Напрягаться или расслабляться, или спор физиков и лириков

«Физиками» мы называем приверженцев динамической йоги, последователей Паттабхи Джойса и его учеников. Соответственно, «лириками» — их оппонентов — сторонников полного расслабления тела и сознания в классической традиции Патанджали. Как повелось, между физиками и лириками идет непрерывная дискуссия. Текст Виктора Бойко, позаимствованный с его форума realyoga.ru — приводит много живых примеров в пользу Лириков. 
Когда я, «физик», который 10 первых дет своей жизни в йоге СИСТЕМАТИЧЕСКИ и с ПОЛНОЙ ОТДАЧЕЙ занимался «по Айенгару» (в 45 лет мог в стойке на руках отжаться раз восемь носом к полу, делал Падмасану и тоже без проблем выжимался с ней в стойку и т.д.и т.п.) въехал в «Сутры» уже имея этот опыт и наблюдая многих, то усек что есть ДВА РАЗНЫХ подхода к йоге. И автоматически стал убежденным «лириком».
И сейчас вижу ситуацию так: есть йога, ориентированная на спонтанность, и есть йога по разумению.
Что значит «на спонтанность?» – спросите Вы, а я отвечу: — Это значит отсутствие стремления к наперед известному результату (сделать асану как на картинке или как делает Айенгар, Сид, Зенченко и т.д.), а ориентировка на процесс. Когда человек принимает доступную форму асаны и не КОРЯЧИТСЯ в ней дальше, стараясь подогнать себя под чье-то исполнения или идею (типа: спина тут должна быть ровной, носочек вытянут, грудь раскрыта, кожа туда или оттуда натянута и прочее, чему нет конца), а расслабляет НЕНУЖНЫЕ для сохранения данной позы мышцы, а работу НУЖНЫХ минимизирует (что, кстати, и является признаком мастерства), очищая при этом сознание от мыслей, то, согласно степени такой «очистки» форма асан начинает «течь», улучшаясь САМА ПО СЕБЕ. Без усилий воли, старания, «выставления» и чего-либо еще.
Мне снова могут возразить: — Но ведь асану желательно сделать лучше, не так ли? А я снова отвечу: — Если тело сегодня НЕ МОЖЕТ больше согнуться, то КУДА и ЗАЧЕМ стараться его согнуть? Вот Вы идете по улице – КАК вы идете? Наверное самым естественным для себя образом, да? А можно ли идти лучше? Странная идея, не правда ли, тут же напрашивается вопрос: — Лучше чего? Или дышать лучше… Опять же: лучше чего?
На основании своего (и НЕ ТОЛЬКО!) опыта в йоге я считаю, что поскольку тело человека на миллионы лет древней его же разума, то последний, будучи направлен (создан) исключительно на приспособление ко внешнему миру и его трансформацию (якобы в своих интересах), абсолютно НЕ ОПРАВДАНО — в случае с йогой по разумению – переносит на свое собственное тело методы этой трансформации и ее сущность. В то время как тело, будучи природным образованием с пользой и без сопротивления воспринимает воздействия совершенно ИНОЙ размерности и ТЕМПА, а именно – отдозированные им самим!
Поясню на примере. Новичок говорит мне: я никогда в жизни на руках не стоял, как бы научиться? Может каждый день пробовать, по разу там, по два к стеночке становиться? Или еще что-нибудь? Это он насчет Адхо Мукха Врикшасаны…
Я говорю: — Не спеши, делай Чатуранга дандасану, сколько получается, до первого малейшего ощущения перегрузки и дискомфорта в теле (в руках), дыхании, с полностью расслабленным животом, свисающим к полу, и без сколько-нибудь ощутимого прилива крови к лицу.
Он говорит: — Но таким макаром у меня получается только секунд двадцать выдержки, не больше…
— Вот и делай эти двадцать секунд!
— Может два раза в день?
— Нет, одного достаточно.
И он делал. Через полгода время выросло до 40 секунд, через год до минуты. Тогда я сказал парню: — Делай мах ногами и становись на руки к стене. Он и встал. Я говорю: обопрись нормально на ладони и оторви ноги от стены. Оторвал, встал так, как будто стоял всю жизнь, и говорит: — Как это?! Вроде же делал Чатурангу?…
Параллельно этот же человек осваивал стойку на голове, начал с полутора минут. Не буду говорить о подробностях, но принцип тот же самый – время прирастало само, и через год он свободно стоял 15 минут. В Ширшасане отладилась вестибулярка, и потому стойка на руках пошла элементарно. То же самое, скажем, в Баддха конасане: не ЗАСТАВЛЯТЬ колени опускаться к полу, но ПОЗВОЛЯТЬ им это сделать – через намерение и «отстегивание» головы, т.е. – молчание ума (оно же – ЧВН, которое отрабатывается постепенно на ЛЮБЫХ доступных асанах и является ГЛАВНЫМ условием йогатерапии).
Промежуточное резюме: в описанных мною примерах (их можно дать сколько угодно) «плоть», как говорит maxxx, развивается сколь угодно успешно, нужно просто грамотно распоряжаться спонтанностью. Параллельно с этим хорошо усваиваются начальные стадии ЧВН – молчания ума. В процессе такого усвоения так или иначе начинается ментальное (психическое) очищение, и идет оно параллельно с физическим развитием – иногда опережающе, иногда вровень – у кого как, в зависимости от того, где у конкретного человека локализуются проблемы больше – в соме или в психике.
Что до уровня сложности или гибкости, то он также растет спонтанно и вплоть до своих природных пределов, которые присутствуют у каждого индивида. И потом, когда они достигнуты, это может или вызывать изумление (если занимающийся имеет ПРИРОДНУЮ гипермобильность и она с практикой еще увеличивается) или не вызывать, тогда (да в общем и всегда) практикующий в плане физическом останавливается, но йогическое развитие по идее должно дальше (как у ребенка — рост тела заканчивается и центр тяжести развития перемещается в сферу психики/ума) – пранаяма, дхьяна и прочее – опять же, насколько данная система (структура, психосоматика) обладают ДАННЫМИ для ТАКОГО развития.
Пытаться же НАВЯЗАТЬ организму НЕ СВОЙСТВЕННЫЙ ему уровень (и тем более – темп развития) гибкости либо ЧЕГО УГОДНО всегда кончается плачевно, иногда болеьше для тела, иногда – для психики (нервной системы).
Maxxx пишет: «…Если у тебя качество мышц/связок позволяет выполнить асану, то далее можно заботиться о том, чтобы их расслабить и уйти от ощущений. Если нет — нужно их попросту развивать. Пример — несколько месяцев попотел над адхо мукха врикшасаной (стойка на руках) далеко ЗА границей ощущений, зато теперь могу минут на 5 спокойно в ней расслабиться (ну или поработать, это уж как захочется).
Так вот данный пример ни о чем не говорит, поскольку вполне можно было обойтись БЕЗ потения и риска травмировать руки, что я описал выше. Но есть и еще один нюанс: у того парня, которого я использовал в качестве примера была кроме прочих «радостей» тяжелая аллергия, что НЕ позволяло ему потеть и перенапрягаться, как это делал уважаемый maxxx. Качество тела у парня менялось так же постепенно, как прирастало время выдержки Чатуранги. Или – наоборот, как хотите.
Природные процессы весьма медленны, но фундаментальны и безошибочны, когда ум расслаблен и ПОЧТИ пуст, он НЕ МЕШАЕТ им включаться и протекать оптимально.
«Физики» же в 99% случаев так задергивают тело измышлениями на тему «ускорения развития», что я постоянно встречаюсь с уймой неврозов, травм и Бог знает какими последствиями практики йоги по разумению («физики»).
Но ведь самая фишка вообще НЕ в теле, если, конечно, оно более или менее здорово. Вот глядите, знал я лет сорок назад одного парня, который прочел «Мои скитания» Гиляровского и просто заболел желанием гнуть руками пятаки. Он десять лет пахал, развивал пальцы, кисть, и научился таки это делать! Я сам видел! Если он сжимал человеку своей рукой запястье, то мог запросто при желании сломать кости. Но это НИКАК не изменило его жизнь. Он не стал красивее, умней, счастливее – скорее наоборот.
То же самое, господа, относится к необычной гибкости, которую некоторые приобретают посредством практики асан. Будучи развиваемой «по понятиям» или примерам, которым сейчас нет числа, такая гибкость НЕ может дать и НЕ дает полезных системных изменений, которые в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ являются производным от очищения, уравновешения и степени ЧВН, достигаемого В ПРОЦЕССЕ выполнения асан. И, кстати, чем асана «заковыристей», тем меньше вероятности что хоть какое-то торможение сознания в ней может быть достигнуто! На самом деле есть полоса оптимальных значений сложности формы, которая МОЖЕТ сочетаться с возникновением ЧВН, все что из нее выбивается этому возникновению НЕ способствует, но БЛОКИРУЕТ его.
Если человеку удастся благодаря каким-то индивидуальным качествам пробиться к гипермобильности и не повредить тело, то там ЧВН доступно (хотя скоростные перемещения из асаны в асану ставят порог глубине этого ЧВН, как в цигуне), но подавляющему большинству пробиться туда НЕ удается.
Поэтому я всегда говорю своим ученикам или пациентам так: — Главное – релаксация, с самого начала, пусть вы в состоянии кое-как сделать только пяток самых простых асан. И люди выполняют эти асаны, прислоняясь поначалу к стене, опираясь на всякие «кирпичи», сложенные стопкой книги и прочее. Для меня главное – чтобы они БЕЗ напряжения адаптировались к йоге с самых первых шагов.
«Скромное начало никогда не таит в себе опасности». С больными в некотором роде проще, чем со здоровыми, больные не суются в процесс со своими представлениями, почерпнутыми из завлекательных книг, которых сегодня пруд пруди. Больным плохо и они хотят чтоб стало лучше. И при таком подходе, которым пользуюсь я, лучше становится довольно быстро. Плохое здоровье или болезнь как таковая ослабляют человека, его тело, и душу. И когда он на время практики (пока на ЭТО время) только НАЧИНАЕТ отстраиваться от себя, своего неудовлетворительного физического состояния, негативных переживаний, с ним связанных, внешних проблем, которые накручиваются во многих аспектах бытия из-за ослабления здоровья – ему УЖЕ становится ЛЕГЧЕ. Почему? Я об этом писал и говорил столько раз, что меня уже тошнит от повторений: психосоматика начинает приходить в себя! Запускается процесс самонастройки, поначалу робкий, поскольку система не верит что ее оставили в покое и позволили заниматься собой. И не принуждают бесконечно что-то «правильно» тянуть и выстраивать.
Кстати: любая обычная нагрузка, без преобладания компонента мышечной релаксации и хотя бы попыток ЧВН воспринимается системой как воздействие, которое нужно терпеть, на которое нужно РАСХОДОВАТЬСЯ, которому нужно противостоять. Подход же, который порождает ЧВН – НЕ в контрах с системой, он полезен ей и она принимает его без возражений. Правда ему нередко сопротивляется сама болезнь, которая также стремится продлевать себя, но это уже другой вопрос,относящийся к области йогатерапии.

Кто какую цель в йоге перед собой ставит – тот ТАКОЙ йогой и занимается. А если толком не въехал и НЕ понимает, чем занимается, то, как говорят, и сам ты Никто, и звать тебя – Никак. И получаешь ты Не Пойми Что. Может оно и лучше,чем ничего, но только временно. А потом свободно может стать еще одной жизенной проблемой.
Кстати, преобладание релаксации вовсе НЕ отвергает наличия в практике высоких физических нагрузок, но такие нагрузки совсем по-иному воспринимаются организмом – они для него ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ высокими. Это парадокс: чем эффективнее расслабляешься, тем сильнее и больше можно нагружаться.