Война, которая всегда с нами. Правильная мотивация во время практики йоги и медитации

Об этом как-то не принято думать. В некоторых эзотерических кругах хорошим тоном считается говорить упоенно «я желаю всем счастья!» и с детской неуклюжестью «съезжать» с ответственности и потребности посмотреть в себя и разобраться.

Разбираться у каждого из нас очень даже есть с чем. И это всё достаточно «неудобные темы», которые, казалось бы «к йоге никакого отношения не имеют!» а уж к «духовной практике» и подавно (ведь если мы поклоняемся, скажем, нашему Учителю и желаем всем счастья – как можно говорить о каких-то проблемах?)

Но сесть в дзене с ровной спиной, с точным дыханием – не достаточно. Как и не достаточно с благостной улыбкой просто пожелать всему миру любви и счастья. Многие из нас осуждают войну, расстраиваются, когда «снова что-то пошло не так», вспоминают время, когда в новостях и френдлентах «было все хорошо и спокойно». И мало кто может осознать и признаться себе, что война была у нас всегда, на самом деле. И никто с неё не уходил. Отношениям с этой внутренней войной мы и посвящаем нашу практику.

Совсем недостаточно для ухода с этой войны отказаться от поедания мяса, надеть «йоговскую» атрибутику, читать «правильные» книги, ходить в «правильные» места, слушать «правильную» музыку» и даже зажигать ароматическую палочку дома во время всяких бытовых дел 🙂

Внутренняя война подстерегает нас повсюду: это наши отношения с миром вокруг, которому, если честно, мы совсем не говорим «я желаю тебе счастья», потому что слишком много насобирается исключений – у каждого из нас в жизни имеются люди, общение с которыми (или мысли о которых) сопровождаются нашим негативом и искренне от всей души пожелать им счастья, снабдив соответствующим собственным поведением, со всеми вытекающими оттуда жертвами мы не можем. Вот посмотрите в свой ум, пожелайте всем счастья, а потом подумайте о тех, кому вы бы при всем желании счастья, искренне, пожелать бы ну никак не смогли. У каждого человека есть неприятели и те, кто ему не симпатичен, кто раздражает его . И это считается нормальным в нашем обществе. Как нормальной, если совсем вот «по-чесноку» говорить, является и война. То есть обыкновенным считается решение определенного конфликта агрессивным способом. «А как же иначе?» — удивятся некоторые. Вот это и есть двойственность, от которой мы пытаемся избавиться во время нашей практики. Дипломатия, как говорят, это «продолжение войны другими средствами».

«Я желаю всем счастья» — и зажмуриться, закрывшись в себе, успокоив свое эго «я желаю правильные вещи, а дальше вы все уже сами как-нибудь» — не выход. Действительно, когда мы сидим в медитации, мы ощущаем себя как скала – спокойно и невоенно. И кажется что все хорошо, тут кулаками не машут, не стреляют и противные родственники-коллеги-политические оппозиционеры где-то далеко, равно как и все «не понимающие» нас не имеют никакого веса и влияния. Я тут, здесь и сейчас и у меня все спокойно. Так вот важно обратить внимание, чтобы мы и по жизни, решая наши вопросы, попадали в те состояния, которые в принципе не военные. Мы сидим не для того, чтобы хорошо было в те 10-15-20 минут, что мы сидим. А чтобы потом, вкус этой тишины и ненасилия помог нам по жизни в принятиях наших решений. Самый главный критерий успешной медитации это не когда мы просто хорошо себя ощущаем – а когда ощущаем себя целостно и неагрессивно в принципе. То есть мы не отгораживаемся от собственных проблем и недоразумений, не затыкаем их красивой фанерной заставкой с надписью «я желаю всем счастья!!!», но не ощущаем в себе потребности выяснять эти проблемы, решать эти вопросы военными методами.

Это и есть уход от двойственности.

В медитации важно не «причесывание», чтобы сейчас было хорошо и красиво — а просто успокоение ума в состоянии ясности. Или просто то состояние, когда не столь резкие несогласия возникают по тому или по иному поводу. Важно обратить внимание, что мы будем попадать в состояние, где мы в принципе не воинственные. Это самый целостный ум. То есть одной из проверок правильной медитации является не только то, что у нас позиция правильная, дыхание четкое, мыслей нет и мы чувствуем себя как скала, как гора… Самый главный момент, что мы себя целостно и невоенно ощущаем. То есть мы не забыли, что где как происходит, но потребности агрессивно «выяснять» это и двойственно-военно «решать» эти вопросы уже не возникает.

Дима Яценко

(Также можно почитать «О сути нашей практики«)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *