О медитации, взрослении, отрешенности и «бесчувственной деревяшке»

Те, кто только начинают присматриваться к практике медитации, пугаются слова «отрешенность»  уж больно часто звучащего из уст известных учителей. Быть отрешенным в нашем понимании –  значит превратиться в бесчувственную деревяшку, а этого, откровенно говоря, мало кому хочется:) Да и момент «взросления», к которому постоянно призывает наш учитель – выглядит местами спорным. Что подразумевается под «взрослением» практикующего и как не стать «бесчувственной деревяшкой», практикуя медитацию– обсуждаем сегодня за традиционным пирогом и чаем у нашего учителя Володи Старикова 🙂

— Суть «взросления» заключается в зрелости наших эмоций. То, что для маленького ребенка свято, незыблемо и жить без этого невозможно – потихонечку вымывается, потихоньку выходит как бы в своеобразное прошлое. Но не вместе с эмоциями, а с трансформацией эмоции. И взросление эмоций, которое происходит – характеризуется их устойчивостью. Потому что эта детская эмоциональность, она очень сочная, яркая, но и  очень узко-направленная. И связанная с забывчивостью одновременно. То есть я могу быть эмоциональным сегодня по поводу чего-то одного  и вдруг резко эмоциональным по поводу другого – завтра.Или даже в течение дня – эту игрушку я очень люблю утром, а эту нет, а к вечеру у меня уже все наоборот. Это может показаться даже милым и непосредственным – но это никак не поведение взрослого человека, хотя некоторые взрослые ведут себя так очень часто 🙂

— То есть это всякие собачки, котики…пупсики… подруженьки… умиление,  ой как я всех вас люблю?…

— Да, именно такая история. А охватить  события в целом или объёмным сектором каким-то, даже самые свежие и эмоционально-важные, — у ребенка не получается. Нет осознанности, нет должного памятования. Поэтому получается очень сочное, очень сиюминутное, как во сне, очень быстро проходящее эмоциональное взаимодействие. И оно не характеризуется устойчивостью, внимательностью, пониманием почему эта ситуация получилась. Пониманием, к чему это вообще может привести.

— Ого, так это ж так революции делаются вообще-то!

— Совершенно верно! «Хай чабан! — усі гукнули: За атамана буде» (Павло Тичина)  🙂 Вот… и поперли…А куда оно ведет и что из этого будет – находится вне зоны внимания, получается. И во многом,  когда у вас идут посты в социальных сетях, что по отношению, особенно к родственникам, нужно быть  бдительными, внимательными и при этом не столь зацепленными – на вас начинают обижаться. То есть: не трогайте святое! А отстаивается просто старый вариант детского поведения.
— Мне это очень знакомо в плане отношений с родителями. Потому что трудно бывает избавиться от чувства вины, что я не достаточно помогаю, не достаточно внимательна…

— Да, это версия самоуничижения работает, «пред родиной мы вечно в долгу». Родителям по гроб жизни обязан. В конце концов, из-за них ты тут появился. Благодаря им. Так уж изволь. Это все такие принижающие, эмоциональные, понижающие нас истории «вечной хорошей девочки» или «вечного хорошего мальчика».

— Но при этом они совершенно не исключают и нашего нормального адекватного  поведения.

— Да, конечно!

—  Вот еще один момент, который я бы хотела прояснить, возвращаясь к «бесчувственной деревяшке» — которой якобы становишься, практикуя дзен и отрешенность 🙂 вот  как объяснить человеку саму суть отрешенности? У нас, практиков, считается определенным правилом хорошего тона постоянное состояние легкой отрешенности к происходящему:)) Но само это слово пугает. И как с этим быть? У меня одна знакомая есть – ее муж начал заниматься медитацией. И увлекся настолько, что стал сидеть по несколько часов, ни на что не реагируя. Это те же «танчики онлайн» получились которые они тоже проходили, только без компьютера в этот раз:)  Такой себе предмет мебели, которому плевать на детей, на семью и он просто тупо сидит и смотрит перед собой в одну точку. Тоже ж крайность, да? Совсем же не наша история?

— Не наша, конечно. В этом случае можно сразу уточнить один момент —  тут под прикрытием слова «медитация»  подразумевается что-то совсем иное. Медитация – это, наоборот, присутствие.  Это, наоборот, —  включенность в происходящее. И для того, чтобы «практиковать медитацию» совсем не обязательно формально сидеть, отгородившись от всех.  Медитация – это внимательное состояние ума. Включить это внимательное состояние ума у нас иногда получается вообще автоматически, когда, мы переходим улицу, например.  Просто мы не произносим « а вот я иду в шаматхе с опорой на «зебру», потом с опорой «на посмотреть направо-налево»,  и светофор держу в поле зрения». То есть даже в такой заурядный момент нашего бытия, как переход через дорогу  — уже  происходит настоящая медитация с опорой на формы. Вот это и есть нормальная медитация. Мы не отгораживаемся ни от кого, просто внимательно делаем то, что делаем.  Также внимательно можно и сидеть в дзадзен на протяжении, скажем, 30 минут. С полным осознанием  происходящего вокруг, в частности,  и своих «горящих» обязанностей. А тот парень не медитировал, а просто «сбежал». Это у него просто прикрытие получилось со словом «медитация». То есть, на самом деле, этот «уход в себя» — еще один способ изолировать себя от текущей семейной ситуации. Тут каждый выдумывает что-то свое: например, можно даже изобразить болезнь, как делают в некоторых семьях, когда не могут придумать какой-то иной выход.

— Ок, с этим разобрались. А вот само это подозрительное слово «отрешенность», которое часто звучит во всяких текстах, с которыми и мы тоже работаем? Из песни слов не выкинешь:)

— Я бы «отрешенность» просто бы заменил на «незацепленность». Так было бы лучше.  Потому что, в самом  деле,  «отрешенность», – наверное, не самый точный перевод.  Потому что «От_решенность» — это, как бы, еще  и «от решения я ухожу». А в нашем случае, подразумевается лишь незацепленность.  Потому что исходно на санскритие «Пратьяхара»  — обозначает «отбрасывание чувств», по-английски даже не «отбрасывание» (слишком резко), а withdrawalofthesenses, то есть «изъятие, придержание чувств». Грубоговоря, это именно «нецеплючесть».  Иначе — я «цыпленок», которому нужно держаться за чей-то хвостик, чтобы  меня по жизни что-то как-то выручало.

-А вот как же некие правила жизни? Вот есть государство, вот есть родители, вот школа, институт, институт брака тоже есть,  ну, то есть с одной стороны понимаешь, что местами это все крайне звучит фальшиво и условно, но с другой стороны, без этого же тоже нельзя?

— Если посмотреть в первую очередь на семью, брак, государство – это предполагает  определенные пункты внимательности. То есть я понимаю, внимательно изучая современный социум, что вот есть в нём некие образования, под названием «семья», «государство», «школа». А, далее, мои действия по отношению к ним, что предполагает внимательность по тому или иному поводу. Внимательность – ключевое слово. И нам предлагают некие формальные правила игры в начальной ее стадии. Конечно же, мы должны понимать от какой «печки» плясать!  Например, такие образования, как «государство» и «семья» имеют некие обще черты, но имеют и разные, тут важно чтобы мы не перепутали 🙂 А дальше, ну, вот как  в любой игре, есть правила игры — но при этом любая игра идет неповторяемо. Одновременно есть  правила и есть их текущее исполнение.  И мы, вот соблюдая в определенной степени исходные правила,  теперь уже по ситуации исполняем ту или иную личную историю. Однако бывают крайности, когда я вообще о правилах забываю и только думаю, что я играю в эту игру. Сел играть в шахматы, а реально уже в шашки луплюJ  А думаю, что это еще шахматы.  Другая крайность —  догматическая, —  что мол «только так и не иначе».  И третий подход — вариативный, который,  как в фигурном катании, предполагает, что есть программа  обязательная, а есть  произвольная.  Что мы отталкиваемся от программы обязательной, но основные баллы и уважения идут от исполнения произвольной. В ней сами исполнители  выбирают, какой именно танец,  под какую музыку – хотя и  в ней должно быть обязательное исполнение тех или иных элементов. И тогда есть и обучение, как обязательная программа, а есть произвольная программа. Если мы внимательны, то эмоциональное удовольствие будет всегда. Изучая какую-то новую догму, я не теряю себя,  как внимательность,  и когда начинаю в какую-то новую игру играть — тоже.  Главное, чтобы я, как актер, не забывал себя. А в чем эта игра выражается — что я член государства, член семьи,  или еще что-то – это просто форма выражения моей внимательности. А не то, что я именно такой, что вот буду играть всегда только в шахматы, а шашки  мне не предлагайте.  То есть не за формы цепляться, не за догму, от которой мы, конечно, «пляшем», а за внимательность, связанную с той или иной догмой с той или иной аксиоматикой, а дальше уже идут варианты.

— Здорово! В общем, и «взросление» будет безболезненным и нестрашным, и «бесчувственной деревяшки» не станет, когда все сведется к этому нашему вечному главному знаменателю: внимательности. Где есть она – там и наша правда:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *