Махашиваратри — великая ночь трансформации 24-25 февраля

махшиваратри1Махашиваратри — это большой индуистский праздник, почитаемый всеми последователями Шиваизма, а также йогами и тантриками.

В буквальном переводе это означает «Великая ночь Шивы»: Маха – великая, Шива — имя одного из трёх главных богов индийского пантеона, ратри – ночь.

Это событие отмечается раз в год в ночь с трайодаши титхи чатурдаши титхи (с 13-ый на 14-ый лунный день) в темную фазу (Кришна пакша) лунного месяца Магха.

Эта ночь считается ночью великой трансформации. В индуизме Шива считается символом Высшего Божественного Сознания, единым Богом, и символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства — аспект Божественной силы. Шивой называют Силу, разрушающую Вселенную в конце её существования, силу, которая разрушает наши заблуждения в процессе духовного совершенствования. Также Шива — это также космический мужской принцип. Поэтому в этот день в Индии поклоняются Лингаму – фаллосу Шивы (сотни обнаженных мужчин-индусов, пребывающих в экстатическом восторге в эту ночь – обычное явление). Особое значение Махашиваратри имеет также и для женщин — индианки в этот день приходят просить Парвати (супругу Шивы – ведь Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.

Существуют легенды, связанные с этим праздником, они – в конце заметки. Но есть также и вполне «научное», если можно так назвать, объяснение тому, почему эта ночь так важна (далее я воспользуюсь цитатой Ведического астролога Татьяны Бородиной):

«Причина в сакральном смысле, лежащем в основе этого праздника. Эта ночь приходится на ночь новолуния. А луна символизирует наш ум — она повелитель манаса или нашего примитивного ума (не путайте с интеллектом). Ума, похожего на пару рыб, играющих в пруду и находящихся в непрерывном движении. Одна рыбка всегда устремлена в будущее, другая всегда смотрит в прошлое. Так и проходит наша жизнь, между сожалениями о прошлом и тревогами о будущем.

Наверное, каждый из нас испытывал состояние, при котором ум разрывает множество мыслей. Остановить их бег невозможно, а переживания и страхи о будущем, постоянное проигрывание в воображении картинок будущего — превращает все внутри в раскаленную пустыню. Наш ум похож на штормящий океан, пребывающий в беспрерывном движении и генерирующий «приливы» и «отливы» мыслей. Мы постоянно ведем внутренний диалог, говорим и обсуждаем, думаем, переживаем. И очень редко внутри нас бывает тишина…

Итак, «приливами» и «отливами» активности нашего ума управляет Луна. В ночь Шиваратри она исчезает с видимого небосклона, ум затихает. Его блуждания по просторам будущего или погружение в пучины прошлого – приостанавливаются.  У нас появляется уникальная возможность «поймать» момент настоящего…»

По этой причине эту ночь рекомендуется провести, бодрствуя в медитации, молитве или духовной практике.

В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике — в этом ее уникальность и сакральный смысл. Как аспект трансформации, Шива помогает духовным искателям преодолеть препятствия на духовном пути и пережить внутреннее блаженство и покой. Любая медитация в эту ночь считается в 100 раз сильнее обычной, это связано с положением Солнца и Луны в это время.

Тем, кто бодрствует во время Шиваратри, в Пуранах обещано материальное процветание и место в раю.

Считается, что имя Господа Шивы, воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, осторожно или беспечно — обязательно даст желаемый результат.

В Индии в эту ночь во всех храмах Шивы проводятся ведические ритуальные церемонии (пуджы), читаются мантры для Шивы, жгутся благовония и масляные лампы.  Если вам предложат выкурить чилум или выпить бханга (ласси с коноплей) — не удивляйтесь, это религиозная традиция (но вы, разумеется, можете отказаться).

Истинные почитатели этого божества постятся в день, предшествующий Махашиваратри (то есть в 13-ый лунный день, в 2017 году — 24 февраля), максимум позволяется один прием пищи и  напитки, а на следующий день (25 февраля) соблюдают полный строгий пост  (не допускаются даже напитки) во имя Шивы. Выход из поста производится при смене лунного дня, после чего допускается один прием саттвичной (легкой) пищи.  Перед каждым ритуалом (пуджей) или визитом в храм принято принимать душ/ванну и надевать чистую одежду.  Особо благоприятно делать омовения в святых водах (в Индии это Ганга, поэтому тысячи паломников устремляются к берегам этой реки) или, по крайней мере, в естественных водоемах.

Вот как сказал о Шиваратри индийский святой нашего времени Саи Баба:

«День Шиваратри поистине будет священным тогда, когда человек сможет пережить Божественное состояние Бытия-Сознания-Блажества (Сат-Чит-Ананды). До этого момента, человек постоянно пребывает во тьме. Пока фрукт не созреет, его сок не будет сладким. Когда фрукт полностью созревает, он падает с дерева. Исчезает его привязанность к дереву. Подобно этому, когда человек достигает духовной зрелости, он автоматически обретает непривязанность. Человек должен стремиться обрести духовную зрелость с помощью духовных практик, которые трансформируют его сознание».

Что нужно делать в ночь Махашиваратри

  • Соблюдать пост. Пост — это не только отказ от еды, сюда входит воздержание от интимных отношений и участия в культурных мероприятиях (кроме имеющих духовное содержание).
  • Очистить тело (вымыться, надеть чистую одежду)
  • Совершить любой возможный для вас акт благотворительности – материальное пожертвование либо как-то еще поучаствовать в благотворительности – накормить бездомных животных или людей, и т.п. Таким образом вы освобождаете «место» для прихода обновлений в вашу жизнь.
  • Выполнять практики самостоятельно или посетить пуджу. Обязательно посвятите хотя бы полчаса своего времени медитации или молитве. Вы можете читать мантры, посвященные Шиве, другие мантры или любую другую близкую вам молитву в вашей духовной традиции. Эта ночь рекомендована для начала длительной садханы, взятия обета — так как Шива покровитель всех духовных практик.

Практики для Махашиваратри:

В эту ночь не рекомендуется просить о материальных благах. Рекомендуется просить об освобождении – как минимум от зависимостей, привязанностей и своих пороков, дурных привычек, боли, обид, воспоминаний, своих негативных ментальных установок.  Ну, а если вы претендуете на «продвинутый» уровень – просите об освобождении (мокше) или о лучшем перерождении :). Эту ночь можно посвятить молитвам об устранении с вашего пути препятствий, мешающих вашему духовному процветанию, развитию, движению вперед, реализации ваших целей.

  • Самая простая и точно доступная каждому – это джапа (повторение) мантры «Ом Намах Шивайя» – это вы можете делать даже передвигаясь в транспорте, выполняя хозяйственные и прочие дела, «выделив» часть своего сознания для погружения в мантру. Но, конечно, лучше отвести для джапы специальное время, хотя бы 30 минут.
  • Самая почитаемая в этот день мантра (одна из основных мантр Шивы) — Маха Мритунджая мантра — ведущая к «освобождению и бессмертию»:

Ом Триямбакам Яджаамахе
Сугандхим Пуштивардханам
Урварукамива Бандханаат
Мритьйормукшия Маамритаат

На Ю-тюбе есть видео, где ее читает 108 раз 21 брамин (каста индуистских священнослужителей) – вот уж поистине Шиваистская штука, правда разрушит всё, такой, знаете ли, йоговский Рамштайн :).

Но есть и гуманные варианты видео или аудиозаписей этой мантры 🙂

  • Поскольку эта ночь – ночь мужской силы, можно использовать медитацию с шабдом «Со Пуркх» — 108 повторений (символично, что в этом году Махашивратри совпала с празднованием «мужского дня» в России – очень хочу верить, что наконец-то наши мужчины «восстанут из пепла» и вступят в свои мужские права ( нам, женщинам, позволят наконец-то оставаться просто женщинами – красивыми, тонкими, расслабленными, чуткими, любящими и нежными).
  • Если учесть, что в 2017 году Махашивратри приходится также на коридор затмений и очень близко к солнечному затмению, то можно пойти в Буддитскую традицию и использовать практики, традиционно выполняемые буддистами в дни затмений – медитации с мантрой «ОМ» или «Ом Мане Падме Хум».
  • Если вы не можете что-то отпустить: отношения, воспоминания, боль, переживания или человека, дурные привычки — то духовная практика в период Шиваратри даст вам дополнительную энергию чтобы сделать это. Можно написать проблемы на листочке и сжечь листок, развеяв пепел по ветру — ведь пепел — это один из атрибутов Шивы.
  • Медитация «Река освобождения»: по легенде Шива носит в своих спутанных волосах Гангу. Воды Ганги – это самое сильное из известных сил очищения и освобождения. Закройте глаза и представьте себе реку. Река может быть золотого цвета или серебряного — как вам нравится. А теперь представьте сухие листья. Они лежат у ваших ног. Возьмите один листочек в руки, мысленно обратитесь к Высшим силам с просьбой о помощи. Сухие листья — это ваши обиды, гнев, жадность и другие эмоции которые не дают вам покоя, терзают ваше сердце и ум. Любое чувство, которое мешает вам отпустить ситуацию и доставляет неприятные ощущения. Думайте о проблеме «помещая» ее в сухой листок, представляйте ее в виде сухого листа, а теперь опустите в реку. Наблюдайте, как течение стремительно уносит листок прочь от вас, к сияющему океану, в котором все растворяется без следа.

Проделывайте такие упражнения с каждым чувством до тех пор, пока вы не ощутите облегчение. Вы удивитесь силе своего воображения. Можно использовать разные образы, но принцип один — вам нужно отпустить. Образ обязательно должен быть положительным.

Легенды, связные с праздником Махашиваратри — читайте в продолжении статьи на сайте кудаидешь.рф

ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!

Элеонора Завгородняя, инструктор йоги, психолог, автор проекта «Камо Грядеши» (кудаидешь.рф)

При копировании данного материала, пожалуйста, не забывайте указывать ссылку на источник: кудаидешь.рф

При подготовке данной статьи были использованы материалы Ведического астролога Татьяны Бородиной, Ведического астролога Анастасии Андерс.

 

Свами Йогананда (1908-2015)

238-4Шри Свами Йогарадж Бабаджи родился 14 сентября 1908 года в центральной Индии, в штате Мадхья-Прадеш и покинул тело 3 января 2015 года в возрасте 106 лет.

Секреты долголетия йогов

В юности Йогананда учился тибетской и индийской йоге у различных мастеров. Расширив своими практиками ум, обретя гармонию с телом и ‘соединившись с духом’, он ежедневно просыпался в два часа ночи, пил свежевыжатый апельсиновй сок после чего по нескольку часов занимался йогой, он практиковал гималайскую Сукшма-Вьяяму. в свои 106 лет Свами мог дать фору любому молодому человеку и многие с трудом верили, что пожилому йогу из г. Ришикеш, с развевающейся на ветру белой бородой и длинными тонкими руками идет 107-й год жизни. С чистым сознанием и здоровым телом, по словам Йогананды, можно прожить очень долго и не беспокоиться о болезнях. Читать далее

Меняем тело — меняем жизнь

content_telo11__econet_ruДостаточно взгляда – и о человеке можно понять если не все, то очень многое.Понять, что сейчас с ним происходит. Потому что любая мысль, любая озабоченность сразу фиксируются в определенном месте тела.

Например, у человека, озабоченного какими-то проблемами, под этим грузом сгибается верх спины. Интересно, исчезнут ли проблемы, если попробовать разогнуться?

Сразу предупреждаем: интервью с Ириной Глобой не для диагностирования ближних – а для работы над собой.

Как наше тело выражает наши состояния? Почему так происходит? Какая здесь взаимосвязь?

Читать далее

Сурья намаскар ✪ Уровень 2

сурья намаскар

Вашему вниманию представлен комплекс «Сурья намаскар» второго уровня методики ✪ SLAVYOGA SYSTEM ✪

Дыхание в течение всей фазы тренировки в режиме уджайи, язык прижат к твёрдому нёбу в набхи мудре. Читать далее

Психические заболевания c точки зрения эзотерики. Можно ли сойти с ума от йоги?

Мнение Президента Украинской Федерации Йоги Сафронова Андрея Григорьевича

Только 10.6-18.6% из всех выявленных при сплошном обследовании психически больных состоят на учете в психоневрологическом диспансере (ПНД). Распространённость психической патологии по разным регионам нашей страны составила 5,2 %.
Из официальной статистики Читать далее

12 асан йоги для повышения самооценки

immm8qjebjm«Будь уверен» — настоящий девиз нашего времени. И действительно, решительность и уверенность в себе просто необходимы для реализации творческого потенциала во всех сферах жизни. А как же быть сомневающимся, тем, кто не родился «рыцарем без страха и упрека»? Оставаться всю жизнь в тени и зарыть таланты в землю? Читать далее

Техника Визуализации — теория и практика

%d0%b2%d0%b8%d0%b7%d1%83%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%be%d0%b7%d0%be%d0%b2_vizulizasiy_obrozovМногие практики медитации и Йога-нидры связаны с мысленной визуализацией, то есть, способностью по желанию создавать в уме зрительные образы. Без этого практики оказывают меньшее воздействие и не приносят максимальных результатов. Хотя визуализация используется не во всех методах медитации, большинство из них всё же требуют её в той или иной форме, и потому выработка этого важного умения необходима для будущих занятий. Читать далее

8 природных антибиотиков

manfaat_jus_cranberry_bagi_kesehatan_anda1. Клюква
Клюква – ценный источник витамина C и антиоксидантов. Соком клюквы можно обрабатывать раны, поскольку это отличный антисептик. При его внутреннем применении происходит нормализация желудочно-кишечной микрофлоры. Применяется он и при борьбе с мочеполовыми инфекциями. Но есть свои противопоказания: от него стоит отказаться, если у вас обнаружены симптомы язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, а также гастритах с повышенной кислотностью. Читать далее

Рекомендации аюрведы для Вата-доши: Стройность

cover_1438762653-630x315Вата обладает воздушной, легкой и холодной природой. Люди, принадлежащие к этому типу, обычно небольшого (а иногда, наоборот, очень высокого) роста, худощавые. У них сухая кожа, сухие и ломкие (часто вьющиеся) волосы, ломкие ногти неправильной формы, выступающие, заметные кости и суставы, слаборазвитая мускулатура.
(Что такое доши и как определить свою дошу читайте здесь http://www.all-yoga.ru/section/tri-dosha)

Читать далее

Правильно ли Вы сидите

0000Чтобы понять, правильно ли вы сидите, ответьте на вопросы:

1. Сижу ли я под прямым углом к туловищу на обеих седалищных костях или предпочитаю больше опираться на одну из них?
2. Кладу ли я одну ногу на другую, и если да, то какую ногу обычно кладу сверху?
3. «Оседаю» ли я или имею обыкновение сидеть прямо, в застывшей позе?
4. Касаются ли мои ступни пола, или же ноги вытянуты вперед либо расположены под стулом? (Если так, то нижняя часть спины чрезмерно напряжена).
5. Всегда ли я опираюсь о спинку стула? (В этом случае мышцы спины работают не в полную силу и постепенно теряют упругость).

Читать далее