – то только себя. Да и то, до определенных пределов. 

Психика развивается таким образом,  что новое, более зрелое,  то есть формально-логическое, мышление не уничтожает предыдущее, а только оттесняет его. Спрятанное в бессознательном, оно способно вновь начать функционировать, рудименты его можно увидеть и в повседневной жизни: суеверия, приверженность талисманам, доверие к иррациональному (особенно драматично это проявляет себя в вопросах здоровья). 

И оно порой  необходимо, иначе ригидность линейного формально-логического мышления могла бы не пустить душу к восприятию  нового, лишила бы ментальность эмоционального заряда. Магическое мышление обостряется в стрессовых ситуациях, в толпе, конечно, а также  в специально созданной ситуации. Потребность в создании условий для быстрого регресса возникает часто.  Ведь личность с преобладанием магического мышления подчиняема, не ориентируется в реальности, признает только диадные оценки «плохо-хорошо»,  и очень сильно оторвана от материального, за некоторым исключением, о котором скажу позже. 

В  то же время,  если у человека преобладает магическое мышление, он либо:
- житель примитивного племени с общинно-родовой формой мироустройства
- душевно нездоров.

Нездоров,  но как? Что у него болит, если он молод, крепок,  гибок…только странен. 

Он агрессивен и нетерпим к обычным проявлениям обычной  жизни, удивительно индифферентен к значимым общественным явлениям. Часто беспечен там, где надо бы побеспокоиться. И озабочен вещами, которые невозможно ни увидеть, ни доказать.

А еще – он псевдоадаптирован, его способность приспосабливаться к миру не имеет ничего общего ни со свободой, ни  с силой, ни даже с магией.

Эта псевдоадаптация исключает особенности культуры, требования государства, даже условия времени. Более того, помимо агрессивных посягательств на вешнюю среду – насилие над внутренней – особый вид питания, сексуальных контактов, специфические, порой, нелепые способы воспитания детей.

Для примера обращусь к одному модному течению, которое включает в себя так называемую "беби-йогу", что само по себе абсурд, йога предполагает развитую способность к осознаванию.

Есть одно такое направление, куда вот только направляются -  неясно, и есть у того направления адепты. Интернет полон роликов, пропагандирующих это абсурдное течение, в названии которого, кстати, йога фигурирует на первом месте.  Кружение новорожденных за ножки, купание в холодной воде, "проныривания" (читай - "притапливания")… И вот некая леди - адепт сией странной субкультуры, от которой индийские йоги могут только прийти в ужас,  – бессимптомно носит опаснейшую инфекцию, рожает, хоронит новорожденного; в интернете появляется драматичный пост об "уходе слабого ребенка". Но инфекцию сия дама не лечит, и рожает другого ребенка (носителя инфекции, о чем не умалчивается) – "сильного", "желающего остаться на Земле", "выдержавшего естественный отбор". Призыв к естественному отбору нигде в древних текстах не присутствует. Это, простите, самодел, обусловленный патологическим состоянием души неойогов, как гуру, так и адептов. 

Не для решения проблем, не для роста строят неойоги свою практику, ту или иную, а чтобы изменять реальность. Несмотря на декларируемые глупости, типа: мысли материальны, думай позитивно (это как, интересно?), и прочее, неойоги рвутся менять отнюдь не свои мысли, чувства и переживания. Они пытаются построить иную реальность,  при этом отрицают ту, которая была им изначально дана. Не удивлюсь, если скоро движение йоги будет объявлено сектантстким. Тогда уж пусть винят не отсутствие демократии, а себя, со злобным  отрицанием окружающего мира и попытками построить свой – малофункциональный  и бессмысленный. Точнее, наделенный смыслом, понятным лишь избранным. Это ли не тоталитарная секта?

Но рентные интересы у неойогов сохраняются. Деньги "йоги нового разлива" считать не разучились. За счет чего? За счет все того же глубокого регресса мышления.  Чего опасается малыш, у которого еще не сформировано зрелое Эго, и который вынужден оперировать магическим мышлением? Страх, что не накормят. Страх, что крик не услышат, страх, что сделают как-то не так. Страх потерять ресурсы и контроль. Ведь взрослых адаптационных механизмов еще нет! Не дадут, не накормят,  не придут – и погибай. аналогично и в ситуации заработка ресурсов. Не буду утомлять читателя цитатами перебранок в сети, на тему "деньги, власть, контроль". Желающие без труда сами найдут, скучно это и уныло. как настойчивое хныканье голодного ребенка. Но тот хоть за жизнь бьется..... Это называется развитие и зрелость? Сомневаюсь. 

А как же отрицание Эго, о котором так часто можно слышать в призывах неойогов?

Чтобы отринуть Эго надо знать  и иметь, что именно отрицать. То есть, сначала обрести, а потом уж отринуть - не уничтожить, а именно отринуть, убрать из центра личности. 

Оказывается, зрелое Эго  выполняет важные задачи:
- отделяет внешнюю реальность от внутренней;
- обеспечивает подлинную независимость от внешней среды, в том числе и планированием ее преобразования. В той мере, в какой это возможно. И возможности тоже определяется посредством Эго. 
- Обеспечивает целостность восприятия себя и критичность к своим возможностям, а также оценке возможностей других;
- дает понимание линейности времени, умение отделить прошлое, настоящее и будущее, удерживание в памяти и интеграцию опыта.

И, наконец, очень важная функция Эго – понимание своей ограниченности. Зрелый человек не претендует на исключительность, зрелый человек развивается, причем, до самой своей кончины. Остановки на этом пути нет, только рост, исходя из своих реальных потребностей и ресурсов, а  не кладя в основу магические фантазии. 

Но свойство Эго таково, что оно всегда стремится в центр личности, и если правило ограниченности по каким-то причинам перестает действовать, на сцену из бессознательных глубин выходит магическое мышление, фантазии о всемогуществе, и, очень-очень скоро происходит то, что К.Г. Юнг назвал инфляцией, - то есть раздуванием Эго. 

Подлинный центр личности, который в некоторых источниках называется высшее Я,  а в аналитической психологии - Самостью неразрывно связан с Эго. Вот только нередко контакт Эго/Самость происходит в одну сторону: Самость дает, а Эго присваивает себе.  Аналитическую психологию нередко упрекают в мистицизме, поэтому, во избежание этого, скажу, что понятия, близкие к термину "Самость" можно встретить и в иных источниках, даже в советской психологии,  где истинное Я предполагалось в реализации отдельным человеком высших ценностей - служения другим, в частности. Самость - та часть души, которая непосредственно связана с надличностными силами - для каждой культуры они свои. 

Мы не родились с готовым зрелым Эго. Способность Эго к взаимному  контакту с Высшим (Самостью) указывает на подлинное развитие личности. И не так уж важно, каким путем человек идет покорять свои вершины, какие способы использует, какой философии придерживается. Но дорога развития - горная дорога, легче по ней спускаться, причем, при полной иллюзии, что вершина все ближе и ближе.

Известный аналитический психолог Э. Эдингер так описывает инфляцию Эго:

"Я употребляю термин "инфляция" для описания психологической установки и состояния, которое сопровождает идентификацию эго с Само¬стью. В этом состоянии нечто малое (эго) присваивает себе качества чего то большого (Самости) и в результате настолько увеличивается, что выходит за пределы своих размеров.

Мы рождаемся в состоянии инфляции. В младенческие годы не сущест¬вует ни эго, ни сознания. Все находится в сфере бессознательного. Латент¬ное эго пребывает в состоянии полной идентификации с Самостью. Если Самость рождается, то эго созидается. Но поначалу все есть Самость. Нойманн описывает это состояние с помощью образа уробороса (пожирающего свой хвост змея). Поскольку Самость составляет центр и всю совокупность пси¬хической жизни, эго, находясь в состоянии полной идентификации с Са¬мостью, воспринимает себя как божество. Мы можем сформулировать эту мысль в форме ретроспективы, хотя младенец, разумеется, так не думает. Он пока вообще не способен думать. Вся его психическая жизнь и пережива¬ния группируются вокруг априорного допущения существования божества. Это первоначальное состояние бессознательной целостности и совершен-ства служит причиной нашей ностальгии по своим истокам, как личным, так и историческим.

Многие мифы описывают первоначальное состояние человека как со-стояние округленности, целостности, совершенства или блаженства."/Э.Эдингер, "Эго и архетип"//

 Не этого ли состояния хотят и «как бы» достигают неойоги?

Итак, уничтожение Эго провозглашается,  как высший смысл, цель, и конечное достижение. Вот только,  чтобы что-то уничтожить, надо бы это иметь, как уже указывалось. Попытки отречься от еще незрелого диффузного Эго приводят к обратным результатам – его непомерному раздуванию. Ибо полагая, что отрекается от Эго, человек лишь отворачивается от некоторых его сторон. 

Только зрелое Эго может оставив за собой свои полномочия,  признать Самость центром личности, это и есть подлинная индивидуация,  личностное развитие. И, что очень важно для любителей "материальных мыслей": только зрелое, устойчивое Эго может создать намерение, сфокусировать цель.  Намерение, которое не  имеет ничего общего со сладенькими думками о "позитивчике",  намерение -  стрелу, выпущенную из лука Эго. Качество лука имеет значение!

Истинно отреченные от Эго всегда  скромны и незаметны. Они и не стремятся стать заметными - их слава бесспорна, но не криклива. Они не тащат за собой толпы, к ним приходят тайными тропами с трудными вопросами, они не устраивают сейшенов, и не поучают. Они учат. Они не критикуют, а создают свое. Они не рекламируют, а предлагают, если спросишь.  

Немного их, могущих напрямую общаться с духом. 

Признаки инфляции Эго, которые мы можем отчетливо заметить у некоторых  людей "помогающе-развивающих профессий", к которым  преподаватели йоги, несомненно, относятся:
- сокращение  личности  до исключительно профессионального самоопределения: "прежде всего, я йогин";
- стойкое представление , что профессия дает ему достоинство и определенное превосходство, и декларация этого;
-  низкое или искаженно-утрированное  качество внепрофессиональной жизни: отказ от семьи, или, напротив, подчеркнутая демонстрация семьи, особых методов воспитания. Нередко - промискуитет, под прикрытием духовности, ритуалов и проч. 
- стремление к внешнему сходству с лидерами того или иного движения, причем без учета культуры, реальности, своего возраста; 
- обесценивание, вплоть до полного отрицания своего прошлого опыта;

И на последнем пункте немного остановлюсь.  Многие приходят к той или иной развивающей системе в период кризиса, потому что нельзя было иначе - поводом может стать тяжелая болезнь, личная драма, потери. Некоторые  нашли себя в йоге, или йога нашла их.... 

Но есть отдельная категория людей, и трудно назвать ее немногочисленной, причем эти люди довольно быстро занимают значимые посты в пестром сообществе российской йоги. Это маргиналы, люди, имеющие в прошлом проблемы с  законом, пережившие опыт химической зависимости, прошедшие через вальцы криминального бизнеса. Почему они? Почему в йогу? Почему так быстро встали "у руля"?

Ответ невеселый. Я бы предпочла обратиться к красивой притче о тех, кто знал самое дно, и поднялся, чтобы принести  людям настоящий свет. Увы, не могу. Подчеркиваю - речь идет о лицах, которые отреклись от своего прошлого. Они наивно полагают, что это перепросмотр или стирание личной истории "по Кастанеде"? Не думаю. Практика стирания личной  истории предполагает ее изначальное принятие, а также уважение к ней.  Но никак не отрицание. 

Грустный ответ заключается в том, что люди, о которых я рассказываю просто....не изменились. Более того, они изрядно увеличили Эго, раздув его до величины дирижабля. Потребность, которая гнала их наступать на законы общества, насиловать законы собственной биохимии, - быть над, быть сверху - никуда не делась. Никуда не делась потребность в остром переживании, именно внутри такого переживания человек способен чувствовать себя живым. Только сменились сюжеты переживания, все остальные структуры остались  стабильны, и, более того, у некоторых усугубились личностные нарушения. 

Занятия йогой, и, особенно, обучение - неплохое место для отыгрывания деструктивных потребностей. Там, где много света, там и теней густо. 

Я смотрю картинку на "Фейсбук",  где представлены "ведущие преподаватели" йоги одного из грядущих больших мероприятий. Сердце холодеет..... Вот этот полноватый был абсолютно затравлен в вузе - студентами, а  в частной школе, где позже трудился,  коллегами. Затравлен, потому что труслив и  одновременно высокомерен. Таких не любят.  Экой он сейчас важный! А вот этот грязновато-патлатый не так давно пил горькую... А сейчас  так мерзко обзывается на тех, кто не живет по его законам, - видимо,  объелся кильки в томате в свое время. А вот эта, красавица сверкающая прелестями  в необычной гиперсексуальной асане.... впрочем, достаточно,  - уже слишком. Все про себя сами знают,  потому что дутое Эго не претерпело настоящей трансформации. Настоящая - это когда   и негативный, теневой,  и  позитивный опыт сплавляется в  единую ценность самоидентификации - интегрируется. И лишь тогда уникальность себя воспринимается как нечто естественное,  не требующее социального подтверждения. 

Таких дутых легко можно узнать по самодемонстрациям,  где преобладает "только": только я могу сертифицировать обучение тайскому массажу (?),  только в нашем центре настоящая йога,  только я знаю,  как выполнять ту или иную асану,  только это дыхание,  только это чтение, только эта мантра, только эта диета, только наши аксессуары, только наше оборудование........

И НИКАК иначе - любое инакомыслие, внимание на другое есть прямая  угроза власти. А кайф от власти слаще кайфа от наркотика. И страх утратить власть порой  страшнее страха смерти. 

Власть над своим телом - еще не власть. Вот над другими людьми  чувство превосходства - это да, вкусно. Только к свободе сие удовольствие не имеет никакого  отношения. 

Я зло пишу, но не сержусь по-настоящему. Напротив, вспоминая знакомых мне людей, глядя на их раздутость сейчас испытываю сожаление. Они много больше принесли бы пользы другим, когда б не отринули свой  "темный" опыт,  не впали бы в презрение и высокомерие, не изображали бы из себя новых сверхлюдей, а остались бы собой, собой подросшим. Тем, кто вчера был слабым и зависимым, а сегодня добрался до свободы. Это была бы история про силу, а не про лицедйство.

Настоящие свободные  -  они другие. Они не хвалятся победой над своими недугами, но и не умалчивают о своих ошибках. Они не презирают тех, кто курит, неправильно питается, болеет алкоголизмом, вечно чувствует себя жертвой... Они им сострадают, если приходится встречать.  Они будут им помогать без демонстрации собственной крутизны, если те захотят изменить себя. Потому что нет у Свободных дутого Эго, которое  очень-очень хочет забыть о собственном несовершенстве.  

Настоящие Свободные - всегда ученики, ученики у жизни. 

Если Настоящие Свободные встречают чье-то несовершенство, нежелание исправлять явные ошибки - они сожалеют молча, визжат только "дутые". 

И  люди говорят, что рядом с Настоящими им спокойно, а вот рядом с "дутыми" - вечный страх сделать что-то не так. "Дутые" ошибок не прощают, ни себе, ни другим. 

И Настоящих вы никогда не увидите в виртуальных драках, где во имя великих сил неойоги грозят разбить морду друг другу, за Правду Возвышенную и Единственную, р-р-р-р.....

А что это с ними такое? Ведь йога сама по себе, как практика должна бы опосредовано влиять на душевное состояние практикующего, надежно защищая его от инфляции? Как-то получается нелепо. Дело в том, что некоторые неойоги, приобретая все новые посвящения, получая все новые сертификаты и звания все больше и крепче заболевают неприятной болезнью, точнее, состоянием, которое К.Г. Юнг называл мана-личность. 

Мана - понятие меланезийское, эта приставка означает наличие колдовских и/или божественных качеств у субъекта или объекта.  Мана-личность есть псевдовоплощение магической силы. 

Юнг больше говорил о моих коллегах (психологах, психотерапевтах) и о клиентах, которые легко могут попасть в цепкие объятия мана. Успехи в работе провоцируют чувство всемогущества, неадекватного самомнения при резком снижении критичности к себе. 

Но болезнь мана-личности подстерегает всех, кто знаком с ощущением Силы. 

В российской йоге сегодня вероятность формирования мана-личностей  еще выше - есть все предпосылки. Начинает что-то получаться, быстро обрастаешь адептами, плюс измененные состояния сознания. И наступает озарение - ты есть проводник, а то и водитель (да-да) неких высших сил. И вот ты уже избран, призван, уникален. И на порядки выше тех, кто еще вчера был вместе с тобой в категории "люди", а теперь они там, где-то внизу, называются - толпа (в лучшем случае). Я слышала и "быдло". От йогатичеров,  да. Грустно. 

И вмиг забываются все настоящие духовные учения,  которые призывают к смирению, к тому, что человек может только служить Высшей Силе, а не вещать от Ее имени, и уж, конечно, не управлять Ей.  Точнее, из учений выдергивается то, что "обслуживает" мана-личность, но целостность восприятия теряется. 

Вот точка зрения аналитического психолога. Трудней всего смириться с тем, что россыпи богатств, которыми может одарить йога, остаются невостребованными. Богатства не всегда сверкают, их надо добывать, подвергать обработке и огранке. 

Мишура же блестит изначально, ей можно обвешаться сразу, не надо никаких усилий прилагать.

И еще, самое главное - никому и нигде не дадут больше, чем  он способен взять. 

А что преподаватели йоги скажут? 

читать далее: "ТЫЖЕЙОГ, или где начинается безумие" 


Советуем посмотреть

Белки и углеводы

Функция белков и углеводов и их роль в правильном питании. Заменимые и незаменимые аминокислоты.

Ардха Матсиендрасана II

В этой асане область живота, с одной стороны, сжимается, а с другой — вытягивается, что стимулирует работу органов брюшной полости. Благодаря боковому скручиванию позвоночника стремительно исчезают люмбаго, а также боли в спине и тазобедренных суставах. Мышцы шеи укрепляются, а плечевые суставы становятся более подвижными. Регулярная практика этой асаны предотвращает увеличение предстательной железы и мочевого пузыря. Она также готовит к освоению Парипурна Матсиендрасаны, в которой позвоночник скручивается максимально глубоко.