Йога форум | Энциклопедия Йоги | Йога-блог | Йога магазин

Коврики для йоги Одежда для йоги Оборудование для йоги

Вернуться   ЙОГА | Форум по йоге > Дневники > Кату

Рейтинг: 5.00. Голосов: 6.

Подводные камни преподавания йоги. Часть 1.

Запись от Кату размещена 31.10.2010 в 08:15
Обновил(-а) Кату 08.11.2010 в 22:14
Авторы: Валентинка, Incognito, Tatya, Ra, Tama, Натараджа, Кату.
Рецензенты: Клепа, Olegbsss.

Не следует искать здесь правду быта,
попытайтесь ощутить истину бытия.
Б.Тосья

По меткому сравнению одного из мистиков, солнце - это печать Бога, которую Господь оставил, чтоб подсказать дорогу к себе. Вкладывая новый смысл в сравнение, можно сказать, что указующим и корректирующим жизненный путь маяком в жизни любого человека может стать йога, но при условии полной самоотдачи и серьёзного отношения к собственному развитию. Очень важно на этом пути иметь помощь наставника, гуру, преподавателя (отличия в этой статье не рассматриваются), чтобы иметь возможность прикоснуться к древним знаниям максимально безопасно для тела и психики. Йога, в зависимости от направления, даёт возможность развивать весь психофизиологический комплекс человека. Выбрать своё направление, даже при возможности соприкоснуться с той или иной традицией сложно человеку, впервые обратившему свой взор к "миру йоги", очень важно в связи с этим, создание такой универсальной, тестовой системы, которая позволит в общих чертах определиться с традицией, но пока такой системы не существует. Есть ещё, конечно, зов сердца и мощная кармическая обусловленность, когда не ученик выбирает традицию и школу, а она его. Где найти хорошего преподавателя, как найти возможность встречи с ним - с этими вопросами сталкиваются почти все ученики в начале занятий. Но проблема встречи может касаться так же и преподавателей. Эта статья может помочь начинающим преподавателям йоги или тем, кто по каким-то причинам не смог посетить специализированные курсы и хочет найти для себя подсказки.

Начинающий преподаватель йоги в своей работе сталкивается с различными трудностями, главные из которых будут приведены ниже. Одна из них заключена в том, что групповые занятия посещают люди, преследующие самые разные цели и обладающие неодинаковой подготовкой. Одни хотят научиться тому, в чём особенно остро нуждаются в данный момент и с учётом того, что уже знают и умеют (вопрос целесообразности обучения той или иной технике остаётся на усмотрение конкретного преподавателя и в данной статье не рассматривается). Другие не имеют никакого опыта. Потому так важен и сложен индивидуальный подход преподавателя к каждому отдельному человеку. С другой стороны, разноуровневая группа многим удобна для преподавания, тем более что в любой группе может произойти "расслоение".

Потребность в опытном преподавателе сегодня очень велика. Однако приглашения известных учителей на свою территорию всё же довольно редки. Великие и просто авторитетные Учителя не могут охватить весь мир (иногда и не ставят такой цели), хотя и отдают много сил обучению своих преемников и помощников, проводят ритриты и сатсанги, лекции и семинары, чтобы как можно большее число людей во всем мире могло приобщиться к бесценным знаниям. Преподаватель может иметь дипломы или сертификаты, подтверждающие его квалификацию, а может их не иметь. Но не дипломы и свидетельства отражают истинную образованность преподавателя йоги, а личные качества, опыт и знания, воспринятые от своих Учителей, а также собственные наработки в различных жизненных сферах и особенно в йоге.

Одна из сложностей в выборе преподавания йоги заключается в том, что все преподносят свои знания по-разному, используют различные техники и методики, и подчас начинающим трудно сделать выбор между школами и направлениями. Поэтому, к одному Учителю идут одни люди, к другому - другие, и одни и те же могут посещать занятия обоих, если эти занятия взаимодополняемы. Однако некоторые преподаватели считают, что необходимо соблюдать последовательность в обучении, и не поощряют параллельное посещение семинаров других учителей. Как говорится, "на вкус и цвет товарищей нет", но следует объяснять, что суть йоги (достичь равновесия и гармонии с самим собой и обществом) от этого не меняется, меняются только этапы обучения.

"Хороший преподаватель" - относительное и очень субъективное понятие. Случается, что после одного-двух лет обучения ученик принимает решение вести "свои" группы, "отделяется" от своего учителя и арендует отдельное помещение для проведения занятий. И вскоре эти занятия становятся популярными, их посещает огромное количество людей (что, в принципе, может не говорить о качестве преподавания, но о востребованности и полезности для разных категорий людей - может). Многие из них ходят к учителю до тех пор, пока не "перерастут" его, как и он в свое время перерос своего учителя, и не уйдут в своём направлении. Но бывает и наоборот. Человек 20-30 лет занимается йогой, проходит суровую школу авторитетных (известных) Учителей, становится обладателем многих дипломов и сертификатов, подтверждающих его высокую квалификацию, но воспитывает при этом немногих учеников. Далеко не каждый преподаватель обладает достаточным опытом и видит то, что необходимо для индивидуального развития ученика. Если преподаватель имеет такие способности, то он может совершать порой необъяснимые действия, косвенно заставляя душу получать необходимый опыт, и помогая эмоциям и сознанию упорядочиваться.

Истинный наставник понимает, что йога совсем не исчерпывается выполнением многочисленных асан и различных очистительных процедур. Если нет утвердившегося морально-этического и духовного фундамента, ждать от выполнения элементов хатха-йоги позитивных изменений в здоровье тела и духа не приходится. Конечно же, преподаватель, должен быть сам полон различных достоинств, этого требует выбранная профессия. Что может дать тот, кто только проходит путь становления личности (что-то, конечно же, может). Трезвый ум, утончённое чувствование себя, мира и учеников, большой опыт и любовь к людям, вот, что должно прилагаться к дипломам, удостоверяющим высокий уровень познаний и умений наставника, его миссия - устранить ограниченное понимание собственной души практикующими.

Немаловажен вопрос преподавателя о выборе места проведения групповых занятий. Можно сказать, что пространство, выделенное для занятий, - это связующее звено между преподавателем и учеником. И в то же время это один из подводных камней в отношениях преподаватель-ученик, так как организация и решение материальных вопросов не должны мешать процессу передачи духовных знаний. Вся ответственность за это ложится на плечи преподавателя: подобрать уютный зал, организовать оплату за аренду помещения, подготовить удобное для всех расписание занятий и т.д.

От каких факторов зависит выбор учеником того или иного преподавателя, какие качества ему необходимы? Кому лучше воздержаться от преподавания? Это, как нам видится, те ключевые вопросы, на которые стоит обратить особое внимание.

1. Программа занятий.
В разных Школах йоги различны программы занятий, поэтому обратим внимание лишь на общие принципы.

Уже на первых занятиях по йоге стоит обратить внимание на уровень подготовки новичков, которые обычно обладают разными физическими данными, отличаются особенностями психики и эмоционального состояния. Среди них следует отметить тех, кто уже имеет большой опыт в йоге и посещает разные группы для дальнейшего саморазвития. За одно занятие надо суметь заинтересовать всех учеников, ответить на самые общие вопросы, при этом скромно демонстрируя свои умения, всё же подтверждающие исключительность личных опыта и знаний и принадлежность к представляемой Школе или направлению. Будь то классическая йога или одно из приоритетных ответвлений современной йоги, нью-эйдж, ведические знания или древнеславянские практики, суть практики, её цели и задачи надо суметь объяснить на первом же занятии (хотя иногда это может отпугнуть учеников, например, тех, кто пришел просто снять усталость в конце рабочего дня).

Недостойно "цепляться" за учеников, пытаясь привлечь как можно большее их количество. Как показывает практика, это создаёт обратный эффект. А предоставлять возможность обучения желательно всем по возможности. Как говорится "почувствуйте разницу".

Надо отдавать дань уважения своей школе, своему Учителю, ценить своё и чужое время, не растрачивая силы впустую, работать вдохновенно и с энтузиазмом. Энтузиазм, харизма, опыт, знания, личный пример в жизни, коммуникабельность - всё это передаётся людям, они непременно почувствуют и на долгие годы сохранят глубокое уважение к тому, кто помог им сделать первые шаги в йоге и направить к цели.

2.Эзотерические знания надо вводить постепенно и очень дозировано, не пугать аудиторию новой информацией или непривычными терминами.



(продолжение в Части 2)
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: ИньЯн.JPG
Просмотров: 481
Размер:	7.0 Кб
ID:	10  
Всего комментариев 0

Комментарии

 

«Самое сложное в йоге — это расстелить коврик»
Текущее время: 09:36. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2020, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot