Випассана: ожидания, реальность, результат.

«Есть четыре точки для наблюдения. Сидя в молчании, просто начни наблюдать дыхание, чувствовать дыхание. В первой точке дыхание входит. Затем, на мгновение, когда дыхание вошло, оно останавливается на долю секунды; это вторая точка наблюдения. Затем дыхание разворачивается и выходит наружуэто третья точка наблюдения. Тогда снова, когда дыхание вышло, на долю секунды оно останавливается. Это четвертая точка наблюдения» (с) Ошо.

Ожидания. Теория вопроса

«Випассана» в переводе с санскрита означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». Этоодна из древнейших медитативных техник, которую Готама Будда более 2 500 лет назад передал своим ученикам как универсальное средство от всех напастей, как искусство жить. В основе випассаны лежит самонаблюдение. Концентрируя внимание на внутренних процессах, прежде всего на дыхании, человек способен осознать глубинные истоки, объединяющие разум и тело, прочувствовать, как из мыслей рождаются физические ощущения и наоборот. Практика випассаны дает прогрессирующее понимание этой взаимосвязи и позволяет вывести контроль над собственным телом, мыслями и эмоциями на новый уровень. Напряжение порождается страхами и сомнениями, а самосозерцание позволяет понять его природу и заменить его ощущениями спокойствия, равновесия и расслабления.

В России самой популярной формой випассаны стал вариант, который предложил индиец Сатья Нараян Гоенка в 1969 году: 10-дневный курс, в течение которого участники соблюдают «благородное молчание» — не произносят ни слова, не смотрят друг на друга, не взаимодействуют жестами. Обязательным на время прохождения випассаны является воздержание от убийства любых живых существ, воровства, секса, лжи и опьяняющих веществ. Участники курса не должны отвлекаться от самосозерцания на книжки, музыку, интернет и т. д. В течение всего курса питание вегетарианское, строго по графику. Предполагается общий зал, куда учитель всех собирает ударами в гонг. День проходит в медитациях под его руководством, утром и вечером отведено время ответам на вопросы, которые ученики передают в виде записок.

В настоящий момент по всему миру функционирует более 150 центров, в которых можно пройти випассану по методу С. Н. Гоенка, несколько из них находится в России. Участиебесплатное, но в любой момент после прохождения курса ученик может оставить пожертвование, если почувствует, что этот опыт был для него полезным и захочет дать другому человеку возможность пройти випассану. Чтобы попасть в такой центр, нужно предварительно зарегистрироваться и успеть попасть в лист ожидания: желающих много.

Решившись поехать на випассану, я понимала, что будет сложно: сложно высиживать многочасовые медитации на полу с прямой спиной, сложно жить и есть в строгом графике, невыносимо быть оффлайн и молчать. Я ожидала обилия физических практик, йоги, цигуна, или чегото похожего. Я не знала, взгляну ли на мир совсем уж поновому, поскольку ранее развивала восприятие обучением в университете йоги СВияса, но надеялась, что знакомство с новыми формами практики поспособствует личностному и профессиональному росту.

Реальность. Немного зверя есть в каждом из нас?

Не дожидаясь открытия листа ожидания центра С. Н. Гоенка, я нашла платный вариант в клубе в ближнем Подмосковье. На сайте предлагали по 12 часов статических, динамических и дыхательных практик в день и, внезапно, методы современной интегративной психотерапии. Там же была указана цена за проживание и за ретрит (одинаковая). На бегу я не уловила, что это две разные суммы, которые потом складываются. А уловила, когда уже перевела аванс. В ответ на просьбу вернуть деньги, финансовый директор клуба приятно удивил меня скидкой в 50%, аргументированной свойством Вселенной возвращать добро. Я впервые повстречала незнакомого человека, с ходу воплотившего этот принцип в материальном мире, несмотря на ощутимую цену вопроса. В сопроводительном письме участников попросили три недели до ретрита воздерживаться от мяса и захватить с собой теплые носки.

Первыми, кого я встретила на випассане, стали напуганная девушка, спросившая, «не секта ли тут у них?!», и очаровательный длинный пес на коротких ногах с разноцветными глазами. Девушка в итоге оказалась моей соседкой в чистой и уютной комнате с двухэтажными кроватями на 6 человек. Курс начался с ужина и бани, а затем нас посадили в круг, где каждый представился, рассказал, что его привело на курс и какого результата он хотел бы добиться. После увлекательной, но недолгой процедуры знакомства нас попросили сдать мобильные телефоны, и коробка с ними отбыла в неизвестном направлении до завершения курса. В этот момент я начала осознавать, что всё действительно уже происходит, и мне вотвот придется замолчать на целую неделю. Ощущение было бодрящее и очень похожее на панику. Учитель сообщил, что в дальнейшем нашим ориентиром будет гонг: практики, завтрак, обед и ужин анонсируются в общем зале, а часов на обозримой территории клуба нет.

Утром учитель прочел нам вводную лекцию о принципах випассаны и предупредил, что в процессе курса нас ждет много провокаций, в том числе подстроенных, и задачане раздражаться, не отвлекаться, наблюдать за дыханием и созерцать мысли и ощущения, не вовлекаясь в них. После этого мы приступили к ежедневному утреннему комплексу упражнений: разминка суставов и позвоночника, дыхание капалабхати, перекаты, самомассаж (длительность зарядки — 3 часа). Мимо моего коврика вскоре поплыли аппетитнейшие запахи из кухни, где нам наваривали каши и другие веганские блюда. Забегая вперед, скажу, что именно эти обонятельные ощущения, несколько противоречащие идее вступать на путь просветления с пустым животом, стали для меня самым сложным элементом практики.

Вскоре после завтрака практика возобновилась, и мы приступили к медитациям. В течение дня мастер чередовал динамические и статические техники. Статические в основном предполагали наблюдение за дыханием и ощущениями в теле в положении сидя на полу с прямой спиной. В динамических было разнообразие, звуки, произвольные или заданные движения. В процессе большинства практик нужно было дышать ртом, поскольку носом мы напитываем разум, а ртомэмоции. Мне больше всего понравился формат кундалинимедитации, танцы до упаду под энергичную завораживающую музыку, после которых по мере приближения обеда я опять начинала сходить с ума по запахам из кухни. Последние минут 10 обычно была дзенходьба. Это когда ты бесцельно бродишь по хаотической траектории, стараясь ничего не замечать и углубиться в созерцание дыхания и ощущений.

За обедом следовало свободное время, по ощущениям часполтора. В этот промежуток предполагалась самостоятельная медитация в общем зале, в комнате или на природе. По гонгу мы снова собирались вместе, и учитель зачитывал нам запискивопросы от участников курса и давал развернутые философские ответы. Иногда в этих минилекциях было столько юмора и житейской мудрости, что я хохотала в голос. Благо, проявлять эмоции звуками разрешалось и даже поощрялось. Затем мы возобновляли медитативную практику, в основном сидя в статике. После ужина была вторая волна записок, медитация или сказка на ночь и отбой.

Второй день прошел по аналогичному расписанию, но дополнительно учитель попросил нас в течение дня вдумчиво выписать на листок обиды и другие яркие ситуации, отражающие весь спектр чувств к маме и папе.

На третий день в наш скромный быт пришло нововведение в виде повязки на глаза. С ней мы жили, ели, медитировали и чего только не делали (повязку нужно было оставлять на глазах с утреннего гонга до отбоя). День начался с разбитой кемто за завтраком тарелки. Это событие привело к затруднению: будучи без обуви, я после недолгого колебания решила подглядеть и проверить, нет ли на полу осколков. А осколочек был! И все, погружение во внутреннюю тьму для меня на этом закончилось: глаза сами начали открываться. И, хотя маску я честно носила, подглядывала вниз через отверстия вокруг носа постоянно. Параллельно произошло еще одно знаменательное событие: медитативные техники обогатились катарсисом, во время которого нужно выпускать из себя животное начало, орать, кричать, рычать, звереть. Я колотила подушку, орала, топала и стучала руками по полу. Но знаете, что? У меня от этих процедур быстро устали горло и руки, а зверь так и не пришел. Я слышала и даже немного видела, как другие участники группы отрываются от всей души, но ничего не могла с собой поделать. Видимо, мой суслик находится в глубокой спячке.

На четвертый день у меня с учителем случилась, как бы это сказать, немая дискуссия. На катарсисе он попросил, чтобы я перестала халтурить. Я написала записку, что стараюсь изо всех сил, но зверя, видимо, нет дома, и извинилась. В ответ на это он прервал медитацию и обратился ко всем с просьбой прекратить лгать себе и дать волю мощным затаенным чувствам. Сказал, что даже когда кажется, что детские проблемы уже отработаны, не нужно заблуждаться: внутри каждого живет боль, которая притягивает очередную боль. А давая выход негативным эмоциям, мы освобождаем место для чегото прекрасного и вдохновляющего.

На пятый день все медитации были посвящены маме. Не обошлось, ясное дело, и без катарсиса. Я решила прекратить переть против своего естества и рвать голосовые связки, посидела спокойно, подышала. Днем на прогулке мой внутренний диалог отключился надолго, я прицельно слушала тишину и наслаждалась. Вечером был шэринг, во время которого участники по очереди вслух делились впечатлениями от пережитого. Я снова призналась, что не могу вытянуть из себя ожидаемую форму яростного поведения. Учитель ответил, что во мне царит тотальный контроль разума, и что этому есть подтверждения: постоянное подглядывание и быстрый темп речи. Сказал, не живешь ты, Оля, чувствами. Ну тут уже взбрыкнуло все мое нутро: я с детства рисую, пишу прозой, хореем и пятистопным ямбом, открыто выражаю любые возникающие эмоции, не вру и часто слышу о своей прямоте, бросила успешную карьеру, чтобы помогать людям и делать чтото осмысленное. Полночи я провела в накручивании аргументов, что вот это же надо ему сказать, и вот то объяснить, а еще вотА потом вспомнила буддистскую поговорку: «моешь чашкудумай о чашке», и расслабилась. Поняла, что, по сути, в жизни учителя факт наличия у меня чувств ничего не меняет, равно как и в факте моей чувствительности ничего не меняет учительская о ней неосведомленность. Что нужно прислушаться к интуиции, раз уж имеет место этот эксперимент, а не молотить безрадостно подушку.

Результат. Обыкновенное чудо

День шестой, отцовский. Я уже знала, чем заняться на катарсисе: под вой, удары и всхлипывания я постепенно отпустила свои мысли в сторону папы. И получилось! Вместо предполагаемой агрессии в ответ на детские обидки в моем воображении выстроился карточный домик из членов семьи, соединенных причинноследственными связями. Я поняла, что обижаясь на близких, неправильно спрашивать, чем мы это заслужили. Стоит задаться вопросом, почему они поступали тем или иным образом? Я поняла, что, как ток по проводам, негатив, перетекая из формы в форму, может течь сквозь время и людей. И прекратить это можно, отправив навстречу противоположный заряд, любовь. Припоминая, какие неполадки были между бабушками, дедушками и родителями еще в их детстве, я окончательно прояснила все ситуации со своего листочка и приняла их, а заодно и концепцию родовой кармы. Вечером мы с девочками в благородном молчании посетили баню.

День седьмой, последний. Упоминала ли я, что перед этим мы двое суток провели в повязках на глаза? Теперь с ними можно было распрощаться. После завтрака закончилось и молчание. Интересно, что нарушать тишину при этом особо не хотелось. Учитель правду сказал: мы молчим, чтобы понять, зачем мы говорим. На кухне впервые появились хлеб и сыр от повара на продажу. Минут за 20 мы все же разговорились и стало очевидно, что неделя в тишине и глубоких переживаниях раскрывает и сближает людей гораздо больше, чем бессодержательные разговоры, начинающиеся просто чтобы не молчать. Образы «однокурсников» были уже настолько яркими и сформированными, что слова ничего особенно не поменяли. После обеда мы собрались в круг, чтобы поделиться впечатлениями. Две девушки из группы были неподдельно счастливы. У обеих эта випассана была не первой, но, по их словам, именно в этот раз рухнула гора с плеч. У оставшихся участников отзывы были положительные, но более сдержанные. Выслушав всех, учитель проанонсировал предстоящие мероприятия клуба: випассаны, паломнические поездки по России и зарубеж, расстановки. Мы все обнялись, поблагодарили друг друга и распрощались.

Постскриптум. Границы не в природе, онив сознании

Подводя черту под вышеописанным, вот что я скажу о випассане:

  1. Посетить ее однозначно стоитесли вы действительно готовы выйти за рамки привычного существования, получить ни на что не похожий жизненный опыт и не боитесь ради этого расколбаситься по полной программе в условиях, далеких от привычных. Помните: любой шаг прочь из зоны комфорта раздвигает ее границы. И чем шире шаг, тем толще партизан могучее воин в вас сформируется к концу этого мероприятия. Кроме шуток.

  2. Доверяй, но проверяй. Насчет центров Гоенка у меня никаких сомнений нет, там даже работники всеволонтеры, но что касается платных ретритовбудьте осторожны. Разбор родительских полетов погружает человека в состояние ребенка, он полностью доверяется учителю и становится легкой добычей для манипуляторов. В моем случае этого замечено не было, но несколько насторожило, что в клубе регулярно проходит бесплатная баня для друзей, где учитель предлагает какие-то схемы с биткоинами, легкий способ заработать типа.

  3. Еще одна тема, которую я бы рекомендовала фильтроватьэто истории про мировой заговор маркетологов и корпораций: мастер говорил нам, что смерть придумали люди, что, живи мы в натуральных условиях, шей себе одежду из нитей, сотканных вручную из семечки, посаженной самостоятельно и питаясь ею же, не засоряя себя плохими мыслями и действиями, процесс жизнедеятельности был бы значительно правильнее и длился бы гораздо дольше. Ок. Но дальше речь шла о том, что это все корпорации, которым выгоден не человек, а потребитель, намеренно засоряют нам мозги и вводят в заблуждение с целью поиметь прибыль. Я семь лет рекламировала международные бренды и круглосуточно имела дело с «ненасытными корпорациями» и «коварными маркетологами». Поверьте, там у них тоже офисы с неудобными креслами, опоздания, дедлайны и факапы. Они состоят из нормальных людей, которые едят, спят, смеются, плачут, болеют и умирают. Насколько мне известно, ни одну из этих компаний не возглавляет трехсотлетний злой йог, который сам просветлел, а остальным корыстно голову морочит. Сохраняйте, пожалуйста, здравомыслие и не впадайте в крайности.

  4. Обратите внимание на то, как с маркетингом обстоят дела у самих организаторов вашей випассаны. Если он хорош, информация о курсе выскакивает в числе первых в поисковике, сайт красивый и с наворотами, вас обязательно пригласят возвращаться как можно скорее. Так вот, это всепризнаки, что лучше поискать другой клуб. Духовные учителя далеки от материального мира и не будут пытаться заработать лишнее на вашем желании развиваться.

  5. После випассаны я научилась совершенно отчетливо отслеживать, как, к примеру, мое беспокойство об опоздании приводит к напряжению мышцы под коленкой. Или мысль, не забыла ли я пропуск, слегка щемит под лопаткой. Как бы странно это ни звучало, прелесть момента в том, что осознавая эти ощущения, все напрягающиеся места можно тут же расслабить, и мысли успокаиваются сами собой. Не знаю, какие открытия ожидают вас, но не сомневайтесь: они будут удивительными!

Ольга Пахомова, сертифицированный университетом СВиясы (http://svyasa.edu.in/) и Международным Центром Аккредитации преподавателей Йоги (www.cyai.org) инструктор по йоге.

Запись опубликована автором Ольга Пахомова в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Ольга Пахомова

Об авторе Ольга Пахомова

Cертифицированный университетом С-Виясы (http://svyasa.edu.in/) и Международным Центром Аккредитации преподавателей Йоги (www.cyai.org) инструктор по йоге. Автор курса управления стрессом с помощью йоги. Инструктор по направлениям: пранаяма, циклическая медитация, тратака, йога против диабета. Инициатор совместного проекта по исследованию коммуникационной системы афалин Института Океанологии РАН и МФТИ.