Что такое йога? Классическая интерпретация

Набирают обороты разговоры про осознанность, а йога с каждым днем становится все популярнее. Смело и упорно мы скручиваемся в парватасаны, чакрасаны и халасаны, становясь сильнее, пластичнее и спокойнее с каждым днем. Посещаем классы аштанги, хатхи, кундалини в йога- или фитнес-центрах, поем мантры, открываем чакры и чувствуем, как постепенно меняется наша жизнь.

В современной литературе, посвященной йоге, можно найти информацию и о ведах, и о здоровье, и о техниках, положительно воздействующих на разные участки тела. Первые пять лет активной практики я ассоциировала йогу с физической активностью, хотя и чувствовала сильное ментальное воздействие. Но все перевернулось после прохождения курса инструкторов в индийском университете С-Вияса им. Свами Вивекананды, который рассматривает йогу как холистическую медицину, активно ведет исследования по европейским стандартам и сотрудничает с правительством, обучая искусству преподавания йоги офицеров военно-воздушных сил Индии. Университет, возможно единственный в мире, уполномоченный выдавать степени доктора наук в области йоги и йога-терапии, в образовательных программах фокусируется в первую очередь на внутреннем мире человека, а не на его физическом теле. И вот к какому пониманию слова «йога» я пришла после получения такого образования:
~ 2 000 лет до нашей эры: примерно этим периодом датируется возникновение Вед как неписанного сборника народной мудрости, передаваемого из уст в уста в форме мелодичных мантр на санскрите (аналогия — частушки). Поскольку санскрит рассматривается не как язык какого-либо народа, а как язык межкультурного общения учёных и религиозных деятелей, Веды не ассоциируются исключительно с Индией, но считаются мировым культурным наследием, принадлежащим всему человечеству.

Термин «Йога» происходит от санскритского корня «юдж», который означает «объединение»: практика объединяет и примиряет тело и разум, рациональное и иррациональное, внешний и внутренний миры человека, также как объединяет йогов в единой систему ценностей, главная из которых — «ахимса», не-насилие.

~ 400 лет до нашей эры: великий индийский мудрец Патанжали записывает часть Вед, связанных с йогой и называет свое произведение «Йога Сутры». Книга из четырех глав — первый письменный источник, в котором упоминается йога и разъясняется ее значение. Про асану Патанжали лишь пишет, что это — «удобное устойчивое положение тела, которое человек может с легкостью сохранять долгое время». Что же тогда такое йога?

«Йога» — это сознательный процесс обретения контроля над разумом, где контроль включает в себя 2 способности: долго концентрироваться на предмете и сохранять при этом спокойствие. Путь личностного роста, описанный в Сутрах, называется «раджа-йогой», путем силы воли или медитации.

Патанжали выделяет 8 ступеней йоги, осваивать которые следует строго поочередно:

Ступень I. Ямы (социальные запреты):
1. Ахимса – не навреди
2. Сатия – не соври
3. Аштея – не укради
4. Брахмачария – не прелюбодействуй
5. Апариграха – не жадничай

Ступень II. Ниямы (индивидуальные предписания):
1.Шауча – содержи в чистоте тело и разум
2.Сантоша – довольствуйся тем, что есть
3.Тапа – будь терпелив и занимайся самодисциплиной
4.Швадхая – тянись к знаниям и формируй культуру мышления
5.Ишвар-Пранидхан — прими Бога в качестве своей цели

Ступень III. Асаны

Ступень IV. Пранаяма (дыхательные упражнения)

Ступень V. Пратаяхара (управление эмоциями)

Ступень VI. Дхарана (управление вниманием, способность долго концентрироваться на одном предмете, не отвлекаясь)

Ступень VII. Дхьяна (управление разумом, способность без усилия отключать внутренний диалог и наблюдать одну точку, или вообще ничего не наблюдать)

Ступень VIII. Сомати (состояние осознанности, равновесия, контроль внутренних процессов организма и 100% здоровье)

Все вместе это называется «Аштанга», что в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатый».

~ 200 лет до нашей эры: появляется фундаментальный индуистический религиозный сборник «Бхагавадгита», который добавляет к раджа-йоге Патанжали еще три вида:
Йняна-йога — путь мудрости. Человек выбирает его, начиная задаваться вопросами о вечном: как устроен мир? Каково мое в нем предназначение? Кто я? За вопросами рано или поздно приходят ответы, полученные от учителей, из книг или других источников, а затем возникает необходимость проверить полученные знания. В момент, когда человек начинает применять их на практике и проживает на личном опыте, он становится на путь йняна-йога.

Карма-йога — путь бескорыстного служения, идя по которому человек делает что-то, полезное для общества, не ожидая в ответ благодарности или других поощрений. Это может быть помощь конкретному человеку, или людям в целом. Делай добро и бросай его в воду.

Бхакти-йога — путь посвящения, означающий служение Богу всем сердцем, соблюдение религиозных ритуалов и искреннюю веру. Из всех четырех он считается самым легким, путём наименьшего сопротивления.

Йога по определению Бхагавадгиты — это сноровка в действии.

~ XIV-XI века: выходит в свет «Хатха Йога Прадипика», древнейший уцелевший классический текст хатха-йоги, в котором уже описаны конкретные 15 асан и их целительные свойства.

Йогу этот текст называет светом для тех, кто погружен во мрак противоречивых мнений.

1863 — 1902: годы жизни Свами Вивекананды, индийского философа, общественного деятеля и мыслителя, который произнес в 1893 году в Чикаго на Всемирном Конгрессе Здоровья пламенную речь, объединяющую ценности Востока и Запада, и популяризовал йогу за пределами Индии. Свами сказал, что раджа-йога, йняна йога, карма-йога и бхакти йога не противоречат друг другу, а подобно лучам ведут к одному солнцу. Также Вивекананда говорил о разных мировых религиях. Он объехал с выступлениями весь мир и обрел массу последователей, среди которых были Махатма Ганди, Ромен Роллан и Лев Толстой.

Йога в понимании Свами — это компрессия многовекового процесса эволюции в одну жизнь, несколько месяцев или даже несколько часов существования одного тела.

2017 год: в соответствии с учебными пособиями Университета йоги С-Вияса им. Свами Вивекананды, йога — это наука о счастье и холистическая медицина, рассматривающая человеческий организм как единую систему, в которой тело, разум и душа тесно взаимосвязаны.

После всего, что я узнала и пережила в университете, мой предшествующий жизненный опыт выстроился в логичную цепочку. Я осознала, чего хочу от жизни и поняла, куда нужно для этого двигаться (и куда не нужно — тоже).

Для меня йога — это способ научиться слушать себя и реализовывать свой потенциал в точке, где внутренний и внешний миры встречаются и не противоречат друг другу.

Запись опубликована автором Ольга Пахомова в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Ольга Пахомова

Об авторе Ольга Пахомова

Cертифицированный университетом С-Виясы (http://svyasa.edu.in/) и Международным Центром Аккредитации преподавателей Йоги (www.cyai.org) инструктор по йоге. Автор курса управления стрессом с помощью йоги. Инструктор по направлениям: пранаяма, циклическая медитация, тратака, йога против диабета. Инициатор совместного проекта по исследованию коммуникационной системы афалин Института Океанологии РАН и МФТИ.